Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10 Организация маркетинга на предприятииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
10.1 Принципы организации маркетинга на предприятии. 10.2 Маркетинговые организационные структуры 10.3 Порядок создания отдела маркетинга на предприятии
10.1 Принципы создания маркетинговых подразделений. 1. Целенаправленность – организация маркетинга должна иметь специальные подразделения, направленные на решение сугубо маркетинговых проблем, быть ориентированной на интересы потребителей и на активную наступательную деятельность на рынке. 2. Четкость организационной структуры – она должна отвечать направлениям деятельности предприятия, комплексно решать проблемы производства и сбыта. 3. Структуризация стадий – в организации маркетинга необходимо объединять перспективное (стратегическое), тактическое и оперативное управление предприятием. 4. Гибкость – организация маркетинга на предприятии должна оперативно реагировать на изменения в окружающей среде. 5. Стимулирование активности и творчества работников – достигается делегированием прав, автономией и ответственностью за результаты работы, системой мероприятий материального и морального поощрения. 6. Скоординированность и согласованность действий отдельных подразделений и исполнителей. 7. Пропорциональность – соблюдение определенных пропорций в производительности труда структурных подразделений компании на основе учета трудоемкости выполнения отдельных функций. 8. Параллельность – предусматривает организацию маркетинговой деятельности и соответственно структуры управления, при которых обеспечивается максимально возможное перекрывание выполнения отдельных функций по времени. 9. Четкая формулировка задач маркетинговой деятельности – ориентированность на конкретную концепцию, стратегию, четкое определение задач и функций каждого подразделения и отдельных исполнителей, вертикальных и горизонтальных связей. 10. Экономичность – покрытие затрат на функционирование маркетинговой организационной структуры доходами от реализации маркетинговых мероприятий.
10.2 Маркетинговые организационные структуры предприятия – совокупность подразделений (группы, бюро, сектора, отделы), выполняющих функции исследования рынка, заказа и планирования ассортимента продукции, управления процессами товарного движения, сбыта готовой продукции, ценообразования, коммуникаций, сервиса, организации фирменной торговли, маркетингового контроля и анализа, закупки материально-технических ресурсов. Модели маркетинговых организационных структур. Неинтегрированные маркетинговые структуры – совокупность соответствующих подразделений, не скоординированных в своем влиянии на потребителя, т.е. каждое подразделение отдельно влияет на потребителей (схема – ксерокс из книги). Интегрированные маркетинговые структуры осуществляют свою деятельность комплексно и управляются из одного координирующего центра (схема).Они могут быть построены по функциональному или товарному принципу, с ориентацией на потребителей или рынки, с линейной или матричной взаимозависимостью отдельных составляющих (схемы). Функциональная организация – организационная структура, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована, исходя из выполняемых ними функций маркетинга (маркетинговые исследования, сбыт, реклама). Характерна для больших предприятий с небольшим ассортиментом продукции и небольшим количеством рынков. Географическая организация применяется в компаниях, выпускающих продукцию, продающуюся во многих регионах с разными требованиями. Компании, работающие на внутренних рынках страны, создают свои торговые отделения на множестве региональных и зональных рынках. Во главе – менеджер по региону, координирующий все маркетинговые мероприятия по всем продуктам и осуществляющий контроль над всеми покупателями региона. Продуктовая (товарная) организация – компании часто организуются на основе управления отдельными товарами (торговыми марками). В подобных компаниях за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для конкретного продукта (группы продуктов) отвечает управляющий продуктом (продукт-менеджер), у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга. В развитых странах подобная структура применяется в больших децентрализованных компаниях с диверсификованным производством, в том числе в транснациональных корпорациях, где каждый филиал специализируется на выпуске конкретного товара (группы товаров). Ориентированная на потребителя – характерна для предприятий, рынки которых состоят из нескольких достаточно больших сегментов. Рыночная организация (ориентированная на рынки) – применяется для компаний с однородной продукцией, когда на разных рынках присутствуют различные покупательские привычки или разные товарные преимущества. В подобной оргструктуре маркетинга управляющие отдельными рынками (менеджеры по рынкам) несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках и сотрудничают со специалистами функциональных подразделений, где разрабатывается стратегия маркетинга