Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда



1. Кружкин с сыном Васей, 8 лет, держащим на руках котенка, в Измайловском парке повстречались с Нуриевым, прогуливавшим на длинном поводке бойцовую собаку без намордника. Котенок зашипел на собаку и та, бросившись на него, вцепилась в руку Васи, которой он прикрывал котенка. Кружкин, выхватив из кармана складной охотничий нож, нанес им несколько ударов собаке. Нуриев бросился на Кружкина и, отнимая у него нож, поранил себе руку. Разозлившись, Нуриев стал избивать Кружкина кулаками, а когда тот упал — ногами. В результате этого инцидента у Кружкина оказалось сломанным ребро, у Васи — прокушена рука до кости, а собака — сдохла. Кружкин предъявил в суд иск к Нуриеву, в котором потребовал возмещения вреда, причиненного здоровью сына и его. Нуриев подал в суд встречный иск к Кружкину, в котором потребовал возмещения стоимости дорогой убитой собаки.

Вопросы к задаче

1. Какой объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья Кружкину Нуриевым, а также Васе — собакой Нуриева?

2. Правомерно ли требование Нуриева к Кружкину о возмещении стоимости убитой собаки при указанных в задаче обстоятельствах?

2. При столкновении грузового теплохода с пассажирским, последний получил большую пробоину в месте расположения пассажирских кают, которые были мгновенно затоплены. Виноват в аварии был капитан пассажирского теплохода. При этом погибли: Лахова, 35 лет, имевшая на своем иждивении мать, 60 лет, и дочь, 10 лет; Корнев, 40 лет, имевший на своем иждивении жену, 40 лет, не работающую и занятую уходом за тремя детьми 10, 8 и 7 лет. Мать Лаховой и жена Корнева подали в суд иски к морскому пароходству о возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца: матери и дочери Лаховой, жене Корнева и ее трем детям.

Вопросы к задаче

1. Имеют ли право на возмещение вреда лица, указанные в исках?

2. В течение какого времени возмещается вред лицам, указанным в исках?

3. Кто возмещает вред лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца?

4. Обязано ли морское пароходство возместить необходимые расходы на погребение Лаховой и Корнева их родственникам, понесшим эти расходы?

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ

3. Кирпичников купил холодильник в магазине «Свет» и там же оформил его доставку на дом. При этом приемщик на доставке ошибочно указал в квитанции номер дома «25» вместо «23». Холодильник доставили в дом № 25, а хозяйка Свиридова, думая, что холодильник куплен мужем (об этом у них был разговор), уехавшим накануне в командировку на один месяц, приняла его. Сын Свиридовой подключил холодильник к электросети и они стали пользоваться им.

Вопросы к задаче

1. Кто должен требовать от Свиридовой возврата холодильника Кирпичников или магазин «Свет»?

2. Обязана ли Свиридова возвратить холодильник?

3. Кому должна Свиридова возвратить холодильник: Кирпичникову или магазину «Свет»?

4. Обязан ли Кирпичников принять холодильник, бывший в пользовании у Свиридовой, или потребовать от магазина «Свет» новый холодильник?

5. За чей счет должна осуществляться перевозка холодильника при изъ­ятии его у Свиридовой и доставке Кирпичникову?

4. Борискин 31 мая перешел на работу из одного учреждения в другое с повышенной зарплатой, оформив переход переводом. Зарплату его перечисляли на его счет в Сбербанке как в первом, так и во втором учреждении. В июле и августе первое учреждение продолжало перечислять ему его бывшую зарплату. Деньги Борискин снимал и тратил. В сентябре месяце первое учреждение потребовало от Борискина возвратить деньги, перечисленные на его счет в июле и августе месяце ошибочно по вине оператора, который не ввел данные об его увольнении в компьютер.

Вопросы к задаче

1. Может ли первое учреждение обвинить Борискина в неосновательном обогащении и потребовать от него не только всю сумму денег, перечисленную ему, но и проценты на эту сумму за пользование чужими средствами? В каком случае оно может это сделать?

2. Обязан ли Борискин возвратить деньги первому учреждению, ошибочно им перечисленные на его счет в Сбербанке в июле и августе месяце?

Литература и источники для подготовки к практическим занятиям:

1. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2009. 21 января.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;2011. № 15. Ст. 2038.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2011. № 7. Ст. 901.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» от 28.4.94 N 3// Российская газета. N 131.1994. 14 июля.

