![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности личности несовершеннолетних,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Личность несовершеннолетнего представляет собой еще не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить: а) не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность. В этом возрасте человек, как правило, еще не успел определить достаточно глубоко и четко своего отношения к окружающему миру и своего места в нем. Поэтому не всякое отклонение от принятых норм поведения несовершеннолетнего можно и нужно истолковывать как антиобщественную направленность и соответствующую деятельность; б) небольшой социальный опыт, уровень, степень социализации личности. Несовершеннолетний не успел еще научиться жить и работать, не изучил законов общества, не усвоил их в такой степени, что бы они стали для него осознанной нормой поведения; в) недостаточно развитые волю и чувства. Однако чаще всего не силы воли им больше не хватает, а наблюдается ослабление самоконтроля, самооценки, самокритичности, отсутствует привычка обдумывать свои действия, а тем более – их последствия; г) неумение контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение. С точки зрения социально-демографической характеристики важно отметить следующее: – основную массу преступлений, как уже отмечалось, совершают лица в возрасте 16 – 17 лет, что вызвано разными причинами: во-первых, это своеобразный рубеж процесса самоутверждения и взросления (подростки получают паспорта, некоторые начинают работать, все больше выходят из-под семейного контроля, приобретают самостоятельность, учатся в ПТУ, техникумах, живут в общежитиях, имеют больше карманных денег); во-вторых, расширяется круг знакомых перед юношами и девушками встают новые, более сложные жизненные проблемы и т. д.; — на втором месте – лица совершающие преступления в возрасте 14 – 15 лет; — лиц женского пола значительно меньше, чем мужского (примерное соотношение: 94% – 6 %); — более половины несовершеннолетних преступников выходит из неблагополучных, чаще всего – неполных семей; около 40% – имеют одного из родителей, а около 3% – не имеют родителей вообще;
— с точки зрения социального положения несколько больше несовершеннолетних преступников из семей: безработных, рабочих малоквалифицированного и неквалифицированного труда; работников сферы обслуживания – особенно торговли; служащих; но немало – и из числа семей руководящего состава разного уровня. Следует подчеркнуть, что в настоящий период на первый план все чаще выходит не само по себе социальное положение семей, образовательный уровень родителей, а уровень их культуры, нравственности и духовной жизни; — по-прежнему высока преступность среди несовершеннолетних, проживающих в городах – особенно больших. Она в несколько раз превышает преступность сельских подростков. Однако следует учитывать усиливающиеся миграционные микро- и макропроцессы, т. е. подростки, проживающие в городе, совершают преступления в сельской местности – во время каникул, сельхозработ; а сельские подростки – в городе (приехал в гости, на праздники, просто «поболтаться»). Здесь следует иметь в виду и то обстоятельство, что, как показывает практика, в городах большое число преступлений совершают подростки из сельской местности, поступившие на учебу в ПТУ, техникумы, на работу в различные организации. Особенно трудно им приходится в первое время, когда происходит нелегкий для большинства процесс социальной адаптации. Подростки стараются продемонстрировать своим городским сверстникам, что они не менее физически и умственно развиты, образованы. Самоутверждение, авторитет среди товарищей они завоевывают порой грубостью, силой, а иногда и показной удалью, выраженной в совершении хулиганских действий, грабежей, разбоев и других преступлений. С точки зрения культурно-образовательного уровня необходимо учитывать следующее: — по уровню образования несовершеннолетние преступники отстают от сверстников в среднем на 1 – 3 года, плохо учатся, у них чаще наблюдается процесс «отчуждения» от учебного коллектива; утрата интереса к учебе отмечается в 5 раз выше, неуспевающих – в 7 раз больше; — для несовершеннолетних правонарушителей характерна ограниченность духовных запросов; они практически не посещают выставок, театров, библиотек, концертов классической музыки и т. п.
