Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность менеджмента организации

Поиск

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Не существует единого способа менеджмента, подходящего для всех ситуаций

Российское общество вышло на путь преобразований во всех сферах
деятельности с целью перехода от директивной централизованной экономики, в которой Россия пребывала столетия, к либеральной, рыночной экономике. Этот переход потребует подготовки менеджеров новой формации, способных не только изучить передовой мировой опыт, но и адаптировать его к условиям и требованиям отечественной среды.

Понятие «менеджмент» является, по сути, аналогией понятия «управление», и широко используется применительно к социально-экономическим процессам в деятельности организаций, которые действуют в рыночных условиях.

Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента,
характерными для любой организации, используются отдельные разновидности менеджмента, применяемые для управления различными функциональными сферами предприятия или видами его хозяйственной деятельности,
получившие название «функциональный менеджмент».

Так, управление процессами производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, управление финансовыми процессами — финансового, управление инновациями — инновационного, управление кадрами — кадрового менеджмента и т. д.

Понятие «менеджмент» можно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах: — как

Наука и искусство управления организациями

Менеджмент

ТЕМА 2. КАК ИЗУЧАТЬ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Чтобы научиться играть на арфе, нужно играть на арфе

Модель обучения взрослых (Колб и Фрай, 1975).

Естественные науки: ТЕОРИЯ – ПРАКТИКА – ТЕОРИЯ

Менеджмент: ПРАКТИКА – ТЕОРИЯ – ПРАКТИКА

Конкретный опыт

Проверка Наблюдение / Осмысление (пересмотр опыта)

Концептуализация (репертуар)

Что происходит? Ощущение наличия противоречий в деятельности. Почему это происходит? Рефлексия – деятельность, способствующая лучшему пониманию происходящего.
Какие инструменты нужны? Этап построения абстрактных концепций, которые помогут объяснить наше понимание происходящего. Насколько подходят выбранные инструменты? Действительно ли применимы выбранные концепции на практике.

Как я учусь?

Ваша задача – научиться учиться!

Чтобы развивать свои навыки обучения, нужно знать собственные
доминирующие стили обучения.
Навыки обучения – совокупность способностей, одни из которых мы можем развивать быстро, а на развитие других требуется длительное время.

Модель стилей обучения (Хони и Мамфорд, 1982).

Деятель

Прагматик Рефлексирующий

Теоретик

Деятели стремятся приобрести новый опыт. Деятелям нравится вызов, который бросает им новые проблемы, но доведение дела до конца или длительное
выполнение задания им неинтересно. Общительны, любят быть в центре
внимания.

Рефлексирующие любят держаться в стороне, любят обдумывать происходящее. Предпочитают собрать данные и все обдумать, прежде чем сделать
выводы. Аккуратны и осторожны.

Теоретики предпочитают строить логические модели на основе наблюдений и рефлексии опыта. Им присущи стремление к совершенству и склонность к
анализу, стремление сопоставлять старые и новые идеи.

Прагматики занимаются испытанием идей и теорий, оценить возможность их применения на практике. Любят трудности и считают, что умеют разрешать проблемы и «всегда есть лучший путь».


Как Вы учитесь? Много читайте? Или предпочитайте слушать? Или иначе?

Как управлять обучением.

Что противодействует обучению? Социальные обязанности, рабочие
обязанности, нечеткое понимание задачи, неумение распоряжаться собственным временем, интересы, связанные с развлечением, недостаточное развитие навыков обучения и т.п.

Поскольку Вы – студенты, изучающие менеджмент, Вы должны самостоятельно управлять своим обучением. Целью обучения является:

· усвоение и постижение сути новых идей / теорий;

· продумывание новых идей / теорий, сопоставление их с другими идеями, что позволит получить лучшее понимание менеджмента;

· высказывание новых идей в своих выступлениях, дискуссиях, в изложении их в письменной форме;

· попытки применить новые идеи / теории при анализе, например, учебных ситуаций.

Что следует учесть?

Менеджерам необходимо обладать способностью к адаптации, способностью к применению изученного в профессиональной деятельности. Поэтому следует исходить не из того, в каком объеме Вы запомнили материал курса, а из того, в какой степени Вы поняли то, что изучили.

Вы отвечайте за выбор приоритетов в обучении. Приобретение навыков
обучения связано с обдумывание процесса обучения и оценкой полезности привычек обучения.

Навыки обучения – это кратчайшая дорога к успеху. Они не дают формулы,
использование которой гарантирует успех. Навыки обучения – это элементы процесса, в который Вы должны вложить целевое, смысловое содержание.
Людям необходимо установить контроль над своим будущим, определяя свои предпочтения.

 

ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Управляя своим временем - Вы управляйте своей жизнью!

Есть две проблемы, связанные с управлением временем: как найти достаточное количество времени и, что важнее, как им эффективно распорядиться.

Оценка того, является ли время действительно потерянным, субъективна. Просмотр телевизионных программ, например, может быть хорошо проведенным временем…

Чтобы эффективно распоряжаться временем и определить, сколько времени требуется для выполнения работы, можно воспользоваться диаграммой
изменения работоспособности по времени
.

