Тема 2.1. Основы конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Основы конституционного права



 

Конституционное право – это исходная, базовая отрасль российского права. В рамках данной отрасли регулируются отношения по организации и осуществлению государственной власти. При этом Конституция определяет границы возможного вмешательства государства в жизнь человека, а также его обязанность охранять индивида от посягательств других субъектов. Основным способом воздействия Конституции на общественные отношения, т.е. методом конституционно-правового регулирования является метод установления и официального закрепления в законе общих принципов организации и осуществления государственной власти и основ правового статуса личности.

Основы конституционного строя являются важнейшими характеристиками общества, государства во всех его главных проявлениях, и в первую очередь отношений государственной власти со своими гражданами, что в значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина.

Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями.

Под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие: из экономической и политической основ деятельности государства; из принципов взаимоотношений государства и человека; из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима; из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями.

Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими.

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения

государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

По своему содержанию эти принципы могут быть разделены на: принципы - основы организации государственной власти; принципы организации и функционирования гражданского общества; принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека; принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

Конституция 1993 г. провозгласила в Российской Федерации демократический политический режим. Он включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия, организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Не маловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития.

Конституция провозглашает Россию республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа.

По Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством. Для правового государства характерными признаками являются: верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Конституция в ст. 1 провозглашает федеративное государственное устройство. Федерация выступает и как форма государственного устройства, и как способ регулирования национальных отношений в многонациональном государстве; дает возможность нациям иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой принцип самоопределения наций и народов. Поэтому субъектами Федерации выступают, наряду с другими, республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В новом подходе к федеративному устройству России демократия находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет децентрализацию власти, отказывается от предоставления центру монополии на власть, дает возможность отдельным регионам самостоятельно решать многие вопросы их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации стали не только национальные образования, но и все крупные административнотерриториальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации (ст. 5). Россия является суверенным государством. Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Суверенитет государства означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свое верховенство в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной возможности законодательных органов государственной власти решать свои вопросы, независимо от других видов органов, в единстве законодательной власти. Конституция закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что особенно важно для единства государства при его федеративной форме (ст. 4). Важно и то, что именно Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, провозглашая и гарантируя положение о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Статья 10 Конституции закрепляет известный большинству стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в России, как установлено в ч. 1 ст. 11 Конституции, осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из исполнительной ветви власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Определяя цель государства в его взаимоотношениях с человеком и гражданином, Конституция устанавливает в ст. 2 положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Таким образом, укрепляется вера, что придет время, когда не человек будет для государства, а государство будет существовать для человека, для обеспечения его прав и свобод.38

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

- Понять предмет и метод конституционного права.

- Уяснить основные принципы конституционного права.

- Иметь ясное представление о роли Конституции Российской Федерации – основного закона государства.

- Знать основные права и свободы граждан.

- Разобраться в органах и ветвях государственной власти в РФ.

- Знать конституционное и государственное устройство РФ.

- Иметь представления об особенностях федеративного устройства России.

- Уяснить специфику понятия правового государства.

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

4.1. Методические рекомендации преподавателю для проведения семинарских занятий

 

В практике высшей школы существует несколько форм семинарских занятий: семинар-беседа, семинар-конференция, семинар-брифинг и др.

Семинар-конференцию есть смысл проводить один раз в семестр по теме, вызывающей в научных кругах разные точки зрения и подходы, что вызвано, как правило, введением в оборот новых документов и материалов, нормативных актов и что находит свое отражение на страницах специальных журналов и сборников материалов конференций, круглых столов и т.д. Проведение такой конференции в группе дает студентам представление о постоянном развитии научной дисциплины, навык работы с самыми новыми документами, анализа различных точек зрения, умение вырабатывать собственную точку зрения и отстаивать ее, выступая с докладом. В группе студенту, особенно первокурснику, осваивать этот навык психологически легче, чем, например, выступать впервые с докладом на традиционной Региональной студенческой конференции в конце учебного года. Темы докладов и литературу к ним предлагает преподаватель.

Один-два раза в учебном году можно проводить семинар-брифинг, приглашая на него юристов-практиков, ученых и других специалистов. Разумеется, проведение такой формы семинара требует специальной подготовки и прежде всего, тщательного отбора темы для него, а также специалистов, которых намечено пригласить. Преподаватель должен выстроить прежде сценарий такого занятия, продумать задания студентам для него, предложить им не только изучить и подготовить вопросы темы по плану, но и приготовить вопросы приглашенному специалисту, ибо цель такого семинара -непосредственная взаимосвязь теории с практикой.

