IV. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



ГЛОССАРИЙ

А

Автоматизация управления – применение технических средств в помощь человеку при управлении техническими объектами, технологическими процессами производства или для обработки информации, используемой при принятии управленческих решений.

Автоматизированная система управления (АСУ) – термин, введенный в 1960-е гг. для названия широкого класса автоматизированных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки, поиска и представления информации, используемой при принятии управленческих решений.

Автоматическая система – система, в которой все рабочие и управленческие операции выполняются техническими устройствами. Простейшими автоматическими системами называют сложные технические устройства, действующие без участия человека.

Адаптация – способность системы приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, помехам, исходящим от среды и оказывающим влияние на систему. Адаптация может быть определена как «способность системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложных средах».

Аксиологическое представление системы – отображение системы в терминах целей и целевых функционалов. Термин используется в тех случаях, когда необходимо выбрать подход к отображению системы на начальном этапе моделирования и противопоставить это отображение описанию системы в терминах «перечисления» элементов системы и их непосредственного влияния друг на друга, т.е. каузального представления, характерного для традиционных математических моделей.

 

 

Б

Бизнес – дело, занятие, приносящее доход, предпринимательская или коммерческая деятельность, вид деятельности, направление деятельности фирмы. Бизнес – это деловая активность, направленная на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности. Субъект в бизнесе именуется бизнесменом или коммерсантом.

В

Видение будущего – описание того, что хочет достичь организация за длительный промежуток времени.

Виртуальные системы – системы, основанные на понятии виртуальной реальности.

Виртуальная реальность (от лат. virtus – мнимый, воображаемый) – созданная компьютерными средствами трехмерная модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы взаимодействия: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства и т. п.

Внешняя среда – совокупность внешних факторов, которые определяют состав и значения входных параметров организации как системы. Среди них важнейшими являются: целевые группы клиентов и целевые группы товаров, целевой рынок как совокупность условий производства, распределения, обмена и потребления целевых групп товаров, организации, которые удовлетворяют потребности целевых групп потребителей сейчас или могут делать это в будущем, состояние, структура и тенденции изменения совокупного предложения и потребительского спроса на целевом рынке, технологии производства и потребления товаров, доступность и стоимость земли, сырья, материалов, энергоресурсов, трудовых ресурсов и других факторов производства, доступность и стоимость каналов сбыта.

Внутренняя среда – совокупность элементов организации как системы, их входных и выходных параметров, взаимосвязей и порядка взаимодействия, а также закономерностей функционирования. Иными словами, внутренняя среда – это все, что находится внутри организации, закреплено правами собственности и связано воедино имущественными отношениями.

Г

Геоинформационные системы (ГИС) – специальные программные комплексы, предназначенные для решения задачи управления недвижимостью с помощью компьютера.

Гомеостаз (гомеостазис) (греч. homeo – подобный, stasis – неподвижность) – свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существенных переменных в некоторых заданных пределах. Существенными называют характеристики, влияющие на основное качество системы, нарушение которого приводит к ее разрушению. При этом существенные переменные должны оставаться стабильными при различных состояниях среды и обеспечивать равновесие системы. В таком понимании гомеостаз или равновесие характеризуют систему как целое, а не отдельные ее части.

Д

Декомпозиция (структуризация) – расчленение системы на части при ее исследовании или проектировании.

«Дельфи»-метод, метод «Дельфи» или метод дельфийского оракула – итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствует снижению влияния психологических факторов при проведении заседаний и повышению объективности результатов.

Дерево целей – древообразная ветвящаяся структура разбиения целей по понижающимся уровням. В основе дерева целей лежит согласование целей между собой. Термин «дерево» подразумевает формирование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их – на более детальные составляющие, для наименования которых в конкретных приложениях используют разные названия: направления, проблемы, программы, задачи, а начиная с некоторого уровня – функции. Аналогично строится дерево решений.

Достоверность информации – это свойство информации отражать реально существующие объекты с необходимой точностью, что важно при исследовании любой системы. Достоверность информации измеряется доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Древовидная иерархическая структура – класс иерархических структур, в котором любой элемент нижележащего уровня подчинен только одному элементу вышестоящего. Древовидные иерархические структуры являются основой линейных организационных структур, благодаря чему эти оргструктуры обладают рядом признаков, удобных для управления производством, таких как единоначалие, единство распорядительства и т.п.

