Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И благополучия человека по Самарской области↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Федеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей И благополучия человека по Самарской области Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области»
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ (МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА)
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса медико-профилактического факультета (санитарных врачей)
Самара, 2010 УДК
Цунина Н.М. Подходы к изучению влияния загрязнения среды обитания на здоровье населения (многоуровневая система) //Учебно-методическое пособие. - Самара: ГОУ ВПО «СамГМУ», Управление Федеральной службы Роспотребнадзора по Самарской области, ФГУЗ «ЦГиЭ в Самарской области», 2010. – 50 с.
ISBN
Рецензенты: Главный врач Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», заведующий кафедрой последипломного образования медико-профилактического факультета Самарского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Михайлович Спиридонов.
Заведующий кафедрой общей гигиены Самарского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Игорь Иванович Березин.
Учебно-методическое пособие утверждено на ЦКМС Самарского государственного медуниверситета 23.12.2009 г., протокол №. Предназначено: а) для обучения студентов 5 курса медико-профилактического факультета в рамках учебной программы по курсу «социально-гигиенический мониторинг: коммунальная гигиена»; б) для санитарных врачей в качестве информационно-справочных материалов при проведении практических работ по оценке неблагоприятного воздействия среды обитания на здоровье населения. Стержневую jснову темы составляют: концептуальная многоуровневая модель организации и проведения исследований; алгоритм определения взаимосвязей в системе «среда обитания – здоровье населения»; классификации типов заболеваемости, социально значимой патологии, экологически обусловленных и экологически зависимых болезней; краткие характеристики наиболее часто используемых методов и методологий в системе социально-гигиенического мониторинга (медико-статистический анализ, суммарные показатели загрязнения различных сред обитания, медицинское картографирование, применение географических информационных систем, донозологическая диагностика, оценка риска здоровью населения); принципы применения результатов гигиенических исследований.
ISBN © Цунина Н.М., 2010 г. © Издательство, 2010 г. ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы Методология ведения социально-гигиенического мониторинга включает применение различных методов оценки состояния здоровья населения, качества среды обитания и определения взаимосвязей между ними с целью разработки типовых алгоритмов управленческих решений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В последние десятилетия происходит резкое изменение картины заболеваемости, наблюдающейся во всех экономически развитых странах, в том числе и в нашей стране. Это выражается в изменении соотношения между инфекционными и неинфекционными болезнями, в пользу последних, а также отдельных классов и нозологий в общей заболеваемости населения. Поэтому, при изучении заболеваемости в системе социально-гигиенического мониторинга, помимо показателей и данных из отчетных статистических форм, учитывается вся имеющаяся информация, в первую очередь - по эндемическим, природно-очаговым, социально значимым и другим заболеваниям; определяются причинно-следственные связи между техногенным загрязнением среды обитания и здоровьем населения. Сравнительная оценка уровня здоровья и качества среды обитания разных территорий позволяет выделить наиболее приоритетные зоны, в первую очередь нуждающиеся в проведении мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности населения. Такой подход является ведущим в научном обосновании программно-целевого планирования. Этапы содержания занятия представлены в таблице № 1. Цель занятия После изучения темы необходимо: 1) иметь общее представление о методологии многоуровневой структуры исследований в социально-гигиеническом мониторинге и гигиенических технологиях в области определения взаимосвязей между загрязнением среды обитания и нарушениями здоровья населения; 2) знать принципы организации проведения исследований; основные источники информации; классификации социально значимой патологии, экологически обусловленных и зависимых заболеваний; 3) уметь правильно подобрать методы и уровень проведения исследований, необходимые для решения конкретных практических задач по оценке среды обитания и здоровья населения на территориях; провести ранжирование территорий по степени экологического неблагополучия и определить направления проведения профилактических мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности населения. Оснащение занятия Учебники, монографии, нормативная документация, компьютер с программами Excel и Statistica 5.0 (6.0), тест-задания (с эталонами ответов). План занятия с расчетом времени по этапам работы