Приглашенный специалист тоже должен быть предварительно информирован о теме, содержании плана семинара, его целях и задачах, времени его проведения, регламенте.

По истории отечественного государства и права целесообразно для проведения семинара-брифинга выбирать темы по советскому и постсоветскому периоду.

Однако самой распространенной формой семинаров в вузе традиционно является семинар-беседа, ибо эта форма наиболее эффективна для усвоений идей, преподанных в лекциях, для конкретизации теории, сближения ее с жизнью. В основе такой формы семинаров лежит знакомство студентов с законодательным материалом. Преподаватель должен научить студента всякое юридическое положение, взятое из лекции, уметь обосновать законодательными источниками. Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Суть последнего состоит в умении, в каждом вопросе выделить юридическую сторону, умении в каждом споре определить больное в правовом смысле место, т.е. поставить юридический диагноз, а также суть – в умении быстро восходить от данной нормы к более широким правовым категориям или от последних спускаться к конкретному случаю.

В этой связи большое значение на этих семинарах имеет дискуссия или ее значительные элементы, которые преподаватель должен уметь предвидеть и поддержать.

Дискуссия является особой формой вербальной коммуникации, занимающей промежуточное положение между беседой и дебатами. В качестве специфических черт дискуссии как формы общения на семинаре являются: запланированность, целенаправленность и регламентированность. Однако, запланированость не является обязательным условием возникновением дискуссии. Но в отличии от обычной беседы дискуссии как форме общения свойственна большая степень связанности и более строгая предметная отнесенность.

Под учебной дискуссией следует понимать активную форму обучения. Назначение учебной дискуссии состоит в формировании и развитии у студентов общих и речевых умений и обеспечении речи студентов специальной терминологии, а также в достижении в ходе активного обмена мнениями по актуальным вопросам темы определенной согласованности суждений при наличии разных точек зрения и подходов, как в науке, так и у самих студентов. Кроме того, параллельно развиваются умения чтения и письма, так как учебная дискуссия строится на основе изучаемых документов и материалов, а в процессе подготовки к ее проведению предполагается письменная фиксация аргументов. Таким образом, при использовании учебной дискуссии на семинаре и происходит обмен мнениями и выработка студентами собственных позиций, а также умение их составлять, но, прежде всего – умения глубже взглянуть на изучаемую проблему.

Практические компоненты дискуссии:

· умение высказать свое мнение;

· умение аргументировать свое мнение, т.е. умение строить доказательство или опровержение тезиса;

· умение высказать свое отношение к мнению собеседника;

· умение дифинировать, т.е. дать определение явлению;

· умение подтвердить свое мнение ссылкой, цитатой, иллюстрацией;

· умение начать беседу, вступать в общение;

· умение завершить беседу, корректным образом выйти из нее.

Развивать два последних общих коммуникативных умения крайне важно, так как зачастую студенты испытывают большие трудности именно на этом этапе общения. Эти умения вырабатываются не столько путем специальных упражнений, сколько усвоением некоторых коммуникативных установок. Развитие указанных умений способствует преодолению психологического барьера и тем самым обеспечивает подготовку студентов к практической профессиональной деятельности.

Общеобразовательный компонент предлагает обеспечение студентов достаточным объемом правовой информации с помощью анализа текстов правовых источников и развитие умений использовать эту информацию при аргументировании собственного мнения в коллективных спорах, дискуссиях, обмена мнениями.

Воспитательный компонент включает в себя овладение культурой дискуссии, преодоление психологических комплексов, воспитание таких качеств личности, как самостоятельность мышления, нестандартный творческий подход к проблеме, умения отстаивать свою точку зрения, совершенствование умений совместного обсуждения проблемы и поиска ее оптимального решения в групповой или коллективной дискуссии.

Преподаватель, ведущий семинарские занятия, уже при разработке их планов должен обязательно предвидеть элементы дискуссий при обсуждении вопросов и продумать методические средства обучения учебной дискуссии.

4.2. Методические рекомендации преподавателю по проведению консультаций

Консультация - (от лат. слова consultatio – совещание, обсуждение) – одна из форм учебной работы в вузе. Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе. Они помогают не только студентам, но и преподавателю, будучи своеобразной обратной связью, с помощью которой можно выяснить усвоение студентами программного материала.

