Анатомо-физиологические особенности формирования потребностей человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-физиологические особенности формирования потребностей человека.



Раздел 1.

Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека

 

Физиология в содружестве с анатомией составляют основу современных медико-биологических дисциплин.

 

Анатомия (от греч. anatemno – рассекаю, расчленяю) – это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

– знать топографию, строение и функции органов, основных систем организма человека, уметь находить и показывать их на плакатах, муляжах, планшетах;

– уметь увязывать знания по анатомии и физиологии с клинической практикой;

– уметь определять на себе и других различные анатомические образования и выполнять некоторые манипуляции (прощупывание костей, их отростков, выступов, мышц, сухожилий, мест пульсации и прижатия артерий, определение верхушечного толчка, границ сердца, границ сердца, легких, характера движений в суставах и т.д.);

– представлять структурные основы и морфологическую сущность типовых патологических процессов;

– знать наиболее распространенные латинские термины, лежащие в основе клинической терминологии (название органов, воспаление этих органов, название тканей, опухолей из этих тканей и т.д.).

 

 

Норма – это тот оптимальный интервал в строении организма, в пределах которого он остается здоровым и в полном объеме выполняет свои функции.

 

Порок развития (мальформация) – это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка.

 

Уродство – порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре.

 

Аномалия развития (малый порок) – это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной косметических дефектов или заболеваний, особенно при воздействии на организм экстремальных факторов.

 

Физиология – это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и организма в целом), о процессах, протекающих в них, и механизмах их регуляции.

 

Основные задачи анатомии и физиологии – формирование комплексного представления о строении человеческого организма, функциях его органов систем в целях воздействия на них для сохранения и укрепления здоровья человека, а также устранения возникающих при заболеваниях отклонений от нормальных процессов жизнедеятельности.

 

Т.о., анатомия и физиология являются теоретическим фундаментом, базисом для всех клинических дисциплин. Только основываясь на знаниях анатомии и физиологии, медицина может правильно распознавать болезни, устанавливать их причины, правильно лечить их и предупреждать. Плохо зная строение тела человека и жизнедеятельность организма, медицинский работник вместо пользы может причинить вред и непоправимый урон больному. Вот почему, прежде чем начать усвоение клинических дисциплин, необходимо изучить анатомию и физиологию.

Нельзя не согласиться с высказыванием многих выдающихся врачей о значении анатомии и физиологии в медицине:

– «Изучение тела человека – первооснова медицины» (Гиппократ);

– «Анатомия должна считаться крепчайшим основанием всего врачебного искусства, началом для его построения» (А. Везалий);

– «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (А.П.Вальтер);

– «Физиология и медицина неотделимы друг от друга» (И.П.Павлов).

При изучении строения тела человека основной акцент мы будем делать на познании морфологии НОРМАЛЬНОГО, т.е. практически здорового человека. Причем изучение строения тела будем осуществлять в основном по системам с позиции функции органов и систем органов. При изучении физиологии человека главное внимание будет направлено на выяснение механизмов и закономерностей функционирования органов и систем здорового человека.

Изучение строения тела человека осуществляется следующими методами:

1. Рассечение, вскрытие – препарирование при помощи ножа и пинцета на трупе.

2. Наблюдение, осмотр тела, а также изучение отдельного органа или группы органов невооруженным глазом или приборами, дающими небольшое увеличение (лупой).

3. При помощи микроскопа, что позволило выделить из анатомии гистологию и цитологию.

4. Техническими методами исследования: рентгеновские лучи, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрия…

5. При помощи пальпации, перкуссии, аускультации органов живота и грудной полости на живом человеке.

 


Лекция №1.

Периоды онтогенеза.

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον – существо + γένεση – происхождение, рождение) – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения до конца жизни.

У живородящих животных (в частности и у человека) выделяют пренатальный период (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

Перинатальный период (от др.греч. peri – около + лат. natalis – относящийся к рождению) – околородовой период; делится на:

– антенатальный (лат. ante — перед) — дородовой;

– интранатальный (лат. intra — внутри) — непосредственно роды;

– постнатальный (лат. post — после) — 7 дней (неделя) после родов.

