Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение понятий «общество» в широком и узком смыслах↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общество
Науки, изучающие общество
Сравнение понятий «общество» в широком и узком смыслах
Признаки общества
Признаки общества
Типы обществ. Социальные институты Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов. Примеры социальных институтов: • род • семья • государство - армия • институт науки Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нон-конформизма Общество (организованное сообщество людей) Общество в широком смысле совокупность человеческих существ как носителей социальных, экономических, политических и других отношений и сами эти отношения. Природа (естественное условие существования жизни) Природная среда, особенности рельефа, местоположения и климатические особенности формирования нации, специфика природных условий. 1. Влияние общества на природу. В настоящее время является доминирующим. Суть его в изменении, приспособлении среды к обществу. Изменение проявляется одновременно в восстановлении и разрушении среды. На первом этапе разрушение преобладает. В настоящее время имеет место хищническое разграбление невосполнимых природных ресурсов. Однако по мере осознания силы антропогенного влияния и его разрушительной мощи общество приходит к пониманию необходимости восстановления природы. На более высоких ступенях зрелости общества процессы разрушения и восстановления природы таковы, что все разрушающее влияние человека нивелируется восстанавливающим влиянием, Общество находит способы существования без использования невосполнимых природных ресурсов. Экономическое (потребительское) взаимодействия общества и природы уменьшается, экологическое (охраняющее) взаимодействие увеличивается. Человек охраняет и восстанавливает популяции редких животных, помогает природе справиться с природными катаклизмами. 2. Влияние природы на общество. В предшествующий период являлось доминирующим. Суть его состоит в воздействии на развитие человека как вида и на общество. Может замедлять или ускорять развитие за счет возможности использования природных богатств (ресурсы, климат, географическое положение и т. д.). Например, географическое положение Древней Греции (расположенность вблизи моря с большим количеством островов) стимулировало развитие мореплавания. Холодный климат севера Руси стимулировал быстрый переход от полуземляночного жилья к деревянным домам на подклети и т. д. Взаимодействие человека с природой носит следующие формы: • экологическая (сохранение, охрана природных богатств) • экономическая (потребление природных богатств, как восполнимых, так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении, истощении и разрушении).
Что? Под научно-техническим прогрессом понимают единое взаимообусловленное развитие науки и техники, при котором человечество приобретает все больший контроль над природой Когда? Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI—XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного производства, когда была осознана необходимость теоретического решения практических задач. В XVIII—XIX веках связи научного и технического прогресса становятся все более тесными в связи с развитием товарного (машинного) производства. Развитие науки и развитие техники взаимно стимулируют друг друга. Период XX - начало XXI века характеризуется как научно-техническая революция. Под НТР понимается такой уровень развития общества, когда наука является ведущим фактором развития общественного производства. Наука и технология сливаются. Как? По мере своего развития, наука становится все более важным, даже определяющим рычагом преобразования природы, что влечет за собой изменения: •природы (человек преобразует природу, осуществляется массовая вырубка лесов, осуше-ние болот и другие мелиоративные работы, что ведет к изменениям климата; человек загрязняет окружающую среду, включая недра, воду и воздух, охотится, что ведет к вымиранию многих видов животных; человек ведет селекционную работу, в результате появляются генетически измененные организмы - растения; проводятся и другие преобразования) •человека (изменяются требования к уровню информированности и образования; все больше людей заняты не примитивным физическим, а интеллектуальным трудом; основным фактором, определяющим развитие человека как личности является доступ к информации; массовыми становятся болезни, не характерные для ранних стадий развития науки и техники: стресс, гиподинамия, ранняя близорукость; при этом возрастает длительность жизни, общество не только заботится о своих больных членах, но и возвращает им возможность полноценной жизни - появляются способы адаптации к полноценной жизни больных с различными диагнозами - отсутствие конечности, болезнь Дауна и т.д.) •общества (повышается гуманность общества, т. к. оно в состоянии позаботиться о всех своих членах, в том числе и неполноценных в физическом или интеллектуальном плане; изменяется социальный заказ - повышается потребность в квалифицированной рабочей силе, снижается потребность в примитивном физическом труде; ценность личности проявляется не только как члена семьи или общественной группы, но как самостоятельной, самобытной индивидуальности). Наука сливается с технологией. Разработка технологий на основе глубокого проникновения взаконы природы становится основной задачей интеллектуальной элиты общества.
ЧЕЛОВЕК Структура термина «человек» ЧЕЛОВЕК как совокупность биологического и социального начал:
Формы воззрения на мир
Структура деятельности
Разновидности деятельности
Виды человеческого общения
Цели общения
Структура процесса труда
ПОЗНАНИЕ
Определения термина «познание»
Компоненты гносеологии Теория познания: ♦ Истина ♦ Отношения между субъектом и объектом познания ♦ Условия и критерии достоверности результатов познания ♦ Ступени и формы процесса познания ♦ Отношение знания к объективной реальности ♦ Основной вопрос гносеологии - о возможности познания ♦ Закономерности познания Формы истины Абсолютная истина - истина, которая не изменяется в ходе дальнейшего познания. Например: Земля вращается вокруг Солнца. Относительная истина - приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Например: Земля плоская. (Сейчас установлено, что Земля имеет форму, называемую геоид).