окончание таблицы №1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
II раздел МЕДИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-БАЗОВЫЙ
Рисунок №1. Концептуальная модель социально-гигиенического мониторинга на региональном уровне
Рисунок № 2. Перечень информационных материалов по среде обитания и здоровью населения, используемых в системе СГМ
Рисунок № 3. Основные первоисточники, используемые для проведения информационно-аналитических работ в системе СГМ
С муниципального и регионального уровней информация отправляется в федеральный информационный фонд данных СГМ (ФИФ). Источниками для формирования информационных фондов СГМ являются базы данных: а) о состоянии здоровья населения; б) о факторах среды обитания человека, в т.ч.: - биологических (вирусные, бактериальные, паразитарные); - химических, в том числе источниках антропогенного воздействия на окружающую природную среду; - физических (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения); - социальных (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха); - природно-климатических (в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду); в) сведения имеющихся информационных баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, включая персонифицированные базы данных; г) данные земельного кадастра для географической привязки объектов СГМ. При проведении мониторинга используются данные организаций- участников ведения СГМ, с которыми заключены соглашения о взаимодействии по обмену информацией. Сбор информации для ФИФ СГМ осуществляется путем формирования шаблонов по темам: «SGMWR» -"Сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах" (водный реестр); « SGMEnv» - «Атмосферный воздух населенных мест», «Питьевая вода систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения», «Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест»; «SGMFood» - «Контаминация продовольственного сырья и продуктов питания химическими веществами»; «SGM Trud» - «Условия труда и профессиональная заболеваемость»; «SGMHeal» - «Медико-демографические показатели», «Здоровье населения», «Сведения о социально-экономическом состоянии территории», «SGM Rad» - «Показатели радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей». В ходе проведения исследований используются все справочники по гигиеническим нормативам и научная литература. В формировании санитарно-эпидемиологического благополучия принимают участие три субъекта: органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, несущие ответственность за санитарно-эпидемиологическую обстановку и принимающие управленческие решения по ее обеспечению; хозяйствующие субъекты, исполняющие санитарное законодательство и проводящие мероприятия по его обеспечению; органы и организации Роспотребнадзора, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства. Полученный в ходе проведения социально-гигиенического мониторинга обширный объем данных преобразовывается в форму информации, понятную и приемлемую для лиц, принимающих решения.
Статистические гипотезы. Статистическая гипотеза должна быть сформулирована на этапе организации исследования. Выдвинутая гипотеза может быть правильной или неправильной и поэтому она проверяется на истинность с применением статистических методов. Р-уровень (статистическая значимость). Статистическая значимость результата представляет собой оцененную меру уверенности в его правильности. Этот уровень показывает, насколько значим для нас полученный результат. Например, проводя анализ здоровья на различных территориях мы используем комплексную систему обработки значений по отчетным формам и приходим к выводу, что на n… территории здоровье населения с большей вероятностью хуже, следовательно, полученный результат значим. Чем выше р-уровень (высокий уровень), тем меньше доверия к найденной в выборке зависимости между переменными. И, наоборот, чем ниже р-уровень, тем больше доверия. Пример: р-уровень = 0,05 (т.е. 1/20) показывает, что имеется 5%-я вероятность того, что найденная в выборке зависимость между переменными является лишь случайной особенностью данной выборки. Этот уровень во многих исследованиях рассматривается, как «приемлемая граница» уровня ошибки (в жизни это – при многократном проведении эксперимента может или не получится результата, или он может получится в 1 случае из 20 повторений эксперимента). С другой стороны, мы выдвигаем гипотезу о том, что данная территория. К примеру, экологически благополучная. Если мы получили р-уровень 0,05, то в среднем в 5 случаях их 100 (изучаемых территорий) мы будем совершать ошибку (т.