Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О некоторых ошибках воспитания
Главный способ воспитания, самый действенный и много дающий – это поощрение, положительный пример, показ. Воспитывающему следует помнить, что у поступков любого человека есть три главных двигателя: боязнь наказания, жажда награды (поощрения) – данные мотивы носят полубиологический характер – и желание добра, – а это уже сложное социально-психологическое проявление, которое формируется с ранних лет. Отсюда следует, что основной метод борьбы с недостатками личности заключается не в их выкорчевывании, а в «выращивании» противоположных достоинств. Так, например, жадность – это «невыращенная» доброта, трусливость – «невыращенная» смелость и т. д. В этой связи писатель Г. Медынский подчеркивал, что необходимо воспитывать в ребенке «сопротивление злу». Развивая его мысль, психолог профессор Симонов рекомендовал: надо учить ваших детей понимать чужую боль, учить страху за близкого человека, попавшего в беду, учить гневу и ярости при несправедливости и т. д. Часто родители не понимают, что главное для ребенка в семье – это занять правильное, отвечающее формирующемуся стремлению к самостоятельности место, почувствовать себя уважаемым человеком, личностью. В этой связи педагог В. Сухомлинский подчеркивал: «Без уважения к самому себе нет моральной чистоты и духовного богатства личности». Продолжая эту мысль, напомним, что не нужно и оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих, особенно – сверстников, близких, товарищей и друзей. Ниже мы приведем обобщенный перечень основных ошибок родителей, предложенный И. Гребенщиковым: 1. Недостаточное представление о целях, задачах, формах и методах воспитания. Отсутствие у родителей единых требований и четкой линии в методах воспитания (что встречается особенно часто). 3. Слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. 4. Неоправданная его идеализация («мой самый умный, добрый, порядочный...). 5. Чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. 6. Нетребовательность в отношении детей (попустительство). 7. Перекладывание на других своих забот о воспитании: детсад, школу, (ПДН, МКПДН, милицию в целом) и т. д. 8. Отсутствие такта в отношениях с ребенком.
9. Ссоры родителей при детях (не говоря уже о скандалах и драках). 10. Неумеренное удовлетворение материальных запросов детей. 11. Отсутствие должного, но уважительного, тактичного контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов. 12. Чрезмерная опека ребенка, попытка создать ему тепличные условия существования. Добавлю также, что несправедливо ругать ребенка в раздраженном состоянии, срывая при этом, частично или полностью, на нем свое плохое настроение, обиду, злость. Не следует злоупотреблять нотациями, особенно начинающимися с таких, например, слов: «У тебя на уме одни только танцульки, гулянье, тряпки». Необходимо избегать и упреков, особенно типа: «Мы тебя кормим, одеваем, а ты...», или: «Вот мы в твои годы..», тем более сводить с ребенком счеты по принципу: «Ты со мной так, а вот я с тобой...». И последнее: нельзя требовать от ребенка, подростка того, чему мы его сами не научили, чего в нем не заложили. Самый тяжкий грех – унижать человека Жорж Сименон Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказания, не приучайте его к ним. Павел Наторн О ПРОБЛЕМЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ
Следует сразу же оговориться, что сама необходимость прибегать к наказанию есть проявление банкротства ваших методов воспитания и доказательство того, что авторитет утерян или же еще не приобретен. Однако давайте будем реалистами – без наказания, к сожалению, в наших условиях обходиться зачастую крайне сложно, если вообще не невозможно. Где же тогда выход? Во-первых, следует постараться ограничить или свести к минимуму физические наказания. А если и приходится к ним прибегать, то понимать и учитывать реакцию детей на них. Так, например, большинство детей при проводимых опросах подчеркивали, что «когда ремнем по попе – это наказание, а рукой по лицу – оскорбление», которое ничего, кроме озлобления, не вызывает. Главное же заключается в том, что «телесные страдания влияют на умственную деятельность и нравственность» (А. Моруа). Во-вторых, не нужно забывать, что применение физического насилия нередко способствует цепной реакции в будущем, т. е. подростки, подвергаемые такому виду наказания, чаще совершают впоследствии именно насильственные преступления против личности и вообще более склонны к агрессивному поведению.
По этому поводу один мудрый человек сказал: «Не злите детей – кто пожелает бить, будучи ребенком, тот вполне захочет убивать, будучи взрослым». В-третьих, нельзя забывать о том, что одна из основных целей воспитания – это развитие в ребенке чувства собственного достоинства (чего мало давала старая система и чего нам всем так не хватает в новых условиях жизни и борьбы за выживание), а ведь любое наказание, особенно грубое физическое, противоречит поставленной выше цели. В-четвертых, наказание не должно следовать мгновенно за проступком ребенка. Следует немного подождать, чтобы более рассудительно подойти к его оценке и своей ответной реакции. Однако наказание нельзя и откладывать «на потом», так как ребенок быстрее вас забывает, что совершил, и реакция его на ваши действия будет уже иной. В-пятых, «тяжесть» проступка и наказания должны соответствовать друг другу; в противном случае эффективность последнего снижается, а сущность – искажается. Более того, чрезмерное, несправедливое, не соответствующее возрасту наказание рождает в детях негибкость, жестокость, окаменелость – черты упрямого, недоверчивого, догматичного, а то и просто жестокого человека. Применяя физические наказания, следует помнить, что агрессивность – почти всегда проявление слабости человека (в любом возрасте). Отсюда нередко следует потеря уважения к вам со стороны ребенка и даже – равнодушие. Проводимые исследования несовершеннолетних преступников показывают, что первый фактор имел место в 2,5 раза чаще, чем у законопослушных подростков, а второй – в 4 раза. Это ли не информация к размышлению о пользе и вреде наказания?!
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.006 с.) |