Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы клинической психологии↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные методы клинической психологии Клиническая психология - дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: психологическое консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией. В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы: · Наблюдение. · Беседа. · Психофизиологические методы (например, ЭЭГ). · Биографический метод. · Изучение продуктов творчества. · Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства. · Экспериментально-психологически метод (стандартизированные и нестандартизированные методики). Психология соматически больного. Реакция личности на болезнь, психосоциальная адаптация к болезни, качество жизни, связанное со здоровьем. Интрапсихическая направленность
а) тревожный – непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного исхода, поиск новых возможностей лечения, жажда дополнительной информации
б) обсессивно-фобический – мнительность касается прежде всего опасений не реальных, а маловероятных осложнений; воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные; защитой являются ритуалы, приметы.
в) ипохондрический – сосредоточены на субъективных ощущениях, стремление рассказать об этом другим. Преувеличение побочного действия лекарств. Требование обследования и боязнь его.
г) неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, изливающиеся на первого попавшегося и завершающиеся раскаянием. Требование немедленного результата лечения.
д) меланхолический – удрученность болезнью, неверие в успех, суицидальные мысли, пессимизм
е) апатический – полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам, лечению. Психосоциальная адаптация к болезни. Психосоциальная адаптация – это сложный многоуровневый и иерархический процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы, это процесс согласования и изменения свойств общающихся систем. В самом широком смысле психосоциальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальным окружением посредством общения в сфере общественных и межличностных отношений. Выделяют несколько форм психосоциальной адаптации: 1. незащитная (целеобразование, рационализация), 2. защитная (с помощью защитных механизмов: подавление, вытеснение, самоограничение, агрессия и др.), 3. смешанная (используются средства незащитной и защитной форм), 4. девиантная (используются необычные для общества механизмы, в результате возникают конфликтные отношения). Формы адаптации незащитная и смешанная являются положительными, так как приводят к адаптации, а девиантная и защитная формы являются отрицательными, потому что адаптации не происходит или даже если она и происходит то в очень жесткой, конфликтной форме. Регрессия, виды регрессий. Регрессия — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. РЕГРЕССИЯ - форма психологической защиты. Она характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии развития. Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Во время регрессии он делает шаг-другой назад, на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок - можно говорить, что он регрессировал. По мнению психоаналитиков, регрессия присуща практически каждому человеку. Например, находясь в состоянии сильной усталости, многие из нас начинают хныкать, читай, слегка регрессируют. В настоящее время принято различать две разновидности регрессии: 1) ретрогрессивное поведение: человек ведет себя как ребенок, для того, чтобы вновь получить ту любовь и те ласки, которыми был окружен в детстве. Например, подросток, завидующий младенцу и фрустрированный, плачет, просит родителей, чтобы они его ласкали. Таким образом, ретрогрессия есть возврат к тем формам поведения и переживания, которые уже были в одном из предыдущих возрастных этапов жизни человека; 2) примитивизация, о которой мы уже писали в связи с разбором экспериментов Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина. Считается, что детское поведение, возникающее под влиянием фрустрирующеи ситуации, не есть возврат к прошлому (возрастная регрессия), а является просто более примитивной формой поведения. Например, фрустрированный мужчина, всегда строго следивший за соблюдением социальных норм, в новой ситуации может начать кулачный бой, если даже в детстве такая форма поведения ему вовсе не была свойственна. Психосоциальная модель. Психосоциальная рамочная модель имеет очень сильную социально и поведенческо-научную ориентацию и закреплена в этих дисциплинах. Она возникла как ответ на кризис органической парадигмы и жестко ставит на первый план психические и социальные аспекты в определении, возникновении и изменении психических расстройств. Эта модельная жесткость представляет собой так называемую «стратегию желаемой односторонности», чтобы выработкой ядерных гипотез модели и заострения стимулировать развитие альтернативных позиций. Как исследовательская программа психосоциальная рамочная модель проявляется следующими характеристиками: 1) психические расстройства понимаются как «бросающееся в глаза», «отклоняющееся», «неадаптивное», «нарушенное» или «проблемное» поведение и переживание людей, которые отличаются от нормального поведения и переживания не качественно, а количественно; 2) при возникновении психических расстройств, а также при их дефиниции, изменениях и терапии самое большое значение придается социальным и психическим факторам; 3) между психическими расстройствами и их причинами имеют место не простые линейные отношения, а комплексные взаимовлияния (каузальные сети, системные связи), в результате которых, с одной стороны, различные исходные условия могут приводить к одинаковым явлениям, с другой стороны, одинаковые исходные условия могут приводить к разным явлениям; 4) методологическое (методическое) основание достаточно широкое - от количественно-экспериментальных до качественно-герменевтических подходов; 5) исследование и терапия психических расстройств осуществляются преимущественно институционально в социально-научных учреждениях. _ Психосоциальная модель психических расстройств: · патологическое поведение есть обученная форма поведения, не имеющая принципиальных качественных отличий от нормального поведения · различия «нормального» и «патологического» поведения определяются в соответствии с социальными и культурными нормами · причины патологического поведения есть следствие настоящих или прошлых социальных условий, определяющих обучение данным патологическим формам поведения. Биопсихосоциальная модель. Возникла в конце 70-х гг. XX в. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.