 

Тема 22. Регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности и обязательства по их реализации (16 часов)

Цели занятий:

- формирование у студентов знаний о признаках и видах результатов интеллектуальной деятельности; особенностях их правовой защиты;

- развития у студентов умения квалифицировать гражданские правоотношения и правильно применять нормы гражданского права.

 

· Вопросы для обсуждения (устно):

1. Результаты интеллектуальной деятельности: понятие и виды.

2. Понятие авторского права и смежных прав. Объекты авторского права. Автор произведения. Соавторство. Объекты смежных прав.

3. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

4. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг.

5. Защита исключительных и личных неимущественных прав авторов.

Индивидуальные задания:

 

· Решение задач по указанной теме.

1. На сцене театра эстрады был поставлен водевиль по пьесе иностранного автора. Пьесу перевел на русский язык И. Спустя два года после первой постановки пьесы - поэты С. и П. предъявили в суде иск к И. о признании их соавторами сценической редакции пьесы и взыскании в их пользу части выплаченного переводчику вознаграждения. Одновременно к И. предъявил иск Р. с требованием признать его соавтором перевода пьесы, поскольку им был переведен ее первый акт.

Экспертиза по делу установила, что с одобрения автора пьеса подверглась в процессе постановки значительной литературной и сценической переработке. Поэты по заказу театра написали стихи для песен, созданных композитором П. и ставших неотъемлемой частью либретто. Эти песни в значительной мере определили общий тональный стиль спектакля. За стихи и музыку поэты и композитор получили гонорар, установленный договором с театром. Анализ текстов переводов пьесы, представленных И. и Р., показал, что пьеса поставлена театром полностью по переводу И.

Вопросы к задаче

1.Какие и у кого права возникли?

2. Дайте оценку действиям субъектов.

2. Издательство направило Т. проект авторского договора на написание им книги о рынке ценных бумаг. В сопроводительном письме указывалось, что договор заключается на следующих условиях: а) автор обязуется издать книгу под псевдонимом, избрав в качестве такового броское имя, прозвище, что необходимо в рекламных целях; б) автор дает согласие на литературную обработку текста его рукописи, поскольку этого требует характер подготавливаемой книги; в) вследствие того, что типография, с которой работает издательство, находится в другом городе и издательство не получает корректуру, автор не будет настаивать на ее просмотре, а при желании может прочесть корректуру непосредственно в издательстве, съездив туда за свой счет.

Вопросы к задаче

1.Какие и у кого права возникли?

2. Дайте оценку действиям субъектов.

Литература и источники для подготовки к практическим занятиям:

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2009. 21 января.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2011. № 15. Ст. 2038.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496; 2010. № 41 (2 ч.). Ст. 5188.

Тема 23. Наследственное право (22 часа)

Цели занятий:

- формирование у студентов знаний об основаниях наследования, особенностях наследования по закону и по завещанию;

- развитие у студентов умения определять круг наследников, лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, состав наследственного имущества.

 

Вопросы для обсуждения (устно):

 

1. Общие положения о наследственном праве.

2. Понятие и основания наследования.

3. Принятие наследства. Отказ от наследства.

4. Наследование по завещанию. Понятие и виды завещаний. Завещательные распоряжения.

5. Наследование по закону. Круг наследников по закону. Право на обязательную долю.

6. Особенности наследования отдельных видов имущества.

Индивидуальные задания:

 

· Решение задач по указанной теме.

Литература и источники для подготовки к практическим занятиям:

1. Боровик О.Ю., Паничкин В.Б. Наследование в случае смерти в близкое время в российском и американском праве / О.Ю. Боровик, В.Б. Паничкин // Нотариус. - М.: Юрист, 2006. № 1. С. 35-37.

2. Гражданское право. Т.1 // Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2003.

3. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Наследственное право и процесс: Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. / В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 720 с.

4. Данилов Е.П. Наследование. Нотариат. Похороны: Комментарий законодательства. Справочные мат-лы. Адвокатская и судебная практика. Образцы документов. 2-е доп. изд. - М.: Право и Закон, 2001.

5. Дружнев А.А. Наследование по праву представления усыновлёнными и их потомством // Нотариус. - 2003. - № 6.

6. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву / / О.С. Иоффе. – М.: Статут,2003.– 782 с.

7. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса России / Под ред. А.Л. Маковского и Е.А. Суханова. - М.: Юристъ, 2003. – 538 с.

8. Опрышко Л. Об особенностях наследования по новому Гражданскому кодексу Украины и их влиянии на судебную практику // Юридическая практика. - 2006. - № 19.

