Понятие группы. Мотивы вступления в группу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие группы. Мотивы вступления в группу



Группа — это союз двух и более людей, объединившихся вместе для достижения конкретных целей.

Мотив принадлежности. Отражает насущную потребность любого человека входить в определенную социальную группу для поддержания социальных контактов в общении, беседе, симпатиях и т. д. Иногда человек оказывается изолированным от своей обычной группы на отдыхе, в командировке, на стажировке. При этом он чувствует себя неуютно, пока не находит новых друзей и партнеров.

Мотив помощи. Формальная структура ограничивает возможности сотрудника в получении помощи ввиду занятости руководителя, боязни сотрудника оказаться несостоятельным, возможной критики со стороны старших. Поэтому люди предпочитают обращаться за помощью к своим коллегам, опытным сотрудникам. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж, а получающий — конкретную инструкцию к действию или совет по норме поведения, рекомендуемой одежде и т. п.

Мотив защиты — одна из древнейших причин, побуждающая людей объединяться в группы для защиты от враждебных проявлений внешнего окружения. В настоящее время потребность в защите от физической опасности снижается, но увеличивается необходимость социальной защиты в связи с жесткими условиями рыночной экономики, конкуренцией, ростом безработицы. Обычный человек испытывает постоянное давление со стороны непосредственного руководителя, более старших по положению и возрасту коллег, бухгалтерии и финансовых подразделений ввиду задержки зарплаты и др. Его естественное желание — объединиться с другими людьми, испытывающими подобный дискомфорт, для оказания противодействия.

Мотив общения. В формальной организации подчиненный не владеет всей необходимой информацией, так как руководство часто намеренно скрывает ее. Это вынуждает работника обращаться к неформальным источникам информации (слухам, сплетням). Кроме того, существует естественная потребность в доброжелательном человеческом общении с коллегами, обмене информацией, консультациях и советах, что способствует активному участию работников в неформальных коммуникациях.

Мотив симпатии. Люди часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Симпатии и антипатии между людьми носят в основном индивидуальный характер.

 

Виды групп

Формальные группы — это те, которые предусмотрены в структуре организации для решения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирую­щие на постоянной основе (например, отделы в организации), и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных заданий (например, группа, готовящая презентацию продукции на выставке).

Неформальные группы создаются для удовлетворения со­циальных потребностей и общения людей, например, группа коллег, объединившихся для участия в спортивных соревнова­ниях. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в орга­низации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.

 

Процессы групповой динамики

Развитие группы может проходить при наличии условий:

Наличие общей территории;

Наличие времени;

Наличие совместной деятельности;

Характер отношения с другими группами;

Численность группы.

Группа с нечётным количеством более предпочтительны, чем с чётным.

Различия группы:

В какой степени участники группы влияют друг на друга;

Зависят друг от друга;

Структурированность отношений.

Этапы развития группы:

Формирование группы. Участники плохо знают друг друга. Нет представления о целях и нормах группы.

Распределение ролей в группе. На этом этапе часто возникают конфликты. Они завершаются, когда в группе формируется иерархия.

Упорядочение. Отношение в группе стабильны. Формируется устойчивая система лидерства;

Этап действий. Работа над поставленной целью;

Распад группы. Участники уходят в состав других групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.008 с.)