В медицинской практике принята следующая возрастная периодизация постэмбрионального периода:

– новорожденный – с рождения до 28 дней;

– грудной возраст - с 28 дней до 1 года;

– раннее детство – от 1 года до 3 лет;

– первое детство – от 3 до 7 лет;

– второе детство – от 8 до 12 лет (мальчики), от 7 до 11 лет (девочки);

– подростковый возраст – от 12 до 16 лет (мальчики), от 11 до 15 лет (девушки);

– юношеский возраст – от 16 лет до 21 года (юноши), от 15 до 20 лет (девушки);

– зрелый возраст: I период – от 21 года до 35 лет (мужчины), от 20 до 35 лет (женщины); II период – от 35 до 60 лет (мужчины), от 35 до 55 лет (женщины);

– пожилой возраст – от 60 до 74 лет (мужчины), от 55 до 74 лет (женщины);

– старческий возраст – от 74 до 90 лет (мужчины и женщины);

– долгожители – от 90 лей и старше.

 

Анатомическая номенклатура

В настоящее время существуют более 8 тыс. анатомических понятий (областей тела, органов и их частей), для обозначения которых медики всего мира пользуются специальными терминами Международной анатомической номенклатуры (Nomina Anatomica).

История создания универсальной анатомической терминологии исходит своими корнями в эпоху античности. Результатом исторического развития явилось параллельное существование различных номенклатурных обозначений одного и того же понятия. В отношении анатомии человека действует как новейшая Международная анатомическая терминология (Terminologia Anatomica, 1998), так и Базельская анатомическая номенклатура (BNA, 1895), Йенская анатомическая номенклатура (JNA, 1935) и Парижская анатомическая номенклатура (PNA, 1955).

Преимущественное использование современного варианта какого-либо термина не исключает при этом то и дело встречающиеся в различных источниках более старые названия.

В основу каждой из этих номенклатур положен латинский язык с использованием около 600 основных понятий латинского (большей частью) и греческого (около трети всех понятий) происхождения.

 

Рис. 2.1. Оси и плоскости тела человека:

1 —вертикальная ось;

2— сагиттальная ось;

3— сагиттальная плоскость;

4 —срединная плоскость;

5 —фронтальная плоскость;

6 —фронтальная ось;

7 — горизонтальная плоскость

 

С частью анатомической терминологии давайте познакомимся.

Все описания в анатомии человека основаны на предположении, что тело находится в позиции анатомической стойки, то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперёд.

Направление:

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше — нижними.

Верхний, superior, и нижний, inferior, соответствуют общеанатомическим понятиям краниальный и каудальный.

Передний, anterior, и задний, posterior, соответствуют общеанатомическим понятиям вентральный и дорсальный.

Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии — медиальные, medialis, а расположенные дальше — латеральные, lateralis. Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными, medianus. Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным.

Плоскости:

Анатомические плоскости. Зелёным обозначена аксиальная плоскость, синим — фронтальная плоскость, красным — сагиттальная плоскость.

 

Если тело человека, находящегося в анатомической стойке, условно поместить в трёхмерную прямоугольную систему координат, плоскость YX оказывается расположенной горизонтально, ось X располагается в переднезаднем направлении, ось Y идёт слева направо или справа налево, а ось Z направляется вверх и вниз, то есть вдоль тела человека.

Сагиттальная плоскость, XZ, разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.

Фронтальная плоскость, или корональная, YZ, также располагается вертикально, перпендикулярно к сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.

Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость, XY, перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.

 

Движение:

Термином сгибание, flexio, обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Движение в противоположном направлении называется разгибанием, extensio.

Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.

Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение, adductio, и отведение, abductio. Приведение — движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении.

Под вращением, rotatio, понимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio, или вращение кнутри, и супинация, supinatio, или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации — кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым, circumductio.

Антероградным называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного тока называют ретроградным. Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте — ретроградное.