Ж

Жизненный цикл системы – период времени от возникновения потребности в системе и ее становления до снижения эффективности функционирования и «смерти» или ликвидации системы.

З

Закрытая (замкнутая) система – система, полностью изолированная от внешней среды, т. е. не обменивающаяся с ней массой (веществом), энергией, информацией.

 

 

И

Иерархическая структура – организационная структура, характеризующаяся многоуровневым управлением и незначительным числом управленческих задач на каждом уровне.

Иерархия – соподчиненность, любой согласованный по подчиненности порядок объектов.

Имитация – процесс разработки модели реальной ситуации и проведения экспериментов с целью выявления возможных альтернатив изменения данной ситуации.

Имитационное моделирование (англ. simulation) – в широком смысле представляет собой целенаправленные серии многовариантных исследований, выполняемых на компьютере с применением математических моделей.

Информационная система – система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и поиска информации, необходимой для системы управления предприятием или любой другой организацией, системы проектирования, учебного процесса и т. п., для удовлетворения потребностей индивидуального потребителя информации.

Информационный поиск – некоторая последовательность операций, выполняемых с целью отыскания документов (статей, научно-технических отчетов, описаний к авторским свидетельствам и патентам, книг и т. д.), содержащих определенную информацию (с последующей выдачей самих документов или их копий), или с целью выдачи фактических данных, представляющих собой ответы на заданные вопросы.

Исследование системы управления – процесс определения организационной структуры (состава, организации, поведения, состояния подсистем), параметров системы, закономерностей функционирования и развития изучаемой системы с целью ее совершенствования.

 

К

Каузальное представление системы – описание системы в терминах влияния одних переменных на другие, без употребления понятий цели и средств достижения целей. Термин происходит от понятия cause – причина, т.е. подразумевает причинно-следственные отношения. При каузальном представлении будущее состояние системы определяется предыдущими состояниями и воздействиями среды. Такое представление является развитием отображения системы в виде «пространства состояний», характерного для большинства математических методов моделирования.

Классификация систем – разделение систем на классы по различным признакам. В зависимости от решаемой задачи можно выбирать разные принципы классификации. Классификация по виду отображаемого объекта: технические, биологические, экономические и т.п. Классификация по виду научного направления, используемого для их моделирования: математические, физические, химические и др. Детерминированные и стохастические системы – системы, которые имеют детерминированные характеристики, и системы, в которых происходят стохастические события. Абстрактные и материальные, т. е. системы, отображаемые абстрактными моделями, и системы, существующие в объективной реальности. При изучении экономических, организационных объектов важно выделять класс целенаправленных или целеустремленных систем.

Конгломерат– группа более или менее разнообразных компаний, принадлежащих одному и тому же владельцу. Конгломерат представляет собой диверсифицированный портфель – в противоположность синергическому портфелю (в синергическом портфеле группа хозяйственных подразделений стратегически связана между собой).

Конкурентное преимущество – высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает компании наилучшие по сравнению с конкурентами возможности привлекать и сохранять потребителей.

Корпоративная информационная система (КИС) – система управления предприятием (корпорацией), в которой процессы сбора, хранения, обработки, преобразования, передачи и обновления информации осуществляются с использованием современной компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Основное назначение КИС заключается в отражении целостной и максимально объективной картины состояния дел на предприятии в реальном масштабе времени, а также в постоянной поддержке организационно-технологической модели управления предприятием.

Кривая опыта (обучения) – графическое отображение закона опыта, который гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении выпуска продукции». Анализ кривой опыта показал, что темп снижения издержек на единицу товара варьирует от отрасли к отрасли. Закон опыта был выведен в конце 60-х гг. Бостонской консалтинговой группой.

Критерии оценки систем – правила или норма, позволяющие оценить эффективность системы, соответствие требуемого и достигаемого результатов. Если удается ввести количественные характеристики и связать аналитическим выражением цель системы и средства ее достижения, то такие выражения называют критерием эффективности, критерием функционирования, целевой функцией и т.д.

