О путях и средствах предупреждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О путях и средствах предупреждения



АНТИОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

По мнению ведущих представителей мировой криминологической мысли, в центре любой программы предупреждения преступности дол­жно быть обеспечение, прежде всего, социальной защищенности и благосостояния молодежи с раннего детства.

Отмеченное подразумевает реализацию хотя бы основных положе­ний Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1959 году. Десять ее основных принципов достаточно по­лно обеспечиваются во многих странах, в том числе, и в первую оче­редь, в тех, где преступность несовершеннолетних и молодежи нахо­дится на низком уровне.

Однако сказанное выше, к сожалению, мало зависит от воли про­стых граждан. Поэтому тем, кто не просто желает счастья и благопо­лучия своим детям, но и готов сделать для этого все, что в силах, дол­жен, опираясь на имеющиеся знания, опыт, здравый смысл и веление сердца, самостоятельно решать сложнейшую задачу воспитания своих детей и обеспечения их будущего.

Определенную помощь в этом могут оказать имеющиеся и создаю­щиеся центры или кабинеты по оказанию социально-психологической помощи родителям и лицам, их заменяющим «телефоны доверия», религиозные и иные благотворительные организации, комитеты по де­лам семьи и несовершеннолетних при районных, городских, областных адми­нистрациях и т. д.

Еще один, но трудный в существующих условиях бытия путь – это действовать сообща со своими единомышленниками. Например, организация совместного патрулирования (дежурство родителей по ме­сту жительства и учебы детей, в местах проведения их досуга); объе­динения (советы) отцов, матерей, дедушек и бабушек для обмена ин­формацией, опытом, знаниями; организация мастерских, клубов, кружков, игротек по месту жительства и многое другое, на что хватит смелости, фантазии, а главное – желания, сил и средств.

Определенную помощь в предупреждении антиобщественного по­ведения подростков могут оказать приводимые ниже советы:

1. Если в вашей семье не получается равенства в лидерстве, то его лучше отдать мужчине, каким бы он ни был, за исключением, конеч­но, крайних случаев – алкоголик, наркоман и т. д.

2. В семье хотя бы один из супругов должен выполнять роль пси­хотерапевта; чаще всего эта роль принадлежит женщине, у которой эмоциональная сфера выражена более сильно, выше, как правило, чувство ответственности, долга, природной интуиции, доброты и так­та.

3. Главное в воспитании – не нравоучения, тем более – не нака­зания, а совместная деятельность. Недаром подростки в колонии с теплотой вспоминают именно такие, на первый взгляд, мелочи: как ходили с отцом на рыбалку, пилили вместе дрова, ремонтировали что-то, читали.

4. Крайне вредно и даже опасно решать конфликты с детьми кри­ком, который вселяет в них страх и недоверие к родителям, рождает боязливую подозрительность, замкнутость; крик выращивает ответ­ную озлобленность, агрессивность или, наоборот, безволие, апатию.

5. Умение вовремя уступать – сильное педагогическое и нравст­венное оружие родителей. Мудрый С. Рерих в этой связи писал: «Кто должен уступать при взаимном непонимании – старшие, потому что, уступив, они своим примером больше воздействуют на молодое поко­ление, чем запретами. Положительный пример всегда воспитывает».

В своих отношениях с детьми и подростками следует: помнить и учитывать высказывание писателя С. Цвейга о том, что «взрослые воль­но или невольно, раскрывают себя перед очень юными неизмеримо пол­нее, чем перед другими взрослыми». Отсюда следует быть более осмотрительными в своем поведении, отношениях, высказываниях. Порою вам кажется, что ребенок так занят собою (играет, например), что не об­ращает на вас никакого внимания. Однако не обманывайтесь – он ча­сто успевает при этом «наматывать все на ус». Пусть этопроисходит не всегда осознанно, но может вылиться в будущем в неприятные для вас (да и для него самого) последствия.

7. Родители должны также учитывать, что особая нагрузка на ор­ганизм детей выпадает при переходе из начальной школы в среднюю (много новых предметов, новые учителя, дополнительные трудности, стрессы), т. е. в возрасте 10 – 12 лет. А поэтому данный период требу­ет особого внимания.

8. В процессе воспитания нужно стремиться вовремя отыскать в растущем ребенке хорошее, ценное, доброе, а недостатки и пороки его от ваших взоров и так не укроются.

9. Одна из главных задач семьи – воспитывать у ребенка с ран­них лет чувство долга, способность к самоограничению; учить его то­му, что сила человека не в том, «что он все может, а в том, что он многого не может».

10. Важно помнить простое правило: доброта воспитывается добро­той, культура – культурой, а озлобление – озлоблением.

