Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория организации в системе наук↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Теория организации в системе наук Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности. Эволюция взглядов на организацию Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования — формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления. Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций. Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными.
Типы организаций По методам работы и приспособляемости к внешним и внутренним факторам выделяют: Механистические; Органические. Механистические основаны на формальном разделении труда. Общие цели подразделяются на частные, стоятся по иерархическому принципу, преобладают вертикальные взаимосвязи. Деятельность работников определены формальными правилами. Выполнение всех видов работ мало зависит от персональных качеств сотрудников. Все работники взаимозаменяемы. Это бюрократический тип. Органические являются адаптивными. Они редко используют формальные правила. Отсутствует жёсткое разделение труда. Происходит систематическое разделение труда. Преобладают горизонтальные коммуникации и нестандартные связи. По взаимодействию между работниками: Корпоративные; Индивидуалистические. В корпоративной организации главное исполнительность и высокая степень взаимодействия. В индивидуалистической: добровольные объединения для осуществления совместной деятельности. Данный тип встречается в малом бизнесе, при децентрализации управления. Главный фактор успеха: самостоятельность и исполнительность. Новые типы организации: Эднократические. Свобода, умение самостоятельно решать проблемы; Многомерные. Функциональное разделение труда, деятельность работников связана с выбором цели и средств их достижения. Подразделение внутри организации независимо друг от друга; Партисипативные. Используют участие работников управлении. Это положительно влияет на мотивацию, цели организации рассматриваются работниками как личные. Они могут выдвигать предположения и вырабатывать варианты решения проблем; Предпринимательские. Организации ориентированы на рост и возможности развития. Ресурсы в распоряжении коллектива, существуют автономные группы, которые выбирают цели и способы деятельности. Принципы организации Принцип – норма, правило, установка руководства к действию, которыми пользуется субъект при осуществлении своих функций. Цели организации: приоритет цели, принцип дерево цели, целевая адаптация, непрерывность целеполагания, стратегическое планирование. Форма организации: системность, толерантность, конструктивность, иерархичность, универсальность. Содержание организации: принцип главного звена, принцип разнообразия, достаточность, единство формы и организации Взаимосвязь: линейность и функциональность, специализация, оптимальное количество звеньев, обратная связь Взаимодействие: оперативность и гибкость, непрерывность и ритмичность, разделение и кооперация, адекватность воздействия.
Конгломераты Конгломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Конгломератные слияния подразделяются на несколько типов: 1) функциональные; 2) рыночно ориентированные; 3) чисто конгломератные слияния. Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибыли независимо от сфер их деятельности. Как новейшая форма монополистических объединений, они возникли в 1960-х годах и получили распространение в виде интеграции предприятий различных отраслей, не имеющих производственной общности. В настоящее время распространены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны холдинговой компании сеть разнородных предприятий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности холдинга. Поэтому профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или отсутствует вовсе. Основными способами образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации. Слияние в данном случае означает объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. Возможны три метода слияний: 1) компания А покупает активы компании Б с оплатой наличными или ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем; 2) компания А может купить контрольный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжает функционировать как самостоятельная хозяйственная единица; 3) акции компании А могут быть выпущены специально для собственников компании Б, в результате чего компания А приобретает активы и обязательства компании Б, а Б теряет право на существование. Слияние отличается от объединения, при котором новая компания образуется на основе нескольких прежних фирм, полностью утрачивающих свою самостоятельность. Новая компания, образовавшаяся на основе объединения, берет под контроль и управление все активы и обязательства компаний — участников объединения, после чего последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями Б, В, Г, то в результате на рынке может появиться новая компания Д, а все остальные распускаются. Несмотря на некоторые различия между слияниями и объединениями, экономические последствия этих процессов одни и те же - создание условий для объединения деятельности под общим централизованным контролем.
