Системы эксплуатационной поддержки OSS 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы эксплуатационной поддержки OSS

Поиск

Рассмотренные в предыдущих параграфах технологии внедрены в новейших разработках OSS, одну из которых иллюстрирует рис. 10.7. Система реализует полный набор функций эксплуатаци­онного управления, включая контроль рабочих характеристик, работу с неисправностями, управление конфигурацией, подготовку и ввод новых ресурсов, анализ результатов учета и контроль уровня пре­доставления услуг.

Представленные на рис. 10.7 функции выходят далеко за грани­цы ТОЭ и включают в себя задачи управления бизнесом оператор­ских компаний.

Рис. 10.7 Система OSS типа Netrac

В контексте этой книги обратим внимание лишь на два элемента OSS такого рода: мониторинг функционирования рассмотренной в главе 8 сети сигнализации ОКС7 и задачи технического обслужи­вания сети абонентского доступа, рассмотренной в главе 7.

Система мониторинга сети сигнализации ОКС7, стандартом де-факто для которой в ВСС РФ является комплекс СПАЙДЕР, содержащий специализированные зонды сигнализации ISUR TCAP, MAP, INAP, а также DSS1/PRA, V5.x, A-bis и др., которые отслеживают тра­фик в разных пунктах сигнализации сети ОКС, и центр наблюдения и контроля, в котором собираются данные со всех пунктов сигнали­зации этой сети. Рекомендации ITU-T серии Q.750 детализируют об­щие объектно-ориентированные принципы наблюдения за открыты­ми системами применительно к технической эксплуатации сетей ОКС7 и выделяют три основные группы функций: а) функции, отно­сящиеся к многоуровневой архитектуре TMN; б) функции, являющие­ся частью протокола самой системы сигнализации ОКС7, например, переключение на резервное сигнальное звено или принудительная ремаршрутизация; в) функции, необходимые для проверки правиль­ности таблиц маршрутизации, кодов идентификации каналов и т.п., поддержка которых требует отдельного прикладного протокола. С учетом тематики главы рассмотрим только группу функций а), клас­сификация которых приведена на рис. 10.8.

Рис. 10.8 Функции эксплуатационного управления ОКС7

Для реализации этих функций рекомендациями Q.750-Q.754 оп­ределена специальная прикладная подсистема ОМАР (Operation, Maintenance and Administration Part) и связанные с ней группы функ­ций эксплуатационного управления.

Группа функций работа с неисправностями (Fault Management) обеспечивает обнаружение и исправление ситуаций нештатного функционирования сети ОКС7 и включает в себя:

• обработку аварийных ситуаций, например, отказа пучка сигнальных звеньев, ведущего к недоступности пункта сигнализации;

• активизацию проведения тестов или необходимых измерений;

• сбор статистики о состоянии сети сигнализации для проведения превентивных мер технического обслуживания;

• сбор статистики о состоянии элементов сети с целью обнаружить возможность возникновения критического режима работы.

Неисправности отдельных элементов могут привести к тому, что вся сеть ОКС7 окажется неспособной работать с необходимым качеством. Явно «видимые» неисправности ведут к неспособности обслужить в требуемом объеме сигнальный (а как следствие, и раз­говорный) трафик, а «скрытые» неисправности снижают надежность работы сети.

Группа функций управление конфигурацией (Configuration Man­agement) поддерживает управление ресурсами, сбор данных о сети сигнализации и ее компонентах, позволяет задавать статическую конфигурацию сети ОКС, включая активизацию элементов, и изме­нять конфигурации сети во время работы, а также предусматривает индикацию изменений статической конфигурации во время работы. Среди основных функций этой группы - формирование маршрутных таблиц в соответствии с заданным оператором сети планом маршру­тизации; формирование и активизация пучков сигнальных звеньев и отдельных звеньев внутри пучков, проверка правильности имен се­тевых ресурсов между смежными пунктами сигнализации (например, SLC и CIC).

