Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системы эксплуатационной поддержки OSSСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотренные в предыдущих параграфах технологии внедрены в новейших разработках OSS, одну из которых иллюстрирует рис. 10.7. Система реализует полный набор функций эксплуатационного управления, включая контроль рабочих характеристик, работу с неисправностями, управление конфигурацией, подготовку и ввод новых ресурсов, анализ результатов учета и контроль уровня предоставления услуг. Представленные на рис. 10.7 функции выходят далеко за границы ТОЭ и включают в себя задачи управления бизнесом операторских компаний. Рис. 10.7 Система OSS типа Netrac В контексте этой книги обратим внимание лишь на два элемента OSS такого рода: мониторинг функционирования рассмотренной в главе 8 сети сигнализации ОКС7 и задачи технического обслуживания сети абонентского доступа, рассмотренной в главе 7. Система мониторинга сети сигнализации ОКС7, стандартом де-факто для которой в ВСС РФ является комплекс СПАЙДЕР, содержащий специализированные зонды сигнализации ISUR TCAP, MAP, INAP, а также DSS1/PRA, V5.x, A-bis и др., которые отслеживают трафик в разных пунктах сигнализации сети ОКС, и центр наблюдения и контроля, в котором собираются данные со всех пунктов сигнализации этой сети. Рекомендации ITU-T серии Q.750 детализируют общие объектно-ориентированные принципы наблюдения за открытыми системами применительно к технической эксплуатации сетей ОКС7 и выделяют три основные группы функций: а) функции, относящиеся к многоуровневой архитектуре TMN; б) функции, являющиеся частью протокола самой системы сигнализации ОКС7, например, переключение на резервное сигнальное звено или принудительная ремаршрутизация; в) функции, необходимые для проверки правильности таблиц маршрутизации, кодов идентификации каналов и т.п., поддержка которых требует отдельного прикладного протокола. С учетом тематики главы рассмотрим только группу функций а), классификация которых приведена на рис. 10.8. Рис. 10.8 Функции эксплуатационного управления ОКС7 Для реализации этих функций рекомендациями Q.750-Q.754 определена специальная прикладная подсистема ОМАР (Operation, Maintenance and Administration Part) и связанные с ней группы функций эксплуатационного управления. Группа функций работа с неисправностями (Fault Management) обеспечивает обнаружение и исправление ситуаций нештатного функционирования сети ОКС7 и включает в себя:
• обработку аварийных ситуаций, например, отказа пучка сигнальных звеньев, ведущего к недоступности пункта сигнализации; • активизацию проведения тестов или необходимых измерений; • сбор статистики о состоянии сети сигнализации для проведения превентивных мер технического обслуживания; • сбор статистики о состоянии элементов сети с целью обнаружить возможность возникновения критического режима работы. Неисправности отдельных элементов могут привести к тому, что вся сеть ОКС7 окажется неспособной работать с необходимым качеством. Явно «видимые» неисправности ведут к неспособности обслужить в требуемом объеме сигнальный (а как следствие, и разговорный) трафик, а «скрытые» неисправности снижают надежность работы сети. Группа функций управление конфигурацией (Configuration Management) поддерживает управление ресурсами, сбор данных о сети сигнализации и ее компонентах, позволяет задавать статическую конфигурацию сети ОКС, включая активизацию элементов, и изменять конфигурации сети во время работы, а также предусматривает индикацию изменений статической конфигурации во время работы. Среди основных функций этой группы - формирование маршрутных таблиц в соответствии с заданным оператором сети планом маршрутизации; формирование и активизация пучков сигнальных звеньев и отдельных звеньев внутри пучков, проверка правильности имен сетевых ресурсов между смежными пунктами сигнализации (например, SLC и CIC). Группа функций контроль рабочих характеристик (Performance Management) обеспечивает сбор статистических данных с целью оценить динамику изменений состояния сетевых элементов и эффективность работы сети в нормальных условиях и в условиях перегрузки и включает в себя активизацию измерений и сбор результатов измерений за короткие (5 мин) и длительные (30 мин) периоды. Сюда же входит наблюдение за авариями, за использованием пучков звеньев и сигнальных маршрутов, а также управление сигнальным трафиком в реальном времени (например, модификация маршрутных таблиц и активизация дополнительных сигнальных звеньев и пучков звеньев). Представленная на рис. 10.9 базовая конфигурация системы мониторинга и анализа сети ОКС7 содержит центральный модуль, где находится упоминавшаяся выше централизованная база данных MIB с информацией об объектах наблюдения, на основе которой создается графическое отображение структуры сети с разными уровнями детализации, и удаленные модули, которые ведут сбор информации, получаемой от отдельных элементов сети ОКС.