 


 

Как найти достаточное количество времени?

Главное, достичь максимальной самоотдачи в имеющееся у Вас время. Для этого нужно прекратить случайным образом распределять свое свободное время.

При продумывании плана работ следует выделять ключевые моменты, от
которых зависит Ваш успех. Целесообразно выполнить ранжирование задач.

 
 


Обязательно сделать любой ценой

Должны сделать

Могли бы сделать

 

 

Затем постройте карту Вашей рабочей недели.

  Вс Пн Вт Ср Чт Пн Сб
9.00              
             
22.00              

 

Для многих людей (и менеджеров) проблема управления временем в том, что
выделяется слишком много времени срочной/текущей работе и недостаточно времени важной работе.

К потерянному времени можно отнести также время, затраченное на исправление работы, сделанной не в соответствии со стандартом. Ожидание чего-либо можно также отнести к потере времени. Ожидание для делового человека
всегда связано с расстройством, раздражением, непродуктивным расходом
времени. Потерянное время - потерянные деньги.

Категории используемого времени. Действия, которые нужно выполнить, можно разбить на пять категорий:

Важные и Срочные. Существуют задачи, которые должны быть сделаны незамедлительно или в ближайшем будущем. Например, Ваш руководитель просит представить отчет завтра к 10.00.

Важные, но Несрочные. Важные задачи Вы должны решать для достижения целей Вашей работы.

Срочные, но Неважные. Это работы, которые требуют незамедлительного внимания, но при объективном их рассмотрении оцениваются с низким приоритетом. Например, кто-то просит Вас выступить с речью или посетить собрание.

Текущие Дела, связанные с Потерей времени. Существует множество дел,
которые стоит делать, но они не являются ни важными, ни срочными. Мы им часто отдаем приоритет перед более важными делами, поскольку они дают ощущение завершенности работы.

Для управления своим временем можно использовать матрицу расстановки
приоритетов (матрица распределения времени)
по выполнению запланированных Вами мероприятий

 

  Не срочно Срочно
Важно Q2 Q1
Не важно Q4 Q3

 

Срочные дела очевидны, поэтому они в первую очередь привлекают внимание. Но всегда ли эти дела самые важные? Эффективный менеджер работает в
областях Q1 и Q2 матрицы, при этом стремится уменьшить работу в Q1 и
увеличить в Q2, не забывая о том, чтобы свести к минимуму работу в Q3 и Q4.

Общие принципы планирования рабочего времени:

· Планирование должно приводить к выигрышу времени, РЕГУЛЯРНОЕ планирование рабочего дня в течение 10 минут экономит до 2 часов
рабочего времени.

· Планируйте не более 60% времени. 20% - оставляйте на спонтанные
действия (например, на творчество), 20% - резерв на незапланированные действия.

· На любую работу уходит все запланированное время, поэтому устанавливайте конкретные сроки выполнения для любого задания.

· Важнейший элемент планирования – определение приоритетных целей.

· Выделяйте время на аналитическую работу.

Практические советы по планированию рабочего дня:

· Не планируйте более трех важных и более десяти дел на день.

· Планируйте наиболее важную, сложную и неприятную работу на наиболее благоприятное для Вас время суток.

· Легкие и приятные виды работы – на конец рабочего дня.

· Невыполненные дела записывайте в план работы на следующий день.

· Невыполненное задание в течение нескольких дней – предмет для размышлений: Нужна ли вообще эта работа?

Тогда Вы сможете конструктивно обдумывать свой процесс обучения и
оценивать полезность привычек обучения.

 


 

Модель Анри Файоля.

Роль администрирования в общем управлении предприятием была определена Анри Файолем как «элементы» или «процессы» менеджмента следующим образом:

Предвидение и планирование. Менеджер обязан «заглядывать вперед»,
определять будущее состояние предприятия, способы достижения цели и
задачи конкретным работникам.

Организация. Должны быть определены рабочие функции исполнителей и сформирована организационная структура, осуществляющая деятельность предприятия и его планы.

Руководство. Менеджер должен вдохновлять сотрудников, обеспечивать их преданность организации и работе, оказывая целенаправленное воздействие на работников.

Координация. Деятельность подразделения или работника должны быть
согласованными с работой других работников или подразделений. Поэтому
менеджер должен постоянно находиться в контакте с другими менеджерами.

Контроль. Должна существовать система контроля, обеспечивающая измерение результатов деятельности предприятия, их анализ и сопоставление результатов с целями.

Функциональный цикл.

Г-н Файоль исходил из представления о существовании некоего "типичного производственного предприятия".

Однако следует отметить, что всякому самостоятельному предприятию —даже "типичному производственному предприятию" г-на Файоля, — требуется
несколько типов организационных структур, существующих параллельно.

Некоторые виды исследовательских работ требуют строго функциональной организации, при которой каждый специалист трудится "сам по себе". Другие виды исследовательских работ, в особенности те из них, в которых важнейшие решения принимаются на ранних стадиях разработки продукции (например, некоторые исследования в фармацевтике), настоятельно требуют коллективного принципа организации. Неудивительно, что в некоторых научно-исследовательских институтах оба вида организации существуют параллельно.