Группа функций контроль рабочих характеристик (Performance Management) обеспечивает сбор статистических данных с целью оценить динамику изменений состояния сетевых элементов и эф­фективность работы сети в нормальных условиях и в условиях пере­грузки и включает в себя активизацию измерений и сбор результа­тов измерений за короткие (5 мин) и длительные (30 мин) периоды. Сюда же входит наблюдение за авариями, за использованием пуч­ков звеньев и сигнальных маршрутов, а также управление сигналь­ным трафиком в реальном времени (например, модификация мар­шрутных таблиц и активизация дополнительных сигнальных звеньев и пучков звеньев).

Представленная на рис. 10.9 базовая конфигурация системы мо­ниторинга и анализа сети ОКС7 содержит центральный модуль, где находится упоминавшаяся выше централизованная база данных MIB с информацией об объектах наблюдения, на основе которой созда­ется графическое отображение структуры сети с разными уровнями детализации, и удаленные модули, которые ведут сбор информации, получаемой от отдельных элементов сети ОКС.

Вторым из упоминавшихся в этом параграфе элементов OSS яв­ляется программно-аппаратная платформа централизованного бюро ремонта (ЦБР), для которого аналогичным стандартом де-факто является система АРГУС. Структура ЦБР АРГУС представле­на на рис.10.10 и состоит из трех систем: а) система программно­го управления, включающая в себя базу данных сети абонентского доступа, б) измерительные программно-аппаратные комплексы ДИПАЛ и в) центр распределения вызовов ПРОТЕЙ.

Рис. 10.9 Система СПАЙДЕР для мониторинга сети ОКС7

К основным функциям ЦБР относятся:

прием, регистрация и оперативное обслуживание заявок, посту­пающих от абонентов или от линейных монтеров кабельной сети связи, и выдача справок о результатах выполненных работ;

диспетчеризация заявок на текущий ремонт, регистрация неис­правностей и формирование нарядов;

тестирование абонентских линий и абонентских установок;

информационная и техническая поддержка деятельности цеха технического обслуживания абонентов, деятельности линейно-кабельного цеха, деятельности станционного цеха (кросса), а так­же процессов индивидуального и/или массового включения/вы­ключения телефонных номеров по техническим и административ­ным причинам;

автоматическое формирование и печать необходимых статисти­ческих документов, данных для оценки качества предоставляе­мых услуг и других отчетных документов;

учет, планирование и контроль выполнения профилактических, ремонтных и аварийных работ подразделениями административ­ного узла, обеспечивающими техническую эксплуатацию уст­ройств и сооружений телефонной сети.

 

Функциональные возможности этих двух элементов современных OSS шире функциональных задач эксплуатационного управления в любой отдельно взятой АТС и заслуживают более подробного рас­смотрения в отдельной книге.

 

Рис. 10.10 Структурная схема взаимодействия ЦБР АРГУС с АТС разных типов


Глава 11 Услуги

Будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести.

Денис Гарбор

Дополнительные услуги АТС

Материал этой главы превосходит по сложности другие рассмот­ренные в книге вопросы, что обусловлено бурным развитием теле­коммуникационных услуг, их долей в доходах операторов связи, кон­вергенцией услуг в новой индустрии инфокоммуникаций. Наряду с рассматриваемыми в следующем параграфе услугами Интеллек­туальной сети, появляются персонифицированные услуги, т.е. услу­ги, базирующиеся на постоянно обновляемой информации о место­положении пользователя, о его записях в органайзере, личных пред­почтениях и т.п., подсказывающие этому пользователю наиболее целесообразное направление передвижения, напоминающие ему о покупке подарка ко дню рождения, организующие поездки, бро­нирование билетов, получение информации о погоде в пункте на­значения, предоставляющие развлечения и банковскую информа­цию, проводящие финансовые операции и многое другое.