Кружки качества – организация рабочих групп из работников, имеющих одинаковые или аналогичные рабочие задания, для совместного решения проблем качества и выработки идей, направленных на повышение качества. Обычно кружки собираются регулярно и функционируют на добровольной основе.

Культура корпорации, организационная культура – атмосфера или социальный климат в организации. Набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации.

Л

Лингвистический подход – один из основных подходов к анализу и проектированию систем, основанный на разработке языков моделирования, языков автоматизации проектирования, применяющихся на этапе предварительного описания системы, разработки принципиальных положений (концепции) проекта.

Линейная организационная структура представляет собой древовидную иерархическую структуру, в которой любой элемент нижележащего уровня подчинен только одному элементу вышестоящего, что позволяет реализовать в системе управления только отношения «руководство – подчинение».

Линейное программирование – раздел теории оптимизации, посвященный изучению и решению экстремальных задач, в которых целевая функции и ограничения, задающие допустимое множество, являются линейными.

Линейно-функциональная структура – вид организационной структуры, сочетающий принципы линейной и функциональной форм управления.

Личностный подход к изучению лидерства – изучает личность и характеристики лидера. Теории лидерства, базирующиеся на данном подходе, основаны на мнении, согласно которому личности эффективных лидеров и тех, кто лидерами не являются, существенно различаются. Концентрируется на том, кем лидер является.

Лицо, принимающее решения (ЛПР), – лицо в организации, имеющее права и полномочия принимать управленческие решения в рамках определенного проекта (бизнес-процесса).

 

 

М

Математическое программирование – раздел теории оптимизации (теории экстремальных задач), занимающийся изучением и решением задач минимизации (максимизации) функции нескольких переменных на подмножестве конечномерного векторного пространства, которое задано в виде системы уравнений и/или системы неравенств.

Матричная структура – тип организационной структуры, в которой члены сформированной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, где они работают постоянно.

Международная компания – компания, сфера деятельности которой распространяется на зарубежные страны. По принадлежности и контролю большинство из них – национальные. К категории международных компаний, именуемых транснациональными корпорациями – ТНК, эксперты ООН относят любую компанию, имеющую производственные мощности за границей.

Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о системе или проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы.

Миссия – ответ на вопрос о том, что представляет собой организация, для кого и для чего она существует, каковы ее ценности, нормы и принципы управления.

Моделирование – процесс построения условного образа исследуемой системы (процесса, явления) – модели.

Модель – представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета, но имитирующей его состояние. Модели играют важную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения. Выделяют организационные, структурные, функциональные, математические и информационные модели.

Мониторинг – это повторные исследования с одинаковой структурой выборки, но каждый раз с новыми участниками, отбирающимися по специальной методике.

Мотивация – процесс стимулирования сотрудников организации, побуждающий их осуществлять деятельность по достижению индивидуальных целей и общих целей организации.

Н

Нелинейное программирование – раздел теории оптимизации (теории экстремальных задач), посвященный исследованию и решению задач минимизации (максимизации), в которых целевая функция и ограничения не являются линейными. К нелинейному программированию относят квадратичное, дробное, выпуклое, дискретное, целочисленное и геометрическое программирование.

Непрограммируемые решения – принимаются в случае необычной или исключительной ситуации, в случае, если проблема возникает не часто и является настолько значительной, что требует особого подхода. Не существует четких правил принятия непрограммируемых решений. Непрограммируемые решения подразделяются на структурированные и неструктурированные.

Неструктурированные решения – являются производными от эвристики, т.е. оригинального, интуитивного поиска решения.

О

Организационная структура – это иерархическая система прав и ответственности, которая определяет характер и порядок прямого и опосредованного подчинения всех должностных лиц и структурных подразделений организации единоличному исполнительному органу. На основании организационной структуры разрабатывается штатное расписание и осуществляется наем персонала. Организационная структура является юридическим документом, на основании которого устанавливаются трудовые отношения с руководителями и работниками. Анализ организационной структуры необходим, чтобы установить порядок и характер отношений между подразделениями организации и определить эффективность их деятельности.

