Преступность несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преступность несовершеннолетних



 

В целом преступность несовершеннолетних представляет собой концентрированное выражение таких факторов, как недостатки, упу­щения и недоработки в воспитании подрастающего поколения: в семье, дошкольных и школьных учреждениях, ПТУ и техникумах, в трудовых коллективах, по месту жительства; просчеты в организации работы с подростками государственных учреждений и общественных организаций – добровольных формирований граждан; недостаточная координация их усилий при осуществлении конкретной деятельности по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолет­них. Вот почему прав японский криминолог Уэда Кан, утверждаю­щий, что «современное общество – это парник для выращивания делинквентной (правонарушающей) молодежи». Многие зарубежные ученые обоснованно утверждают, что делинквентность подростков – зеркало общества. При этом они уже не связывают данное явление только с бедностью, нищетой и семейным неблагополучием.

Конкретные же причины преступности несовершеннолетних следу­ет искать в окружающей их микросреде, важнейшее звено которой – семья.

1. Семья. «Трудный ребенок, – писал В. А. Сухомлинский, – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветаю­щий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презре­ния к людям, пренебрежения своим общественным долгом... Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспита­нию детей».

В последние годы наблюдается тревожная тенденция к снижению родительского авторитета, обусловленная неправильным поведением как по отношению к своим детям, так и к окружающим, неумением родителей (по мнению подростков) жить и т. д.

Ученые-педагоги, психологи и социологи утверждают: в первые 3 – 5 лет жизни, т. е. главным образом из материнских и отцовских уст, их поведения и поступков ребенок получает до 80% всего того, что требует­ся для формирования человека как личности. И в первую очередь – для развития нравственно-психологических качеств будущего гражданина. Недаром Лев Николаевич Толстой подчеркивал: «...от меня до меня же пятилетнего – один шаг, до годовалого – бесконечность». При этом не­редко деформируется важнейшая функция семьи – психологическая за­щита ребенка. Ученый С. Долецкий даже ввел в научный оборот термин: СООД – синдром опасного обращения с детьми. Отсюда – отчуждение от родителей, неприятие их жизненных принципов и, как результат, преступный путь. Семейное неблагополучие основывается на возникновении и развитии нервно-психических аномалий у де­тей (до 40% случаев!). Отсюда – дефекты их эмоциональной, интел­лектуальной и волевой сферы, плохая адаптация к жизни, учебе в шко­ле, работе в коллективе и т. д.

В понятие семейного неблагополучия входят: а) нарушение струк­туры семьи (неполная, формально полная, когда детьми занимается лишь один из родителей); б) ущербность моральной позиции ее чле­нов. При этом следует иметь в виду, что появление в семье отчима и мачехи далеко не всегда, и тем более положительно, решает проблему «полноты» семьи; в) недостатки и искаженность педагогических знаний родителей, отсутствие навыков воспитания детей; г) нарушение эмоционально-психологической общности семьи и др.

В семьях правонарушителей чаще всего присутствует несогласо­ванность и непоследовательность в действиях родителей по воспита­нию своих детей. Отмечено, что в этих семьях случайные связи роди­телей (измены) встречаются в 10 раз чаще, чем в семьях, где подрост­ки не нарушают закона (а в неполных – растет процент таких, где отец остается с детьми).

Исследования показывают также, что в семьях правонарушителей в 3/4 случаев преобладает «потребительское» воспитание, а в 3/5 – господствует атмосфера безнаказанности. И то и другое развращает растущего ребенка.

Особую опасность несет дух потребительства, присущий многим семьям. В результате из них чаще выходят люди нравственно ущерб­ные, сами уже не различающие, что преступно, а что нет.

Изучение психических отклонений у подростков-правонарушите­лей показало, что неблагополучная семья служила основным источни­ком антиобщественного воздействия в 75% случаев.

Многочисленные исследования подтверждают также особую пагуб­ность семейных скандалов и сцен, которые калечат душу ребенка с первых лет его жизни.

Выявлено, что в условиях двойственности, лицемерия старших особенно интенсивно работает механизм отчуждения и негативизма ребенка и подростка, быстрее прививаются стереотипы их аморального и противоправного поведения.

В настоящее время разработан ряд типологий семей, согласно ко­торым существуют, например, семьи:

а) не умеющие (в силу различных обстоятельств) воспитывать сво­их детей;

б) не желающие воспитывать детей;

в) не умеющие и не желающие их воспитывать.