В связи с этим уместно вспомнить одну давнюю историю. Гуляя в тенистой роще, греческий философ Анаксимен беседовал со сво­им учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так вышло, что и для тебя оста­лось столь много неясных вопросов?» В ответ философ очертил по­сохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания -это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неведомое. Маленький круг с неведомым соприкасается мало. Чем шире круг знаний, тем протяженнее его граница с неиз­вестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

Классическая телефония с ее традиционными телефонными ус­лугами POTS (Plain Old Telephone Service), различные аспекты кото­рой рассмотрены в предыдущих десяти главах книги, соответствует малому кругу из этой поучительной притчи. Большой круг содержит в себе дополнительные услуги, услуги Интеллектуальной сети, услу­ги компьютерной и IР-телефонии, Web-контакт-центры, другие но­вые услуги, являющиеся результатом взаимопроникновения (конвер­генции) телекоммуникационных и информационных технологий и действительно порождающие сегодня больше вопросов, чем от­ветов. Один из результатов этого - длящийся с начала текущего ты­сячелетия экономический кризис в инфокоммуникациях.

А начиналось все с дополнительных услуг АТС. Как мы уже не раз делали в этой книге, познакомимся с ними на примерах. Начнем с отечественной станции АТСЦ-90, которая предоставляет абонен­там следующие дополнительные услуги:

сокращенный набор номера - абонент, пользующейся этой услугой, может установить нужное соединение, набрав вместо полного номера вызываемого абонента заранее присвоенный ему сокращенный номер;

соединение без набора номера (прямая связь) - услуга позволяет абоненту установить соединение с заранее зарегистрированным номером, не набирая этот номер (с выдержкой времени или без выдержки времени);

повторный вызов абонента без набора номера - услуга позволяет абоненту, имеющему телефонный аппарат с многочастотной тастатурой, повторно соединиться с номером, который был набран последним, не набирая этот номер снова;

безусловная переадресация - услуга дает абоненту возможность заказать, на время своего отсутствия, переадресацию входящих к нему вызовов к другому абоненту;

переадресация при занятости - услуга предоставляет абоненту возможность заказать переадресацию к другому абоненту вызовов, поступающих, когда сам он занят другим разговором;

уведомление о новом вызове - услуга уведомляет абонента, занятого разговором с другим абонентом, о том, что его вызывает третий абонент;

побудка - услуга позволяет абоненту задать время, когда станция должна передать ему автоматически сигнал вызова; возможен заказ либо однократной побудки, либо многократной (т.е. ежесуточно, вплоть до отмены услуги);

наведение справки и конференцсвязь трех абонентов – услуга позволяет абоненту перевести связь с другим абонентом в режим удержания и соединиться с третьим абонентом, чтобы на­вести у него справку. После ответа третьего абонента, абонент, пользующийся услугой, может организовать конференцсвязь трех абонентов, вернуться к первоначальному соединению, переведя связь с третьим абонентом в режим удержания, или вернуться к первоначальному соединению окончательно, отключив третье­го абонента;

запрет исходящей связи - услуга позволяет абоненту временно запретить для своего аппарата исходящую междугородную связь и связь с платными службами, или исходящую связь всех видов, кроме связи с экстренными спецслужбами;

временный запрет входящей связи - услуга заключается в том, что абонент запрещает направлять к нему либо все входящие вызовы, либо только местные;

исходящая связь по коду-паролю - абонент, который пользуется услугой, запрещающей для его аппарата какой-либо вид исходящей связи, может получать связь этого вида, используя всякий раз код-пароль, набираемый перед набором нужного ему номера;

определение номера вызывающего абонента - услуга позволяет абоненту при злонамеренном входящем вызове определить с помощью администрации номер вызывающего абонента, если тот включен в ту же местную сеть;

передача информации АОН к аппарату вызываемого абонента - эта услуга предоставляется абоненту, если он имеет право пользования индивидуальной установкой АОН;

ввод, замена и отмена личного кода-пароля - услуга предоставляет абоненту право назначать, изменять или отменять личный код-пароль, необходимый для пользования некоторыми дополнительными услугами;

отмена всехуслуг- владелец телефонного аппарата с многочастотной тастатурой может отменить с помощью одной процедуры следующие ранее заказанные услуги: сокращенный набор номера, прямую связь (с выдержкой времени), переадресацию.

