Теория организации в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория организации в системе наук



Теория организации в системе наук

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упоря­дочению всех элементов определенного объекта во времени и простран­стве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во мно­гих других случаях организация рассматривается как объект, обладаю­щий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются много­образные связи (физические, технологические, экономические, пра­вовые) и человеческие отношения. Организация как объект представ­ляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свой­ство организационной сложности) и особое единство с внешним ок­ружением. Для нее характерна целенаправленность функционирова­ния и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и по­ложено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современ­ная организация, не может быть понят только с позиций рассмотре­ния его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий под­ход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению ус­тановленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограни­чения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, дости­жение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Эволюция взглядов на организацию

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей зна­ний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юрис­пруденции и др. Изменения объективных условий функционирова­ния организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для раз­работки научного подхода к организациям, принципов и методов уп­равления ими.

Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования — формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разде­ление функций и ответственности, принятие управленческих реше­ний, математический аппарат процессов управления.

Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формиро­вания организаций. Теории, которые утверждают, что существует един­ственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура мо­жет различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких фак­торов, как изменение технологии и внешней среды, называются си­туационными.

 

Типы организаций

По методам работы и приспособляемости к внешним и внутренним факторам выделяют:

Механистические;

Органические.

Механистические основаны на формальном разделении труда. Общие цели подразделяются на частные, стоятся по иерархическому принципу, преобладают вертикальные взаимосвязи. Деятельность работников определены формальными правилами. Выполнение всех видов работ мало зависит от персональных качеств сотрудников. Все работники взаимозаменяемы. Это бюрократический тип. Органические являются адаптивными. Они редко используют формальные правила. Отсутствует жёсткое разделение труда. Происходит систематическое разделение труда. Преобладают горизонтальные коммуникации и нестандартные связи.

По взаимодействию между работниками:

Корпоративные;

Индивидуалистические.

В корпоративной организации главное исполнительность и высокая степень взаимодействия. В индивидуалистической: добровольные объединения для осуществления совместной деятельности. Данный тип встречается в малом бизнесе, при децентрализации управления. Главный фактор успеха: самостоятельность и исполнительность.

Новые типы организации:

Эднократические. Свобода, умение самостоятельно решать проблемы;

Многомерные. Функциональное разделение труда, деятельность работников связана с выбором цели и средств их достижения. Подразделение внутри организации независимо друг от друга;

Партисипативные. Используют участие работников управлении. Это положительно влияет на мотивацию, цели организации рассматриваются работниками как личные. Они могут выдвигать предположения и вырабатывать варианты решения проблем;

Предпринимательские. Организации ориентированы на рост и возможности развития. Ресурсы в распоряжении коллектива, существуют автономные группы, которые выбирают цели и способы деятельности.

Принципы организации

Принцип – норма, правило, установка руководства к действию, которыми пользуется субъект при осуществлении своих функций.

Цели организации: приоритет цели, принцип дерево цели, целевая адаптация, непрерывность целеполагания, стратегическое планирование.

Форма организации: системность, толерантность, конструктивность, иерархичность, универсальность.

Содержание организации: принцип главного звена, принцип разнообразия, достаточность, единство формы и организации

Взаимосвязь: линейность и функциональность, специализация, оптимальное количество звеньев, обратная связь

Взаимодействие: оперативность и гибкость, непрерывность и ритмичность, разделение и кооперация, адекватность воздействия.

 

Конгломераты

Конгломерат представляет собой организационную форму объеди­нения предприятий, которая возникает в результате слияния различ­ных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Конгломератные слияния подразделяются на несколько ти­пов: 1) функциональные; 2) рыночно ориентированные; 3) чисто кон­гломератные слияния.

Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибыли независимо от сфер их деятельности. Как новейшая форма монополистических объединений, они возникли в 1960-х годах и получили распростране­ние в виде интеграции предприятий различных отраслей, не имею­щих производственной общности. В настоящее время распростране­ны конгломераты, объединяющие под единым финансовым контро­лем со стороны холдинговой компании сеть разнородных предприя­тий. Эти предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности холдинга. Поэтому профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или отсутствует вовсе.

Основными способами образования конгломератов являются сли­яния и поглощения фирм различной производственной и коммерчес­кой ориентации. Слияние в данном случае означает объединение не­скольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а осталь­ные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существова­ние. Возможны три метода слияний: 1) компания А покупает активы компании Б с оплатой наличными или ценными бумагами, выпущен­ными компанией-покупателем; 2) компания А может купить контроль­ный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжает функционировать как самостоятельная хозяй­ственная единица; 3) акции компании А могут быть выпущены спе­циально для собственников компании Б, в результате чего компания А приобретает активы и обязательства компании Б, а Б теряет право на существование.

Слияние отличается от объединения, при котором новая компания образуется на основе нескольких прежних фирм, полностью утрачи­вающих свою самостоятельность. Новая компания, образовавшаяся на основе объединения, берет под контроль и управление все активы и обязательства компаний — участников объединения, после чего по­следние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями Б, В, Г, то в результате на рынке может появиться новая компания Д, а все остальные распускаются. Несмотря на некоторые различия между слияниями и объединениями, экономические послед­ствия этих процессов одни и те же - создание условий для объедине­ния деятельности под общим централизованным контролем.

