ТОП 10:

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ



(МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА)

 

Учебно-методическое пособие для

студентов 5 курса медико-профилактического факультета

(санитарных врачей)

 

 

 

Самара, 2010

УДК

 

Цунина Н.М. Подходы к изучению влияния загрязнения среды обитания на здоровье населения (многоуровневая система) //Учебно-методическое пособие. - Самара: ГОУ ВПО «СамГМУ», Управление Федеральной службы Роспотребнадзора по Самарской области, ФГУЗ «ЦГиЭ в Самарской области», 2010. – 50 с.

 

 

ISBN

 

Рецензенты:

Главный врач Федерального государственного учреждения здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»,

заведующий кафедрой последипломного образования медико-профилактического факультета Самарского государственного медицинского университета,

доктор медицинских наук, профессор Анатолий Михайлович Спиридонов.

 

Заведующий кафедрой общей гигиены Самарского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Игорь Иванович Березин.

 

 

Учебно-методическое пособие утверждено на ЦКМС Самарского государственного медуниверситета 23.12.2009 г., протокол № .

Предназначено: а) для обучения студентов 5 курса медико-профилактического факультета в рамках учебной программы по курсу «социально-гигиенический мониторинг : коммунальная гигиена»; б) для санитарных врачей в качестве информационно-справочных материалов при проведении практических работ по оценке неблагоприятного воздействия среды обитания на здоровье населения.

Стержневую jснову темы составляют: концептуальная многоуровневая модель организации и проведения исследований; алгоритм определения взаимосвязей в системе «среда обитания – здоровье населения»; классификации типов заболеваемости, социально значимой патологии, экологически обусловленных и экологически зависимых болезней; краткие характеристики наиболее часто используемых методов и методологий в системе социально-гигиенического мониторинга (медико-статистический анализ, суммарные показатели загрязнения различных сред обитания, медицинское картографирование, применение географических информационных систем, донозологическая диагностика, оценка риска здоровью населения); принципы применения результатов гигиенических исследований.

 

 

ISBN © Цунина Н.М., 2010 г.

© Издательство, 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Методология ведения социально-гигиенического мониторинга включает применение различных методов оценки состояния здоровья населения, качества среды обитания и определения взаимосвязей между ними с целью разработки типовых алгоритмов управленческих решений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В последние десятилетия происходит резкое изменение картины заболеваемости, наблюдающейся во всех экономически развитых странах, в том числе и в нашей стране. Это выражается в изменении соотношения между инфекционными и неинфекционными болезнями, в пользу последних, а также отдельных классов и нозологий в общей заболеваемости населения. Поэтому, при изучении заболеваемости в системе социально-гигиенического мониторинга, помимо показателей и данных из отчетных статистических форм, учитывается вся имеющаяся информация, в первую очередь - по эндемическим, природно-очаговым, социально значимым и другим заболеваниям; определяются причинно-следственные связи между техногенным загрязнением среды обитания и здоровьем населения.

Сравнительная оценка уровня здоровья и качества среды обитания разных территорий позволяет выделить наиболее приоритетные зоны, в первую очередь нуждающиеся в проведении мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности населения. Такой подход является ведущим в научном обосновании программно-целевого планирования.

Этапы содержания занятия представлены в таблице № 1.

Цель занятия

После изучения темы необходимо:

1) иметь общее представление о методологии многоуровневой структуры исследований в социально-гигиеническом мониторинге и гигиенических технологиях в области определения взаимосвязей между загрязнением среды обитания и нарушениями здоровья населения;

2) знать принципы организации проведения исследований; основные источники информации; классификации социально значимой патологии, экологически обусловленных и зависимых заболеваний;

3) уметь правильно подобрать методы и уровень проведения исследований, необходимые для решения конкретных практических задач по оценке среды обитания и здоровья населения на территориях; провести ранжирование территорий по степени экологического неблагополучия и определить направления проведения профилактических мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности населения.

Оснащение занятия

Учебники, монографии, нормативная документация, компьютер с программами Excel и Statistica 5.0 (6.0), тест-задания (с эталонами ответов).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.006 с.)