Сферы познания:
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Определения многозначного термина «культура» • определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности; • способ функционирования общества, создаваемый в процессе социально-преобразующей деятельности людей; • возделывание, воспитание (от лат. cultura); • совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях, и передаваемых последующим поколениям; • исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях; • степень развития человека как субъекта духовно-практической деятельности; • мера развития человеческой природы. Применение термина «культура» при описании: • определенной исторической эпохи (например, античная культура, культура эпохи Возрождения); • народностей или наций (культура майя); • специфической сферы деятельности (культура общения, культура труда); археологическая (совокупность археологических памятников определенного места); • речи (соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать коммуникативные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи). ___ Определения понятия «искусство» • Форма сознания, специфический род духовно-практического освоения мира как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения. • Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. • Художественное творчество в целом. • Специализированная эстетическая деятельность. • Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. ___________ Виды искусства
Функции искусства
Структура культуры
Аккультурация
Культурное отставание
Виды духовной деятельности
С труктура духовной культ уры
Функции духовной культуры: • ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ (познавательная) - познание мира и использование полученных знании в человеческой практике. Реализуется не только в процессе получения на^ното знания но и в процессе получения ненаучного (художественного, интуитивного релижозтого)i знания • ИНФОРМАТИВНАЯ – накопление и передача социального опытановому поколению Коммуникативная – возможность общения между отдельнымилюдьми и культурами благодаря выработанным знаковым системам (буквы, жесты, культурные стереотипы, художественные образы, технические средства и т.д.) Нормативная – регулирование поведения отдельных индивидов и социальных групп. Главными регуляторами являются мораль и право. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ - приобщения и идее гуманизма и примата человека, его прав и свобод Структура морали Мораль: - соотношение норм и обычаев - соотношение поступков и их мотивов - мерило степени зрелости личности: 1. Моральное сознание 2. Моральные отношения 3. Моральные поступки Религия и атеизм
Религиозное сознание • Убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестественными свойствами. • Убеждение в реальности контакта (молитва, жертвоприношение, причастие, другие культовые действия) с объектами религиозной веры. • Чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения. • Осознание требований со стороны сверхъестественного и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований. • Установление добрых отношений с объектами поклонения (желание умилостивить, компенсировать непослушание).
Основные процессы, характеризующие современное российское образование
Роль образования в жизни общества 1. Общество путем социального заказа (то есть отбора потребного для общества) формирует образовательную систему, то есть определяет ее структуру, наличие, качество, количество и доступность учебных заведений различных уровней для различных категорий граждан 2. Образование является «выравнивателем шансов», то есть позволяет повышать социальную мобильность населения (возможность повысить свой социальный статус); дает работу Качества научного знания
Виды наук: 1. фундаментальные 2. прикладные
ЭКОНОМИКА Что такое «экономика»? • Совокупность отраслей хозяйства, ресурсов, производство товаров и услуг, взаимосвязи между производством и распределением товаров и услуг. • (греч.) «ведение домашнего хозяйства». • Совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции, • Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства. • Наука, изучающая сектора (промышленность, сельское хозяйство, услуги) и отрасли хозяйства страны или отдельных её регионов, а также некоторые функциональные аспекты экономических отношений. • Наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства благ и их распределения среди людей. Экономические науки
Политэкономические школы ♦ МЕРКАНТИЛИЗМ - первая школа политэкономии (экономическая политика эпохи первоначального накопления капитала). Выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь в интересах купечества. ♦ КЕЙНСИАНСТВО - теория государственного регулирования экономики. Возникла в конце первой трети XX века. Исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложения, занятости, потребления и др.). решающая сфера воспроизводства - рынок, основные цели - поддержание эффективного спроса и полной занятости. Экономическая программа включает всемерное увеличение расходов госбюджета, увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости. Вопросы, на которые отвечает наука экономика: ? Что производить? В каких количествах производить? Как производить?? Для кого производить? Значения термина «рынок» ♦ Рынок - сфера товарного обмена, спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций и других на трех уровнях. ♦ Рынок - взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Центром механизма этого взаимодействия является цена. ♦ Рынок - отдельная сфера экономики (рынок труда, рынок ценных бумаг). ♦ Место для осуществления торговых операций (колхозный рынок). Уровни экономики (рынка)
Типы экономических укладов НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу. Факторы, определяющие спрос
Структура понятия «цена»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.02 с.) |