Вторым из упоминавшихся в этом параграфе элементов OSS является программно-аппаратная платформа централизованного бюро ремонта (ЦБР), для которого аналогичным стандартом де-факто является система АРГУС. Структура ЦБР АРГУС представлена на рис.10.10 и состоит из трех систем: а) система программного управления, включающая в себя базу данных сети абонентского доступа, б) измерительные программно-аппаратные комплексы ДИПАЛ и в) центр распределения вызовов ПРОТЕЙ. Рис. 10.9 Система СПАЙДЕР для мониторинга сети ОКС7 К основным функциям ЦБР относятся: прием, регистрация и оперативное обслуживание заявок, поступающих от абонентов или от линейных монтеров кабельной сети связи, и выдача справок о результатах выполненных работ; диспетчеризация заявок на текущий ремонт, регистрация неисправностей и формирование нарядов; тестирование абонентских линий и абонентских установок; информационная и техническая поддержка деятельности цеха технического обслуживания абонентов, деятельности линейно-кабельного цеха, деятельности станционного цеха (кросса), а также процессов индивидуального и/или массового включения/выключения телефонных номеров по техническим и административным причинам; автоматическое формирование и печать необходимых статистических документов, данных для оценки качества предоставляемых услуг и других отчетных документов; учет, планирование и контроль выполнения профилактических, ремонтных и аварийных работ подразделениями административного узла, обеспечивающими техническую эксплуатацию устройств и сооружений телефонной сети.
Функциональные возможности этих двух элементов современных OSS шире функциональных задач эксплуатационного управления в любой отдельно взятой АТС и заслуживают более подробного рассмотрения в отдельной книге.
Рис. 10.10 Структурная схема взаимодействия ЦБР АРГУС с АТС разных типов Глава 11 Услуги Будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести. Денис Гарбор Дополнительные услуги АТС Материал этой главы превосходит по сложности другие рассмотренные в книге вопросы, что обусловлено бурным развитием телекоммуникационных услуг, их долей в доходах операторов связи, конвергенцией услуг в новой индустрии инфокоммуникаций. Наряду с рассматриваемыми в следующем параграфе услугами Интеллектуальной сети, появляются персонифицированные услуги, т.е. услуги, базирующиеся на постоянно обновляемой информации о местоположении пользователя, о его записях в органайзере, личных предпочтениях и т.п., подсказывающие этому пользователю наиболее целесообразное направление передвижения, напоминающие ему о покупке подарка ко дню рождения, организующие поездки, бронирование билетов, получение информации о погоде в пункте назначения, предоставляющие развлечения и банковскую информацию, проводящие финансовые операции и многое другое. В связи с этим уместно вспомнить одну давнюю историю. Гуляя в тенистой роще, греческий философ Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так вышло, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?» В ответ философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания -это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неведомое. Маленький круг с неведомым соприкасается мало. Чем шире круг знаний, тем протяженнее его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
Классическая телефония с ее традиционными телефонными услугами POTS (Plain Old Telephone Service), различные аспекты которой рассмотрены в предыдущих десяти главах книги, соответствует малому кругу из этой поучительной притчи. Большой круг содержит в себе дополнительные услуги, услуги Интеллектуальной сети, услуги компьютерной и IР-телефонии, Web-контакт-центры, другие новые услуги, являющиеся результатом взаимопроникновения (конвергенции) телекоммуникационных и информационных технологий и действительно порождающие сегодня больше вопросов, чем ответов. Один из результатов этого - длящийся с начала текущего тысячелетия экономический кризис в инфокоммуникациях. А начиналось все с дополнительных услуг АТС. Как мы уже не раз делали в этой книге, познакомимся с ними на примерах. Начнем с отечественной станции АТСЦ-90, которая предоставляет абонентам следующие дополнительные услуги: • сокращенный набор номера - абонент, пользующейся этой услугой, может установить