Анатомическая терминология

Анатомическое понятие Обозначение Латынь
Анатомическая стойка Вертикальное положение тела, руки развернуты ладонной поверхностью вперед  
  НАПРАВЛЕНИЯ  
Области, расположенные выше пояса (ближе к голове) Верхние  
Области, расположенные ниже пояса. Нижние  
Краниальный Верхний, Superior
Каудальный Нижний Inferior
Вентральный Передний Anterior
Дорсальный Задний Posterior
Медиальные Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии Medialis
Латеральные Анатомические образования, лежащие дальше от срединной линии Lateralis
Срединные Анатомические образования, расположенные на срединной линии Medianus
Проксимальные Анатомические образования, расположенные ближе к середине туловища Proximalis
Дистальные Анатомические образования более удаленные от срединной линии Distalis
Правый   Dexter
Левый   Sinister
Поверхностный   Superficialis
Глубокий   Profundus
  ПЛОСКОСТИ  
Сагиттальная плоскость Разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.  
Фронтальная плоскость или корональная Располагается вертикально, перпендикулярно к сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.  
Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость Перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.  
  ДВИЖЕНИЕ  
Сгибание Движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Flexio
Разгибание Движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями увеличивается. Extensio
Исключение м является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.
Приведение Движение кости вокруг сагиттальной оси по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности Adductio
Отведение Движение кости вокруг сагиттальной оси от срединной плоскости тела или (для пальцев) от оси конечности Abductio
Вращением Движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Rotatio
Пронация Вращение кнутри Pronatio
Супинация Вращение кнаружи Supinatio
При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации — кпереди.
Круговое движение Движение конца конечности вокруг всех трёх осей – описывает окружность Circumductio
Антероградное Движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого (движение пищи изо рта в желудок)  
Ретроградное Движение жидкостей против естественного тока (рвота).  

 

Части тела человека.

Изучение строения человеческого организма проводят по условно выделяемым известным частям тела (голова, шея, туловище и конечности), каждая из которых дифференцируется на относительно небольшие анатомические области.

 

Орган, системы органов.

Орган – это часть человеческого тела, компонент определенной системы, построенный из различных тканей, одна из которых выполняет ведущую функцию. Например, печень состоит из всех видов тканей, но основной является эпителиальная (образование желчи и обеспечение обезвреживания веществ, поступающих к печени от органов ЖКТ).

Исчерпывающую классификацию органов предложить трудно, так как они существенно различаются по своему положению, форме, внешнему и внутреннему строению.

Органы можно подразделить на внутренние, органы системы опоры и движения и сомато-сенсорные (органы чувств и кожа). В свою очередь, среди внутренних органов различают полые и паренхимотозные. К системе органов опоры и движения принадлежат такие органы, как кости, связки и мышцы.

Все полые органы имеют общий план строения и состоят из трех оболочек: внутренней – слизистой, средней – мышечной и наружной. Наружная оболочка может быть представлена рыхлой соединительной тканью, которая получила название «адвентиция», или серозной оболочкой (брюшина, плевра или перикард). Паренхимотозные органы состоят из стромы – соединительной ткани, образующей его каркас, и паренхимы – основного вещества органа.

Т.о., орган – это относительно обособленное анатомическое образование, структурный элемент, из которого складывается более высокий уровень организации – система органов.

Система органов – это интеграция различных органов, объединенных выполнением общих функций. Различают следующие системы органов:

– система органов опоры и движения;

– пищеварительная;

– дыхательная;

– сердечно-сосудистая;

– мочевыделительная;

– половая;

– эндокринная;

– нервная;

– сомато-сенсорная (покровная).

Основные системы органов могут включать подсистемы. Например, составными частями сердечно-сосудистой системы являются сердце, артериальная, венозная, лимфатическая и микроциркуляторная системы.

Органы, входящие даже в одну систему, существенно различаются по своему строению. Например, в составе пищеварительной системы такие органы, как зубы, язык, пищевод и печень совершено различны по своей форме, положению, цвету, консистенции и внутреннему строению. Единство и целостность системы органов определяется прежде всего общей направленностью физиологических процессов.