для каждого рынка. Отдельными менеджерами по рынкам управляет менеджер по всем рынкам. В чистом виде товарные и рыночные оргструктуры управления маркетингом не применяются. Чаще всего используют комбинации приведенных принципов организации: функционально-продуктовую, функционально-рыночную, продуктово-рыночную и функционально-продуктово-рыночную структуры управления маркетингом. Функционально-продуктовая организация – за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта (группы продуктов) отвечает управляющий продуктом. Функционально-рыночная – за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Главное достоинство – концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов. Функционально-продуктово-рыночная организация – существуют как управляющие отдельными продуктами, так и управляющие отдельными рынками. Продукт-менеджеры планируют объемы продаж и прибыль для своих продуктов, контактируют при этом с управляющими отдельными рынками с целью определения возможного объема продажи. Управляющие отдельными рынками отвечают за развитие прибыльных рынков для существующих и потенциальных продуктов фирмы. Данная оргструктура используется фирмами, выпускающими разные продукты, которые реализуются на многих сильно отличающихся друг от друга рынках. Организация матричного типа – характерна для больших предприятий с диверсификованным производством и значительным количеством рынков. Руководителю маркетинговой программы, например, по освоению какого-то рынка определенной продукции, передаются от руководства фирмы необходимые полномочия по распределению ресурсов, а также выполнению мероприятий, входящих в состав программы. Ему же временно подчиняются не только сотрудники соответствующих маркетинговых подразделений, но и сотрудники подразделений, занимающихся разработкой и доведением до производства соответствующего продукта. Таким образом, каждый участник работ по программе, который находится в штатном расписании соответствующего подразделения, имеет двойное подчинение: полинии программных работ он подчиняется руководителю маркетинговой программы, по всему остальному – своему линейному руководителю. Это приводит к сложным коммуникациям, что ставит повышенные профессиональные требования к персоналу. Если одновременно разрабатываются несколько программ, то для общего руководства всей программной деятельностью (в частности, разработка единой рыночной, научно-технической и экономической политики распределения ресурсов между программами) может быть введена должность руководителя центра управления маркетинговыми программами. В данном случае ему подчиняются руководители отдельных программ. Временные маркетинговые организационные структуры – состоят из одной или нескольких групп работников разных подразделений основной организации и создаются для решения задач временного характера. Подобными оргструктурами могут быть советы по маркетингу (состоят из ведущих специалистов предприятия и периодически собираются для решения определенных проблем) или венчурные группы (небольшие группы специалистов, работающих некоторое время совместно для реализации предложенной идеи). Неформальные маркетинговые структуры – не имеют четкого распределения задач и ответственности. Это могут быть наиболее опытные работники фирмы, сами принимающие решения (руководитель подтверждает согласие подписью).
10.3 Алгоритм создания маркетингового подразделения. 1. Исследование рынка фирмы – определяется величина спроса и предложения на рынке, соотношение между ними, реальная и потенциальная емкость рынка и его отдельных сегментов, анализируется состояние конкуренции, поведение потребителей, тенденции и перспективы развития рынка. 2. Анализ фирмы, констатация основной идеи ее маркетингового менеджмента – выявление сильных и слабых сторон предприятия, выбор основной идеи маркетингового менеджмента, на которой должна формулироваться концепция управления маркетингом. 3. Формирование концепции организации маркетинга фирмы – формируется концепция организации маркетинга на предприятии. Возможные концепции маркетингового менеджмента: - организация отдела сбыта (маркетинговые функции, как правило, выполняются временно нанятыми специалистами); - создание маркетингово-сбытового отдела (сбытовые и отдельные маркетинговые функции выполняются штатными работниками данного отдела); - создание маркетингового подразделения (сбытовые функции переносятся за пределы подразделения, работники концентрируют внимание только на маркетинговых функциях); - современная схема управления маркетингом (выполнение маркетинговых и сбытовых функций объединяется в единый комплекс благодаря единому руководству на уровне заместителя директора по сбыту и маркетингу). 4. Определение целей и задач деятельности маркетингового подразделения, формирование его оргструктуры 5. Распределение функций и полномочий между отдельными исполнителями 6. Подбор кадров 7. Распределение и внедрение системы стимулирования труда 8. Контроль и анализ функционирования оргструктуры (Остальные этапы в следующем вопросе).