нужное соединение, набрав вместо полного номера вызываемого абонента заранее присвоенный ему сокращенный номер; • соединение без набора номера (прямая связь) - услуга позволяет абоненту установить соединение с заранее зарегистрированным номером, не набирая этот номер (с выдержкой времени или без выдержки времени); • повторный вызов абонента без набора номера - услуга позволяет абоненту, имеющему телефонный аппарат с многочастотной тастатурой, повторно соединиться с номером, который был набран последним, не набирая этот номер снова; • безусловная переадресация - услуга дает абоненту возможность заказать, на время своего отсутствия, переадресацию входящих к нему вызовов к другому абоненту; • переадресация при занятости - услуга предоставляет абоненту возможность заказать переадресацию к другому абоненту вызовов, поступающих, когда сам он занят другим разговором;
• уведомление о новом вызове - услуга уведомляет абонента, занятого разговором с другим абонентом, о том, что его вызывает третий абонент; • побудка - услуга позволяет абоненту задать время, когда станция должна передать ему автоматически сигнал вызова; возможен заказ либо однократной побудки, либо многократной (т.е. ежесуточно, вплоть до отмены услуги); • наведение справки и конференцсвязь трех абонентов – услуга позволяет абоненту перевести связь с другим абонентом в режим удержания и соединиться с третьим абонентом, чтобы навести у него справку. После ответа третьего абонента, абонент, пользующийся услугой, может организовать конференцсвязь трех абонентов, вернуться к первоначальному соединению, переведя связь с третьим абонентом в режим удержания, или вернуться к первоначальному соединению окончательно, отключив третьего абонента; • запрет исходящей связи - услуга позволяет абоненту временно запретить для своего аппарата исходящую междугородную связь и связь с платными службами, или исходящую связь всех видов, кроме связи с экстренными спецслужбами; • временный запрет входящей связи - услуга заключается в том, что абонент запрещает направлять к нему либо все входящие вызовы, либо только местные; • исходящая связь по коду-паролю - абонент, который пользуется услугой, запрещающей для его аппарата какой-либо вид исходящей связи, может получать связь этого вида, используя всякий раз код-пароль, набираемый перед набором нужного ему номера; • определение номера вызывающего абонента - услуга позволяет абоненту при злонамеренном входящем вызове определить с помощью администрации номер вызывающего абонента, если тот включен в ту же местную сеть; • передача информации АОН к аппарату вызываемого абонента - эта услуга предоставляется абоненту, если он имеет право пользования индивидуальной установкой АОН; • ввод, замена и отмена личного кода-пароля - услуга предоставляет абоненту право назначать, изменять или отменять личный код-пароль, необходимый для пользования некоторыми дополнительными услугами; • отмена всехуслуг- владелец телефонного аппарата с многочастотной тастатурой может отменить с помощью одной процедуры следующие ранее заказанные услуги: сокращенный набор номера, прямую связь (с выдержкой времени), переадресацию. Обеспечивается также возможность организации выделенных групп абонентов Центрекс (так называемых групп деловой связи), если это абоненты одной и той же АТС. Услуга Центрекс позволяет организовать для предприятия или учреждения виртуальную учрежденческую АТС без затрат на приобретение оборудования и на его техническую эксплуатацию, которую ведет оператор ТфОП. Группа Центрекс может быть организована с использованием цифровых концентраторов МАК или АЦК, вынесенных за пределы станции и установленных, например, непосредственно в учреждении пользователей. В эту же труппу могут быть включены отдельные удаленные от концентратора абоненты. Организацию групп деловой связи в АТС иллюстрирует рис. 11.1. Для связи между абонентами одной группы Центрекс используется сокращенная нумерация. Для выхода в город (при наличии у абонента права внешней связи) набирается специальный индекс. Абонентам, не имеющим права внешней связи, разрешены вызовы экстренных спецслужб местной сети. Для исходящей междугородной связи абонент набирает индекс выхода в местную сеть, затем индекс выхода на АМТС («8») и междугородный номер.