Проведение консультаций преследует определенные цели, а именно:

1. помочь студентам разобраться в трудных вопросах курса;

2. предоставить преподавателю возможность для попутного контроля за ходом и результатом учебной работы студентов;

3. сформировать рациональные приемы работы студентов с источниками знаний.

Все консультации можно условно классифицировать по форме и содержанию:

1. по форме выделяют: групповые, межгрупповые, индивидуальные

2. по содержанию: вводные, тематические, предэкзаменационные.

Самая распространенная форма, используемая в учебном процессе, индивидуальная консультация. Зачастую такая консультация используется для сдачи, так называемых, «задолженностей» студентов. На практике они превращаются в унылое повторение пройденного материала. Лучше строить такую консультацию как диалог. Для этого необходимо преподавателю вопросы формировать так, чтобы побуждать студентов к размышлению. Поэтому важно не только то, что спросить, но и как. Именно здесь заложены личностные основы будущего диалога, его большие возможности в оказании помощи студенту.

Вопросы задаваемые студенту на консультации можно разделить на 4 группы:

1. обусловленные их пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений.

2. вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением материала, неверно сформированным способом деятельности.

3. нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющей границы учебного курса.

4. проблемные, ориентированные на обсуждение, выявление точек зрения и предполагающие собственную, поисковую деятельность студента.

Успешная подготовка студентов к консультации предполагает и анализ ответов на семинарских занятиях.

Очень важны предэкзаменационные консультации. На них важно студентам разъяснить, как будет проходить проверка знаний, в какой форме преподаватель будет задавать вопросы и каковы требования к ответам по данному предмету, чтобы студенты со знанием дела готовились к экзамену. Продуманные советы преподавателя по организации подготовки и сдачи экзамена помогут студентам рационально распределить время.

На консультации следует разъяснить только то, в чем студенты сами не могут разобраться, но и в этом случае не следует разъяснять до конца, а необходимо дать лишь основу, которая необходима для самостоятельной проработки материала.

В настоящее время, когда значение самостоятельной работы студентов существенно возрастает, роль консультаций становится все важнее.

 

4.3. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению вузовской лекции

 

Подготовка лекции.

Традиционно подготовка вузовской лекции строится по схеме:

- определение цели изучения материала по данной теме;

- составление плана изложения материала;

- определение основных понятий темы;

- подбор основной литературы к теме.

Далее, во-первых при подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной часть лекции и строгое выполнение этого времени в аудитории.

Во-вторых, чтобы загруженность материалов вопросов плана лекции была более-менее равномерной и уже при этой работе определять места с отсылкой к самостоятельному изучению студентами части или повторения проблемы, вынесенной в лекцию.

В-третьих, при планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной.

В-четвертых, часть материала рационально давать через схемы, начерченные (лучше заранее) на доске. Схемы можно использовать для лучшего усвоения, например, вопроса о государственном устройстве и изменении в праве в определенный исторический период.

При этом нужно помнить, что схема несет большую смысловую нагрузку и выстраивать ее необходимо продуманно и четко. В идеале, разумеется, необходимо использовать современные технические средства обучения, там, где позволяет оборудованная аудитория.

На доску целесообразно вынести основные термины и понятия темы.

 

Чтение лекции.

Лекцию следует начать со знакомства студентов с целью, планом и основной литературой к теме. В последней необходимо заострить внимание на новых изданиях. Обязательна связь с материалом предыдущей лекции.

Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и экзамену. Содержание вынесенных на доску основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть.

Темп лекции должен быть удобен для конспектирования, однако лекция ни в коем случае не должна превращаться в диктант. Для этого студентам нужно дать методику общепринятых сокращений слов в конспекте.

Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта.

Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная.

В лекционном материале должна быть связь с жизнью, особенно с современностью.

Почувствовав усталость студенческой аудитории, лектор может ввести в лекцию небольшие отступления, желательно в русле излагаемого материала, например, исторический анекдот (современная учебная литература предлагает и такие издания). Но такие моменты необходимо продумывать еще при подготовке лекции и предусматривать для них небольшой резерв времени.

Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.

Для самооценки выработки у себя профессионального мастерства лектора можно воспользоваться предложенной схемой, а также анализом оценок Вашего мастерства студентами в ежегодном неформальном рейтинге «Преподаватель глазами студентов», проводимым в НФИ КемГУ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.038 с.)