Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Транспортные обязательстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и система транспортных обязательств. Перевозка. Обязательства по перевозке в системе транспортных обязательств, отграничение перевозки от иных транспортных обязательств. Виды перевозок в зависимости от вида транспорта; от числа транспортных организаций, участвующих в перевозке (перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении). Перевозка транспортом общего пользования. Чартерные перевозки; отграничение договора фрахтования (чартера) от тайм-чартера и бербоут-чартера. Классификация воздушных, морских и автомобильных перевозок. Правовое регулирование перевозок; место транспортных уставов и кодексов в системе источников. Договор перевозки груза. Понятие, общая характеристика и виды договора. Стороны договора (грузоотправитель и перевозчик). Дискуссии относительно правового положения грузополучателя. Форма и порядок заключения договора. Организационные предпосылки заключения договора юридического характера (заявки и заказы грузоотправителей, долгосрочные договоры об организации перевозок, административные акты). Обязанности сторон по предъявлению груза к перевозке и перевозочных средств; ответственность за нарушение этих обязанностей. Перевозочные документы (транспортная накладная, квитанция, дорожная ведомость, коносамент, чартер и др.). Содержание договора перевозки грузов. Сроки доставки грузов. Провозная плата (фрахт). Права, обязанности и ответственность сторон по договору перевозки грузов. Погрузка и выгрузка груза. Сталийное и контрсталийное время; диспач и демередж. Особенности размера и условий ответственности перевозчика. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза; просрочку в доставке груза. Бремя доказывания. Случаи освобождения от ответственности. Особенности ответственности морского перевозчика. Общая и частная авария при морской перевозке; диспаша. Ответственность грузополучателя и грузоотправителя. Претензии и иски по перевозкам грузов. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза. Договор перевозки пассажира и багажа. Понятие, форма и порядок заключения договора. Права, обязанности и ответственность перевозчика и пассажира. Право пассажира перевозить детей на льготных условиях. Провоз ручной клади (каютного багажа); перевозка багажа. Срок доставки багажа. Право на возврат и возобновление проездных документов. Ответственность перевозчика за задержку отправления (опоздание прибытия), за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа, за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира; основания освобождения от нее. Претензии и иски по перевозкам. Буксировка. Соотношение буксировки с перевозкой. Понятие договора буксировки. Договор речной буксировки: понятие, правовое регулирование, порядок заключения; стороны, их права, обязанности и ответственность. Договор морской и портовой буксировки: понятие, правовое регулирование, форма; управление буксировкой, ответственность за ущерб плавучему объекту, находящимся на нем людям и имуществу. Транспортная экспедиция. Понятие и правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Форма и содержание договора. Основные и дополнительные услуги, оказываемые экспедитором. Субъекты договора, их права, обязанности и ответственность. Информация, предоставляемая экспедитору. Отступление от указаний клиента. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом. Особенности оснований и размера ответственности экспедитора. Законные неустойки на нарушение обязанностей. Претензии и иски. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора. Односторонний отказ от исполнения договора.
Тезисы лекций Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору. Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон. Особенностью транспортного законодательства является то, что в новом ГК закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится, как и прежде, в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне федерального. К числу основных актов транспортного законодательства относятся: - ГК; - Транспортный устав железных дорог Российской Федерации - Воздушный кодекс РФ - Кодекс торгового мореплавания РФ - Кодекс внутреннего водного транспорта РФ - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Договор перевозки грузов. Договор перевозки грузов определяется как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Договор является возмездным, двусторонним, реальным. Договор заключается в письменной форме. Письменная форма договора перевозки груза предопределена обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом. Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке. Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Перевозка грузов транспортом общего пользования подразумевает, что договор перевозки является публичным договором. Сторонами в договоре перевозки грузов являются транспортное предприятие - перевозчик (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель - законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное уполномоченное владельцем груза лицо. В обязанности перевозчика входит не только принятие и перевозка груза, но и выдача его грузополучателю. Таким образом, в договорных отношениях по перевозке груза участвуют три лица: отправитель, перевозчик и получатель груза, хотя договор перевозки по своему правовому статусу является двусторонним договором. Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к договору в пользу третьего лица. Не участвуя в заключении договора, грузополучатель приобретает тем не менее право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения. При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства - требования по поводу недостачи или повреждения груза, а также по поводу просрочки в его доставке. Грузополучатель не только имеет обозначенные выше права, но и несет определенные обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Одним из существенных условий договора перевозки груза является наличие в нем указания на срок доставки груза потребителю. Продолжительность перевозки (транспортное время) - это время, в течение которого транспорт выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических операций на станции отправления, в пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Договор железнодорожной перевозки грузов. Содержание договора железнодорожной перевозки грузов обусловлено комплексом прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя). Эти права и обязанности в значительной мере предопределены транспортным законодательством: Транспортным уставом железных дорог, Правилами перевозок грузов, а также соглашением сторон в договоре перевозки. По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении - с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом сообщении, - законный представитель всех других железных дорог, участвующих в таком сообщении. Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям самого железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на праве собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц. Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры. Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производится погрузка. При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Выданная на основе накладной грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки груза. Обязанностью грузоотправителя является точное и полное указание в накладной всех необходимых сведений о сдаваемом грузе, его особых свойствах. Железная дорога, в свою очередь, имеет право на выборочную проверку сведений, внесенных отправителем в накладную. Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки грузов, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения. Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Обязанностью грузополучателя является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги. Договор воздушной перевозки грузов. Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя примерно аналогичны правам и обязанностям сторон договора перевозки на других видах транспорта. Однако ВК содержит некоторые положения, свидетельствующие о чрезмерной регламентации договорных отношений, связанных с перевозками грузов. Так, допускается по инициативе перевозчика и в одностороннем порядке расторжение договора перевозки грузов. Основаниями для этого являются: - нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных правил, установленных законодательством; - отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним авиационными правилами; - наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и веществ. Грузоотправителю предоставляется право отказаться от исполнения уже заключенного договора перевозки груза до его отправления, а также право на внесение изменений в грузовую накладную грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу. Кроме того, за грузоотправителем сохраняется право распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю, например в случае ошибочной выдачи груза ненадлежащему лицу или розыска пропавшего груза. Сторонам договора воздушной перевозки предоставлено право самим решать вопросы о сроках доставки груза. При недостижении соглашения по этому поводу сроки доставки устанавливаются (определяются) правилами перевозок. Договор воздушного чартера. Правовая природа воздушного чартера практически однозначна с правовой природой договора чартера в морском праве, что подтверждается содержанием ст. 787 ГК. По договору воздушного чартера одна сторона - фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне - фрахтователю всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки грузов. Воздушный чартер - договор возмездный и, как правило, консенсуальный, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в этой части договор воздушного чартера имеет некоторые признаки договора об организации перевозок грузов. Договор морской перевозки грузов. По договору морской грузовой перевозки одна сторона (пароходство) обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт). Слова "передал или передаст" означают, что этот договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Слова "отправитель или фрахтователь" означают, что морскому праву известны два вида договора морской перевозки грузов: договор перевозки и чартер. Наличие, содержание и письменная форма договора морской перевозки груза подтверждаются как самим чартером, так и коносаментом. Последний выполняет функции: - доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания; - расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; - товарораспорядительного документа на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом*(64). Наличие двух документов - чартера и коносамента обусловлено различными условиями, при которых чартер и коносамент составляются. Так, если чартер применяется для трампового судоходства, то коносамент - для линейного. Содержание чартера. Чартер констатирует наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, место погрузки, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартере могут быть обозначены и иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями. Грузы могут перевозиться и на судне, зафрахтованном на определенное время, и по особому договору - тайм-чартеру, который также является одним из видов транспортного договора. При наличии постоянных и устойчивых хозяйственных связей между перевозчиком и грузоотправителем (грузовладельцем) заключается долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов. Правоотношения сторон по договору морской перевозки грузов регулируются не только определенными нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями. Однако обычное право при морских перевозках не должно иметь приоритетного значения перед законом или договором. Особенностью морской перевозки грузов является возможность возникновения различного рода убытков и расходов, относящихся к категории общей или частной аварии в зависимости от обстоятельств, при которых они возникли. К категории общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Наличие признаков общей аварии устанавливается по заявлению заинтересованных лиц диспашером, состоящим при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и назначаемым президиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права. Убытки, относящиеся к общей аварии, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под признаки общей аварии. Убытки, признанные частной аварией, не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или тот, на кого падает ответственность за их причинение. Договор перевозки грузов по внутренним водным путям. Договор перевозки грузов по внутренним водным путям характеризуется теми же общими признаками, которые присущи договору перевозки на других видах транспорта. Договор перевозки оформляется соответствующими документами установленной формы, которые имеют юридическое значение для определения взаимных прав и обязанностей сторон, участвующих в договоре. К этим документам относятся накладная и квитанция о приеме груза к перевозке. Накладная сопровождает груз на всем пути следования, и пароходство обязано выдать ее вместе с грузом получателю в порту (пристани) назначения. На основании накладной порт или пристань отправления составляют дорожную ведомость, которая следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у пароходства. В накладной отправителем груза должны быть указаны: - наименование, адреса и расчетные счета отправителя и получателя; - наименование и вес груза; - указание скорости, с которой должен перевозиться груз. Перевозчик без участия отправителя вносит в накладную сведения: - о платежах, внесенных отправителем при отправлении груза, и о платежах, подлежащих взысканию с получателя; - о предусмотренных пунктах перевалки, переадресовки, о состоянии тары и упаковки, если она вызывает замечания. При заключении договора перевозки сторонами фиксируются сведения об объявлении ценности груза, сдаваемого к перевозке. Договор автомобильной перевозки грузов. Договор автомобильной перевозки грузов имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя. Во-вторых, спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора является путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента. Договор централизованной перевозки грузов автотранспортом. Одним из методов работы автотранспортных предприятий является централизованная перевозка грузов. Имеется несколько видов централизованной перевозки: - централизованная перевозка отдельных видов грузов; - регулярные междугородние централизованные перевозки; - централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты. Особенностью централизованных перевозок является и то, что они осуществляются по согласованным графикам, позволяющим учитывать интересы основного производства грузоотправителя и грузополучателя, ритмично и своевременно завозить грузы на промышленные предприятия, стройки, базы, склады, станции железных дорог, порты, пристани и аэропорты и вывозить из них. Централизованные перевозки грузов, как правило, не выполняются за счет перемещения отдельных партий или видов грузов, путем периодического обслуживания отдельных грузоотправителей или грузополучателей, а осуществляются при стабильных, постоянных хозяйственных связях сторон. Это выражается в том, что централизованные перевозки выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправителя, как правило, ко всем грузополучателям или от всех грузоотправителей к одному грузополучателю.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.015 с.) |