Консорциумы и картели Консорциум представляет собой одну из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению наука- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала, однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума. Консорциумы организуются для усиления конкурентных позиций их участников. Консорциумы обычно создаются в форме товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и др. Они могут быть временными и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы, как правило, осуществляют операции по размещению займов определенной страны или группы стран, с ценными бумагами отдельных акционерных обществ, используемыми для реализации финансовых, коммерческих и инвестиционных проектов значительного масштаба. Консорциум, как правило, возглавляется крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения — консортов, разрабатывают условия займа или организации акционерного общества, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Ведущая монополия имеет обширную сеть различных филиалов и агентств, обеспечивающих реализацию выпускаемых консорциумом ценных бумаг. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, объеме эмиссии акций или общей стоимости реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.
Синдикаты. Пулы. Ассоциации Синдикат — организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган - сбытовую контору Этим достигается продажа всей однородной продукции по монопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Пул (общий котёл) — форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции. В качестве особенностей пулов можно назвать: принадлежность этой организационной формы интеграции к одной из форм монополистических объединений компаний, разновидности картелей; временный характер объединения компаний; установление в рамках пула правил распределения общих расходов и прибыли Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой, цели. Особенности ассоциации следующие: это самая "мягкая" форма интеграции компаний; она создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера; возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера; члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов; члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации; члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
Стратегические альянсы Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний. Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х гг. Прогнозируется, что в XXI в. они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются: достижение экономии на масштабах производства; совместное использование производственных мощностей; объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции; снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяются их опыт и ресурсы; снижение рисков в деятельности; получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга; передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала; совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникаций, компьютеров, самолетов и т.п.).
Виды групп Формальные группы — это те, которые предусмотрены в структуре организации для решения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на постоянной основе (например, отделы в организации), и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных заданий (например, группа, готовящая презентацию продукции на выставке). Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например, группа коллег, объединившихся для участия в спортивных соревнованиях. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.
Процессы групповой динамики Развитие группы может проходить при наличии условий: Наличие общей территории; Наличие времени; Наличие совместной деятельности; Характер отношения с другими группами; Численность группы. Группа с нечётным количеством более предпочтительны, чем с чётным. Различия группы: В какой степени участники группы влияют друг на друга; Зависят друг от друга; Структурированность отношений. Этапы развития группы: Формирование группы. Участники плохо знают друг друга. Нет представления о целях и нормах группы. Распределение ролей в группе. На этом этапе часто возникают конфликты. Они завершаются, когда в группе формируется иерархия. Упорядочение. Отношение в группе стабильны. Формируется устойчивая система лидерства; Этап действий. Работа над поставленной целью; Распад группы. Участники уходят в состав других групп.
Поведенческий маркетинг Фаза производственной ориентации. Характерна для крупных предприятий, успешно развивающихся в условиях плановой экономики. Руководство основывается на былом величии. Цель: организация производства. Фаза сбытовой ориентации. Главный мотив: продажа произведённого товара. Цели: заработать, продать товар любой ценой. Потребности, ценовая политика, рекламная политика, отношение к клиентам, тактика поведения, стратегия поведения. На этой стадии находятся начинающие предприниматели. Фаза конъектурной ориентации. Цели: найти свою нишу на рынке, поймать спрос. Потребности в имидже, ценовая политика, рекламная политика, отношение к клиентам основывается на уважении, тактика поведения, стратегия поведения. На этой стадии находятся предприниматели, которые давно в бизнесе. Фаза маркетинговой ориентации. Цель: изучить своего покупателя. Интерес: наращивать услуги для клиентов. Потребность в имидже, ценовая политика ниже чем у конкурентов, рекламная политика помочь выбрать то, что клиент хочет, отношение к клиентам удовлетворять их запросы. Тактика поведения – найти, изучить, понять потребителя. Данный этап – наивысшая стадия развития рыночной экономики, сотрудники осознают миссию фирмы, переживают её успехи и неудачи.
Теория организации в системе наук Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.013 с.) |