Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и основные категории ММ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1.2 Основные концепции ММ. 1.3 Принципы и методы управления маркетингом. 1.4 Процесс ММ.
1.1 ММ – это анализ, планирование, внедрение в жизнь и контроль за осуществлением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержку взаимовыгодных обменов с целевым рынком для достижения конкретной цели организации. Цель ММ – обеспечение такого уровня качества управления, который бы позволил эффективно реализовать маркетинговую деятельность. Объект ММ – это маркетинговая деятельность, т.е. деятельность по исследованию рынков, разработке, распределению и продвижению товаров и услуг через осуществление договоров купли-продажи, благодаря чему лучше достигаются цели (реализуется миссия) соответствующей организации и удовлетворяются потребности потребителей. Субъект ММ – отдельный собственник или менеджер, совокупность собственников и работников управленческого персонала (в виде соответствующей структуры) определенной организации. Основная задача управления маркетинговой деятельностью – оказание влияния на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы организация достигла намеченной цели. По сути ММ – это управление спросом. Основные функции М: - анализ рынка (его потенциала, емкости, конъюнктуры, спроса, поведения потребителей, возможностей фирмы, конкуренции). Кроме этого анализируется уровень качества управления в целом, маркетинговая организационная структура, уровень качества выполнения всех функций ММ, результаты маркетинговой деятельности; - планирование: формулировка целей фирмы, определение путей их достижения. Данная функция включает также программирование и прогнозирование. С помощью прогнозированию определяются тенденции развития фирмы в будущем. В результате программирования план приобретает вид плана-программы, в котором конкретно обосновывается целесообразность развития всех сторон фирмы. Таким образом, функция планирования позволяет устранить расхождения между прогнозированием и действительным состоянием организации; - организация: формирование организационной структуры маркетинга фирмы, его внутренней иерархии, конкретных заданий, полномочий и ответственности за реализацию маркетинговых мероприятий; - мотивация: создание соответствующих материальных и моральных стимулов для работников с целью обеспечения выполнения ними своих обязанностей; - реализация: организация эффективного выполнения намеченных маркетинговых мероприятий и мероприятий по улучшению управления маркетинговой деятельностью; - контроль запланированных мероприятий, включая мониторинг и анализ результатов их выполнения. Задачи ММ: - определение миссии предприятия, разработка целей его функционирования, стратегических направлений его деятельности, определение места на рынке в целом и в его отдельных сегментах; - разработка стратегии деятельности фирмы, выявление рынков и позиций, которые будут обеспечивать успех; - планирование производства продукции, включая ее разработку, изготовление и послепродажное обслуживание; - разработка плана закупки материально-технических ресурсов; - планирование и осуществление комплекса мероприятий по развитию маркетинговых коммуникаций; - определение и формирование каналов распределения продукции; - формирование и осуществление ценовой политики; - планирование финансового обеспечения выпуска продукции и ее продажи; - подбор персонала для выполнения запланированных мероприятий, формирование или реформирование маркетинговой организационной структуры; - разработка и реализация комплекса мероприятий по улучшению управления маркетинговой деятельностью; - организация сбора, обработки и анализа маркетинговой информации.