Организационно-технологические процедуры подготовки и реализации управленческих решений (оргтехпроцедуры или ОТП) – последовательность операций для реализации функции управления с указанием подразделений, выполняющих эти операции. Совокупность оргтехпроцедур отображает потоки управленческой информации на предприятии и характеризует организационную технологию управления предприятием. Формирование и анализ организационно-технологических процедур подготовки и реализации управленческих решений является основой функционально-технологического подхода к проектированию организационных структур и представляет собой крайне трудоемкий процесс, ограничивающий применение этого подхода.

Основные возможности – совокупность особых умений и знаний, которыми обладает организация или индивидуум, дающими способность выполнять один или несколько критически важных бизнес-процессов так, как никто другой, что дает возможность вести успешную конкурентную борьбу длительное время. Основные возможности делятся на две категории:

- возможности проницательности и предвидения позволяют выявить и изучить события и тенденции, что может дать преимущество первого конкурентного хода или вступления первым на рынок;

- возможности передовой линии возникают в случаях, когда качество конечного товара может значительно меняться в зависимости от действий работников. Эти возможности представляют собой уникальную способность производить и продавать товары и услуги так, чтобы их качество и уровень обслуживания были почти идеальными.

Оперативное решение –решение, направленное, как правило, на достижение краткосрочной цели, носит локальный характер и влияет на какой-то определенный участок деятельности компании. Принимается на разных уровнях управления.

Организация (теория организации) – это совокупность индивидуумов, объединенных едиными целями и задачами, общими интересами и личностными ценностями, едиными организационными принципами и процедурами функционирования, конкретными формами полномочий и ответственности.

Организация (теория систем) – свойство систем обнаруживать взаимосвязанное поведение частей системы в рамках целого. Под частями системы понимаются ее элементы, подсистемы. Организация системы проявляется прежде всего в ограничении разнообразия поведения частей системы и является ее инвариантным свойством.

Открытая система – система, способная обмениваться со средой массой, энергией и информацией. В отличие от них закрытые (замкнутые) системы предполагаются (с точностью до чувствительности модели) полностью лишенными этой способности, т.е. изолированными от среды.

П

Параметрический ряд (продуктовая линия) – подвиды конечной продукции по функциональным особенностям, уровню качества и цены, предназначенные для определенных категорий покупателей или продажи через определенные каналы сбытовой сети.

Поведение – способность системы переходить из одного состояния S1 в другое: S1®S2®S3®… Si®… Этим понятием пользуются, когда неизвестны закономерности (правила) перехода из одного состояния в другое. Тогда говорят, что система обладает каким-то поведением, и выясняют его характер, алгоритм.

Поведенческий подход к изучению лидерства – связан с теориями, описывающими поведение лидера. Данные теории пытаются связать то, что лидер делает, с его эффективностью.

Подсистема. Сложная система, как правило, не может быть сразу разделена на составляющие, являющиеся пределом ее членения, т. е. элементами. При многоуровневом расчленении системы используют другие термины, предусмотренные в теории систем: подсистемы, компоненты. Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, и в частности, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства – целостности, коммуникативности и т.п., определяемые закономерностями систем. Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами.

Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Система мер, реализуемых руководством фирмы в какой-то области.

Постепенная формализация модели принятия решения – подход, базирующийся на идее постепенной формализации задач (проблемных ситуаций) с неопределенностью путем поочередного использования методов активизации интуиции и опыта специалистов и методов формализованного представления систем.

Правила– точное определение того, что следует делать в конкретной ситуации. Правила, так же как и стратегии, определяют функционирование компании, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность организации. Устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым ее функционирование в направлении реализации ее стратегий.

Правовая структура – система правовых отношений между лицами, которые совместно ведут данный вид деятельности. Элементы правовой структуры – юридические и физические лица (в том числе предприниматели без образования юридического лица), резиденты или нерезиденты. Каждый элемент правовой структуры имеет характеристики, которые определяются законодательством государства, резидентом которого является данное лицо. Анализ правовой структуры необходим для того, чтобы выяснить наличие и характер имущественных отношений между хозяйствующими субъектами, а также определить правовые ограничения и возможности ведения операций.

Принятие решения– выбор действий, направленных на решение проблемы или извлечение выгоды из представившейся возможности.

