Особенности личности несовершеннолетних, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности личности несовершеннолетних,



СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Личность несовершеннолетнего представляет собой еще не полно­стью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить:

а) не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся со­циальную направленность. В этом возрасте человек, как правило, еще не успел определить достаточно глубоко и четко своего отношения к окружающему миру и своего места в нем. Поэтому не всякое отклоне­ние от принятых норм поведения несовершеннолетнего можно и нуж­но истолковывать как антиобщественную направленность и соответст­вующую деятельность;

б) небольшой социальный опыт, уровень, степень социализации личности. Несовершеннолетний не успел еще научиться жить и рабо­тать, не изучил законов общества, не усвоил их в такой степени, что­ бы они стали для него осознанной нормой поведения;

в) недостаточно развитые волю и чувства. Однако чаще всего не силы воли им больше не хватает, а наблю­дается ослабление самоконтроля, самооценки, самокритичности, отсутст­вует привычка обдумывать свои действия, а тем более – их послед­ствия;

г) неумение контролировать свое поведение и эмоции в различ­ных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение.

С точки зрения социально-демографической характеристики важ­но отметить следующее:

– основную массу преступлений, как уже отмечалось, совершают лица в возрасте 16 – 17 лет, что вызвано разными причинами: во-пер­вых, это своеобразный рубеж процесса самоутверждения и взросления (подростки получают паспорта, некоторые начинают работать, все больше выходят из-под семейного контроля, приобретают самостоя­тельность, учатся в ПТУ, техникумах, живут в общежитиях, имеют больше карманных денег); во-вторых, расширяется круг знакомых перед юношами и девушками встают новые, более сложные жизнен­ные проблемы и т. д.;

— на втором месте – лица совершающие преступления в возра­сте 14 – 15 лет;

— лиц женского пола значительно меньше, чем мужского (при­мерное соотношение: 94% – 6 %);

— более половины несовершеннолетних преступников выходит из неблагополучных, чаще всего – неполных семей; около 40% – имеют одного из родителей, а около 3% – не имеют родителей вообще;

— с точки зрения социального положения несколько больше несовер­шеннолетних преступников из семей: безработных, рабочих малоквали­фицированного и неквалифицированного труда; работников сферы обслу­живания – особенно торговли; служащих; но немало – и из числа се­мей руководящего состава разного уровня. Следует подчеркнуть, что в настоящий период на первый план все чаще выходит не само по себе социальное положение семей, образовательный уровень родителей, а уро­вень их культуры, нравственности и духовной жизни;

— по-прежнему высока преступность среди несовершеннолетних, проживающих в городах – особенно больших. Она в несколько раз превышает преступность сельских подростков. Однако следует учиты­вать усиливающиеся миграционные микро- и макропроцессы, т. е. подростки, проживающие в городе, совершают преступления в сельской местности – во время каникул, сельхозработ; а сельские подро­стки – в городе (приехал в гости, на праздники, просто «поболтать­ся»).

Здесь следует иметь в виду и то обстоятельство, что, как показы­вает практика, в городах большое число преступлений совершают под­ростки из сельской местности, поступившие на учебу в ПТУ, технику­мы, на работу в различные организации. Особенно трудно им приходится в первое время, когда происходит нелегкий для большинства процесс социальной адаптации. Подростки стараются продемонстриро­вать своим городским сверстникам, что они не менее физически и ум­ственно развиты, образованы. Самоутверждение, авторитет среди товарищей они завоевывают порой грубостью, силой, а иногда и показ­ной удалью, выраженной в совершении хулиганских действий, грабежей, разбоев и других преступлений.

С точки зрения культурно-образовательного уровня необходимо учитывать следующее:

— по уровню образования несовершеннолетние преступники от­стают от сверстников в среднем на 1 – 3 года, плохо учатся, у них ча­ще наблюдается процесс «отчуждения» от учебного коллектива; утра­та интереса к учебе отмечается в 5 раз выше, неуспевающих – в 7 раз больше;

— для несовершеннолетних правонарушителей характерна ограни­ченность духовных запросов; они практически не посещают выставок, театров, библиотек, концертов классической музыки и т. п.

— кино, телевидение, радио для них, как правило, – лишь способ убить свободное время. Соответственно они предпочитают «легкие» фильмы (детективы, боевики), фильмы ужасов и фантастику, эротику и порнографию, развлекательные передачи по телевидению и радио;

— несовершеннолетние правонарушители предпочитают «свои» каналы информации, значимые в их микросреде (неформальных рефе­рентных группах). Однако эти каналы часто значительно искажают потребляемую информацию;

— данной категории несовершеннолетних свойственно праздное времяпрепровождение: бесцельные прогулки по улицам, сборы в ук­ромных местах – в подвалах, на чердаках, в тихих уголках, распитие спиртных напитков, злоупотребление наркотическими и токсическими веществами, сквернословие; при этом часто происходят конфликты
(драки, издевательства над младшими, поножовщина), совершаются изнасилования, половые извращения и т. д.

В эмоционально-волевой сфере у несовершеннолетних преступни­ков, как правило, преобладают:

— ослабление чувства стыда, развитие равнодушного отношения к переживаниям окружающих, не входящих в круг друзей, эмоциональ­ная лабильность (холодность), эгоцентризм (я – центр всего, или «сверэгоизм»); несдер­жанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности;

— эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость, дерзость, вызывающее поведение, упрямство, тщеславие, агрессив­ность, озлобленность, повышенная конфликтность, нередко – и повы­шенная сексуальность;

— разрыв между уровнями требований к себе и к окружающим;

— завышенная самооценка;

— ослабление волевых качеств (констатируется в 15 – 20%), однако главное при этом – отрицательная направленность воли, т.е. «злая» воля;

— нервно-психические аномалии, но в границах вменяемости, по различным данным, встречаются у таких несовершеннолетних в 35 – 40% случаев.