Рис. 11.1 Организация групп Центрекс в АТС Станции 5ESS предоставляют своим абонентам следующие дополнительные услуги: перевод входящего вызова к другому аппарату (переключение связи), переадресация при занятости абонента (к другому абоненту, к оператору или к автоинформатору), назначение, изменение или отмена личного кода-пароля, запрет исходящей связи некоторых видов, запрет входящей и исходящей связи (кроме связи с экстренными спецслужбами), временный запрет входящей связи, конференцсвязь трех абонентов, сокращенный набор, соединение без набора номера (прямой вызов), автоматическая побудка, определение номера вызывающего абонента (при злонамеренном вызове), уведомление о новом вызове во время разговора, поисковая сигнализация, исходящая связь по паролю, Центрекс, интегрированная речевая почта. Абонентам станции EWSD, пользующимся как цифровыми, так и аналоговыми аппаратами, могут предоставляться следующие дополнительные услуги: сокращенный набор; соединение без набора (как с выдержкой времени, так и без выдержки времени); запрет исходящей связи некоторых видов, управляемый кодом-паролем; переадресация входящего вызова к службе отсутствующих абонентов, к автоинформатору или к любому другому номеру; временный запрет входящей связи; постановка вызова на ожидание; переадресация при занятости абонента; наведение справки во время разговора и конференцсвязь; распечатка записей длительности и стоимости разговора (подробный учет стоимости для отдельных абонентов); автоматическая побудка; полупостоянное соединение; информация о стоимости разговора (импульсами 16кГц); перехват исходящих и входящих вызовов оператором станции; экстренные вызовы с использованием сокращенных номеров; отслеживание злонамеренных вызовов; запрет вмешательства телефонистки; вызовы без начисления платы; контроль учета стоимости и др. Перечни дополнительных услуг, предоставляемых другими упомянутыми в книге АТС, очень похожи на вышеприведенные. Общим является и то, что услуги эти практически не востребованы подавляющим большинством абонентов. Иная ситуация складывалась с теми же услугами, но перенесенными со станционного уровня на сетевой, чему посвящен следующий параграф. Интеллектуальная сеть (IN) Первая дополнительная услуга телефонной сети общего пользования, вышедшая за пределы одной АТС и опирающаяся на использование сетевой базы данных - связь по сервисной телефонной карте - была введена в США в 1980 году. Вскоре после этого там же появилась целая серия дополнительных услуг для абонентов делового сектора под общим названием «служба входящей междугородной телефонной связи» INWATS (Inward Wide Area Telecommunications Service) со многими новыми функциональными возможностями. Например, абонент, который набрал начинающийся с '800' номер какой-либо службы или компании, мог быть соединен с тем или иным офисом, выбор которого зависел от времени суток, дня недели, географического положения вызывающего абонента. Сетевая база данных перестала быть просто средством хранения данных. Ее функции стали заключаться не только в ответах на запросы, принимаемые от АТС, но и в передаче к АТС команд, указывающих, каким образом обслуживать вызов. Так возникло название узел управления услугами SCP (Service Control Point), а взаимодействующие с SCP через сеть ОКС7 коммутационные узлы и станции стали называться узлами коммутации услуг SSP(Service Switching Point). В рекомен-дациях ITU-T определены также вспомогательный узел управления (adjunct, AD), функционально эквивалентный SCP, но подключаемый к SSP не через сеть ОКС7, а непосредственно, и узел услуг (service node, SN), аналогичный AD, но