1.2 Концепция ММ – система научно обоснованных представлений о закономерностях производственно-сбытовой деятельности предприятий, организаций и отдельных особ в условиях рыночной экономики. Основные концепции ММ: Производственно ориентированная концепция (производственная) – конец 19-х начало 20-х г.г. 20 столетия. В соответствии с ней на рынке спрос стабильно превышает предложение (рынок товаропроизводителей) и потребитель будет искать и покупать наиболее известные, доступные и дешевые товары. Согласно данной концепции для достижения целей предприятия ММ должен фокусировать внимание предприятия на возрастании объемов производства, снижении себестоимости товаров, а, соответственно, и цены, оптимизации системы распределения продукции. Продуктово ориентированная концепция (товарная) – 30-е г.г. Применяется на рынке, где спрос меньше предложения (рынок потребителей). В данном случае необходима концентрация усилий ММ на инструментах товарной политики, т.е. на повышении качества товара, совершенствовании его функциональных характеристик, имиджа. Потребители, сравнивая товары этого предприятия с конкурирующими предложениями, могут отдать предпочтение первым. Сбытовая концепция (до середины 50-х г.г.) – товар может быть продан только в случае его интересного и изобретательного предложения рынку, с использованием новых методов торговли. Поэтому основная задача ММ – формирование агрессивной системы сбыта и продвижения товаров, которая будет способна превратить инертного потребителя на активного покупателя. Рыночная (маркетинговая) концепция – до середины 70-х г.г. Ее главная идея –организация производства, сбыта и продвижения того, на что существует соответствующий спрос. Задачи ММ – изучение существующего спроса и поведения потребителей, управление ассортиментом изготавливаемой предприятием продукции. Современная (стратегическая) концепция (с середины 70-х г.г.) исходит из того, что покупатель будет покупать тогда, когда товар будет отвечать его потребностям, т.е. главной задачей предприятия является точное и эффективное, в сравнении с конкурентами, определение и удовлетворение потребностей и желаний целевых рынков. Разновидностью современной концепции является концепция социально ответственного маркетинга, которая базируется на определении потребностей целевых рынков и удовлетворении потребителей более эффективными, в сравнении с конкурентами, средствами и сохранение или укрепление благосостояния потребителя и общества в целом.
1.3 Принципы управления маркетингом: - использование системного подхода к управлению маркетингом, что заключается в комплексном, взаимосвязанном исследовании и решении проблем маркетинга, в применении современных методов, технических и организационных средств; - научность управления маркетингом, что предусматривает учет действия экономических законов и закономерностей развития общества и природы, применение научных подходов к организации и функционированию маркетингового комплекса (программно-целевой подход), систематический анализ и мониторинг, учет реальных условий развития маркетинговой системы, широкое использование научно обоснованных прогнозов и обратной связи; - ориентация управления маркетингом на инновационный путь развития предприятий, что способствует повышению конкурентоспособности фирмы путем инвестирования преимущественно в новые технологии и маркетинг. Система управления маркетингом должна стимулировать новаторство, которое приводит к низкой стоимости производства, сбыту и разработке новых изделий, что обеспечивает спрос потребителей; - правовая регламентация отношений в системе управления маркетингом, что способствует экономико-правовому регулированию процесса управления маркетингом, соблюдению отечественных и зарубежных нормативных актов, регулирующих маркетинговую и другую деятельность предприятий, снижению субъективизма в управлении; - материальная и моральная заинтересованность в результатах труда (обеспечение зависимости между вкладом каждого работника маркетинговой структуры в результаты деятельности фирмы и его личными доходами); - эффективность и оптимальность – управление маркетингом осуществляется с целью экономии трудовых, финансовых и материальных ресурсов и наиболее продуктивного использования труда; - целевая направленность управления маркетингом на конечный результат производственно-сбытовой деятельности, а также долгосрочное развитие фирмы; - совмещение в процессе управления маркетингом централизованных и децентрализованных основ, способствует постоянному поиску и реализации резервов, повышению эффективности производственно-сбытовой деятельности через привлечение к творческой работе всех работников фирмы; - правильный