В основе этой модели лежит диада "диатез - стресс", где диатез - это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс - психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.
В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни.
В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как такое расстройство, которое угрожает дисфункцией - неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, но только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезнью является далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении ("имеется потребность в лечении"). Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности, повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное страдание.
Так как состояние болезни предполагает особый социальный статус человека, не способного выполнять социальные функции в ожидаемом объеме, болезнь всегда оказывается связанной с ролью больного и ограничениями ролевого (социального) поведения. С этим феноменом оказывается связанным интересный социально-психологический факт, когда простое навешивание "ярлыка" "больного" может приводить к возникновению или прогрессированию уже имеющегося у человека нарушения здоровья. В результате такого "лейбелинга" (англ. labeling - навешивание ярлыка) порой малозначительное отклонение от какой-либо нормы (благодаря социальному и информационному давлению со стороны окружения и специалистов, поставивших "диагноз") превращается в тяжелое расстройство, потому что человек принимает на себя навязанную ему роль "ненормального". Он чувствует и ведет себя как больной, а окружающие с ним соответственно обращаются, признавая его только в этой роли и отказывая признавать за ним исполнение роли здорового. Из факта лейбелинга можно сделать далеко идущий вывод о том, что в ряде случаев психические расстройства у отдельных лиц не проистекают из внутренней предрасположенности, а являются следствием или выражением нарушенных социальных связей и отношений (результатом жизни в "больном обществе").
Следовательно, помимо доминирующего в клинической психологии конструкта болезни ("комплекс биопсихосоциальных причин - внутренний дефект - картина - следствия") имеются и другие - альтернативные - конструкты болезни. Во-первых, психические и поведенческие отклонения можно интерпретировать как выражение нарушенных процессов в системе социального взаимодействия. Во-вторых, психические и поведенческие отклонения можно рассматривать не как проявление внутреннего дефекта, а как крайнюю степень выраженности отдельных психических функций или паттернов поведения у конкретных индивидов. В-третьих, психические и поведенческие отклонения могут быть рассмотрены как следствие задержки естественного процесса личностного роста (вследствие фрустрации основных потребностей, ограничений в социальном функционировании, индивидуальных различий в способностях разрешать возникающие личностные и социальные проблемы). _ Биопсихосоциальная модель психических расстройств: · за исключением редких случаев, патогенез как психических, так и соматических расстройств, имеет мультифакторный характер и есть результат постоянного взаимодействия множества независимых переменных · с патогенетической точки зрения не существует принципиального отличия между соматическими и психическими расстройствами · психосоциальные факторы могут детерминировать патогенез соматических болезней, а биологические – патогенез психических расстройств · не существует достаточного методологического основания для выделения психосоматических болезней, поскольку все болезни являются психосоматическими. 21. Патопсихология, определение,предмет, задачи Патопсихология – пограничная дисциплина (психиатрия и психология). Патопсихоло́гия — практическая отрасль клинической психологии, изучающая расстройства психических процессов и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики при различных психических заболеваниях в сопоставлением с нормой. Ход рассуждения: от клинического описания нарушений к психологической классификации этих нарушений, раскрытию механизмов возникновения этих нарушений, установлению общих закономерностей функционирования психики при той или иной форме нарушения. Объект исследования –нарушение психики у человека. Задачи. 