выполняющий, помимо функций SCP, также и функции интеллектуальной периферии, к которым мы еще вернемся в конце параграфа. Так или иначе, в компьютерах SCP, наряду с базой данных, была запрограммирована и так называемая логика услуг, состоящая из сценариев, описывающих ту или иную услугу. Именно с этого исторического момента логика услуг переместилась за пределы АТС, что и составило суть концепции Интеллектуальной сети (IN). Общая архитектура IN включает в себя еще две важные системы - узел среды создания услуг SCEP и узел эксплуатационного управления услугами SMP, - которые служат для программирования услуг и для рассылки программ и данных, необходимых для ихвыполнения, по логическим объектам, участвующим в процессе предоставления услуг. Детально концепция IN изложена в [48], а основные структурные элементы Интеллектуальной сети представлены на рис.11.2. Рис. 11.2 Платформа Интеллектуальной сети Для поддержки информационных потоков между узлами сети IN специфицирован прикладной протокол интеллектуальной сети INAP (Intelligent Network Application Protocol), который определяет синтаксис и семантику вызываемых операций, назначение и порядок их обработки. Протокол INAP (российская версия INAP-R) вырос из транзакций, поддерживающих взаимодействие между АТС и базой данных через сеть ОКС; в настоящее время он базируется на прикладном протоколе поддержки транзакций (ТСАР) из стека протоколов системы сигнализации ОКС7. Сегодня концепция Интеллектуальной сети представляет собой способ быстро создавать новые телекоммуникационные услуги в соответствии со специфическими для каждой из них требованиями, обеспечивая одновременную и повсеместную доступность этих услуг абонентам базовой телефонной сети общего пользования. Введенная ITU-T, концепция IN определяет архитектуру аппаратных и программных средств, реализующих специальные процедуры. Исполнение этих процедур обеспечивает управление коммутацией и иными действиями сети с целью «интеллектуальной» маршрутизации, начисления платы, взаимодействия с пользователем. Первые стандарты IN, известные какСв-Ч, предусматривают довольно широкие (с точки зрения ТфОП) возможности. Выпущенные в развитие концепции IN стандарты CS-2, а также перманентно находящиеся в стадии подготовки стандарты CS-3 и CS-4 потенциально могут дать гораздо более широкие возможности. И все же, главное значение IN для современных телекоммуникаций - не в списках услуг CS, а в основной идее, состоящей в том, чтобы отделить логику услуг от функций коммутации, построив соответствующую платформу. Эту платформу составляют определенным образом взаимодействующие функциональные блоки, реализуемые, в общем случае, в разных физических объектах - узлах IN. Функции коммутации выполняют узлы SSP, логика услуг размещается в узлах SCP, создается эта логика в узле SCEP и распределяется по всем SCP узлом SMP. При создании логики любой услуги используется набор стандартизованных независимых от услуг конструкционных блоков, что значительно упрощает работу программистов. Это особенно важно в связи с тем, что в условиях жесткой конкурентной борьбы оператор сети связи должен уметь предоставлять услуги, ориентированные на группы пользователей с сильно различающимися потребностями, и иметь возможность быстро создавать и развертывать эти новые услуги. Для описания процессов, происходящих в SSP при предоставлении услуг, установлении соединения и обслуживании вызова вплоть до разъединения, в концепции IN используется модель базового процесса обслуживания вызова (ВСР - Basic Call Process). Модель содержит последовательность отображающих состояния этого процесса точек (PIC - Point in call), между которыми могут присутствовать точки обнаружения (DP - Detection point) обращений к услугам IN или событий, которые представляют интерес с точки зрения логики услуг IN. Триггерные точки обнаружения обращений куслугам -TDP (trigger detection points) - отмечают приостановку базового процесса ВСР для обращения к логике услуг IN, происходящую в соответствии с заранее назначенным критерием. Таким критерием может быть определенное сочетание цифр в набранном абонентом номере, префикс, категория вызывающей абонентской линии и т.д. Важно отметить, что эксплуатационный персонал SSP может сам определять триггерные точки (т.е. делать их обнаруживаемыми) и назначать критерии для обращения к IN. Концептуальная модель IN отражает эту архитектуру в терминах плоскостей (planes). Плоскость услуг касается только описания услуг в плане их свойств. Глобальная функциональная плоскость (global functional plane) описывает программные блоки, не зависящие от услуг (service-independent building blocks, SIB). Распределенная функциональная плоскость (distributed functional plane) отображает элементы архитектуры, участвующие в обмене сообщениями IN, в виде функциональных объектов (functional entities, FE) и информационных потоков (information flows, IF), которые моделируют обмен сообщениями между FE. Физическая плоскость (physical plane) описывает аппаратно-программные блоки, называемые физическими объектами (physical entities, РЕ). Модель, показанная на рис. 11.3, содержит эти четыре расположенные одна над другой плоскости, дающие (каждая - со своей степенью детализации) абстрактное представление тех возможностей, которыми обладает сеть, построенная в соответствии с концепцией IN. Верхняя плоскость модели - плоскость услуг - представляет услуги так, как они «видны» конечному пользователю. Такое представление не содержит информации о способе и деталях реализации услуги в сети. Зато на этой плоскости видно, что услуги (services) компонуются из одной или из нескольких разных стандартизованных составляющих, каждую из которых пользователь воспринимает как одно из характерных свойств или, что то же самое, как один из атрибутов услуги (service features. SF). На глобальной функциональной плоскости «появляется» сеть IN в виде единого функционального объекта. На этой плоскости представлены независимые от услуг конструкционные блоки (SIB - Service independent building blocks), одним из которых является SIB, реализующий базовый процесс ВСР, а также точка обращения ВСР к другим SIB, называемая инициирующей точкой (POI - Point Of Initiation) и точки возврата в ВСР (POR - Points Of Return). ВСР выполняет традиционные для коммутационной станции функции (установление соединения, разъединение, хранение оперативных данных, необходимых для дальнейшей обработки) и имеет возможность обращаться к другим процессам при обнаружении запроса услуги IN. POI представляет собой функциональный интерфейс между логикой ВСР и логикой другого процесса, который обеспечивает предоставление услуги (или одной из составляющих услуги) IN. После завершения этого другого процесса происходит возврат через другой функциональный интерфейс (POR) в процесс ВСР, который продолжает работу, используя данные, полученные при возврате. Необходимость в спецификации точек POI и POR вызвана тем, что одна и та же «цепочка» SIB может представлять совершенно разные услуги (или составляющие услуг), смотря потому, в каких точках процесса ВСР она начинает и/или заканчивает свои действия. Рис. 11.3 Концептуальная модель IN Здесь уместно напомнить, что все изложенное в данном параграфе базируется на рекомендациях серии Q.12xy ITU-T, где индекс х указывает, является ли данная рекомендация общей (т.