О некоторых ошибках воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О некоторых ошибках воспитания



 

Главный способ воспитания, самый действенный и много дающий – это поощрение, положительный пример, показ.

Воспитывающему следует помнить, что у поступков любого чело­века есть три главных двигателя: боязнь наказания, жажда награды (поощрения) – данные мотивы носят полубиологический характер – и желание добра, – а это уже сложное социально-психологическое проявление, которое формируется с ранних лет. Отсюда следует, что основной ме­тод борьбы с недостатками личности заключается не в их выкорчевы­вании, а в «выращивании» противоположных достоинств. Так, напри­мер, жадность – это «невыращенная» доброта, трусливость – «невыращенная» смелость и т. д. В этой связи писатель Г. Медынский подчеркивал, что необходимо воспитывать в ребенке «сопротивление злу». Развивая его мысль, психолог профессор Симонов рекомендовал: надо учить ваших детей понимать чужую боль, учить страху за близ­кого человека, попавшего в беду, учить гневу и ярости при несправед­ливости и т. д.

Часто родители не понимают, что главное для ребенка в семье – это занять правильное, отвечающее формирующемуся стремлению к самостоятельности место, почувствовать себя уважаемым человеком, личностью. В этой связи педагог В. Сухомлинский подчеркивал: «Без уважения к самому себе нет моральной чистоты и духовного богатства личности». Продолжая эту мысль, напомним, что не нужно и оттачи­вать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих, особенно – сверстников, близ­ких, товарищей и друзей.

Ниже мы приведем обобщенный перечень основных ошибок роди­телей, предложенный И. Гребенщиковым:

1. Недостаточное представление о целях, задачах, формах и мето­дах воспитания. Отсутствие у родителей единых требований и четкой линии в методах воспитания (что встречается особенно часто).

3. Слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку.

4. Неоправданная его идеализация («мой самый умный, добрый, порядочный...).

5. Чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические на­казания.

6. Нетребовательность в отношении детей (попустительство).

7. Перекладывание на других своих забот о воспитании: детсад, школу, (ПДН, МКПДН, милицию в целом) и т. д.

8. Отсутствие такта в отношениях с ребенком.

9. Ссоры родителей при детях (не говоря уже о скандалах и дра­ках).

10. Неумеренное удовлетворение материальных запросов детей.

11. Отсутствие должного, но уважительного, тактичного контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов.

12. Чрезмерная опека ребенка, попытка создать ему тепличные ус­ловия существования.

Добавлю также, что несправедливо ругать ребенка в раздраженном состоянии, срывая при этом, частично или полностью, на нем свое плохое настроение, обиду, злость.

Не следует злоупотреблять нотациями, особенно начинающимися с таких, например, слов: «У тебя на уме одни только танцульки, гу­лянье, тряпки». Необходимо избегать и упреков, особенно типа: «Мы тебя кормим, одеваем, а ты...», или: «Вот мы в твои годы..», тем бо­лее сводить с ребенком счеты по принципу: «Ты со мной так, а вот я с тобой...».

И последнее: нельзя требовать от ребенка, подростка того, чему мы его сами не научили, чего в нем не заложили.


Самый тяжкий грех – унижать человека

Жорж Сименон

Если вы хотите, чтобы ребенок

боялся стыда и наказания,

не приучайте его к ним.

Павел Наторн

О ПРОБЛЕМЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Следует сразу же оговориться, что сама необходимость прибегать к наказанию есть проявление банкротства ваших методов воспитания и доказательство того, что авторитет утерян или же еще не приобретен.

Однако давайте будем реалистами – без наказания, к сожалению, в наших условиях обходиться зачастую крайне сложно, если вообще не невозможно. Где же тогда выход?

Во-первых, следует постараться ограничить или свести к миниму­му физические наказания. А если и приходится к ним прибегать, то понимать и учитывать реакцию детей на них. Так, например, боль­шинство детей при проводимых опросах подчеркивали, что «когда ре­мнем по попе – это наказание, а рукой по лицу – оскорбление», ко­торое ничего, кроме озлобления, не вызывает.

Главное же заключается в том, что «телесные страдания влияют на умственную деятельность и нравственность» (А. Моруа).

Во-вторых, не нужно забывать, что применение физического наси­лия нередко способствует цепной реакции в будущем, т. е. подростки, подвергаемые такому виду наказания, чаще совершают впоследствии именно насильственные преступления против личности и вообще бо­лее склонны к агрессивному поведению.

По этому поводу один мудрый человек сказал: «Не злите детей – кто пожелает бить, будучи ребенком, тот вполне захочет убивать, буду­чи взрослым».

В-третьих, нельзя забывать о том, что одна из основных целей вос­питания – это развитие в ребенке чувства собственного достоинства (чего мало давала старая система и чего нам всем так не хватает в новых условиях жизни и борьбы за выживание), а ведь любое наказание, особенно грубое физическое, противоречит поставленной выше цели.

В-четвертых, наказание не должно следовать мгновенно за про­ступком ребенка. Следует немного подождать, чтобы более рассудитель­но подойти к его оценке и своей ответной реакции. Однако наказание нельзя и откладывать «на потом», так как ребенок быстрее вас забы­вает, что совершил, и реакция его на ваши действия будет уже иной.

В-пятых, «тяжесть» проступка и наказания должны соответство­вать друг другу; в противном случае эффективность последнего сни­жается, а сущность – искажается. Более того, чрезмерное, несправед­ливое, не соответствующее возрасту наказание рождает в детях негиб­кость, жестокость, окаменелость – черты упрямого, недоверчивого, догматичного, а то и просто жестокого человека.

Применяя физические наказания, следует помнить, что агрессив­ность – почти всегда проявление слабости человека (в любом возра­сте). Отсюда нередко следует потеря уважения к вам со стороны ре­бенка и даже – равнодушие. Проводимые исследования несовершен­нолетних преступников показывают, что первый фактор имел место в 2,5 раза чаще, чем у законопослушных подростков, а второй – в 4 раза. Это ли не информация к размышлению о пользе и вреде наказа­ния?!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.006 с.)