е. принимать неправильную гипотезу – признавать территорию экологически благополучной, когда на самом деле она экологически неблагополучная). Таким образом, выбор уровня значимости (таблица № 7), выше которого результаты отвергаются как ложные, является достаточно произвольным. На практике окончательное решение обычно зависит от того, был ли результат априори (т.е. до есть до проведения опыта) или обнаружен апостериорно - в результате проведения многих анализов с множеством данных, а также по традиции, имеющейся в области исследований. Таким образом, в СГМ при комплексном изучении здоровья результат получается апостериорно – с применением многих методов по знакомым апробированным методикам. Таблица № 7 АВС-логистический анализ
С помощью такого анализа в программе Exel можно проводить рейтинговое распределение показателей [3, 5, 9].Например, рейтинговое распределение территорий по показателям общей смертности и общей заболеваемости населения. Методика АВС-логистического анализа строится по следующей схеме действий: 1) определяется сумма всех показателей (в нашем случае - сумма коэффициентов смертности или заболеваемости в перерасчете абсолютных цифр на 1000 и 100000, соответственно); 2) каждый отдельный показатель делим на полученную сумму и получаем процентный ранг (сумму вклада); 3) через «окно данных» сортируем вклад (каждого показателя) по мере убывания; 4) делаем нарастающую сумму рангов (предыдущий результат плюс последующий); 5) для наглядности введем 10 рейтингов - 100-90% = 10 рейтинг - наивысший неблагоприятный среди территорий; 90-80% = 9 рейтинг - высший неблагоприятный; 80-70% = 8 рейтинг - высший неблагоприятный; 70-60% = 7 рейтинг - неблагоприятный; 60-50% = 6 рейтинг – неблагоприятный; 50-40% = 5 рейтинг – неблагоприятный; 40-30% = 4 рейтинг – ниже неблагоприятного; 30-20% = 3 рейтинг – значительно ниже неблагоприятного; 20-10% - 2 рейтинг – значительно ниже неблагоприятного; 10-0% - 1 рейтинг – благоприятный среди территорий. Результаты исследований можно оформить графически, по суммарным рейтингам – сумме коэффициентов по отдельным территориям за все годы. Существует несколько разновидностей АВС-анализа. В частности, такой логистический метод, как предварительное составление графика системы профилактических мероприятий по результатам исследований. При этом все мероприятия по приоритетности предварительно целесообразно разбить на 3 группы. Группа А – наиболее ценные, на их долю приходится около 80% стоимости всей системы. Группа В – средние по стоимости и значимости (примерно 10 – 15%). Группа С – наименее значимые (5 – 10%). Анализ кривой АВС показывает, что группа мероприятий А должна находиться под строгим контролем и учетом, эти мероприятия – основные. Мероприятия, относящиеся к группе В, требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Мероприятия, относящиеся к группе С, нуждаются в обычном контроле (периодические проверки). УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ 1. Природнообусловленные экологические болезни: 2. Антропогенные экологически обусловленные болезни: а) болезнь Минамата б) техногенные остеопатии в) метгемоглобинемия г) болезнь Кашина-Бека д) болезнь Прасада е) болезнь Юшо ж)болезнь Кишана з) болезнь Итай-Итай Ответы: 1.__________, 2____________. Ответ: 1) в, г, д, ж; 2) а, б, е, з Ответ: в. 3.Основанием для разработки предложений (мероприятий) с целью принятия Управленческих решений (программно-целевого планирования) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия являются предложения органов Роспотребнадзора, основанные на данных социально-гигиенического мониторинга за: а) месяц; б) квартал; в) полугодие; г) последние 5 лет. Ответ: г. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 4.При проведении исследований в системе социально-гигиенического мониторинга используют группы методов: а) гигиеническая диагностика влияния факторов среды обитания на здоровье населения; б) метод санитарного обследования; в) велоэргомерияю; г) специальные методы; д) ангиографию; е) рентгенографию. Ответ: а, б, г. ДОПОЛНИТЕ 5. Донозологическая диагностика – обследование практически здоровых лиц с целью выявления ______________________________________ Ответ: … факторов риска, латентных и нераспознанных случаев заболеваний.. 6. Оценка риска здоровью населения включает этапы: 1)_______________; 2)_______________; 3)_______________; 4)_______________; 5)_______________. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ 1. Симптомы: 1) пятнистость эмали зубов; 2) метгемоглобинемия; 3) хондродистрофия Питьевая вода с повышенной концентрацией: а) мышьяка; б)стронция; в)свинца; г) нитратов; д)фтора; е) кальция Ответы 1___________,2___________, 3____________. Ответ: 1д,2г,3б.