Прогнозирование – термин, который используется в разных смыслах: 1) предвидение, предсказание будущего состояния природных ресурсов, народонаселения и т. п. факторов, влияющих на развитие общества, цивилизации; 2) научно-аналитический этап процесса планирования или одна из функций «цикла управления» социально-экономическими системами; 3) теоретическое направление, занимающееся вопросами создания и исследования методов и моделей разработки прогнозов.

Программируемые решения – принимаются в соответствии с писаными или неписаными правилами, процедурами, моделями, что облегчает процесс принятия решения в повторяющихся ситуациях путем ограничения или исключения альтернатив.

Процедуры – описывают действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации.

Процессинговый подход к изучению лидерства – определяет процедуру общения лидера и подчиненного. Теории, базирующиеся на данном подходе, пытаются объяснить процессы, в ходе которых развиваются отношения между лидерами и подчиненными.

Р

Равновесие – способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго.

Реструктуризация – процесс, касающийся изменений в организации, диктуемых внешней средой. Это, прежде всего, изменения в организационной структуре, культуре компании, своего рода приведение внешнего облика в соответствие с ситуацией. Реструктуризация направлена на достижение конкурентных преимуществ.

Риск – вероятность нанесения организации ущерба в результате действия неопределенных или неконтролируемых факторов.

С

Самоорганизация – понятие, характеризующее способность сложных систем выходить на новый уровень развития, и в частности, все в большей мере проявлять такие свойства, как способность противостоять энтропийным процессам и развивать антиэнтропийные (неэнтропийные) тенденции, адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру и сохраняя при этом определенную устойчивость. Системы, обладающие этими свойствами, называют самоорганизующимися (развивающимися) системами.

Самоорганизующиеся системы имеют ряд особенностей:

-нестационарность (изменчивость, нестабильность) отдельных параметров и стохастичностъ поведения;

-уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях;

-способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам (причем как к внешним, так и к внутренним);

-принципиальная неравновесность;

-способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и проявлять неэнтропийные тенденции;

-способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру, выходить на новый уровень эквифинальности, сохраняя при этом целостность и основные свойства;

-способность и стремление к целеобразованию;

-неоднозначность использования понятий.

Связь (отношение) определяют как ограничение степени свободы элементов. Элементы, вступая во взаимодействие (связь) друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

Синергизм (синергия) – свойство системы кратно увеличивать свойства ее одинаковых элементов. Синергетическая система имеет такие свойства: а) обязательный обмен с внешней средой энергией, веществом и информацией и б) непременное взаимосодействие, то есть когерентность поведения компонентов системы.

Система – единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.

Система управления в организации представляет собой свод установленных правил и процедур, которые определяют а) полномочия и обязанности высшего руководства по управлению процессами самоорганизации, б) распределение функций управления между индивидами и их группами, в) порядок поиска и анализа управленческих проблем, подготовки, принятия и исполнения управленческих решений и г) порядок осуществления контроля. Ключевыми элементами системы управления выступают управленческая и финансовая структуры, правовая и организационно-функциональная структуры, система материального и нематериального стимулирования, регламенты управленческих бизнес-процессов, документы, определяющие права и полномочия высших органов управления, внутренние контролирующие органы, информационные системы управления.

Системно-целевой подход к проектированию организационных структур предприятий состоит в построении структуры целей, определении на ее основе функций управления и их организационным оформлением. Для реализации подхода нужно разработать методику структуризации целей и функций, учитывающую специфику конкретного предприятия, методику расчета объема управленческих работ по функциям управления, решить проблему перехода от структуры целей и функций к структуре органов управления.

Системный анализ – это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации. Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.

Ситуационный подход к изучению лидерства – базируется на вероятностных теориях лидерства, является наиболее современным и чаще всего используемым на практике. В основе его лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в ходе анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.

Состояние – понятие, с помощью которого обычно характеризуют мгновенную фотографию, «срез» системы, остановку в ее развитии. Его определяют либо через входные воздействия и выходные сигналы (результаты), либо через макропараметры, макросвойства системы (давление, скорость, ускорение). Так, говорят о состоянии покоя (стабильные входные воздействия и выходные сигналы), о состоянии равномерного прямолинейного движения (стабильная скорость) и т.д.