е. применимой ко всем версиям IN), или она относится к определенному набору функциональных возможностей (CS). Значение 0 указывает, что данная рекомендация серии носит общий характер; другие значения обозначают номер CS. К настоящему моменту опубликованы рекомендации для CS-1 и CS-2, CS-3, a CS-4 находится на стадии разработки. Индекс у обозначает тему рекомендации: 0 означает, что рекомендация является вводной к серии, а 1 обозначает принципы архитектуры IN. Таким образом, рекомендация Q.1201 посвящена общим принципам, рекомендация Q.1211 - принципам архитектуры IN, относящимся к CS-1, и т.д. Значение 9 зарезервировано для руководства пользователя IN. Представленные на рис. 11.3 функциональные плоскости отражены в остальных значениях индекса у: 2 - рекомендации, относящиеся к плоскости услуг, 3 -к глобальной функциональной плоскости, 4 - к распределенной функциональной плоскости и 5 - к физической плоскости. Значение у=8 - это рекомендации для прикладного протокола INAP Как и для большинства других стандартов ITU-T, региональные органы стандартизации разрабатывают национальные спецификации IN. Несмотря на то, чтокаквС5-1,таки в CS-2 стандарты для IN обеспечили формализованную модель создания услуг спецификациями блоков SIB - рекомендации Q.1203 (общие аспекты), Q.1213 (CS-1) и Q.1223 (CS-2), - после CS-2 стандартизация SIB прекратилась. Функциональная архитектура IN CS-1 и механизм активизации взаимодействия между ее элементами представлены на рис.11.4, являющимся, в определенном смысле, развитием рис.11.2 (более детально отражены подмножество стандартизованных к настоящему моменту FE и их взаимосвязь). FE интеллектуальной сети группируются в соответствии с их ролью в поддержке IN: FE, участвующие в выполнении услуг, и FE, участвующие в создании услуг и управлении услугами. К представленным на рис.11.4 функциональным объектам относятся: • Функциональный объект поддержки доступа (call control agent function, CCAF) содержит функции, обеспечивающие доступ пользователя к услугам IN; может рассматриваться как посредник телефонного аппарата или ISDN-терминала, с помощью которого пользователь взаимодействует с сетью. • Функциональный объект управления связью пользователя (call control function, CCF) содержит базовые функции обработки запроса связи и управления коммутацией, включая функции установления, поддержки и разрушения соединений. Именно CCF реализует триггерные возможности, которые обсуждались выше, однако для полной их поддержки, а также для взаимодействия CCF с функциональным объектом управления услугами, требуется еще один объект, который имеет название функциональный объект коммутации услуг (service switching function, SSF). Предполагается, что объекты SSF и CCF физически совмещены, т.е. они не могут размещаться в разных физических объектах РЕ. • Функциональный объект управления услугами (service control • Функциональный объект специализированных ресурсов (specialized resource function, SRF) обеспечивает воспроизведение записанных речевых сообщений и сбор входных данных от пользователя (либо в виде сигналов DTMF, либо в виде речевых сигналов, в зависимости от используемых устройств), отвечает за организацию конференцсвязи, поддержку факсимильной связи и преобразование некоторых протоколов, а также за преобразование «текст-речь» и «речь-текст». • Функциональный объект предоставления данных для услуг (service data function, SDF) обеспечивает доступ SCF в реальном времени к данным, требующимся для предоставления услуг IN, и проверку этих данных.