Ответ: а, в
9. В патогенезе пищевых токсикоинфекций основную роль играют: а) живые микробы, размножившиеся в пище; б) токсины, образовавшиеся в пище в результате размножения микробов. Ответ: а
10. Основные продукты, с которыми чаще всего связано возникновение сальмонеллезов: а) молоко; б) кондитерские изделия; в) мясо и мясопродукты Ответ: в
11. Для изучения умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста следует использовать: а) корректурную буквенную пробу; б) тест-арифметические вычисления; в) эргометрию; г) корректурную фигурную пробу; д) тест Векслера Ответ: г
12. Для определения гармоничности психического развития у детей и подростков могут быть использованы: а) личностные опросники (Кеттела, Айзенка); б) тест САН; в) тест Векслера; г) хронолефлексометрия; д) корректурные таблицы; е) тест Люшера Ответ: а
13. Наиболее полно понять особенности взаимодействия организма ребенка со средой обучения и воспитания, объяснить характер сдвигов в функциональном состоянии основных систем и органов в процессе трудовой деятельности детей и подростков позволяет: а) теория гомеостаза; б) учение о доминанте (А.А.Ухтомского); в) учение о рефлексах (И.П.Павлова); г) теория функциональных систем (П.К.Анохина); д) теория стресса (Г.Селье); е) теория адаптации и дезадаптации; ж) знание основных закономерностей роста и развития детей Ответ: г
УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 14. При изучении влияния атмосферных загрязнений на здоровье населения наиболее информативными являются: а) показатели общей смертности и рождаемости; б) показатели смертности по отдельным нозологическим группам; в) показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности; г) показатели заболеваемости по обращаемости; д) показатели физического развития детей. Ответ: б,д
15. Передача возбудителей кишечных заболеваний человеку из почвы происходит: а) через пищевые продукты; б) через подземные воды; в) через поверхностные воды; г) через повреждения кожи человека; д) через почвенную пыль Ответ: а, б, в.
16. Первыми признаками неблагоприятного влияния шума на организм человека являются: а) повышение артериального давления; б) нарушение сна; в) снижение чувствительности органа слуха; г) раздражительность; д) чувство беспокойства. Ответ: б,г,д
17. С дефицитом питания связаны: а) гастриты, энтериты, колиты; б) алиментарная дистрофия; в) гиповитаминозы; г) подагра. Ответ: б, в.
18. Показатели, характеризующие состояние обмена витамина С: а) общий белок сыворотки крови; б) витамин в моче и плазме; в) темновая адаптация; г) резистентность капилляров Ответ: б,г
19. Симптомы С-витаминной недостаточности: а) разрыхленность десен; б) петехии; в) кровоточивость десен; г) понижение резистентности капилляров; д) понижение темновой адаптации Ответ: а, б, в, г
20. Социально-гигиенические методы изучения фактического питания населения: а) анализ меню-раскладок; б) анкетный; в) опросно-весовой; г) бюджетный Ответ: а, б, в
21. Методы изучения организованного питания: а) балансовый; б) по меню-раскладкам; в) опросно-весовой; г) анализ отчетов о расходе продуктов Ответ: б, г
22. Анкетный метод изучения питания характеризуют: а) широкая доступность; б) субъективный характер полученных данных; в) большая точность результатов; г) охват большого числа обследуемых лиц. Ответ: а, б, г
23. Наиболее распространенные формы витаминной недостаточности: а) авитаминозы; б) гиповитаминозы; в) скрытые формы Ответ: б, в
24. Характерные признаки пищевых отравлений в отличие от кишечных инфекций: а) массовость; б) внезапное начало; в) контагиозность; г) связь заболевания с приемом пищи; д) короткий инкубационный период. Ответ: а, б, г, д
25. Предварительный диагноз пищевого отравления ставится на основании: а) клинических симптомов заболевания; б) длительности инкубационного периода; в) эпидемиологического анамнеза; г) характера подозреваемого продукта; д) результатов лабораторного исследования Ответ: а, б, в, г