1) установление диагноза (но не на основании лабораторных исследований, а на основании комплексного клинического исследования) 2) экспертизы: · воинская · трудовая – установить может ли человек продолжать трудовую деятельность или ему следует выйти на инвалидность. Различают несколько феноменов: агравация – преувеличение степени выраженности имеющихся нарушений. Задача психолога выявить есть ли такие установки и определить может ли больной выполнять работу диссимуляция – стремление приуменьшать степень выраженности имеющихся нарушений. Задача та же. · судебно-психиатрическая – вопрос о вменяемости правонарушителя решается судом, на основании данных исследования 3) охрана психического здоровья: · · мероприятия лечебного характера · · психокоррекция (например, трудовая – включение пациента в реальную трудовую деятельность меняет самооценку, отношение к себе и другим, порождает целенаправленную активность) 4) коррекция и профилактика аномального развития у детей 5) профилактика различных профессиональных заболеваний 6) реабилитация
22. Основные представления о психологических механизмах, лежащих в основе психических, поведенческих и психосоматических расстройств 1) У больных психическими расстройствами возникают различные симптомы, которые могут меняться со временем. Основными симптомами бывают галлюцинации и бред. · Галлюцинации – ложные чувственные восприятия несуществующих вещей, например видение несуществующих объектов, слышание голосов, ощущение странного привкуса во рту, ощущение прикосновения к коже при отсутствии контакта с вещами и людьми. · Бред – ложная уверенность в чем-либо, несмотря на наличие логических и достоверных доказательств обратного. Бредит, например, человек, который уверен в том, что его пища отравлена, даже после тщательной проверки и доказательства ее безопасности. Точная причина возникновения психических расстройств неизвестна, однако исследователи полагают, что на их развитие влияют многие факторы. Некоторые психические расстройства имеют тенденцию к развитию внутри семьи. Это позволяет предполагать, что они носят наследственный характер. На развитие подобных заболеваний могут оказывать влияние факторы окружающей среды: стрессы, наркотическая зависимость и кардинальные перемены в жизни. Кроме того, психическим расстройствам могут быть подвержены люди с нарушением химического баланса головного мозга, например с острым дефицитом или избытком дофамина. Дофамин – это нейромедиатор, вещество, которое передает нервные импульсы между клетками мозга. Нарушение баланса дофамина влияет на способность мозга реагировать на раздражители, такие как звуки, запахи, зрительные образы, и может приводить к появлению галлюцинаций и бреда. 2) Как показывает практика, поведенческие расстройства могут формироваться несколькими путями. Часть из них могут быть первичными, изолированными, самостоятельными, другие (вторичные) могут основываться на каком-либо психическом расстройстве. Поведенческие расстройства в обязательном порядке включают в себя стойкие и повторяющиеся патологические паттерны поведения, дезадаптирующие человека и/или нарушающие процесс самоактуализации личности. Основным механизмом формирования первичных поведенческих расстройств считаются искажения личностного развития под влиянием неправильных форм воспитания на базе темпераментальной несбалансированности, вторичных – деформация осмысленного поведения в связи с активной психопатологической симптоматикой, задающей строго определенный «поведенческий репертуар». 3) Психосоматические расстройства - нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. Существует семь основных причин возникновения психосоматических заболеваний: · Внутренний конфликт. Конфликт частей личности, сознательного и бессознательного, конфликт между извечными "хочу", "могу" и "должен", единоборство между которыми приводит к разрушительной "победе" какой-либо из частей. Например, при переедании очень часто можно услышать внутренний диалог, когда одна часть личности говорит: "Я хочу себя утешить, порадовать едой, забыть все эти неприятности". А вторая часть вопит: "Немедленно прекрати есть, посмотри, на кого ты похожа". Задача психотерапии в этом случае состоит в том, чтобы примирить обе эти части между собой. · Мотивация. Или, проще говоря, условная выгода от болезни. Это очень серьезная причина, вызывающая сильное сопротивление при осознании. Например, часто человек, страдающий серьезной болезнью, является источником повышенного внимания, любви и заботы со стороны членов семьи и близких людей. И очень нелегко признаться самому себе, что страх лишиться такой поддержки мешает выздороветь. · Эффект внушения другим лицом. Здесь имеют место семейные сценарии или семейные паттерны. Например, при наличии в семье такого заболевания как сахарный диабет, родители могут из страха ограничивать ребенка в сладком и пугать этим заболеванием с самого раннего детства. Парадоксально, но даже при таких строгих ограничениях, существует большая вероятность, что ребенок все-таки заболеет, именно из-за того, что ему с пеленок внушали про этот диабет. · Элементы органической речи. Всем давно известна расхожая фраза "Наши мысли материальны". Головной мозг воспринимает как руководство к действию все, что мы произносим и о чем думаем. Поэтому болезнь может быть физическим воплощением фразы, например: "У меня сердце за него болит" и т.