11. Духовная потребность – вот то главное, что в конечном итоге привязывает ребенка к взрослому, а не благодарность за пищу, одеж­ду, игрушки. В этой связи особое значение имеет регулярное чтение или рассказывание сказок маленьким детям на ночь, совместное об­суждение прочитанного всей семьей и др.

12. Родители должны помнить, что их задача – помочь растуще­му человеку понять себя, ибо смутное представление о себе дает и право на сомнительное поведение и, в итоге, рождает непредсказуе­мость поступков. Ведь в ком-то из подростков – излишняя азартность, кто-то – пластилиновой податливости и, следовательно, легко подпадает под чужое, не всегда положительное влияние, кто-то – не­уравновешен или дик и злобен.

13. Вы можете по-разному относиться к воспитателям яслей, детса­дов; учителям школ, лицеев; преподавателям ПТУ, колледжа, технику­ма и быть с ними в различных отношениях, но если вы действительно хотите добра своему ребенку, то или сотрудничайте с ними, или придер­живайтесь нейтральной позиции. А главное – не вмешивайте в эти от­ношения (особенно если они и так не складываются) своих детей. Обязательно сделайте свой дом открытым для знакомых и товарищей вашего ребенка с тем, чтобы лучше их узнать, а главное – тактич­но помочь сыну или дочери самому разобраться, с кем они имеют дело.

14. С раннего возраста не оставляйте детей одних, особенно в изоли­рованной группе, так как их замкнутость на себя нередко приводит к ис­каженным и негативным взаимоотношениям.

Не менее тактично и осторожно следует относиться к возможному желанию ваших детей подработать, например, путем обслуживания владельцев автомашин – мытьем машин и т. д. Обычно этим занимают­ся мальчики с 10 – 12 лет. При этом возникает несколько проблем: на какие цели ваш ребенок намеревается тратить заработанные деньги, будет ли и в какой степени влиять такая деятельность на учебу, здо­ровье ребенка. И, наконец, вы и ваш ребенок должны знать об опас­ностях, связанных с работой – это возможность попасть в опасную для здоровья ситуацию или стать жертвой вымогательства (рэкета).


НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

 

Перечисленные ниже рекомендации взяты из соответствующих за­рубежных источников, в частности из книги «Как защититься от пре­ступника» (Англия) и направлены на повышение защищенности детей от возможных посягательств на их жизнь, честь, здоровье, свободу.

Советы детям (четыре «не»), которые вы должны им твердо вну­шить.

НИКОГДА:

— не ходи с незнакомцем,

— не садись в машину незнакомца,

— не играй на улице с наступлением темноты,

— не заигрывайся во дворе по пути из школы.

При этом должна соблюдаться основная заповедь: «ВСЕГДА ГО­ВОРИ «НЕТ» НЕЗНАКОМЦУ!»

Советы родителям:

— Внушайте своим детям, что у них, как и у всех людей, есть не­отъемлемые права, такие, например, как право дышать, жить, и что эти права никто не должен и не смеет отнимать у них насильно. Рас­скажите им о праве на личную безопасность.

— Дети должны твердо усвоить, что их тела принадлежат только им.

— Объясните детям, что у них есть право оказать «нет» любому взрослому, который может причинить им боль или любой иной вред. Это связано с тем, что многих детей воспитывают в духе безусловного подчинения взрослым,

— Подростки-хулиганы (рэкетиры) часто нападают на более ма­леньких детей (отнимают и вымогают деньги, вещи и т. д., просто из­мываются). В этом случае посоветуйте им позвать на помощь друзей или взрослых и, не вступая в драку, твердо сказать нападающему: «Нет»!

Если группа детей, особенно хором, это прокричит, а кто-то при­грозит позвать взрослых, то это скорее всего отпугнет хулигана (нов).

— Иногда ваши дети вступают в драку со старшими, пытаясь отстоять свою игрушку, одежду и т. д. При этом они часто боятся, что дома их за эту утрату накажут, и в результате, как правило, получают травмы.

Объясните детям, что самое главное – это безопасность, и в дан­ной ситуации вы не будете их ругать.

— Убедите детей в том, что они должны рассказывать вам о лю­бом происшествии, случившемся с ними на улице, во дворе, садике, школе и т. д. Очень часто, щадя ваши родительские чувства или по другим мотивам дети не рассказывают о том, что их напугало, рас­строило, обидело и др.

— Относитесь к детям с доверием, всегда внимательно выслуши­вайте их рассказы даже о самом пустяковом происшествии. В против­ном случае они могут промолчать даже тогда, когда случится что-ни­будь более серьезное.

— Внушите детям, что некоторые вещи просто нельзя держать в тайне от родителей, даже если они обещали кому-то хранить секрет (тайну).

Многие извращенцы и насильники играют на этом, говоря де­тям: «Давай сохраним это в тайне». Это может смутить ребенка, которому ранее внушили, что нехорошо выдавать секреты (особенно чужие или общие).