подбор и рациональная расстановка кадров; - единоначалие – полное подчинение всего персонала одному лицу – руководителю маркетинговой структуры и его личной ответственности за результаты функционирования этой структуры; - единство политического и хозяйственного управления. Данный принцип направлен на единство политики (стратегии) фирмы и ее хозяйственных целей и финансовых результатов; - достаточность информационного обеспечения управления маркетингом, что способствует принятию обоснованного управленческого решения по маркетингу; - социальная направленность управления маркетингом, что связано с повышением благосостояния населения и качества жизни, раскрытием человеческих возможностей. Методы маркетингового менеджмента – это методы планирования продукции и продаж, определения цен, надбавок и скидок, использование товарных знаков, производственных марок и фирменной упаковки, установление личных контактов, реклама, стимулирование сбыта, улучшение обслуживания клиентов, анализа и контроля маркетинговой деятельности. 1.4 Процесс ММ – это логическая последовательность шагов для достижения предприятием поставленных целей. Схематично процесс ММ выглядит следующим образом (демонстрационный материал, плакат 1):
1. Рыночные возможности фирмы – комбинация внешних условий и вероятностей успеха. Основные составляющие анализа рыночных возможностей фирмы: - выявление и анализ рынков сбыта продукции; - оценка маркетинговых возможностей фирмы; - выбор наиболее выгодных вариантов маркетинговых усилий фирмы с точки зрения ее цели и имеющихся ресурсов (соответствуют ли целям фирмы открывающиеся ей на рынке возможности; соответствуют ли приведенные возможности ресурсам фирмы (капитал, производственные мощности, система сбыта, система коммуникаций, персонал)). 2. Выбор целевых рынков – определение текущего и перспективного спроса, настоящих и будущих объемов продаж товара фирмы, сегментировании рынка (его разделение на однородные части и выбор одного или нескольких сегментов для сбыта своей продукции). 3. Формирование маркетинговой стратегии. Стратегия – генеральная программа действий, которая выявляет приоритетные проблемы в маркетинговой деятельности фирмы и ресурсы для достижения поставленных целей, благодаря чему конкретизируются средства достижения целей (тактика маркетинга). Тактика – способ реализации стратегии фирмы, совокупность конкретных средств маркетинговой деятельности. 4. Комплекс маркетинга (marketing-mix) – системная совокупность маркетинговых инструментов и методов, посредством которых реализуется тактика маркетинга. Отсутствие одного из инструментов может привести к утрате возможностей решения актуальной проблемы. 5. Формирование маркетинговой программы – разработка соответствующего документа – программы, в котором распределяются усилия по выполнению запланированных мероприятий, конструируются и интегрируются отдельные элементы маркетингового комплекса для достижения цели. 6. На этапе реализации маркетинговой программы осуществляются намеченные маркетинговые мероприятия. При этом необходимо связывать реализацию с целевым рынком через рекламу, пропаганду, стимулирование сбыта, распределение продукции и товародвижение, управление маркетинговыми процессами, сбор информации, поступающей по каналам обратной связи, ее анализ и использование. 7. Контрольная и аналитическая функции управления маркетингом – контролируется выполнение маркетинговой программы и анализируются результаты ее выполнения.
Тема 2 Планирование управления маркетинговой деятельностью 2.1 Сущность маркетингового планирования (МП) 2.2 Организация маркетингового планирования (МП) 2.3 Маркетинговое планирование и внешняя среда 2.4 Классификация и структура маркетинговых планов, методы их разработки 2.5 Качество маркетингового плана, его оценка
2.1 Планирование маркетинга – систематический процесс, включающий оценку маркетинговых возможностей, маркетингового комплекса и имеющихся ресурсов, определение целей маркетинга и разработку маркетингового плана. Маркетинговый план – документ, в котором сформулированы основные цели маркетинга товаров и услуг фирмы и пути их достижения. Маркетинговая возможность – область, являющаяся привлекательной для маркетинговых действий компании, в которой она будет иметь конкурентное преимущество. Основные положения МП: - планирование маркетинга базируется на анализе тенденций рынка, покупателей, конкуренции и возможностей; - в процессе МП вырабатываются стратегии, направленные на обслуживание наиболее полезных для компании потребителей; - стратегии, разработанные в ходе планирования, должны быть сконцентрированы на реальных преимуществах компании, которые воспринимаются рынком; - программа