п. · Идентификация со значимым лицом. Это попытка быть похожим на кого-то. Но, постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от своего тела, а тело такого отношения к себе обычно не прощает и начинает болеть. · Самонаказание. Если человек совершает неблаговидный со своей точки зрения поступок, он иногда бессознательно подвергает себя наказанию. Самонаказание – очень распространенная причина многих травм и соматических нарушений. · Болезненный, травматический опыт прошлого. Это самая серьезная и самая глубокая причина. Как правило, это психические травмы раннего периода детства, о которых человек, возможно, на сознательном уровне уже и не помнит. Но телесная память остается с нами навсегда. 23. Расстройства личности. Понятие психопатии, акцентуации характера и личности: определение, критерии диагностики Расстройства личности — длительные и стойкие нарушения различных сфер психической деятельности, лишённые продуктивной психотической симптоматики и проявляющиеся поведением, от которого страдают или сами больные, или общество. Расстройства обычно проявляются в детстве или подростковом возрасте и продолжаются в течение дальнейшей жизни. Термин «расстройство личности» заменил собой устаревший термин «психопатия», использовавшийся российскими психиатрами до официального перехода на МКБ-10. В отличие от расстройств личности, психопатии обычно считались «обусловлеными врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п.» В определении расстройства личности подход несколько смягчён, и о его происхождении ничего не говорится, что скорее всего связано с разногласиями между сторонниками различных теорий. Для постановки диагноза «расстройство личности» необходимо исключить органическое поражение головного мозга, которое может обусловить схожие нарушения поведения. При обнаружении соматического и/или неврологического заболеваний (например, опухоль головного мозга), приводящих к дисфункции ЦНС, ставят диагноз «органическое расстройство личности». В соответствии с учением П.Б. Ганнушкина используют следующие положения: • расстройства выражены настолько, что приводят к нарушению адаптации больного в обществе; • тотальность расстройств; при этом речь идёт не об отдельных аномальных чертах характера, а о том, что личность в целом соткана из патологических характерологических свойств; • стойкость, стабильность и малая обратимость расстройств в течение жизни пациента. Классификация и клиническая картина Пациенты испытывают безосновательные подозрения, что окружающие используют, обманывают их или причиняют им вред. Они недоброжелательны к окружающим, неспособны прощать обиды или неуважение. Больные упорно считают себя правыми в любых ситуациях. Больные с параноидным расстройством личности кажутся неэмоциональными, лишёнными душевного тепла. Больные со сверхценным бредом опасны, т.к. они склонны к совершению агрессивных действий в отношении своих «врагов» или сексуального партнёра, подозреваемого в супружеской измене. • Шизоидное расстройство личности (шизоидная психопатия) Для пациентов характерно нежелание иметь близкие отношения с окружающими и отсутствие радости от таких отношений. В детстве они любят играть в одиночестве в тихие и спокойные игры, чаще всего дома, никогда не делятся своими переживаниями с родителями, со сверстниками не могут найти общего языка. Шизоидные личности держатся холодно и отдалённо, не принимают участие в повседневной жизни, малообщительны, молчаливы, не следят за модой. У них отсутствует или слабо развита потребность в эмоциональном контакте с другими людьми, нет близких друзей, но в тоже время они могут быть сильно привязаны к животным. Больные склонны ко лжи, импульсивным поступкам; неспособны планировать. Пациенты часто бывают раздражительными и агрессивными. Характерно игнорирование личной безопасности или безопасности окружающих; безответственное отношение к своим обязанностям; равнодушие. Ложь, прогулы, убегание из дома, кражи, драки, употребление наркотиков и противоправные действия — типичные проявления, начинающиеся в детском возрасте. У антисоциальных личностей не бывает депрессии или тревоги. Примечательная особенность — отсутствие