Обеспечивается также возможность организации выделенных групп абонентов Центрекс (так называемых групп деловой связи), если это абоненты одной и той же АТС. Услуга Центрекс позволяет органи­зовать для предприятия или учреждения виртуальную учрежденческую АТС без затрат на приобретение оборудования и на его техническую эксплуатацию, которую ведет оператор ТфОП. Группа Центрекс мо­жет быть организована с использованием цифровых концентраторов МАК или АЦК, вынесенных за пределы станции и установленных, на­пример, непосредственно в учреждении пользователей. В эту же труппу могут быть включены отдельные удаленные от концентратора або­ненты. Организацию групп деловой связи в АТС иллюстрирует рис. 11.1. Для связи между абонентами одной группы Центрекс ис­пользуется сокращенная нумерация. Для выхода в город (при нали­чии у абонента права внешней связи) набирается специальный ин­декс. Абонентам, не имеющим права внешней связи, разрешены вы­зовы экстренных спецслужб местной сети. Для исходящей междуго­родной связи абонент набирает индекс выхода в местную сеть, затем индекс выхода на АМТС («8») и междугородный номер.

Рис. 11.1 Организация групп Центрекс в АТС

Станции 5ESS предоставляют своим абонентам следующие до­полнительные услуги: перевод входящего вызова к другому аппара­ту (переключение связи), переадресация при занятости абонента (к другому абоненту, к оператору или к автоинформатору), назначе­ние, изменение или отмена личного кода-пароля, запрет исходящей связи некоторых видов, запрет входящей и исходящей связи (кроме связи с экстренными спецслужбами), временный запрет входящей связи, конференцсвязь трех абонентов, сокращенный набор, соеди­нение без набора номера (прямой вызов), автоматическая побудка, определение номера вызывающего абонента (при злонамеренном вызове), уведомление о новом вызове во время разговора, поиско­вая сигнализация, исходящая связь по паролю, Центрекс, интегри­рованная речевая почта.

Абонентам станции EWSD, пользующимся как цифровыми, так и аналоговыми аппаратами, могут предоставляться следующие до­полнительные услуги: сокращенный набор; соединение без набора (как с выдержкой времени, так и без выдержки времени); запрет ис­ходящей связи некоторых видов, управляемый кодом-паролем; пе­реадресация входящего вызова к службе отсутствующих абонентов, к автоинформатору или к любому другому номеру; временный за­прет входящей связи; постановка вызова на ожидание; переадреса­ция при занятости абонента; наведение справки во время разгово­ра и конференцсвязь; распечатка записей длительности и стоимо­сти разговора (подробный учет стоимости для отдельных абонен­тов); автоматическая побудка; полупостоянное соединение; инфор­мация о стоимости разговора (импульсами 16кГц); перехват исхо­дящих и входящих вызовов оператором станции; экстренные вызо­вы с использованием сокращенных номеров; отслеживание злона­меренных вызовов; запрет вмешательства телефонистки; вызовы без начисления платы; контроль учета стоимости и др.

Перечни дополнительных услуг, предоставляемых другими упо­мянутыми в книге АТС, очень похожи на вышеприведенные. Общим является и то, что услуги эти практически не востребованы подав­ляющим большинством абонентов. Иная ситуация складывалась с теми же услугами, но перенесенными со станционного уровня на сетевой, чему посвящен следующий параграф.

Интеллектуальная сеть (IN)

Первая дополнительная услуга телефонной сети общего пользо­вания, вышедшая за пределы одной АТС и опирающаяся на исполь­зование сетевой базы данных - связь по сервисной телефонной кар­те - была введена в США в 1980 году. Вскоре после этого там же появилась целая серия дополнительных услуг для абонентов дело­вого сектора под общим названием «служба входящей междугород­ной телефонной связи» INWATS (Inward Wide Area Telecommunications Service) со многими новыми функциональными возможностями.