действий через маркетинг-микс обеспечивает внедрение разработанных маркетинговых стратегий; - на выполнении маркетинговых программ концентрируются все необходимые ресурсы. Принципиальные преимущества применения МП: - лучшая координация работы большого количества людей, чья деятельность связана во времени; - повышенная вероятность определения ожидаемых событий; - лучшая подготовленность к изменениям; - минимизация нерациональных действий по преодолению неожиданных событий; - улучшение коммуникаций между сотрудниками; - снижение числа конфликтов среди персонала, систематический анализ перспективы; - более эффективное распределение корпоративных ресурсов между рыночными возможностями; - обеспечение основы для постоянного контроля деятельности. Процесс МП включает: - выполнение маркетинговых исследований внутри и за пределами фирмы; - проведение анализа сильных и слабых сторон фирмы; - предположения и прогнозы относительно будущей деятельности фирмы; - установление маркетинговых целей; - разработка или выбор стратегий маркетинга; - определение маркетинговых программ; - составление бюджетов; - пересмотр результатов и целей, стратегий и программ. Цель МП – улучшение использования имеющихся ресурсов фирмы в соответствии с установленными целями маркетинга, помощь в достижении намеченных корпоративных целей фирмы. Основные задачи МП: - исследование условий окружающей бизнес-среды и потенциала фирмы, приведение потенциала в соответствие с требованиями среды, потребностями потребителей, выбранных целевых рынков; - определение направлений деятельности фирмы; - разработка мероприятий по отдельным направлениям маркетинговой деятельности фирмы, их оптимальное объединение в единый комплекс; - детализация и обоснование перечня конкретных маркетинговых действий и их последовательности, определение лиц для их выполнения и координации; - оптимизация использования ресурсов на предприятии; - прогнозирование перспектив дальнейшего развития маркетинговой деятельности фирмы. Принципы МП: 1) полнота и комплексность – для принятия запланированных решений используются все факторы, явления, события, ситуации в их взаимосвязи; планом охватываются все направления маркетинговой деятельности предприятия; 2) конкретность – планы маркетинговой деятельности разрабатываются на конкретный период времени, рассчитываются на четко определенные рынки (сферы деятельности); плановые показатели имеют числовое выражение с достаточно высокой степенью точности; 3) гибкость – приспособленность к изменениям окружающей маркетинговой среды; возможность внесения соответствующих коррективов; 4) непрерывность – последовательность и согласованность маркетинговых действий в течение длительного времени; наследование последующего маркетингового плана от предыдущего; 5) эффективность – затраты на МП должны окупаться соответствующими доходами и приносить прибыль; 6) действенность – план должен иметь в качестве цели реальное выполнение плановых функций и заданий; 7) документальность – оформление соответствующими документами, плановыми заданиями конкретным исполнителям.
2.2 Процесс планирования маркетинга – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей маркетинга, осуществлением планирования (разработка плана), реализацией плана маркетинга, контролем за выполнением плана маркетинга. Этапы процесса МП: 1. Анализ проблемы, связанной с достижением поставленной цели деятельности фирмы. Представляет собой исследование существующей и желаемой конечной ситуации, принципиальных проблем реализации намеченных программ по достижению цели. 2. Определение цели маркетинговой деятельности на плановый период. Цель должна быть выражена количественно, рассчитана на конкретный период, реальной, но в то же время напряженной. 3. Поиск альтернативных решений, т.е. возможных вариантов решения существующих маркетинговых проблем. 4. Прогнозирование – формирование представления о будущем уровне важнейших показателей деятельности, ожидаемом поведении конкурентов, потребителей, поставщиков, сферы торговли. 5. Оценка альтернативных решений – выбор наилучшего (оптимального) варианта решения существующей проблемы маркетинга. 6. Принятие решения и постановка планового задания (предоставление плана). 7. Сопровождение и мониторинг плана, его корректировка во время выполнения плановых заданий в связи с изменением ситуации. МП имеет циклический характер, т.е. повторяется из года в год. Еще один вид МП – планирование по результатам, в котором главный акцент делается именно на результат. При этом возможности организации используются таким образом, чтобы планы маркетинга охватывали стратегический уровень и доходили до индивидуальных планов каждого работника.