— Объясните твердо детям, что незнакомцы не должны трогать и целовать их и они сами не должны обнимать и целовать незнакомцев. Внушите детям никогда не ездить на лифте с незнакомыми; не открывать дверь квартиры своим ключом в присутствии незнакомых
людей.

— Приучите детей никогда не вступать в разговор с незнакомцем. Не нужно грубить ему; нужно сделать вид, что не слышишь, и быстро отойти или отбежать в сторону, домой.

Скажите, что не будете за это их ругать. Настоятельно просите сообщать вам о каждой попытке незнакомца завести с ними разговор.

— Объясните детям, что вы разрешаете им нарушать установлен­ные правила и нормы поведения с целью самозащиты и что вы всегда будете на их стороне, если в целях личной безопасности им придется эти правила нарушить. Например, поясните им, что столкнувшись с опасностью, они могут убегать, громко кричать, говорить неправду ли­бо даже ударить нападающего. Советы подросткам (в особенности девушкам):

— Уходя из дома, позаботьтесь о том, чтобы родители знали, куда вы направляетесь и как с вами можно связаться в случае необходимо­сти.

— По возможности находитесь на улице в компании друзей. Не стесняйтесь попросить хозяев квартиры (дома), где вы гос­тите, разрешить вам позвонить по телефону, чтобы сообщить родите­лям, что вы направляетесь домой (при необходимости – с кем или каким путем).

— Отвечайте отказом на предложение случайного знакомого (ых) подвезти, вас до дома (или еще куда-нибудь).

— Когда незнакомец на улице приглашает вас зайти к нему в дом даже под самым благовидным предлогом, вежливо откажите и быстро уходите.

— Где бы вы ни были, первым делом узнайте, где находится теле­фон, запомните путь к дверям, через которые вы сможете скрыться в случае опасности.

— Если вы впервые идете по этому адресу (или находитесь в этой местности), то постарайтесь лучше запомнить маршрут, остановки, виды транспорта, характерные приметы (объекты) окружающего ланд­шафта для ориентации.

— Если вы задержались слишком поздно или на улице очень пло­хая погода (снег, пурга, ливень и т. д.), то попросите остаться и пере­ждать (переночевать) в доме вашего друга, хорошего товарища, знакомых. Однако в этом случае постарайтесь дать знать об этом родите­лям.

— Никогда не играйте в азартные игры, особенно с незнакомыми или подозрительными людьми; не занимайте денег, не берите вещей, продукты, алкоголь и т. д.

— Возвращаясь поздно домой, старайтесь идти по освещенным ме­стам, избегать проулков, проходных дворов и т. д. Лучше идти по про­езжей части, но лицом к встречному транспорту. Заметив подозри­тельное лицо (или группу), перейдите на другую сторону, укройтесь, вернитесь немного назад или идите (хотя бы временно) в другую сто­рону.

— В случае угрозы нападения постарайтесь сначала ускорить шаг, чтобы убедиться, что преследуют именно вас, затем – бегом ото­рваться от преследователей. Купите и носите с собой свисток и ис­пользуйте его или громко зовите на помощь. Можно применить и та­
кой прием: свистните, затем отбегите за угол ближайшего строения (забора, памятника и т. д.), свистните еще раз, затем следует выгля­нуть или выйти полностью из-за укрытия и сделать вид (призывно ма­хая рукой, например), что к вам спешат на помощь, выкрикивая од­новременно: «Сюда, сюда! Скорее, вот они...»

— Возвращаясь поздно домой, снимите дорогие украшения (сереж­ки, кольца, цепочки) или прикройте их шалью, воротником.

— Если вам угрожают оружием (особенно огнестрельным) или группа людей, то лучше не искушайте судьбу и выполните требования нападающих, но при этом постарайтесь хорошо запомнить приметы одного-двух из них.

Если нападающих (пристающих) не более 2-3-х и они явно не вооружены, то можно попытаться оказать сопротивление. При этом нападайте неожиданно и первым (ой), бейте того, кто ближе и по возможности наверняка – в пах, лицо, ребром своей ноги (ботинка, са­пога) по голени его ноги и т. д. и убегайте.

— В любой ситуации старайтесь сохранить спокойствие, не обост­рять конфликта, говорить уверенным, твердым голосом.

— В транспорте старайтесь садиться поближе к месту водителя или рядом с людьми, которые вызывают своим видом у вас доверие.

— Если вы гуляли с группой товарищей (подруг), то постарайтесь возвращаться (особенно когда поздно, плохая погода, на улице много пьяных по случаю праздника) таким образом, чтобы провожать друг друга. При смешанной группе – сначала проводите девушек.