Например, абонент, который набрал начинающийся с '800' номер какой-либо службы или компании, мог быть соединен с тем или иным офисом, выбор которого зависел от времени суток, дня недели, гео­графического положения вызывающего абонента. Сетевая база дан­ных перестала быть просто средством хранения данных. Ее функ­ции стали заключаться не только в ответах на запросы, принимае­мые от АТС, но и в передаче к АТС команд, указывающих, каким об­разом обслуживать вызов. Так возникло название узел управления услугами SCP (Service Control Point), а взаимодействующие с SCP через сеть ОКС7 коммутационные узлы и станции стали называться узлами коммутации услуг SSP(Service Switching Point). В рекомен-дациях ITU-T определены также вспомогательный узел управления (adjunct, AD), функционально эквивалентный SCP, но подключаемый к SSP не через сеть ОКС7, а непосредственно, и узел услуг (service node, SN), аналогичный AD, но выполняющий, помимо функций SCP, также и функции интеллектуальной периферии, к которым мы еще вернемся в конце параграфа. Так или иначе, в компьютерах SCP, на­ряду с базой данных, была запрограммирована и так называемая логика услуг, состоящая из сценариев, описывающих ту или иную услугу. Именно с этого исторического момента логика услуг пере­местилась за пределы АТС, что и составило суть концепции Интел­лектуальной сети (IN).

Общая архитектура IN включает в себя еще две важные системы - узел среды создания услуг SCEP и узел эксплуатационного управле­ния услугами SMP, - которые служат для программирования услуг и для рассылки программ и данных, необходимых для ихвыполнения, по логическим объектам, участвующим в процессе предоставления услуг. Детально концепция IN изложена в [48], а основные структур­ные элементы Интеллектуальной сети представлены на рис.11.2.

Рис. 11.2 Платформа Интеллектуальной сети

Для поддержки информационных потоков между узлами сети IN специфицирован прикладной протокол интеллектуальной сети INAP (Intelligent Network Application Protocol), который определяет синтак­сис и семантику вызываемых операций, назначение и порядок их обработки. Протокол INAP (российская версия INAP-R) вырос из транзакций, поддерживающих взаимодействие между АТС и базой данных через сеть ОКС; в настоящее время он базируется на при­кладном протоколе поддержки транзакций (ТСАР) из стека прото­колов системы сигнализации ОКС7.

Сегодня концепция Интеллектуальной сети представляет собой способ быстро создавать новые телекоммуникационные услуги в соответствии со специфическими для каждой из них требованиями, обеспечивая одновременную и повсеместную доступность этих ус­луг абонентам базовой телефонной сети общего пользования. Вве­денная ITU-T, концепция IN определяет архитектуру аппаратных и программных средств, реализующих специальные процедуры. Ис­полнение этих процедур обеспечивает управление коммутацией и иными действиями сети с целью «интеллектуальной» маршрути­зации, начисления платы, взаимодействия с пользователем. Первые стандарты IN, известные какСв-Ч, предусматривают довольно ши­рокие (с точки зрения ТфОП) возможности. Выпущенные в развитие концепции IN стандарты CS-2, а также перманентно находящиеся в стадии подготовки стандарты CS-3 и CS-4 потенциально могут дать гораздо более широкие возможности. И все же, главное значение IN для современных телекоммуникаций - не в списках услуг CS, а в ос­новной идее, состоящей в том, чтобы отделить логику услуг от функ­ций коммутации, построив соответствующую платформу. Эту плат­форму составляют определенным образом взаимодействующие функциональные блоки, реализуемые, в общем случае, в разных физических объектах - узлах IN. Функции коммутации выполняют узлы SSP, логика услуг размещается в узлах SCP, создается эта ло­гика в узле SCEP и распределяется по всем SCP узлом SMP. При соз­дании логики любой услуги используется набор стандартизованных независимых от услуг конструкционных блоков, что значительно уп­рощает работу программистов. Это особенно важно в связи с тем, что в условиях жесткой конкурентной борьбы оператор сети связи должен уметь предоставлять услуги, ориентированные на группы пользователей с сильно различающимися потребностями, и иметь возможность быстро создавать и развертывать эти новые услуги.