2.3 К основным факторам внешней среды относятся: Рынок – определенная совокупность людей или компаний, которым необходимы конкретные товары (классы товаров), имеющих возможность, желание или полномочия для их приобретения. Сегмент рынка – группа покупателей с похожими характеристиками, вследствие чего они имеют относительно одинаковые потребности в товарах. Состояние рынка и тенденции его развития определяют направления и результаты маркетинговой деятельности. Экономическая ситуация. Общее состояние экономики – падение или бум – сказываются на рынке, что должна учитывать каждая компания, стремящаяся остаться на рынке. Местные и культурные традиции. Восприятие покупателями некоторых товаров во многом определяется местными традициями и условиями, национально-культурными представлениями. Например, для украинских дорог зарубежные автомобили, предназначенные для «автобанов» (Германия), «авторутов» (Франция), «хайвэев» (США), непригодны. Не распространены на Украине и некоторые виды продуктов питания и напитков, популярные в других странах и наоборот. Важное значение имеют существующие стиль и мода. Группы граждан не замечают действий компании, пока они не затронут их стиль жизни или выбор. Политика правительства. Экономические условия, экономическая и социальная политика, действующее законодательство, экологические требования существенно влияют на цены, качество и другие характеристики товаров, которые продаются компанией, и тем самым на деятельность самой компании. Для производителей автомобилей и моющих средств большое значение имеет экологическая политика государства. Величина налогов существенно влияет на уровень цен на товары. Темпы инфляции, уровень доходов населения определяют уровень потребительского спроса. Валютные колебания и таможенные сборы влияют на уровень цен импортных товаров. Конкуренция. Деятельность определенной фирмы влияет на конкурентов и наоборот – действия, осуществляемые конкурентами – на производство данной фирмы. От действий конкурентов зависят качество продукции конкретной фирмы, цена и другие факторы ее функционирования. Новые технологии. Современные технологии, и вместе с ними потребности потребителей очень быстро изменяются. Отметьте себе, что по мере технологического прогресса необходимо видоизменять, совершенствовать или заменять продукцию полностью. Поставщики сырья и комплектующих изделий влияют на фирму производителя и продавца через качество, цены, сроки поставки, технические и другие характеристики. Изменения в структуре распределения. Появления супермаркетов и торговых центров существенно изменило структуру распределения практически всех товаров. Как видите, внешние факторы могут оказывать разное по силе влияние на фирму-производителя, от негативного (действия конкурентов) до позитивного (снижение уровня налогов, подъем экономики).
2.4 В зависимости от продолжительности маркетинговые планы подразделяют на: долгосрочные (перспективные) – на 5-15 лет (обычно 5-7 лет); среднесрочные – на 2-5 лет (обычно 3); краткосрочные – годовые и меньше. Долгосрочное планирование (стратегическое) направлено на оценку общих экономических и деловых тенденций на много лет вперед. Оно определяет направления реализации стратегии фирмы, отвечающей ее перспективным задачам.Данный вид планирования имеет важное значение для отраслей с длительным сроком освоения новой продукции (оборонная промышленность, космонавтика, судостроение, фармацевтика). Среднесрочное планирование касается недалекого будущего,т.е. должно отражать более реальную действительность. Краткосрочное планирование предусматривает разработку оперативных корпоративных планов маркетинга, как правило, в виде соответствующих разделов бизнес-планов фирмы в целом. Такие планы более детальны. Методы и содержание маркетингового планирования зависят от его продолжительности (плакат 2).
Маркетинговые планы также можно различать в зависимости от: масштаба: продуктовые (по одному продукту), ассортиментные (на ассортиментную группу продуктов), как раздел общего бизнес-плана (на всю номенклатуру продукции фирмы)); направленности процесса разработки: «снизу вверх» (сначала разрабатываются планы подразделений, которые потом объединяются в общий план фирмы), «сверху вниз» (разработка общего маркетингового плана фирмы, который потом детализируется уже во время доведения его до отдельных подразделений фирмы), «цели вниз-планы вверх» (круговое планирование) (сначала планирование осуществляется «сверху вниз», в результате чего получают общие наброски маркетингового плана и доводят их до отдельных подразделений, потом методом «снизу вверх» ищут наиболее рациональные маркетинговые решения); объекта планирования: корпоративные (в целом на фирму), дивизионные (на подразделение фирмы), бизнесовые (по направлению деятельности