Однако большинство органов в составе одной системы имеют единый план строения. Так, в составе пищеварительной системы глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки имеют общие принципы строения стенки. Они включают слизистую, мышечную и серозную (адвентициальную) оболочки, хотя для каждой из них также характерны типичные особенности строения. Эти органы пищеварительной системы выполняют общую функцию – переваривание пищи и всасывание образовавшихся веществ.

Т.о., система органов предусматривает, прежде всего функциональное объединение органов.

 

Раздел 1.

Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека

 

Физиология в содружестве с анатомией составляют основу современных медико-биологических дисциплин.

 

Анатомия (от греч. anatemno – рассекаю, расчленяю) – это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

– знать топографию, строение и функции органов, основных систем организма человека, уметь находить и показывать их на плакатах, муляжах, планшетах;

– уметь увязывать знания по анатомии и физиологии с клинической практикой;

– уметь определять на себе и других различные анатомические образования и выполнять некоторые манипуляции (прощупывание костей, их отростков, выступов, мышц, сухожилий, мест пульсации и прижатия артерий, определение верхушечного толчка, границ сердца, границ сердца, легких, характера движений в суставах и т.д.);

– представлять структурные основы и морфологическую сущность типовых патологических процессов;

– знать наиболее распространенные латинские термины, лежащие в основе клинической терминологии (название органов, воспаление этих органов, название тканей, опухолей из этих тканей и т.д.).

 

 

Норма – это тот оптимальный интервал в строении организма, в пределах которого он остается здоровым и в полном объеме выполняет свои функции.

 

Порок развития (мальформация) – это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка.

 

Уродство – порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре.

 

Аномалия развития (малый порок) – это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной косметических дефектов или заболеваний, особенно при воздействии на организм экстремальных факторов.

 

Физиология – это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и организма в целом), о процессах, протекающих в них, и механизмах их регуляции.

 

Основные задачи анатомии и физиологии – формирование комплексного представления о строении человеческого организма, функциях его органов систем в целях воздействия на них для сохранения и укрепления здоровья человека, а также устранения возникающих при заболеваниях отклонений от нормальных процессов жизнедеятельности.

 

Т.о., анатомия и физиология являются теоретическим фундаментом, базисом для всех клинических дисциплин. Только основываясь на знаниях анатомии и физиологии, медицина может правильно распознавать болезни, устанавливать их причины, правильно лечить их и предупреждать. Плохо зная строение тела человека и жизнедеятельность организма, медицинский работник вместо пользы может причинить вред и непоправимый урон больному. Вот почему, прежде чем начать усвоение клинических дисциплин, необходимо изучить анатомию и физиологию.

Нельзя не согласиться с высказыванием многих выдающихся врачей о значении анатомии и физиологии в медицине:

– «Изучение тела человека – первооснова медицины» (Гиппократ);

– «Анатомия должна считаться крепчайшим основанием всего врачебного искусства, началом для его построения» (А. Везалий);

– «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (А.П.Вальтер);

– «Физиология и медицина неотделимы друг от друга» (И.П.Павлов).

При изучении строения тела человека основной акцент мы будем делать на познании морфологии НОРМАЛЬНОГО, т.е. практически здорового человека. Причем изучение строения тела будем осуществлять в основном по системам с позиции функции органов и систем органов. При изучении физиологии человека главное внимание будет направлено на выяснение механизмов и закономерностей функционирования органов и систем здорового человека.

Изучение строения тела человека осуществляется следующими методами:

1. Рассечение, вскрытие – препарирование при помощи ножа и пинцета на трупе.

2. Наблюдение, осмотр тела, а также изучение отдельного органа или группы органов невооруженным глазом или приборами, дающими небольшое увеличение (лупой).

3. При помощи микроскопа, что позволило выделить из анатомии гистологию и цитологию.

4. Техническими методами исследования: рентгеновские лучи, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрия…

5. При помощи пальпации, перкуссии, аускультации органов живота и грудной полости на живом человеке.

 


Лекция №1.

Анатомо-физиологические особенности формирования потребностей человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.072 с.)