ТЕМА 11 КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
11.1 Контроль маркетинговой деятельности на предприятии 11.2 Анализ маркетинговой деятельности на предприятии 11.3 Аудит маркетинговой деятельности на предприятии
11.1 Контроль – процесс определения, оценки и информирования об идентичности или отклонении действительных параметров от заданных (плановых). В маркетинговой деятельности он охватывает контроль достижения цели (целевой функции), выполнения планов и программ, прогнозов и развития событий и используется как для предотвращения недостатков, так и для их комментирования. Контролирование маркетинговой деятельности фирмы включает: - определение действительных значений решающих маркетинговых параметров (объем сбыта, доля рынка, количество полученных заказов и др.); их сравнение с плановыми показателями; - принятие решений по результатам реализации соответствующих маркетинговых мероприятий; - анализ причин отклонения действительных значений от плановых, формулировка отчета; - определение мер по исправлению нежелательных отклонений, назначение ответственных за их реализацию. Виды контроля. 1. Контроль годовых планов – оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков и продуктов, оценка разумности и эффективности затрат на маркетинговую деятельность. В ходе контроля годовых планов осуществляются анализ продаж, рыночной доли, анализ отношения между затратами на маркетинг и объемом продаж, финансовый анализ, анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности. 2. Контроль прибыльности – оценка и осуществление корректирующих действий с целью обеспечения прибыльности разных продуктов, территорий, групп потребителей, каналов распределения, деятельности на разных рынках. 3. Контроль эффективности осуществляется в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга: продуктовая политика (с позиций потребителей оцениваются характеристики отдельных продуктов, их маркировка и качество упаковки); фактические цены (анализируются с позиций потребителей и торговых посредников, осуществляется сравнение с ценами конкурентов); продвижение продуктов (оценка эффективности рекламных кампаний и других элементов комплекса продвижения продукта – стимулирование торговли и потребителей, проведение ярмарок и выставок); доведение продукта до потребителя: 1) оценка эффективности функционирования отдельных каналов сбыта товаров, включая оценку уровня послепродажного сервиса и наличие рекламаций, 2) оценка эффективности деятельности службы сбыта. 4. Стратегический контроль – критическая оценка эффективности маркетинговой деятельности в целом. Инструменты: 1) оценка эффективности маркетинга (направленность на потребителя, степень организационной интеграции маркетинга, адекватность маркетинговой информации, стратегическая ориентация, эффективность оперативного управления маркетингом), 2) проведение всесторонней оценки на основе аудита маркетинга. В последнее время на предприятиях Запада внедряется система контроллинга, в основе которой лежит концепция объединения системы контроля и планирования в единое целое. Контроллинг – система управления маркетинговой деятельностью фирмы, которая охватывает планирование, контроль, отчетность и менеджмент. Этапы процесса контроля маркетинговой деятельности фирмы: выбор системы контроля (контроллинг, контроль или отдельные проверки); установление задач контроля (принятие решений относительно рациональности или эффективности маркетинговых мероприятий); определение объектов контроля (показатели, методы, процессы) и контролируемых норм (например, цели предприятия, задачи маркетинга); назначение контролеров, ознакомление их с методами контроля; определение объемов (полный или выборочный контроль), соответствующих действий, областей, точек контроля (его начало, конец, последовательность), а также соответствующих средств; определение степени важности решений, допусков и ошибок, способов оценки отклонений (анализ, локализация причин, определение ответственности, исследование возможностей исправления ошибок); конкретизация способов сообщения решений (устный или письменный отчет). Уровни контроля маркетинга: На уровне организации – контроль направлен на получение информации, необходимой для оценки уровня эффективности маркетинга и принятия соответствующих решений со стороны руководства фирмы. На уровне подразделения фирмы – контроль направляется на оценку эффективности отдельных аспектов маркетинговой деятельности за короткие промежутки времени и оценку компетентности руководства данного подразделения в более долгосрочной перспективе. Внешний контроль осуществляют, как правило, консультационные фирмы. Фирмы, занимающиеся исследованием рынка, оценивают сравнительную динамику сбыта и отношения потребителей к товарам организации. Результаты контроля маркетинговой деятельности – определение эквивалентности маркетинговых процессов или отклонений (выявление недостатков или их отсутствия, квалификация недостатков, их количественная оценка), устранение недостатков или их минимизация, принятие решений о достоверности данных о потенциальных возможностях или последствиях работы, в достижении позитивного эффекта при помощи обучения кадров.
11.2 Анализ маркетинговой деятельности фирмы – исследование совокупности действий на предмет достижения маркетинговых целей, внутренних и внешних условий функционирования организации, результатов и эффективности деятельности фирмы с целью выявления факторов, влияющих на них, и уровня их влияния на состояние маркетинговой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.011 с.) |