9. Паничкин В.Б. Открытие наследства в российском и американском праве / В.Б. Паничкин // Нотариус - М.: Юрист, 2005. - № 5. - С. 37-39.

10. Паничкин В.Б. Отстранение недостойных наследников в российском праве в сравнении с правом США / В.Б. Паничкин // Наследственное право. 2006. № 2. С. 51-56.

11. Паничкин В.Б. Права на жильё при наследовании по американскому праву / В.Б. Паничкин // Законы России: опыт, анализ, практика. Ежемесячный правовой журнал. - М.: Изд. Дом «Буквовед», 2006. № 9. С. 58-61.

12. Паничкин В.Б. Подпись и её место в документе: сравнительный анализ российского и американского права / В.Б. Паничкин // Нотариус. - М.: Юрист, 2005, № 4. С. 44-48.

13. Паничкин В.Б., Боровик О.Ю. Наследственное право США / В.Б. Паничкин, О.Ю. Боровик. - СПб.: Юридический Центр-Пресс. 2006. – 850 с.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ»

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

· логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

· развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

· осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

· получение, обработка и сохранение источников информации;

· преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам гражданского права.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу учебная и научная литература, включая научные работы дореволюционных ученых в области цивилистики и труды современных авторов; нормативные акты, содержащие гражданско-правовые нормы, а также Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. Результаты работы с литературой и нормативным материалом обсуждаются на семинарских занятиях. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.

Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после получения задания. Целесообразно начать работу с изучения теоретического материала по определенной теме курса путем ознакомления с конспектом соответствующей лекции или раздела учебника. Затем следует изучить нормативно-правовые акты с учетом последних изменений и дополнений и судебную практику по вопросам, относящимся к данной теме. Для этого следует использовать электронные ресурсы: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».

Рекомендуется в письменном виде отвечать на вопросы теоретической части конкретной темы дисциплины, чтобы приступить затем к выполнению письменных практических работ, имея необходимые знания.

Самостоятельную работу выполнять к каждому практическому занятию в соответствии с планом. Практическое задание предполагает решение практической задачи, составление таблицы, схемы или проекта определенного документа (проекта договора, искового заявления, решения суда и др.). После изучения определенной темы на практическом занятии проводится контрольная работа.

Отдельным видом самостоятельной работы является подготовка студентами курсовых работ в соответствии с планом. При выполнении курсовых работ необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы с различных позиций, имеющихся в науке и сформулировать самостоятельные выводы. Выбор темы курсовой работы осуществляется в соответствии с предложенными вариантами.

Основаниями для оценки курсовой работы могут служить:

─ актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;

─ проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач;

─ способность студента грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения;

─ уровень теоретической подготовки, проявленный при защите курсовой работы;

─ качество оформления курсовой работы.

 

Контрольный срез проводится по определенной теме на практическом занятии и включает в себя теоретический вопрос и практическое задание. Практическое задание предполагает составление схемы, таблицы, образца договора, заявления или решение практической задачи. При выполнении задания контрольного среза не разрешается использовать нормативно-правовые акты, учебники и специальную литературу.

Кроме того, для проверки результатов самостоятельной работы используются следующие формы контроля:

1. Устные опросы на практических занятиях;

2. Проверка решения практических задач (в уст­ной форме на практическом занятии);

3. Проверка ре­зультатов контрольных срезов и тестов;

4. Заслушивание докладов.

График организации самостоятельной работы студентов очного отделения по дисциплине «Гражданское право»

Общее количество часов по плану - 612
324 – аудиторная работа Самостоятельная работа – 216 ч.
Формы аудиторных учебных занятий (час.) Виды самостоятельной учебной работы (час.)
№ раздела   лек практические занятия Подготовка к пр. зан. Коллоквиум Рубежные письменные работы (по разделам) Тестирование Контрольная работа Подготовка науч. доклада Подготовка и защита курсовой работы
                     
                 
                 
                 
                 
                 
                     
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                   
                 
                 
                 
                   
                 
                 
                 
                   
                 
итого                  
  Формы контроля самостоятельной работы студентов 1.Выборочная и фронтальная проверка выполнения тестовых заданий на практических занятиях. 2.Выполнение контрольной работы по решению учебных и ситуационных задач. 3.Проведение контрольных срезов. 4.Коллоквиум. 5. Заслушивание рефератов и научных докладов. 6. Защита курсовых работ. Примечание: Допускаются к экзамену студенты, выполнившие все виды самостоятельной работы.
                     

Тесты для самопроверки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.053 с.)