Для описания процессов, происходящих в SSP при предоставле­нии услуг, установлении соединения и обслуживании вызова вплоть до разъединения, в концепции IN используется модель базового процесса обслуживания вызова (ВСР - Basic Call Process). Модель содержит последовательность отображающих состояния этого про­цесса точек (PIC - Point in call), между которыми могут присутство­вать точки обнаружения (DP - Detection point) обращений к услугам IN или событий, которые представляют интерес с точки зрения ло­гики услуг IN. Триггерные точки обнаружения обращений куслугам -TDP (trigger detection points) - отмечают приостановку базового про­цесса ВСР для обращения к логике услуг IN, происходящую в соот­ветствии с заранее назначенным критерием. Таким критерием мо­жет быть определенное сочетание цифр в набранном абонентом номере, префикс, категория вызывающей абонентской линии и т.д. Важно отметить, что эксплуатационный персонал SSP может сам определять триггерные точки (т.е. делать их обнаруживаемыми) и на­значать критерии для обращения к IN.

Концептуальная модель IN отражает эту архитектуру в терминах плоскостей (planes). Плоскость услуг касается только описания ус­луг в плане их свойств. Глобальная функциональная плоскость (glo­bal functional plane) описывает программные блоки, не зависящие от услуг (service-independent building blocks, SIB). Распределенная функциональная плоскость (distributed functional plane) отображает элементы архитектуры, участвующие в обмене сообщениями IN, в ви­де функциональных объектов (functional entities, FE) и информаци­онных потоков (information flows, IF), которые моделируют обмен сообщениями между FE. Физическая плоскость (physical plane) опи­сывает аппаратно-программные блоки, называемые физическими объектами (physical entities, РЕ). Модель, показанная на рис. 11.3, содержит эти четыре расположенные одна над другой плоскости, дающие (каждая - со своей степенью детализации) абстрактное представление тех возможностей, которыми обладает сеть, постро­енная в соответствии с концепцией IN.

Верхняя плоскость модели - плоскость услуг - представляет ус­луги так, как они «видны» конечному пользователю. Такое представ­ление не содержит информации о способе и деталях реализации услуги в сети. Зато на этой плоскости видно, что услуги (services) компонуются из одной или из нескольких разных стандартизован­ных составляющих, каждую из которых пользователь воспринимает как одно из характерных свойств или, что то же самое, как один из атрибутов услуги (service features. SF).

На глобальной функциональной плоскости «появляется» сеть IN в виде единого функционального объекта. На этой плоскости пред­ставлены независимые от услуг конструкционные блоки (SIB - Ser­vice independent building blocks), одним из которых является SIB, реа­лизующий базовый процесс ВСР, а также точка обращения ВСР к дру­гим SIB, называемая инициирующей точкой (POI - Point Of Initiation) и точки возврата в ВСР (POR - Points Of Return). ВСР выполняет тра­диционные для коммутационной станции функции (установление соединения, разъединение, хранение оперативных данных, необхо­димых для дальнейшей обработки) и имеет возможность обращать­ся к другим процессам при обнаружении запроса услуги IN. POI пред­ставляет собой функциональный интерфейс между логикой ВСР и логикой другого процесса, который обеспечивает предоставление услуги (или одной из составляющих услуги) IN. После завершения этого другого процесса происходит возврат через другой функцио­нальный интерфейс (POR) в процесс ВСР, который продолжает ра­боту, используя данные, полученные при возврате. Необходимость в спецификации точек POI и POR вызвана тем, что одна и та же «це­почка» SIB может представлять совершенно разные услуги (или со­ставляющие услуг), смотря потому, в каких точках процесса ВСР она начинает и/или заканчивает свои действия.

