Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационализация организационной деятельности

Поиск

Рационализация – усовершенствование организационно управленческого и исполнительского труда.

Направления рационализации:

Усовершенствование процесса труда. Чёткое распределение функция между сотрудниками, создание комфортных режимов работы, удобное расположение рабочих столов и компьютерной техники, разделение рабочего помещения на отдельные части, чтобы каждый сотрудник имел определённое личное пространство.

Усовершенствование результатов труда. Расширение ассортимента услуг, внедрение стандартизации, повышение характеристик продукции.

Усовершенствование средств и технологий труда. Внедрение изобретений, техническое переоснащение, модернизация используемого оборудования, организация информационных потоков.

 

Особенности трестов и концернов

Трестом принято считать объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тресты обыч­но создаются в форме акционерной компании. Предприниматели - владельцы предприятий, вступая в трест, становятся его акционера­ми, при этом их предприятия подчиняются единому руководству.

Во главе треста стоит правление, руководящее производством, сбытом продукции, финансовыми операциями всех предприятий, вхо­дящих в объединение. Каждый участник треста получает определен­ный пакет акций в соответствии со своей долей капитала. Соответственно этому он получает право на участие в делах треста и на опре­деленную долю прибыли. Более высокая, чем в картеле и синдикате, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение уровня кон­курентоспособности, а его участникам — более высокую прибыль. Од­нако незавершенность процесса централизации капитала в тресте выражается в распределении общей прибыли в соответствии с доле­вым участием каждого члена соглашения, что препятствует созданию единого инвестиционного фонда.

Тресты имеют разновидности. По уровню слияния тресты могут подразделяться на объединения полностью слившихся предприятий и на объединения, участники которых сохраняют формальную само­стоятельность при фактическом подчинении головному финансово­му центру — холдинговой компании. Контроль над предприятиями, входящими в трест, обеспечивает обладание контрольным пакетом акций или особым доверительным сертификатом. Кроме того, тресты могут быть образованы из предприятий одной или различных, свя­занных друг с другом отраслей (вертикальное трестирование), пред­ставляя собой разновидность комбинатов. Комбинаты имеют преиму­щества перед другими видами объединений. Во-первых, доходы ком­бинатов более устойчивы вследствие объединения предприятий раз­личных отраслей и возможностей варьирования материальными, фи­нансовыми и другими ресурсами. Во-вторых, возможность создания технологических цепочек по выпуску готовой продукции и снижения в результате этого издержек ведет к росту прибыли объединения.

 

 

Конгломераты

Конгломерат представляет собой организационную форму объеди­нения предприятий, которая возникает в результате слияния различ­ных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Конгломератные слияния подразделяются на несколько ти­пов: 1) функциональные; 2) рыночно ориентированные; 3) чисто кон­гломератные слияния.

Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибыли независимо от сфер их деятельности. Как новейшая форма монополистических объединений, они возникли в 1960-х годах и получили распростране­ние в виде интеграции предприятий различных отраслей, не имею­щих производственной общности. В настоящее время распростране­ны конгломераты, объединяющие под единым финансовым контро­лем со стороны холдинговой компании сеть разнородных предприя­тий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности холдинга. Поэтому профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или отсутствует вовсе.

Основными способами образования конгломератов являются сли­яния и поглощения фирм различной производственной и коммерчес­кой ориентации. Слияние в данном случае означает объединение не­скольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а осталь­ные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существова­ние. Возможны три метода слияний: 1) компания А покупает активы компании Б с оплатой наличными или ценными бумагами, выпущен­ными компанией-покупателем; 2) компания А может купить контроль­ный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжает функционировать как самостоятельная хозяй­ственная единица; 3) акции компании А могут быть выпущены спе­циально для собственников компании Б, в результате чего компания А приобретает активы и обязательства компании Б, а Б теряет право на существование.

Слияние отличается от объединения, при котором новая компания образуется на основе нескольких прежних фирм, полностью утрачи­вающих свою самостоятельность. Новая компания, образовавшаяся на основе объединения, берет под контроль и управление все активы и обязательства компаний — участников объединения, после чего по­следние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями Б, В, Г, то в результате на рынке может появиться новая компания Д, а все остальные распускаются. Несмотря на некоторые различия между слияниями и объединениями, экономические послед­ствия этих процессов одни и те же - создание условий для объедине­ния деятельности под общим централизованным контролем.

 

Консорциумы и картели

Консорциум представляет собой одну из форм объединений, создава­емых на основе соглашения между несколькими банками, предприятия­ми, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для сов­местного проведения крупных финансовых операций по размещению зай­мов, акций или осуществлению наука- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала, однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридиче­скую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума. Консорциумы организуются для усиления конкурентных позиций их участников.

Консорциумы обычно создаются в форме товариществ с ограни­ченной ответственностью, акционерных обществ и др. Они могут быть временными и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления кратко­срочных сделок. Постоянные консорциумы, как правило, осуществ­ляют операции по размещению займов определенной страны или груп­пы стран, с ценными бумагами отдельных акционерных обществ, ис­пользуемыми для реализации финансовых, коммерческих и инвести­ционных проектов значительного масштаба.

Консорциум, как правило, возглавляется крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглаше­ния — консортов, разрабатывают условия займа или организации ак­ционерного общества, занимаются юридическим оформлением до­кументации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Ведущая монополия имеет обширную сеть различных филиалов и агентств, обеспечивающих реализацию выпускаемых консорциумом ценных бумаг. Члены кон­сорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, объеме эмиссии акций или общей стоимости реа­лизуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

 

 

Синдикаты. Пулы. Ассоциации

Синдикат — организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения между предпри­ятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом про­дукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Пред­приятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юри­дическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган - сбытовую контору Этим дости­гается продажа всей однородной продукции по монопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по це­нам, заранее установленным синдикатом.

Пул (общий котёл) — форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.

В качестве особенностей пулов можно назвать:

принадлежность этой организационной формы интеграции к одной из форм монополистических объединений компаний, разновидности картелей;

временный характер объединения компаний;

установление в рамках пула правил распределения общих расходов и прибыли

Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой, цели.

Особенности ассоциации следующие:

это самая "мягкая" форма интеграции компаний;

она создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;

члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;

члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

 

 

Стратегические альянсы

Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х гг. Прогнозируется, что в XXI в. они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.

Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

достижение экономии на масштабах производства;

совместное использование производственных мощностей;

объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяются их опыт и ресурсы;

снижение рисков в деятельности;

получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникаций, компьютеров, самолетов и т.п.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.186 (0.009 с.)