сожаления по поводу своих действий. • Эмоционально - неустойчивое расстройство личности (возбудимая психопатия) В ситуациях, которые не отвечают интересам больных, они дают бурные реакции раздражения, недовольства и гнева. Вне ситуаций, эмоционально значимых для больных, реакции чаще вполне адекватны. Вспышки сильного гнева могут приводить к насилию, особенно если желания и поступки пациента встречают сопротивление со стороны окружающих и критикуются ими. Конфликтные взаимоотношения с близкими людьми нередко приводят к аутоагрессии, включая суицидальные попытки и самоповреждения. Больные отчаянно пытаются избежать одиночества. С людьми они образуют неустойчивые межличностные отношения с поочередными колебаниями между крайней идеализацией и крайне негативной оценкой. Характерно нарушение самосознания (выраженная и длительно сохраняющаяся нестабильность в представлении о самом себе) и отсутствие адекватной оценки своих реакций и поведения. • Гистрионическое расстройство личности (истерическая психопатия) Характерно ощущение дискомфорта в ситуациях, когда пациент не является объектом внимания. Больные стараются вызвать к себе сочувствие, отношение восхищения, удивления. Это достигается экстравагантным внешним видом, хвастовством, лживостью, фантазёрством, неуместным сексуальным обаянием во внешности или поведении. Пациенты капризны, непоследовательны. Их эмоциональные реакции лабильны, поверхностны и театральны. Настроение крайне изменчиво. Характерна внушаемость, подверженность влиянию людей или обстоятельств. Низкий уровень самосознания не позволяет им объективно оценивать свое поведение: себя они видят людьми, способными к самопожертвованию ради своих близких и друзей, не замечая своего действительного эгоистического отношения к ним. • Ананкастное расстройство личности (ананкастная психопатия, обсессивно - компульсивное расстройство личности) Основа — тревожность и неуверенность в себе. С детства у таких лиц отмечают застенчивость, повышенную впечатлительность, постоянную боязнь сделать что-нибудь не так. Больные поглощены организацией или планированием своей деятельности до такой степени, что основная цель работы не достигается. Им несвойственны порывы, спонтанные побуждения. Прежде чем сделать какой - либо шаг, они мучительно долго оценивают его, сомневаются в его целесообразности. Характерна чрезмерная совестливость, скрупулёзность и отсутствие гибкости в вопросах морали, этики или нравственных ценностей. • Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности (психопатия тормозимого типа) Этих больных в быту обычно считают «закомплексованными людьми». Центральная клиническая особенность этого расстройства — повышенная чувствительность к критике, неодобрению и недовольству со стороны окружающих, в результате чего больные избегают контактов с людьми. Больные боятся выступать публично или обращаться к другим с просьбой (расстройство часто сочетается с социальной фобией). Они иногда неправильно интерпретируют высказывания людей как унижающие их и высмеивающие. Отказ в любой просьбе сопровождается с их стороны замкнутостью, и они чувствуют себя. • Расстройство типа зависимой личности Неуверенность в себе, низкая самооценка. Больные избегают ответственности. В отношениях с окружающими пациенты играют лишь вспомогательные, подчиняемые роли, унижаются ради того, чтобы быть принятыми и часто недобросовестно эксплуатируются в интересах других. Утрата значимых отношений с доминирующим лицом чревата последующим развитием депрессивного эпизода. Больным трудно принимать решения в повседневной жизни без помощи или убеждения со стороны. Характерен страх одиночества. В случае утраты близких отношений возникает потребность найти новую тесную связь как источник заботы и поддержки. • Нарциссическое расстройство личности. Больные склонны преувеличивать собственные достижения и таланты. Для них характерна поглощённость фантазиями. Пациенты убеждены в собственной уникальности и способности общаться или быть связанным с другими особенными или имеющими высокий статус людьми (или учреждениями). • Пассивно - агрессивное расстройство личности Стержневая черта расстройства — постоянная установка к пассивному сопротивлению руководству. Больные не могут постоять за себя, прямо заговорить о своих потребностях и желаниях. При этом они вечно недовольны, раздражены, и кем-то или чем-то разочарованы. Пациенты постоянно выискивают недостатки в авторитарных фигурах, которым подчинены и не делают при этом никаких попыток освободиться от своего зависимого положения. Пассивно - агрессивные личности завистливы и