Рис. 11.3 Концептуальная модель IN

Здесь уместно напомнить, что все изложенное в данном парагра­фе базируется на рекомендациях серии Q.12xy ITU-T, где индекс х указывает, является ли данная рекомендация общей (т.е. примени­мой ко всем версиям IN), или она относится к определенному набо­ру функциональных возможностей (CS). Значение 0 указывает, что данная рекомендация серии носит общий характер; другие значе­ния обозначают номер CS. К настоящему моменту опубликованы рекомендации для CS-1 и CS-2, CS-3, a CS-4 находится на стадии разработки. Индекс у обозначает тему рекомендации: 0 означает, что рекомендация является вводной к серии, а 1 обозначает прин­ципы архитектуры IN. Таким образом, рекомендация Q.1201 посвя­щена общим принципам, рекомендация Q.1211 - принципам архи­тектуры IN, относящимся к CS-1, и т.д. Значение 9 зарезервировано для руководства пользователя IN. Представленные на рис. 11.3 функ­циональные плоскости отражены в остальных значениях индекса у: 2 - рекомендации, относящиеся к плоскости услуг, 3 -к глобальной функциональной плоскости, 4 - к распределенной функциональной плоскости и 5 - к физической плоскости. Значение у=8 - это реко­мендации для прикладного протокола INAP Как и для большинства других стандартов ITU-T, региональные органы стандартизации раз­рабатывают национальные спецификации IN.

Несмотря на то, чтокаквС5-1,таки в CS-2 стандарты для IN обес­печили формализованную модель создания услуг спецификациями блоков SIB - рекомендации Q.1203 (общие аспекты), Q.1213 (CS-1) и Q.1223 (CS-2), - после CS-2 стандартизация SIB прекратилась.

Функциональная архитектура IN CS-1 и механизм активизации взаимодействия между ее элементами представлены на рис.11.4, являющимся, в определенном смысле, развитием рис.11.2 (более детально отражены подмножество стандартизованных к настояще­му моменту FE и их взаимосвязь). FE интеллектуальной сети группи­руются в соответствии с их ролью в поддержке IN: FE, участвующие в выполнении услуг, и FE, участвующие в создании услуг и управле­нии услугами.

К представленным на рис.11.4 функциональным объектам отно­сятся:

Функциональный объект поддержки доступа (call control agent function, CCAF) содержит функции, обеспечивающие доступ пользователя к услугам IN; может рассматриваться как посредник телефонного аппарата или ISDN-терминала, с помощью которого пользователь взаимодействует с сетью.

Функциональный объект управления связью пользователя (call control function, CCF) содержит базовые функции обработки запроса связи и управления коммутацией, включая функции установления, поддержки и разрушения соединений. Именно CCF реализует триггерные возможности, которые обсуждались выше, однако для полной их поддержки, а также для взаимодействия CCF с функциональным объектом управления услугами, требуется еще один объект, который имеет название функциональный объект коммутации услуг (service switching function, SSF). Предполага­ется, что объекты SSF и CCF физически совмещены, т.е. они не могут размещаться в разных физических объектах РЕ.

Функциональный объект управления услугами (service control
function, SCF)
содержит логику услуг и управляет действиями SSF/
CCF и других функциональных объектов.

Функциональный объект специализированных ресурсов (specialized resource function, SRF) обеспечивает воспроизведение записанных речевых сообщений и сбор входных данных от пользователя (либо в виде сигналов DTMF, либо в виде речевых сигналов, в зависимости от используемых устройств), отвечает за организацию конференцсвязи, поддержку факсимильной связи и преобразование некоторых протоколов, а также за преобразование «текст-речь» и «речь-текст».

Функциональный объект предоставления данных для услуг (service data function, SDF) обеспечивает доступ SCF в реальном времени к данным, требующимся для предоставления услуг IN, и проверку этих данных.


Рис. 11.4 Архитектура CS-1 по рекомендации ITU-T Q. 1215

На рис.11.5 представлена модель состояний базового процес­са обслуживания вызова (BCSM) для CS-2, которая специфициро­вана в последнем из опубликованных стандартов. BCSM - это мо­дель действий CCF, необходимых для организации и поддержания связи между пользователями. BCSM моделирует состояния базо­вого процесса обслуживания и исходящих и входящих вызовов, но мы ограничимся только рисунком, относящимся к исходящему вы­зову. Основные состояния процесса в модели O_BCSM (О - outgo­ing, т.е. исходящая часть), как их видит АТС, показаны внутри пря­моугольников; их называют PIC (points in call). Кроме того, имеют­ся и другие состояния, которые называются точками обнаружения (detectionpoints, DP); на рис.11.5 они показаны квадратами. Имен­но в точках DP АТС может прервать обработку вызова путем пере­дачи сообщения к SCF. Каждая DP может быть либо задействован­ной (armed), либо не задействованной (unarmed). Внешняя логика услуг (внутри SCF) обнаруживает DP только тогда, когда та задей­ствована. DP может быть задействована либо статически (со сто­роны SMF, как результат ввода в действие атрибута услуги), либо динамически (со стороны SCF). Если DP была задействована ста­тически, она остается задействованной до тех пор, пока SMF не выведет её из этого состояния, т.е. пока предоставляется та услу­га, для которой она нужна; такая DP называется триггерной точкой обнаружения (trigger detection point, TDP). Если же DP была задей­ствована динамически, она остается в этом состоянии не дольше, чем длится обусловленное ее обнаружением взаимодействие ме­жду SCF и SSF; такая DP называется точкой обнаружения события (event detection point, EDP).