Сегодня стало ясно, что такого явления, как единственно правильная организационная структура не существует. Есть просто разные виды структур, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Стало очевидным, что организационная структура — не самоцель. Это инструмент, с помощью которого можно повысить производительность совместного труда работников. В этом качестве любая организационная структура годится для решения определенных задач в определенных условиях и в определенное время.

Модель Питера Друкера

Питер Друкер – американский специалист в области управленческого консультирования выделил пять основных «операций» в работе менеджера:

· постановка целей;
менеджер ставит цели персоналу и классифицирует их по приоритетам.

· организация;
менеджер структурирует работу, распределяет работу и ресурсы.

· мотивация и коммуникация;
менеджер должен находить индивидуальные «струнки» каждого сотрудника,
чтобы получить от него максимальную отдачу. Это можно сделать
только с помощью постоянной коммуникации.

· оценка результатов;
менеджер устанавливает критерии оценки работы и следит за тем, чтобы
у каждого работника была возможность оценить результаты работы.

· развитие персонала.
менеджер должен постоянно оценивать уровень квалификации подчиненных, определять области, в которых необходимо обучение,
предпринимать шаги по устранению слабых мест в подготовке персонала.

Источник: Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

 

Организационная структура является иерархической. Сейчас много говорят о "конце иерархии". Это ложный тезис. В любой организации должен существовать непререкаемый авторитет, "босс", — тот, кто принимает окончательное решение и которому беспрекословно подчиняются остальные сотрудники. В ситуации повышенного риска, — а с такой ситуацией рано или поздно сталкивается любая организация, — от четкого руководства зависит само существование организации. Когда на корабле пожар, капитан не созывает собрание, а
отдает приказы.

Мнение, что должен существовать единственно правильный тип организации, тесно связано с заблуждением, что менеджмент — это менеджмент бизнеса.

 


При всем том существуют кое-какие "принципы" организации.

Принцип первый: организация, несомненно, должна быть прозрачной. Служащие должны знать и понимать структуру учреждения, в котором работают. Это утверждение звучит банально, и тем не менее сплошь и рядом самым серьезным образом нарушается во многих учреждениях (не исключая и военные).

Второй принцип уже обсуждался: в организации обязательно должно быть лицо, принимающее конечное решение в сфере своей компетенции. И должен быть кто-то, кто берет на себя руководство в кризисной ситуации. Не забудем и еще об одном: объем власти должен быть соразмерен объему ответственности.

Третий важный принцип гласит: каждый работающий должен иметь только одного "хозяина". Согласно очень древнему правилу человеческих отношений, никто не должен "служить двум господам", а наличие нескольких начальников — это и есть "работа на нескольких господ" (в этом, кстати, и кроется причина больших сложностей в работе столь популярных ныне "комплексных бригад":

Существует еще один важный структурный принцип: количество уровней должно быть минимальным; другими словами, организация должна быть как можно более "плоской", — хотя бы потому, что, согласно теории информации, "каждое дополнительное звено удваивает помехи и вдвое снижает ценность сообщения".

Еще одно существенное дополнение: каждый отдельный работник должен иметь возможность работать одновременно в различных структурах организации.

Одно задание он выполняет в составе коллектива, другое — параллельно первому — в составе руководящего или контролирующего органа. Работник, который является "боссом" в своем подразделении, может выступать в роли "партнера" в союзе, объединении и пр.

Но все эти принципы не указывают, что надо делать. Они только подсказывают, чего следует избегать. Они не говорят, какой вид организации оптимален для данного конкретного случая. Организационные структуры должны стать частью инструментария менеджера.

Есть область, в которой исследования особенно необходимы, — это организация работы топ-менеджмента.

Вывод: Вместо поисков единственно правильного типа организации менеджменту следует поставить перед собой другую задачу: научиться выявлять, выстраивать и проверять на практике организационные структуры, которые соответствуют поставленным задачам.


 

Новое представление, на котором в будущем будет основываться менеджмент — как в теории, так и на практике, — заключается в том, что сфера деятельности менеджмента не должна быть ограничена юридически.

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Не существует единого способа менеджмента, подходящего для всех ситуаций

Российское общество вышло на путь преобразований во всех сферах
деятельности с целью перехода от директивной централизованной экономики, в которой Россия пребывала столетия, к либеральной, рыночной экономике. Этот переход потребует подготовки менеджеров новой формации, способных не только изучить передовой мировой опыт, но и адаптировать его к условиям и требованиям отечественной среды.

Понятие «менеджмент» является, по сути, аналогией понятия «управление», и широко используется применительно к социально-экономическим процессам в деятельности организаций, которые действуют в рыночных условиях.

Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента,
характерными для любой организации, используются отдельные разновидности менеджмента, применяемые для управления различными функциональными сферами предприятия или видами его хозяйственной деятельности,
получившие название «функциональный менеджмент».

Так, управление процессами производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, управление финансовыми процессами — финансового, управление инновациями — инновационного, управление кадрами — кадрового менеджмента и т. д.

Понятие «менеджмент» можно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах: — как



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.139 (0.012 с.)