26. Пищевые продукты, которые чаще всего могут являться возникновения ботулизма: а) рыба соленая домашнего приготовления; б) грибные и овощные консервы; в) свинина (соленая, копченая) домашнего приготовления; г) овощные консервы в томатной заливке промышленного производства Ответ: а, б, в 27. К методам, используемым в гигиене детей и подростков относятся: а) метод естественного гигиенического эксперимента; б) метод лабораторного эксперимента; в) метод гигиенического наблюдения; г) санитарно-статистические методы; д) методы математического прогнозирования Ответ: а, б, в, г, д
28. Для изучения умственной работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста в процессе деятельности следует использовать: а) пробу Леви-Гориневского; б) тест Векслера; в) пробу Генчи; г) корректурную пробу; д) тест «арифметические вычисления» Ответ: г, д
29. Для изучения физической работоспособности детей и подростков следует использовать: а) гарвардский степ-тест; б) пробу Леви-Гориневского; в) пробу Генчи; г) пробу Штанге; д) корректурную пробу Ответ: а, г, д
30. Для изучения функционального состояния дыхательной системы детей и подростков в процессе деятельности следует использовать: а) гарвардский степ-тест; б) пробу Леви-Гориневского; в) пробу Генчи; г) пробу Штанге; д) корректурную пробу Ответ: в, г
31. Для оценки субъективного состояния детей и подростков в процессе деятельности следует использовать: а) корректурную пробу; б) гарвардский степ-тест; в) исследование латентного периода зрительно-моторной реакции; г) тест САН; д) тест Люшера Ответ: г, д
32. Для оценки функционального состояния мышечно-суставного анализатора детей и подростков следует использовать: а) пробу Леви-Гориневского; б) пробу Генчи; в) корректурную пробу; г) треморометрию; д) динамометрию Ответ: г, д
33. Для определения готовности детей к систематическому обучению в школе следует использовать: а) тест Векслера; б) тест Керна-Ирасека; в) мотометрический тест вырезание круга; г) гарвардский степ-тест; д) исследование чистоты звукопроизношения Ответ: б, в, д
34. Основными направлениями оптимизации условий обучения в школе являются: а) повышение температуры и влажности воздуха к концу дня; б) рост бактериальной загрязненности к концу дня; в) увеличение содержания органических веществ в воздухе к концу дня; г) ухудшение ионного состава воздуха в течение дня; д) увеличение уровней шума в течение дня; е) недостаточные уровни освещения рабочих мест школьников Ответ: а, б, в, г, е
35. Наиболее информативными методиками количественной оценки двигательной активности являются: а) анкетирование; б) хронометраж; в) непрямая колориметрия; г) хронометражно-табличный метод расчета суточных энергозатрат; д) шагометрия Ответ: б, в, г
36. Особенностями терморегуляции подростков в горячих цехах являются: а) гипо-, неадекватные реакции, указывающие на нарушение процессов терморегуляции и гемодинамики; в) затягивание процессов восстановления функционального состояния организма подростков; г) ускорение процессов восстановления функционального состояния организма подростков; д) переход к новой функциональной системе применительно для воздействия повышенной температуры воздуха и излучения Ответ: б, в
37. Особенностями реакций организма подростков на воздействие производственного шума являются: а) пониженная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров; б) повышенная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров; в) замедление восстановления слуховой чувствительности; г) ускорение восстановления слуховой чувствительности; д) более выраженные изменения в организме вызывают шумы, в спектре которых преобладают низкие частоты; е) более выраженные изменения в организме вызывают шумы, в спектре которых преобладают высокие частоты Ответ: б, в, е
38. К неблагоприятным реакциям подростков неспецифического характера на воздействие химических веществ относятся: а) снижение иммунобиологической реактивности; б) анемия; в) гипербилирубинемия; г) функциональные нарушения со стороны нервной и сердечно-сосудистой системы; д) портальная гипертензия; е) снижение темпов физического развития; ж) акселерация; з) аллергические реакции Ответ: а, б, г, е, з