В условиях уже упоминавшейся конвергенции сетей и услуг свя­зи сохраняется ключевой принцип отделения организации новых телефонных услуг от транспортировки, составляющий основу Интел­лектуальной сети (см. рис. 11.6). Точно так же, как было только что описано, узлы коммутации услуг распознают вызовы, требующие услуг IN, и обслуживают эти вызовы, взаимодействуя с централизо­ванным узлом SCP. Наличие на рис. 11.6 элементов мобильной IN подразумевает взаимодействие протоколов INAP и ТСАР с другими протоколами ОКС7 - MAP (Mobile Applications Part), IS41 и CAMEL (Customized Applications for Mobile Network Enhanced Logic).

У читателя, который не удовлетворится этим более чем кратким описанием IN, есть возможность обратиться к книге [48]. Там отме­чены основные преимущества концепции IN в свете проблем кон­вергенции сетей: гарантированное сквозное (end-to-end) качество обслуживания (QoS), экономичное введение новых услуг через INAP или с помощью SN (Service Node) и др. Благодаря этому, по всей вероятности, именно Интеллектуальная сеть окажется тем мостом, который позволит традиционным телефонным сетям (как стационар­ным, так и мобильным) взаимодействовать с IP-сетями. Такая тен­денция эволюции Интеллектуальной сети проявляется в создании протоколов WAP (Wireless Application Protocol), RADIUS (Remote Au­thentication Dial-In User Service), LDAP (Lightweight Directory Access Protocol) и соответствующих этим протоколам технологий.

Рис. 11.5 Исходящая часть BCSM для CS-2 по Q. 1224

Рис. 11.6 Эволюция концепции IN

Имеются варианты эволюции Интеллектуальной сети, появившие­ся после того как была написана книга [48]. Весьма интересны раз­работки рабочих групп PINT/SPIRITS (SIP-скрипты и взаимодейст­вие IPSSF с SIP) и Eurescom (взаимодействие IPSSF с Н.323). Эти решения обеспечивают доступ к услугам IN пользователей IP-теле­фонии, что особенно актуально для западноевропейских стран, где были сделаны значительные вложения в оборудование Интеллекту­альных сетей. PINT и SPIRITS ориентированы на поддержку равно­правного доступа компьютерного терминала с пакетной передачей речи (PC) и обычных телефонов ТфОП или GSM ко всем услугам; оба подхода, так или иначе, ориентируются на протокол SIP. Обо всем этом мы поговорим в параграфе 11.4 этой главы.

Нельзя умолчать и о недостатках подхода IN. К ним относятся: необходимость существенных начальных инвестиций при создании Интеллектуальной сети, относительная сложность протоколов INAP и ТСАР, невостребованность целого ряда услуг из списка CS-1 (Fol­low me, например), централизация биллинга и управления услуга­ми, ограничивающая возможности выполнения этих функций конеч­ными пользователями, и некоторые другие. Разрабатываемые се­годня интеллектуальные коммутационные платформы на базе тех­нологий компьютерной телефонии третьего поколения сами явля­ются интегрированными коммутаторами и процессорами поддерж­ки услуг с начислением платы за них. Это объективно вызывает сме­щение интеллекта из традиционных узлов IN к краям сети, чему по­священ следующий параграф.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.021 с.)