В теории и практике выделяются также три основных типа семьи (хотя любое жесткое деление условно, так как в реальной действи­тельности все явления переплетены и тесно взаимосвязаны).

 

Тип 1:   Семья отвергает ребенка, что порождает:   страх смерти (степень отверженности может быть различных уровней)   состояние неуверенности – ощущение тревоги, страх небытия     Вариант 1     Вариант 2     Уход в группу, члены которой преимущественно совершают насильственные преступления   Уход в группу, члены которой преимущественно совершают корыстные преступления

 

При этом следует учитывать, что:

а) большинство преступников были нежелательными детьми в своей семье;

б) в подобных семьях отсутствует главное – эмоциональный кон­такт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями;

в) особенно острое состояние неопределенности своего положения (бытия) и ближайшего будущего отмечается у тех детей, которые отца совсем не знали или не имеют о нем никакой информации;

г) важным сигналом того, что ребенок не чувствует защиты (при отрыве от матери), является боязнь, неприятие чужих, особенно это относится к раннему детству – до 5 лет, но может наблюдаться и в более старшем возрасте;

д) во многом жестокость (особенно немотивированная) детей и подростков объясняется страхом (как правило, лишь в подсознании) смерти, небытия;

ж) группы, в которые уходит подросток или ребенок, играют, в ос­новном, роль эквивалента семьи, а старший в группе (лидер, вожак, главарь) как бы заменяет отца или, в крайнем случае, старшего брата.

 

Тип 2:   Семья не отвергает ребенка, но сама антиобщественна (ее члены пьют, тунеядствуют, совершают правонарушения)     Наиболее частый вариант     Из нее выйдут будущие ли­деры и актив преступной среды и групп (в том числе и в местах лишения свобо­ды)  

 

Из подобных семей выходят чаще всего лица, хорошо адаптирован­ные к преступной среде, так как антиобщественный образ жизни – их родная стихия, и наоборот, они плохо приспособлены к нормальной зако­нопослушной жизни во всех основных ее проявлениях.

Следует отметить, что неблагополучие в данном типе семей не но­сит скрытого характера, легко выявляется, и подавляющее число се­мей, состоящих на учете в органах внутренних дел как неблагополуч­ные, относится именно к этому типу.

 

Тип 3:   Семья внешне благополучная (в первую очередь, с точки зрения нравственно-психологического климата)     Вариант 1     Вариант 2     Возможен переход к типу 1 (чаще всего – вариант 2)   Законопослушное поведение  

 

Приведенная схема третьего типа семьи все же имеет два варианта по следующим причинам: во-первых, недаром подчеркнуто слово «внешне», так как нередко трудно выявить подлинную сущность той или иной семьи, особенно в тех случаях, когда внутреннее неблагополучие усиленно и умело маскируется.

Во-вторых, даже по-настоящему благополучная в целом семья не всегда может обеспечить закононослушание своих членов (хотя это скорее исключение из общего правила типологии семей)[3].

Успех в более точной диагностике возможного будущего поведения ребенка или подростка, а главное – в выборе и осуществлении требу­емого воспитательного профилактического воздействия, в основном, определяется единым блоком «личность + микросреда». При этом под микросредой понимаются не столько пространственные, сколько нравственно-психологические связи и контакты подростков.

Изменилось и понятие неблагополучной семьи: раньше неблагопо­лучие определялось, в первую очередь, метражом квартиры, зарпла­той родителей. Неблагополучие теперь все чаще скрывается за маской мнимого благоденствия. Однако поведение детей из таких семей – по образному выражению профессора П. Симонова – «рентгеновский снимок нравственного климата в семье, свойственной этой семье сис­темы ценностей, снимок подлинных, а не видимых взаимоотношений между членами семьи». Выявляется таких семей, по выборочным дан­ным, в среднем одна из десяти.

Еще один фактор – безотцовщина. Однако это не просто отсутст­вие отца, а определенное психологическое состояние матери и других членов семьи.

Выборочные исследования свидетельствуют о том, что число несо­вершеннолетних преступников (как правило, насильственного типа), воспитывающихся в семьях, где культивируются жестокость и наси­лие, в 9 – 10 раз выше, чем в благополучных семьях.

Недостатки семейного воспитания частично (а иногда – ив зна­чительной степени) могут компенсироваться усилиями дошкольных учреждений, школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов, спецшкол (ПТУ), трудовых коллективов.

