О возрастных особенностях детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О возрастных особенностях детей и подростков



 

В процессе воспитания детей и подростков родителям важно хоро­шо знать и учитывать их возрастные особенности.

Имеются различные периодизации таких особенностей, начиная с Гиппократа, который (по климактерической системе) выделил группы: от 1 до 6 лет; от 7 до 14 лет и от 15 до 21 года.

Физиологические кризы, по мнению ученых, отмечаются в возра­сте 2 – 4 лет, 7 лет (начало) и 12 – 14 лет.

С точки зрения возрастной психологии выделяют кризисы: ново­рожденных, до 1 года, до 3 лет, 7 лет, 12, 13, 14, 15 – 16 лет и т. д.

Рассмотрим подробнее основные из них.

Кризис 3 лет:

1. Симптомы негативизма и просто непослушания: постоянное непослушание (в ответ на любое предложение ребенок не делает то, о чем его просят) – чаще это отмечается в отношениях с близкими; не хочет делать то, что не любит. Не отделяет реакцию другого человека от своей.

2. Упрямство – упорное настаивание на своем.

3. Строптивость – обезличена («Иди спать – не пойду», «Не хо­ди спать – пойду» и т. д.).

4. Своеволие – все желает делать сам, не зная при этом границ.

5. Симптом «бунта» – война со всеми, утверждение своей самостоятельности, агрессивность.

6. Симптом «обесценивания» – появляются плохие слова: чем больше ругаешь ребенка – тем больше плохих слов слышишь от него.

7. Итог: кризис 3-х лет – это эмансипация ребенка, когда он начи­нает понимать свой детский мир, и понемногу, – себя в нем.

Кризис 7 лет:

1. Утрата детской непосредственности.

2. Паясничание, кривляние, высмеивание.

В этом возрасте отмечается отделение внутреннего мира от внеш­него, несовпадение мыслей и желаний с их реализацией. Ребенок на­чинает понимать (оценивать, узнавать) свои чувства. Переживания его приобретают более конкретный смысл. Это – важный период для взаимоотношений ребенка с родителями. «Именно с 7 – 8 до 11 – 12 лет душа ребенка наиболее открыта, обнажена для добра и зла». (А. И. Заки).

Появляется логика чувств. Именно этот в этот период нельзя лишать ребенка своей любви, что очень важно, так как в это время обычно у родителей появляется или растет следующий ребенок, на которого они нередко переключают свои основные заботы, уделяют больше внимания.

Кризис 13 и 14 лет:

1. Период полового созревания ребенка.

2. Ломка, изменение основных мотиваций.

3. Обращение во внутренний мир (потеря интереса к внешнему миру), с одной стороны, а с другой – «уход» на улицу, в компании сверстников. И это очень важно иметь в виду: если до 10 – 12 лет у ребенка с вами не установился прочный эмоциональный к духовный контакт, то к 13 – 14 годам вы можете вообще «потерять» его. В этот период у ребенка отмечается повышенная избирательность по отноше­нию к друзьям, товарищам, резко возрастает требовательность к роди­телям. Отсюда – уход из дома, поиск себя «во дворе»; мнение, оцен­ки сверстников становятся для него более значительными, чем родителей, т.е., казалось бы, близких ему людей.

У ребенка отмечается так называемая «филологическая интоксика­ция», т. е. к 13 годам он уже более или менее знает родной язык и начинает играть словами. Например: «Пойди в магазин!» – «А если не пойду, а если встречу друга» и т. д. На замечания часто не реагирует, делает вид, что не слышит их. В таком случае необходимо подыграть ребенку, не вступать в пререкания. К 15 – 16 годам это обычно прохо­дит.

Кризис 15 – 16 лет:

В данный период наблюдается явное стремление подростков к не­зависимости, самостоятельности. Они жаждут свободы, но еще плохо умеют ею пользоваться. Отсюда – много конфликтов, стрессов, траге­дий.

Подросток становится подверженным внешней оценке. Следова­тельно, если хотите сделать замечание, то только тихо и спокойно, наедине, так как подросток обязательно отреагирует на любое ваше замечание и чаще всего – болезненно.

Именно в этот период ему нужна ваша помощь, чтобы выйти из данного состояния, иначе – «комплекс неполноценности», постоянное недовольство собой охватят подростка. Нужно помочь ему максималь­но безболезненно обрести чувство взрослости, истинной, а не мнимой самостоятельности, тактично помочь в поисках настоящих друзей, це­ли жизни и т. д.


Кто будет расти без дисциплины,

состарится без добродетели.

Ян Амос Каменский

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.004 с.)