злобны в отношении тех, кто более удачлив. Больные считают, что работают гораздо лучше, чем думают об этом окружающие, с возмущением реагируя на предположение, что их продуктивность могла бы быть более высокой. Такие больные часто угрожают покончить с собой, но до суицидных попыток дело как правило не доходит. Психопатия – пограничное нарушение развития личности, отличающееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Это неправильное, болезненное, развитие характера, аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество. Психопатия не является психическим заболеванием, но это и не вариант нормы, не здоровье. Психопатии формируются при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (в первые 2-3 года) неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды (но в основе – именно биологическая неполноценность нервной системы ребенка). В основу классификации положены особенности патологического характера, проявляющиеся в сочетании различных психопатических черт, и тип нарушения высшей нервной деятельности. Астеническая психопатия. Для психопатических личностей этого круга характерны с детства повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Особенно теряются они в незнакомой обстановке и новых условиях, испытывая при этом чувство собственной неполноценности. Повышенная чувствительность проявляется как в отношении психических раздражителей, так и физических нагрузок. Довольно часто они не выносят вида крови, резких перепадов температуры, болезненно реагируют на грубость и бестактность. Психастеническая психопатия. Личностям этого типа свойственны выраженная стеснительность, нерешительность, неуверенность в себе и склонность к постоянным сомнениям. Психастеники легко ранимы, застенчивы, робки и вместе с тем болезненно самолюбивы. Для них характерно стремление к постоянному самоанализу и самоконтролю, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни логическим построениям, навязчивым сомнениям, страхам. Шизоидная психопатия. Личности этого типа отличаются замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, склонностью к внутренней переработке своих переживаний, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. Для шизоидных психопатов характерна эмоциональная дисгармония: сочетание повышенной чувствительности, ранимости, впечатлительности и эмоциональной холодности, непробиваемости в плане чужих проблем («дерево и стекло»). Такой человек отрешен от действительности, его жизнь направлена на максимальное самоудовлетворение без стремления к славе и материальному благополучию. Параноидная психопатия. Главной особенностью психопатических личностей этого круга является склонность к образованию сверхценных идей, которые формируются к 20—25 годам. Однако, уже с детства им свойственны такие черты характера, как упрямство, прямолинейность, односторонность интересов и увлечений. Они обидчивы, злопамятны, самоуверенны и очень чувствительны к игнорированию их мнения окружающими. Постоянное стремление к самоутверждению, безапелляционная категоричность суждений и поступков, эгоизм и крайняя самоуверенность создают почву для конфликтов с окружающими. С возрастом личностные особенности обычно усиливаются. Возбудимая психопатия. Ведущими чертами возбудимых личностей являются крайняя раздражительность и возбудимость, взрывчатость, доходящая до приступов гнева, ярости, причем реакция не соответствует силе раздражителя. После вспышки гнева или агрессивных поступков больные быстро «отходят», сожалеют о случившемся, но в соответствующих ситуациях поступают так же. Такие люди обычно многим недовольны, ищут поводы для придирок, вступают в споры по любому поводу, проявляя излишнюю горячность и стараясь перекричать собеседников. Отсутствие гибкости, упрямство, убежденность в своей правоте и постоянная борьба за справедливость приводят к их неуживчивости в коллективе, частым конфликтам в семье и на работе. Истерическая психопатия. Для истерических личностей наиболее характерна жажда признания, то есть стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Это проявляется в их демонстративности, театральности, преувеличении и приукрашивании своих переживаний. Их поступки рассчитаны на внешний эффект, лишь бы поразить окружающих, например, необычно ярким внешним видом, бурностью, рассказами о необыкновенных приключениях, нечеловеческих страданиях. Иногда больные, чтобы обратить на себя внимание, не останавливаются перед ложью, самооговорами, например, приписывают себе преступления, которых не совершали. Так
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.103 (0.015 с.) |