 

Консорциумы и картели

Консорциум представляет собой одну из форм объединений, создава­емых на основе соглашения между несколькими банками, предприятия­ми, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для сов­местного проведения крупных финансовых операций по размещению зай­мов, акций или осуществлению наука- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала, однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридиче­скую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума. Консорциумы организуются для усиления конкурентных позиций их участников.

Консорциумы обычно создаются в форме товариществ с ограни­ченной ответственностью, акционерных обществ и др. Они могут быть временными и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления кратко­срочных сделок. Постоянные консорциумы, как правило, осуществ­ляют операции по размещению займов определенной страны или груп­пы стран, с ценными бумагами отдельных акционерных обществ, ис­пользуемыми для реализации финансовых, коммерческих и инвести­ционных проектов значительного масштаба.

Консорциум, как правило, возглавляется крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглаше­ния — консортов, разрабатывают условия займа или организации ак­ционерного общества, занимаются юридическим оформлением до­кументации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Ведущая монополия имеет обширную сеть различных филиалов и агентств, обеспечивающих реализацию выпускаемых консорциумом ценных бумаг. Члены кон­сорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, объеме эмиссии акций или общей стоимости реа­лизуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

 

 

Синдикаты. Пулы. Ассоциации

Синдикат — организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения между предпри­ятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом про­дукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Пред­приятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юри­дическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган - сбытовую контору Этим дости­гается продажа всей однородной продукции по монопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по це­нам, заранее установленным синдикатом.

Пул (общий котёл) — форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.

В качестве особенностей пулов можно назвать:

принадлежность этой организационной формы интеграции к одной из форм монополистических объединений компаний, разновидности картелей;

временный характер объединения компаний;

установление в рамках пула правил распределения общих расходов и прибыли

Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой, цели.

Особенности ассоциации следующие:

это самая "мягкая" форма интеграции компаний;

она создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;

члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;

члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

 

 

Стратегические альянсы

Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х гг. Прогнозируется, что в XXI в. они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.

Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

достижение экономии на масштабах производства;

совместное использование производственных мощностей;

объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяются их опыт и ресурсы;

снижение рисков в деятельности;

получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникаций, компьютеров, самолетов и т.п.).

 

 

Виды групп

Формальные группы — это те, которые предусмотрены в структуре организации для решения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирую­щие на постоянной основе (например, отделы в организации), и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных заданий (например, группа, готовящая презентацию продукции на выставке).

Неформальные группы создаются для удовлетворения со­циальных потребностей и общения людей, например, группа коллег, объединившихся для участия в спортивных соревнова­ниях. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в орга­низации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.

 

Процессы групповой динамики

Развитие группы может проходить при наличии условий:

Наличие общей территории;

Наличие времени;

Наличие совместной деятельности;

Характер отношения с другими группами;

Численность группы.

Группа с нечётным количеством более предпочтительны, чем с чётным.

Различия группы:

В какой степени участники группы влияют друг на друга;

Зависят друг от друга;

Структурированность отношений.

Этапы развития группы:

Формирование группы. Участники плохо знают друг друга. Нет представления о целях и нормах группы.

Распределение ролей в группе. На этом этапе часто возникают конфликты. Они завершаются, когда в группе формируется иерархия.

Упорядочение. Отношение в группе стабильны. Формируется устойчивая система лидерства;

Этап действий. Работа над поставленной целью;

Распад группы. Участники уходят в состав других групп.

 

Поведенческий маркетинг

Фаза производственной ориентации. Характерна для крупных предприятий, успешно развивающихся в условиях плановой экономики. Руководство основывается на былом величии. Цель: организация производства.

Фаза сбытовой ориентации. Главный мотив: продажа произведённого товара. Цели: заработать, продать товар любой ценой. Потребности, ценовая политика, рекламная политика, отношение к клиентам, тактика поведения, стратегия поведения. На этой стадии находятся начинающие предприниматели.

Фаза конъектурной ориентации. Цели: найти свою нишу на рынке, поймать спрос. Потребности в имидже, ценовая политика, рекламная политика, отношение к клиентам основывается на уважении, тактика поведения, стратегия поведения. На этой стадии находятся предприниматели, которые давно в бизнесе.

Фаза маркетинговой ориентации. Цель: изучить своего покупателя. Интерес: наращивать услуги для клиентов. Потребность в имидже, ценовая политика ниже чем у конкурентов, рекламная политика помочь выбрать то, что клиент хочет, отношение к клиентам удовлетворять их запросы. Тактика поведения – найти, изучить, понять потребителя. Данный этап – наивысшая стадия развития рыночной экономики, сотрудники осознают миссию фирмы, переживают её успехи и неудачи.

 

Теория организации в системе наук

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упоря­дочению всех элементов определенного объекта во времени и простран­стве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во мно­гих других случаях организация рассматривается как объект, обладаю­щий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются много­образные связи (физические, технологические, экономические, пра­вовые) и человеческие отношения. Организация как объект представ­ляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свой­ство организационной сложности) и особое единство с внешним ок­ружением. Для нее характерна целенаправленность функционирова­ния и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и по­ложено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современ­ная организация, не может быть понят только с позиций рассмотре­ния его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий под­ход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению ус­тановленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограни­чения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, дости­жение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.041 с.)