Первичную корректировку поведения детей призваны осуществ­лять дошкольные учреждения, однако они далеко не всегда выполняют свою задачу из-за недостатка квалифицированного персонала, пере­грузок и т. д.

2. Школы, лицеи, гимназии, ПТУ. Они по-прежнему слабо ориен­тированы на «воспитывающее обучение». В период обучения подрост­кам не прививаются необходимые навыки правильной самооценки по­ведения; не вырабатываются и не закрепляются установки против раз­личного рода антиобщественных влияний и всевозможных неблагоприятных жизненных ситуаций. Педагоги нередко допускают различного рода ошибки, приводящие к конфликту (скрытому или яв­ному) с подростком. В результате он или все больше замыкается в себе, или становится членом какой-либо неформальной группы сверст­ников, даже – лиц старшего возраста.

Для многих несовершеннолетних преступников характерны: отсут­ствие интереса к учебе, отрыв от коллектива, нежелание заниматься общественной работой. Однако в каждом конкретном случае следует с особым вниманием подходить к вопросу о том, что в данном случае является причиной, а что – следствием, так как нередко именно пе­дагогические ошибки, неправильное отношение одноклассников и т. д. толкают подростка на путь аутсайдерства и правонарушений, а не на­оборот.

Учебные заведения не стали центром внешкольной работы, орга­низаторами досуга несовершеннолетних. Не достигнут необходимый уровень контакта между ними и родителями и учениками, что также негативно сказывается на формировании и воспитании подростков. В силу инерции и ряда объективных факторов учебные заведения и ПТУ не всегда эффективно взаимодействуют с КПДН и с ПДН райо­нов.

К условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести следующие факторы:

1. Безнадзорность – отсутствие должного контроля за подростка­ми со стороны родителей или лиц, их заменяющих (по выборочным данным, этот фактор имеет место в 90% случаев совершения подрост­ками преступлений). Нередко причиной тому является занятость ро­дителей.

2. Безнаказанность. Практика свидетельствует, что во многих случаях путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного ре­агирования на правонарушение нередко формирует убеждение во все­дозволенности, вследствие чего совершаются более серьезные правона­рушения, и, наконец, преступление или их серия[4]. Так, выборочное анкетирование осужденных подростков показывает, что правонаруше­ния они начали совершать в более раннем возрасте. Почувствовав без­наказанность или мягкость наказания, не соответствующую противо­правному деянию, сформировав устойчивые негативные привычки, они начинают совершать преступления. До привлечения к уголовной ответственности подростки, как правило, уже совершили ряд правона­рушений или даже преступлений, которые остались незамеченными, нераскрытыми и т. д.

3. Недостатки и упущения в общей организации досуга, и в пер­вую очередь – по месту жительства несовершеннолетних; недостатки, упущения в деятельности органов и организаций, ведущих борьбу с преступностью.

4. Проблемы в правовом воспитании подростков.

5. Высокая латентность преступлений несовершеннолетних.

6. Недостаточная эффективность всех видов наказаний, особенно применения отсрочки исполнения приговора, условного осуждения, лишения свободы. Статистика последних пяти лет показывает, что прак­тически каждый десятый несовершеннолетний такой категории в период отсрочки или условного осуждения вновь совершает преступления, при­ чем более опасные и жестокие.

7. Рост наркомании и токсикомании, пьянства и половой распу­щенности среди подростков и их родителей или лиц, их заменяющих.

8. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, включая подстрекательство и со стороны взрослых преступников или несовершеннолетних, уже имевших преступный опыт, отбывших нака­зание в условиях воспитательной колонии, спецшкол, спецПТУ и т. д. (в среднем в каж­дом третьем случае).

9. Больший процент, по сравнению с законопослушными подростка­ми, психических заболеваний, неврозов и т. д. До 90% таких детей – будущих правонарушителей – рождаются с различными, чаще всего скрытыми отклонениями.

10. Отставание в физическом и, главным образом, умственном (включая различного рода недостатки) развитии, полуграмотность или «функциональная неграмотность».

11. Длительная незанятость подростков, особенно в городах, как часть более общей проблемы беззащитности, бесправия детей и подро­стков.

12. Отдельные процессы, связанные с миграцией, урбанизацией, национальными и этническими проблемами.

13. Отрицательные последствия экологических проблем, включая несбалансированность питания или его явный дефицит.

14. Резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций, как макро–, так и, что особенно тревожно, микроконфликтных.

При этом следует также учитывать, что:

а) «пик» опасного интенсивного восприятия детьми образа не правильного поведения окружающих, особенно родителей, приходится на возраст 6 –1 2 лет;

б) большинство подростков, совершающих систематические кражи в возрасте 8 – 12 лет, становятся затем на преступный путь; из числа рецидивистов около 75% совершили первую кражу в возрасте до 18 лет;

в) в условиях больших городов возрастает гетерогенность населе­ния (наличие различных общественных слоев, т. е. лиц различного происхождения и направленности, специальностей, уровней культуры, образования, мо­рали, многообразия контактов и отношений, облегчающих связь, в том числе анонимную, друг с другом оторвавшихся от семьи и школы
молодых людей и их групп) и много других факторов.

Небезынтересно рассмотреть и подходы российских ученых начала века к данному вопросу.

Так, Коротнев А. называл следующие главные причины преступле­ний малолетних и несовершеннолетних:

а) пренебрежение нравственным и умственным воспитанием детей;

б) нищета и неудовлетворение самых насущных жизненных по­требностей;

в) развращенность родителей значительного числа преступных де­тей;

г) невежество в широком смысле этого слова;

д) тюремное заключение, которое для ребенка делается великолеп­ной школой разврата и преступления.

Далее следует основной вывод автора о том, что для детей, вырос­ших в обстановке нищеты и беспризорности, невозможна нравствен­ная оценка поступка.

А. Н. Маковский утверждал, что мощным фактором преступлений несовершеннолетних является неустойчивое экономическое положение и окружающая житейская обстановка. Нетрудно выявить удивитель­ное сходство в оценке факторов, определяющих преступность несовер­шеннолетних на столь разных, казалось бы, но по сути очень сходных периодах истории России.

Дополнительно можно выделить и следующие негативные факто­ры:

1. Распространение жестокости (в том числе взаимной) по цепоч­ке: семья – ясли – сад – школа (ПТУ, техникум, лицей, колледж и т. д.) – армия, а также «лагерная» или тюремная, т.е. преступная субкультура дна, от­бросов общества.

2. Рост функциональной неграмотности – когда ребенок, подро­сток знает буквы, но не умеет правильно воспринять написанное: на­пример, понять расписание движения транспорта.

3. Увеличение числа аутсайдеров, т. е. детей и подростков которые остаются как бы на обочине жизни: вне детских садов, школ, лицеев, вузов, минимально защищенные, во многом обделенные. Отсутствие специальных судов для несовершеннолетних (в целом - системы» ювинальной юстиции»), ограни­ченный круг мер воздействия. Так, например, последние сводятся у нас десятилетиями чаще всего к двум альтернативам: колония (лишение сво­боды) или отсрочка исполнения наказания: или – «сиди», или – «гу­ляй, Вася...»

4. Рост видеомании (компьютерной – в первую очередь) с ярко выраженным синдромом психологической зависимости. Так, например, в США эти игры уже признаны патологическими, а их участники об­ладают нередко всеми симптомами психического заболевания. При этом часто ставится диагноз: «Депрессивное расстройство с синдромом самоубийства».

5. Сопровождающий развитие рыночных отношений рост индуст­рии развлечений-соблазнов и... снижение реальных законопослушных возможностей ими пользоваться.

6. Довольно значительный процент преступлений несовершенно­летних – результат не их злого умысла, а азарта ситуации, неожи­данного стечения обстоятельств, при которых подросток просто не мо­жет быстро разобраться и принять правильное решение.

7. Многие подростки (даже при благоприятных или относительно благополучных обстоятельствах) «падают» под тяжестью собственной слабости, мелочных устремлений и низменных страстей.

8. Такие категории детей, как беглецы, бродяги и беспризорные (естественно, и вставшие уже на преступный путь), являются, как правило, объектом эксплуатации, включая склонение их к торговле и злоупотреблению наркотическими средствами, проституции, порногра­фии, воровству, кражам, попрошайничеству и совершению убийств за
вознаграждение.

В заключение, перефразируя мысль известного писателя Арнольда Цвейга, можно сказать, что малолетний правонарушитель – это «ди­кое дитя бескультурья».

 


Все люди равны, но только перед Богом.

А. Заботин,

«Демонтаж»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.029 с.)