С точки зрения нравственного уровня, уровня правосознания и ценностных ориентации:

— наблюдается особенно значительный разрыв («ножницы») меж­ду ценностями общества, известными несовершеннолетним в принци­пе и нередко ими разделяемыми на вербальном (словесном) уровне, и теми, которыми они руководствуются каждодневно;

— выше всего из них, как правило, ставятся интересы своего круга – псевдосолидарность, ложное понимание чувства товарищества, долга, совести, порядочности и т. д.;

— на первом плане отмечается стремление к утверждению авторитета (нередко любой ценой) в своем круге;

— жизненные цели заменяются стремлением к достижению психо­логического комфорта в своей референтной группе, сиюминутными удовольствиями;

— несовершеннолетним правонарушителям в большей степени, чем законопослушным подросткам, свойственно желание облагородить в собственных глазах свои действия, проступки, что обусловливает ис­кажение оценок поведения окружающих, особенно потерпевших (жертв);

— нередко допустимым признается любое нарушение, включая противоправное, если «очень нужно» себе, особенно – референтной группе;

— характерен низкий уровень правосознания, не одобряется пози­ция содействия правоохранительным органам;

— как правило, подростки, совершающие преступления, надеются на безнаказанность, т. е. считают маловероятным возможность быть задержанным.

Можно отметить еще и следующее.

Известный криминолог - специалист по преступности несовершеннолетних - К. Игошев отмечал склонность подростков предаваться мечтам, что уводит их от действительности и нередко со­здает барьер со взрослыми, так как они боятся быть непонятыми или неправильно понятыми. Отсюда – излишняя замкнутость, недоверие к окружающим, стремление уйти в себя.

Иногда на этой почве может возникнуть раздражительность и оз­лобление, проявляющиеся во вспышках агрессивности и жестокости.

Следует также помнить, что суть, ядро внутренних побуждений подростка – это стремление стать взрослым, самоутвердиться. При этом подросток ждет от взрослых одного: помощи, взаимопонимания и эмоциональной близости.

Нередко вместо смелости у подростков отмечаются наглость, на­хальство; вместо настойчивости – упрямство, вместо инициативы – неумение сдерживать свои желания; вместо самостоятельности – неу­важение к старшим и их требованиям, даже справедливым.

Взрывчато-конфликтные черты личности подростков особенно про­являются в переходном возрасте, в период так называемого пубертат­ного криза: полового созревания и сопровождающего его резкого пере­лома в психике. Самолюбие становится особенно ранимым, проявляет­ся повышенная нетерпимость к нравоучениям, конфликтность, склонность к преувеличенным самооценкам. Наблюдаются нередко резкие смены настроения. С физиологической точки зрения могут по­являться и такие неприятные ощущения, как повышенная потливость, слезливость, внезапные приливы и отливы крови (то в жар, то в холод бросает), сердцебиение и т. д. Подростку то хочется смеяться, то грусть – хоть плачь или вешайся, причем нередко все это внешне беспричинно. У несовершеннолетних правонарушителей часто доминируют ис­каженные представления о товариществе, смелости, чести, способах ее защиты и т. д.

Дополнительную информацию к размышлению об особенностях личности и внутреннего мира подростков-преступников дают резуль­таты проведенного нами исследования в воспитательной коло­нии для несовершеннолетних правонарушителей.

Так, большинство подростков ответили, что курить начали в 3 – 5 классах, каждый седьмой – в 1 – 2-м(!), употреблять спиртное (сна­чала, как правило, пиво и вино) начинали позже, с интервалом в 2 – 3 года. Помогали по дому, в хозяйстве – единицы, да и то от случая к случаю. Многие признались, что до колонии не знали цены труду, а главное – свободе, что только здесь впервые задумались о себе, жиз­ни, начали учиться думать, прежде чем что-то делать.

Правонарушителей характеризует непонимание, а главное – от­сутствие веры в то, что может быть настоящая дружба, любовь («Все это вранье, все девушки неверны, только мамы хорошие»).

Их представление о счастье: «Когда у меня все есть и нет про­блем».

Характерная деталь – почти треть опрошенных связывает свое понятие о счастье с тем периодом времени, когда они были маленьки­ми и родители больше уделяли им внимания.

Кстати, отцов, судя по ответам, хорошо понимают или любят еди­ницы, а матерей – почти все, многие при этом тепло отзываются о своих младших братьях и сестрах; жалеют, что мало играли с ними, обижали или вообще игнорировали.

Почти каждый третий осужденный сетовал на то, что родители, или один из них, большей частью – матери, давали им слишком много воли, не контролировали свободное время и т. д. Характерны такие высказывания–упреки: «Они (родители) от нас откупаются: деньгами, тряпками, предоставлением свободы, чтобы жить для себя – развле­каться, пьянствовать, заниматься любовью, покупать все новые и но­вые тряпки, вещи...».

Следует подчеркнуть, что большая часть осужденных жили достаточно обеспеченно (каждый третий имел отдельную комнату), хорошо питались, получа­ли карманные деньги и т. д.

В заключение приведу высказывание одного из опрошенных мало­летних преступников, крик души, обращенный к нам, взрослым: «Лю­ди, будьте добрее!.. Спасите меня от тюрьмы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.013 с.)