На рис.11.5 представлена модель состояний базового процесса обслуживания вызова (BCSM) для CS-2, которая специфицирована в последнем из опубликованных стандартов. BCSM - это модель действий CCF, необходимых для организации и поддержания связи между пользователями. BCSM моделирует состояния базового процесса обслуживания и исходящих и входящих вызовов, но мы ограничимся только рисунком, относящимся к исходящему вызову. Основные состояния процесса в модели O_BCSM (О - outgoing, т.е. исходящая часть), как их видит АТС, показаны внутри прямоугольников; их называют PIC (points in call). Кроме того, имеются и другие состояния, которые называются точками обнаружения (detectionpoints, DP); на рис.11.5 они показаны квадратами. Именно в точках DP АТС может прервать обработку вызова путем передачи сообщения к SCF. Каждая DP может быть либо задействованной (armed), либо не задействованной (unarmed). Внешняя логика услуг (внутри SCF) обнаруживает DP только тогда, когда та задействована. DP может быть задействована либо статически (со стороны SMF, как результат ввода в действие атрибута услуги), либо динамически (со стороны SCF). Если DP была задействована статически, она остается задействованной до тех пор, пока SMF не выведет её из этого состояния, т.е. пока предоставляется та услуга, для которой она нужна; такая DP называется триггерной точкой обнаружения (trigger detection point, TDP). Если же DP была задействована динамически, она остается в этом состоянии не дольше, чем длится обусловленное ее обнаружением взаимодействие между SCF и SSF; такая DP называется точкой обнаружения события (event detection point, EDP). В условиях уже упоминавшейся конвергенции сетей и услуг связи сохраняется ключевой принцип отделения организации новых телефонных услуг от транспортировки, составляющий основу Интеллектуальной сети (см. рис. 11.6). Точно так же, как было только что описано, узлы коммутации услуг распознают вызовы, требующие услуг IN, и обслуживают эти вызовы, взаимодействуя с централизованным узлом SCP. Наличие на рис. 11.6 элементов мобильной IN подразумевает взаимодействие протоколов INAP и ТСАР с другими протоколами ОКС7 - MAP (Mobile Applications Part), IS41 и CAMEL (Customized Applications for Mobile Network Enhanced Logic). У читателя, который не удовлетворится этим более чем кратким описанием IN, есть возможность обратиться к книге [48]. Там отмечены основные преимущества концепции IN в свете проблем конвергенции сетей: гарантированное сквозное (end-to-end) качество обслуживания (QoS), экономичное введение новых услуг через INAP или с помощью SN (Service Node) и др. Благодаря этому, по всей вероятности, именно Интеллектуальная сеть окажется тем мостом, который позволит традиционным телефонным сетям (как стационарным, так и мобильным) взаимодействовать с IP-сетями. Такая тенденция эволюции Интеллектуальной сети проявляется в создании протоколов WAP (Wireless Application Protocol), RADIUS (Remote Authentication Dial-In User Service), LDAP (Lightweight Directory Access Protocol) и соответствующих этим протоколам технологий. Рис. 11.5 Исходящая часть BCSM для CS-2 по Q. 1224 Рис. 11.6 Эволюция концепции IN Имеются варианты эволюции Интеллектуальной сети, появившиеся после того как была написана книга [48]. Весьма интересны разработки рабочих групп PINT/SPIRITS (SIP-скрипты и взаимодействие IPSSF с SIP) и Eurescom (взаимодействие IPSSF с Н.323). Эти решения обеспечивают доступ к услугам IN пользователей IP-телефонии, что особенно актуально для западноевропейских стран, где были сделаны значительные вложения в оборудование Интеллектуальных сетей. PINT и SPIRITS ориентированы на поддержку равноправного доступа компьютерного терминала с пакетной передачей речи (PC) и обычных телефонов ТфОП или GSM ко всем услугам; оба подхода, так или иначе, ориентируются на протокол SIP. Обо всем этом мы поговорим в параграфе 11.4 этой главы. Нельзя умолчать и о недостатках подхода IN. К ним относятся: необходимость существенных начальных инвестиций при создании Интеллектуальной сети, относительная сложность протоколов INAP и ТСАР, невостребованность целого ряда услуг из списка CS-1 (Follow me, например), централизация биллинга и управления услугами, ограничивающая возможности выполнения этих функций конечными пользователями, и некоторые другие. Разрабатываемые сегодня интеллектуальные коммутационные платформы на базе технологий компьютерной телефонии третьего поколения сами являются интегрированными коммутаторами и процессорами поддержки услуг с начислением платы за них. Это объективно вызывает смещение интеллекта из традиционных узлов IN к краям сети, чему посвящен следующий параграф.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.021 с.) |