фирмы); предмета планирования: целевые (планирование общих, стратегических и тактических целей маркетинговой деятельности), предметные (планирование персонала, исследований); структуры и полноты: полные (содержание; введение; резюме; ситуационный анализ, включающий предвидение, продажи (история и бюджет), анализ стратегических рынков, основных товаров, основных торговых зон; цели маркетинга; стратегии маркетинга; программы; стимулирование сбыта; бюджеты; расчет прибылей и убытков; системы контроля; процедуры внесения коррективов); базисные (посвящены отдельным рынкам и отдельным товарам, структура подобна полному плану); планы изменения во времени (используется в виде первого этапа подготовки полного плана маркетинга для разных товаров для решения, какие из них имеют наиболее привлекательные перспективы, структура – содержание, введение, резюме, ситуационный анализ); планы для нового товара (используют информацию о товаре – аналоге конкурентов или товаре, заменяемым новым продуктом. Должно быть обоснование причин внедрения нового товара, структура подобна полному). План маркетинга должен разрабатываться для каждой организации и охватывать планы для отдельных продуктовых линий, продуктов, рынков. Он должен быть сориентирован на отдельные группы потребителей. Планы маркетинга обычно состоят из следующих разделов: 1. Аннотация для руководства (краткое содержание главных целей, рекомендаций, включенных в план). 2. Текущая маркетинговая ситуация. Описывается целевой рынок и место организации в нем. Данный раздел включает описание рынка (до уровня основных рыночных сегментов), осмотр продуктов (объем продаж, цены, уровень прибыльности), конкуренцию (содержится информация о стратегиях в области продуктов главных конкурентов, их рыночной доле, ценах, распределении и продвижении), распределение (тенденции изменений в сбыте и развития основных каналов распределения). 3. Опасности и возможности. Оцениваются осложнения, которые при отсутствии целенаправленных маркетинговых действий могут привести к подрыву живучести продукта. Каждая возможность, т.е. привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором организация может получить преимущества над конкурентами, должна быть оценена с точки зрения перспективности и способности успешного ее использования. 4. Цели маркетинга. В разделе характеризуется целевая направленность плана и предварительно формулируются желаемые результаты деятельности на конкретных рынках. 5. Маркетинговые стратегии – главные направления маркетинговой деятельности, в соответствии с которыми организация желает достичь маркетинговых целей. Раздел включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, действующий комплекс маркетинга и затраты на маркетинговую деятельность. В конкретных стратегиях для каждого рыночного сегмента должны быть рассмотрены новые и выпускающиеся товары, цены, продвижение товаров к потребителям, указывается, как стратегия будет реагировать на угрозы и возможности рынка. 6. Программа действий – оперативно-календарный план, отражающий совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие подразделения организации для того, чтобы при помощи выбранных стратегий можно было бы достичь целей маркетингового плана. 7. Бюджет маркетинга – отражает проектные величины доходов, затрат и прибылей. 8. Контроль. Раздел характеризует процедуры и методы контроля, которые необходимо осуществить для оценки уровня успешности выполнения плана.
2. 5 Качество МП – совокупность свойств или характеристик, которые определяют способность процесса планирования выполнять свою основную функцию – разрабатывать маркетинговый план, обеспечивающий реализацию (в случае его полного выполнения) намеченных планом целей. Критерии качества маркетингового плана: соответствие интересов компании интересам рынка – оценивается через соответствие целей маркетингового плана потребностям рынка; результативность маркетингового плана (мп) – соответствие запланированных значений показателей (мп) стратегическим целям развития компании по товарам, потребителям, рынкам; обеспеченность (мп) финансовыми ресурсами и персоналом (по квалификации и численности); соответствие запланированного состояния маркетинговой деятельности существующему состоянию внешней маркетинговой среды компании; напряженность плана – отношение запланированных показателей компании соответствующим показателям маркетинговой деятельности подобных (однотипных) предприятий или конкурентов; степень отражения в (мп) результатов маркетинговой деятельности в плановом периоде. ТЕМА З СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (СА) В УПРАВЛЕНИИ МАРКЕТИНГОМ 3.1 Информационное обеспечение стратегического анализа. 3.2 Сущность стратегического анализа. 3.3 Стратегический анализ и определение миссии предприятия.