— кино, телевидение, радио для них, как правило, – лишь способ убить свободное время. Соответственно они предпочитают «легкие» фильмы (детективы, боевики), фильмы ужасов и фантастику, эротику и порнографию, развлекательные передачи по телевидению и радио; — несовершеннолетние правонарушители предпочитают «свои» каналы информации, значимые в их микросреде (неформальных референтных группах). Однако эти каналы часто значительно искажают потребляемую информацию; — данной категории несовершеннолетних свойственно праздное времяпрепровождение: бесцельные прогулки по улицам, сборы в укромных местах – в подвалах, на чердаках, в тихих уголках, распитие спиртных напитков, злоупотребление наркотическими и токсическими веществами, сквернословие; при этом часто происходят конфликты В эмоционально-волевой сфере у несовершеннолетних преступников, как правило, преобладают: — ослабление чувства стыда, развитие равнодушного отношения к переживаниям окружающих, не входящих в круг друзей, эмоциональная лабильность (холодность), эгоцентризм (я – центр всего, или «сверэгоизм»); несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности; — эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость, дерзость, вызывающее поведение, упрямство, тщеславие, агрессивность, озлобленность, повышенная конфликтность, нередко – и повышенная сексуальность; — разрыв между уровнями требований к себе и к окружающим; — завышенная самооценка; — ослабление волевых качеств (констатируется в 15 – 20%), однако главное при этом – отрицательная направленность воли, т.е. «злая» воля; — нервно-психические аномалии, но в границах вменяемости, по различным данным, встречаются у таких несовершеннолетних в 35 – 40% случаев. С точки зрения нравственного уровня, уровня правосознания и ценностных ориентации: — наблюдается особенно значительный разрыв («ножницы») между ценностями общества, известными несовершеннолетним в принципе и нередко ими разделяемыми на вербальном (словесном) уровне, и теми, которыми они руководствуются каждодневно; — выше всего из них, как правило, ставятся интересы своего круга – псевдосолидарность, ложное понимание чувства товарищества, долга, совести, порядочности и т. д.; — на первом плане отмечается стремление к утверждению авторитета (нередко любой ценой) в своем круге; — жизненные цели заменяются стремлением к достижению психологического комфорта в своей референтной группе, сиюминутными удовольствиями; — несовершеннолетним правонарушителям в большей степени, чем законопослушным подросткам, свойственно желание облагородить в собственных глазах свои действия, проступки, что обусловливает искажение оценок поведения окружающих, особенно потерпевших (жертв); — нередко допустимым признается любое нарушение, включая противоправное, если «очень нужно» себе, особенно – референтной группе; — характерен низкий уровень правосознания, не одобряется позиция содействия правоохранительным органам; — как правило, подростки, совершающие преступления, надеются на безнаказанность, т. е. считают маловероятным возможность быть задержанным.
Можно отметить еще и следующее. Известный криминолог - специалист по преступности несовершеннолетних - К. Игошев отмечал склонность подростков предаваться мечтам, что уводит их от действительности и нередко создает барьер со взрослыми, так как они боятся быть непонятыми или неправильно понятыми. Отсюда – излишняя замкнутость, недоверие к окружающим, стремление уйти в себя. Иногда на этой почве может возникнуть раздражительность и озлобление, проявляющиеся во вспышках агрессивности и жестокости. Следует также помнить, что суть, ядро внутренних побуждений подростка – это стремление стать взрослым, самоутвердиться. При этом подросток ждет от взрослых одного: помощи, взаимопонимания и эмоциональной близости. Нередко вместо смелости у подростков отмечаются наглость, нахальство; вместо настойчивости – упрямство, вместо инициативы – неумение сдерживать свои желания; вместо самостоятельности – неуважение к старшим и их требованиям, даже справедливым. Взрывчато-конфликтные черты личности подростков особенно проявляются в переходном возрасте, в период так называемого пубертатного криза: полового созревания и сопровождающего его резкого перелома в психике. Самолюбие становится особенно ранимым, проявляется повышенная нетерпимость к нравоучениям, конфликтность, склонность к преувеличенным самооценкам. Наблюдаются нередко резкие смены настроения. С физиологической точки зрения могут появляться и такие неприятные ощущения, как повышенная потливость, слезливость, внезапные приливы и отливы крови (то в жар, то в холод бросает), сердцебиение и т. д. Подростку то хочется смеяться, то грусть – хоть плачь или вешайся, причем нередко все это внешне беспричинно. У несовершеннолетних правонарушителей часто доминируют искаженные представления о товариществе, смелости, чести, способах ее защиты и т. д. Дополнительную информацию к размышлению об особенностях личности и внутреннего мира подростков-преступников дают результаты проведенного нами исследования в воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Так, большинство подростков ответили, что курить начали в 3 – 5 классах, каждый седьмой – в 1 – 2-м(!), употреблять спиртное (сначала, как правило, пиво и вино) начинали позже, с интервалом в 2 – 3 года. Помогали по дому, в хозяйстве – единицы, да и то от случая к случаю. Многие признались, что до колонии не знали цены труду, а главное – свободе, что только здесь впервые задумались о себе, жизни, начали учиться думать, прежде чем что-то делать.
Правонарушителей характеризует непонимание, а главное – отсутствие веры в то, что может быть настоящая дружба, любовь («Все это вранье, все девушки неверны, только мамы хорошие»). Их представление о счастье: «Когда у меня все есть и нет проблем». Характерная деталь – почти треть опрошенных связывает свое понятие о счастье с тем периодом времени, когда они были маленькими и родители больше уделяли им внимания. Кстати, отцов, судя по ответам, хорошо понимают или любят единицы, а матерей – почти все, многие при этом тепло отзываются о своих младших братьях и сестрах; жалеют, что мало играли с ними, обижали или вообще игнорировали. Почти каждый третий осужденный сетовал на то, что родители, или один из них, большей частью – матери, давали им слишком много воли, не контролировали свободное время и т. д. Характерны такие высказывания–упреки: «Они (родители) от нас откупаются: деньгами, тряпками, предоставлением свободы, чтобы жить для себя – развлекаться, пьянствовать, заниматься любовью, покупать все новые и новые тряпки, вещи...». Следует подчеркнуть, что большая часть осужденных жили достаточно обеспеченно (каждый третий имел отдельную комнату), хорошо питались, получали карманные деньги и т. д. В заключение приведу высказывание одного из опрошенных малолетних преступников, крик души, обращенный к нам, взрослым: «Люди, будьте добрее!.. Спасите меня от тюрьмы».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.7.179 (0.008 с.) |