39. Фазами развития приспособительных реакций к неблагоприятным факторам у подростков, согласно концепции И.А.Арнольди будут: а) фаза декомпенсации, когда в интересах одной из подсистем происходит нарушение регуляции второй; б) фаза значительного напряжения всех систем, отражающая повышенную чувствительность организма подростков; в) фаза первично-компенсирующего взаимодействия, при которой снижаются показатели деятельности; г) фаза вторично-компенсирующего взаимодействия, в которой идет перестройка адаптационных механизмов; д) фаза снижения чувствительности к воздействию фактора, отражающая процесс становления приспособления организма; е) фаза стабилизации процесса или наступления адаптации Ответ: б, д, е
40. К особенностям обмена веществ у детей и подростков относятся а) наибольшая интенсивность основного обмена б) наименьшая интенсивность основного обмена в) относительно высокий расход энергии, г) относительно низкий расход энергии д) преобладание анаболических процессов е) преобладание катаболических процессов Ответ: а, в, д 41. К элементам системы управления состоянием здоровья детей и подростков в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности относятся: а) сбор, обработка, анализ информации о состоянии здоровья в связи с факторами окружающей среды; б) углубленное изучение факторов среды обитания и состояния здоровья (подтверждение гипотезы); в) выявление количественных зависимостей между факторами среды и характеристиками здоровья; г) принятие решения по оздоровлению окружающей среды; д) реализация принятых решений; е) проверка эффективности принятых решений; ж) отчет о проделанной работе перед органами управления и власти Ответ: а, б, в, г, д, е
42. К скрининг-тестам, используемым при организации медицинского наблюдения за состоянием здоровья школьников, относятся: а) анкетный опрос; б) оценка физического развития; в) количественное определение белка и глюкозы в моче; г) качественное определение белка и глюкозы в моче; д) аудиометрия; е) плантография; ж) определение предмиопии Ответ: а, б, г, е, ж
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ 43. Симптомы: 1) поражение костной системы по типу остеосклероза Б) появление характерных узелковых процессов в легких 3) поражение нервной системы по типу центрального паралича Повышенная концентрация в атмосферном воздухе: а) оксид углеродов; б) фтор; в) диоксид серы; г) бериллий; д) метилртуть Ответы: 1.__________, 2____________, 3_____________. Ответ: 1б, 2г, 3д.
44. Микросимптомы 1) отечность, разрыхленность десен; 2) фолликулез; 3) сухость кожи; 4) фолликулярный гиперкератоз Дефицит витаминов: а) С; б) С, Р; в) А; г) D; д) С, А Ответ: 1_____________, 2_____________, 3_____________, 4______________. Ответ: 1 б, 2а, 3 в, 4 д.
45. Заболевания: 1. цинга; 2. пеллагра; 3. бери-бери Дефицит витаминов а) D; б) C; в) E; д) B2; е) PP Ответ: 1 б, 2е, 3 г
46. Пищевые отравления 1) ботулизм 2) сальмонеллез 3) стафилококковый токсикоз Клинические симптомы а) многократный понос б) многократная изнурительная рвота в) затруднение глотания г) понижение температуры д) головная боль Ответ: 1_____________, 2_______________, 3________________. Ответ: 1в, 2а, 3б Литература: 1.Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д., Прикладная статистика., М.: Финансы и статистика, 1983. С.395-397. 2.Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2003. – 688 с. 3.Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с. 4.Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маркинин В.И. Прикладная медицинская статистика: Учебное пособие. – 2-е изд.- СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006. – 432 с. 5.Логистика /Под ред. проф. Б.А.Аникина. – М.:ИНФРА, 1999. – С. 6 - 84. 6.Нейронные сети на персональном компьютере / Под ред. А.Н.Горбань, Д.А.Россиев. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1998. – 200 с. 7.Окружающая среда и здоровье: подходы к оценке риска /Под ред. А.П.Щербо. – СПбМАПО, 2002. – 376 с 8.Окружающая среда. Основные элементы методологии оценки риска для здоровья. - М: Консультационный центр по оценке риска. Гарвардский институт международного развития. Агентство международного развития США, 1998. - С. 3 - 76. 9.Основы логистики /Под ред. проф. Л.Б.Миротина и проф. В.И.Сергеева. - М.: ИНФР
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.013 с.) |