3.1 Алгоритм информационного обеспечения СА: - обеспечение информационных потребностей, достаточное для мониторинга состояния окружающей среды, предприятия в целом и самой маркетинговой деятельности; - установление первоисточников общей информации о состоянии окружающей маркетинговой среды, уровне функционирования предприятия и маркетинговой деятельности; - сбор данных и их передача для последующей обработки; - оценка достоверности, полноты и своевременности предоставления информации; - предварительная обработка полученной информации и формирование баз стратегических данных; - аналитическая обработка стратегических баз данных и выявление конкретных угроз со стороны окружающей среды и деятельности предприятия; - сбор целевой информации для углубленного анализа конкретных угроз с выявлением факторов и условий появления угроз. Конечный результат процесса стратегического планирования маркетинга –стратегические решения в виде концепции, стратегии или программы. Информация тоже должна иметь стратегический характер. Стратегическая информация (СИ) – организованная совокупность данных, прошедших аналитическую обработку и подготовленных к конкретному и определенному использованию в процессе стратегического планирования маркетинга. Этапы процесса информационного обеспечения СА СИ: 1) создание баз данных – структурно организованных, но аналитически не обработанных массивов показателей, характеризующих состояние маркетинговой среды (внутренней и внешней); 2) аналитическая обработка и накопление совокупности данных, пригодных для конкретного использования. Требования к СИ: - информация должна быть аналитической (характеризует уже произошедшие или происходящие событи); - информация должна иметь прогнозный характер (должна показывать перспективы и быть сосредоточена на внутренних и внешних аспектах функционирования маркетинговой среды, которые больше всего влияют на будущие процессы в этой сфере); - релевантность информации (соответствие между информационным запросом и полученным сообщением по сути); - адекватность информации (тождественность полученного сообщения информационному запросу по структуре). Стратегической является также информация о состоянии правового поля, регулирующего функционирование маркетинговой среды (отношений в ней): законы и нормативные акты. Кроме общей информации о состоянии маркетинговой среды, получение которой должно быть постоянным, выделяют целевую информацию. Целевая информация – используется для глубокого анализа содержания угрозы, факторов и условий, в которых стало возможно появление соответствующей угрозы. Потребность в целевой информации не является постоянной, а возникает лишь после выявления определенной угрозы на основе использования общей информации.
3.2 При осуществлении СА реализуются следующие его аспекты по отношению: 1. К макросистеме: а) макроэкономические условия – темпы роста ВВП, реальные доходы на душу населения, темпы инфляции, валютный курс, занятость рабочей силы, уровень банковского процента, уровень налогов, уровень таможенных тарифов; б) социально-культурные условия – возрастная структура населения, уровень образования, место проживания, рождаемость, половое распределение, система общественных ценностей, система социальной помощи и пенсионного обеспечения; в) технологические условия – имеющиеся технологии производства, их соответствие достижениям научно-технического прогресса, наличие инноваций; г) физико-географические условия – климатические и географические условия, экологическое состояние и существующие ограничения в развитии и размещении новых производств; д) политико-правовые условия – действующее законодательство, система нормативных актов, импортно-экспортная политика. 2. К рынку: а) состояние и тенденции эволюции рынка – емкость и ее изменение (возрастание, стагнация (застой), спад), сегменты, конъюнктура, соотношение спроса и предложения, перспективы развития, доля рынка фирмы и перспективы ее изменения, состояние конкуренции, среднее потребление на душу населения, сезонность потребления, нормы и интенсивность рекламной деятельности; б) поведение покупателей – его особенности, факторы, влияющие на него, кто покупает, потребляет, оценивает потребности и спрос потребителей, где, когда, сколько и по какой цене покупают, процесс принятия решения о покупке, сегменты рынка; в) поведение сбытовиков – сбытовые системы и каналы сбыта, виды сбыта (селективный, эксклюзивный, интенсивный), величина сбытовых затрат, типы сбытовых посредников, политика сбытовиков, квалификация торгового персонала, система их контроля и оплаты труда, формы и методы торговли, взаимоотношения с посредниками, затраты на торговлю; г) конкуренты – формы и методы конкурентной борьбы, стратегия и тактика конкурентов, их ценовая политика, характеристики прямых и косвенных конкурентов, сильные и слабые стороны конкурентов, интенсивность конкуренции, возможная реакция; д) поставщики – их количество, объемы поставок, концентрация поставщиков, сильные и слабые стороны, политика; е) поведен
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.56.241 (0.014 с.) |