Стратегический анализ – первый этап процесса стратегического планирования; он служит основой для выбора стратегических альтернатив. Предметом стратегического анализа выступает совокупность явлений внутри и вовне организации, которые влияют на результаты ее деятельности в длительном периоде времени. Цель стратегического анализа – сформировать полное, непротиворечивое и достоверное мнение:

−о том, что представляет собой организация как хозяйствующий субъект, как она функционирует и управляется, каковы результаты ее деятельности и как они формируются, какие имеются внутренние проблемы и возможности в настоящий момент времени;

−о том, какие внешние факторы воздействуют на входные параметры организации как системы, каков механизм их воздействия, как проявляются и измеряются данные факторы, каковы их состояние в настоящий момент и тенденции изменения в будущем.

Стратегические группы – это кластеры организаций с одинаковыми стратегическими позициями. Организации могут иметь разные структуру и состав активов, сохраняя при этом одну и ту же стратегическую позицию в зависимости от того, как сформированы активы. Организации внутри стратегических групп ведут себя одинаково.

Стратегические инициативы – намерения собственников и высшего руководства относительно ключевой идеи и модели хозяйственной деятельности, миссии и видения будущего, генеральной цели, стратегических целей и задач. В терминах стратегических инициатив собственники и руководители выражают свои намерения, пожелания и требования к будущему состоянию организации. Стратегические инициативы характеризуются грандиозностью и амбициозностью замыслов, масштабом охвата деятельности и структуры организации, предопределяющим влиянием на результаты деятельности.

Стратегические цели – описывают стратегическое намерение фирмы – стремление занять определенное место в бизнесе. Направлены на достижение ключевых результатов по упрочению положения фирмы в долгосрочной перспективе.

Стратегическое решение – решение, направленное на достижение долгосрочных целей. Принимается высшим руководством компании. Характеризуется большой степенью риска. Влияет на все сферы деятельности компании.

Стратегия – средство достижения желаемых результатов. Комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.

Структура– (от лат. structure, означающего строение, расположение, порядок) отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение).

Сценарий – метод подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде. Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, которые не удается сразу отобразить формальной моделью. Однако сценарий дает возможность неоднозначного толкования. Поэтому его следует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.

Т

Теория игр – раздел современной математики, изучающий математические модели конфликтных ситуаций, т. е. ситуаций, при которых интересы участников либо противоположны (эти модели называются антагонистическими играми), либо не совпадают, хотя и не противоположны (игры с непротивоположными интересами, неантагонистические игры).

Теория оптимального управления – математическая теория решения экстремальных задач, сформировавшаяся в рамках теории автоматического регулирования и управления.

У

Управление (теория систем) – в широком смысле функция системы, ориентированная либо на сохранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разрушению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования, гомеостаз, достижение определенной цели.

Управление организацией (теория организации) – процесс самоорганизации деятельности индивидов (групп индивидов), направленный на сохранение целостности и устойчивости организации как системы или формирование ее качественно нового состояния путем установления и достижения общих целей и задач. Сущностьуправления организацией состоит в управлении внутренними процессами самоорганизации – целенаправленной трансформации поведения, взаимоотношений и взаимосвязей индивидов и их групп. Необходимо создавать и поддерживать такие условия, в которых осознанное поведение индивидов, образующих организацию, обеспечивало бы долговременное сохранение ее системных свойств, структурных и функциональных характеристик в рамках заранее определенных целевых параметров. Управление организацией осуществляется путем разрешения управленческих проблем – конкретных ситуаций, отражающих ее текущее или ожидаемое состояние, заданных для изучения и изменения путем подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Возникновение проблем обусловливается давлением внешнего окружения и внутренними процессами, которые вкупе повышают неупорядоченность и неравновесное состояние организации как системы. Поэтому управление – непрерывный процесс принятия и реализации управленческих решений на всех уровнях организации, во всех протекающих в ней процессах.

Управление рисками – процесс выявления причин наступления (факторов) риска, выработки и реализации мероприятий по управлению ими.

Управленческая задача – ситуация, отражающая текущее или ожидаемое состояние объекта управления, заданная для изучения и изменения путем подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Управленческая проблема – комплекс управленческих задач.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.022 с.)