«ПИСЬМО ИЗДАЛЕКА» (свидетельство очевидца)

В качестве иллюстрации к сказанному выше приводим без измене­ния суровую и страшную исповедь[5] одного из подростков, прошедшего спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей, которая явля­ется, по существу, скрытым видом лишения свободы.

«В 1984 году меня направили в Жутовскую спецшколу. По при­бытию Я не знал, как тут идет повседневная жизнь, но слышал что здесь существует прописка, а какая я не имел представления. После того, как я прошел через медицинскую проверку, меня повели в от­ряд. Отряд был не большой всего из двадцати человек. Ко мне сразу был приставлен шеф. В его обязанности входило: Показать мне как надо вести себя перед администрацией. Научить как держаться при прописке и вообще как воспринимать те или иные приколы. Все это длилось до вечера. Вечером собираются все «путевые» школы в какой-нибудь спальне и заводят меня. Я уже знал что меня сейчас будут прессовать и смотреть на мои действия. Единственное что я помню, это то, что кто-то очень сильно ударил мне сзади по шее, после чего я потерял сознание. Когда я пришел в себя, я увидел вокруг поломан­ные стулья, вешалки. Сам я лежал в луже собственной крови. Встать было очень трудно, так как болели все суставы. Ко мне подошел мой шеф и сказал: «Теперь ты никто». Когда меня увидел воспитатель, он только сделал вывод вслух, что вот не успел прийти уже успел под­раться. Теперь я должен доказать что я никто, а это проверялось так: Подходит ко мне путевый и просит чтобы я например постирал ему что-то из его вещей на что я ему даю отрицательный ответ и тем са­мым будто бы вывожу его. Опять он меня заводит в какое-нибудь мес­то, где нас никто не видит и применяет силу. Естественно я ему иду в отмах. После этого снова собираются все путевые и опять потемнение в глазах и забивают чуть ли ни до смерти.

Дальше уже стало легче и до меня уже никто ни хотел преставать. Теперь я уже сам должен крутиться чтобы не запороть косяк, т.е. вес­ти себя по всем правилам законки.

Что из себя представляла законка:

1. Вся школа делилась на масти.

а) Путевый – имеет большой авторитет среди всей школы, как у администрации, так и среди всех остальных. Путевыми были все ко­мандиры отрядов и единицы среди рядовых. Путевый наказывался в очень редких случаях, потому что администрация боялась беспорядков в школе, поэтому наказания, были мягкими. Путевый никогда ни выполнял какую-нибудь работу сам, они считали себя выше паца­на.

б) Никто — простой пацан, имеющий меньший авторитет только среди школы, а с администрацией никаких отношений не поддерживал. Никто живет сам по себе, но избегает наказания со стороны ад­министрации так как может оказаться жертвой для путевого и может быть унижен в зависимости от того, за что его наказали. Никто ни имел право опускать без разрешения путевого и подымать тоже. Ни­кто стоит на одну ступеньку ниже от путевого и в любой момент может им стать, а подымают на путевого, или через строй, или через сига­рету т. е. просто покурить с путевым и все, а через строй уже как получится, пройдет значит поднялся, а не пройдет так и остается.

Масти.

Шестак – человек на побегушках. Своего я ни имеет, но может быть поднятым.

Параша – опущенный через губы т. е. провели рукой по носкам, а потом по губам. Не подымается».

Чурек – опущен чуть похуже параши т. е. ему полностью запи­хивают в рот носки, тапочки или еще что-нибудь из нижнего белья. Не подымается.

Сипока – это уже сильно униженный человек. Он стирает носки во рту (для развлечения), убирает туалет руками, может удовлетворить соседа рукой или ртом или еще как-нибудь...»

 

В заключении хотелось бы напомнить вам, родителям и лицам их заменяющим, что любые рекомендации необходимо «пропускать» че­рез собственный опыт, знания, интуицию, а главное – учитывать особенности именно вашего ребенка, не бросаться в крайности и не гнаться за модными теориями.

Помните, что ни одна теория или методика воспитания не может и не должна соответствовать конкретному ребенку, и то, что хорошо для одного ребенка, может мало или совсем не подходить для другого, а иногда и принести противоположный желаемому результат.


[1] Межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (или комитеты по делам семьи и несо­вершеннолетних) при администрации регионов.

 

[2] Большинство групп служат, прежде всего, психологической опорой для несовер­шеннолетних ее членов и часто играют роль своеобразного защитного механизма в окру­жающем их враждебном мире.

[3] Данная типология предложена криминологом Антоняном Ю. М. на базе имеющих­ся зарубежных аналогов.

[4] По данным наших исследований, до 65% несовершеннолетних, совершивших пре­ступления, надеялись на безнаказанность

[5] Хотя эта «исповедь» написана 21 год назад, ситуация в подобных учреждениях мало изменилась (тем более – в лучшую сторону).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.03 с.)