Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаг 3: Пауза для выслушивания партнера.

Поиск

Вы делаете паузу (то есть молчите), спокойно выслушиваете партнера, пока он не договорит.

Шаги 4-6: Повторы.

Повторите свою мысль, но обязательно — с учетом слов партнера и только в том случае, если ваше решение отказать не изменилось.

Ролевая игра 13. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Материалы Время Ситуация Инструкция участникам Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы точно следовать схеме отказа.

163

 

Инструкция группе Обсуждение Скажите «нет», затем уточните, что именно вы не будете делать, затем, сославшись на неприятные чувства, почему вы этого делать не будете. Будьте последовательны и настойчивы. Не давайте втянуть себя в дискуссию». «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел по существу и не переходил в плоскость личных оценок и извинений». «Что вам мешало сказать „нет"? Как реагировал партнер на вашу настойчивость? Какие способы компенсации отказа вы видите?»

Комментарии

Умение сказать «нет» прекрасно подходит для тренировки настойчивости. Если участник очень легко поддается на провокации партнера, то я ему просто пишу текст на карточке и предлагаю повторять этот текст до тех пор, пока партнер не устанет. Поверьте, многим это очень и очень помогает приобрести уверенность, хоть со стороны и выглядит довольно смешно.


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА

 

В поведенческой терапии принята очень специфическая модель оценки эффективности тренинга — так называемая модель «А-В-А». Эта экспериментальная модель крайне проста и ограничена изучением одного испытуемого (А) до и после какого-либо терапевтического вмешательства (В). Точнее, речь идет о выборке различных действий испытуемого А до момента вмешательства, в процессе вмешательства и спустя некоторое время после него.

Вместо того чтобы сравнивать поведение клиента с эталонным поведением, его сравнивают с ним самим — но таким, какой был раньше. То есть в самой схеме А-В-А заложен дополнительный источник подкрепления. Ведь сравнение с эталоном всегда дает возможность убедиться, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле всегда так или иначе означает либо подкрепление, либо возможность получить помощь в дальнейшем самосовершенствовании.

Если выборка поведения испытуемого (клиента) после терапии приблизится к заранее определенным целям терапии, то терапию считают успешной. Если требуемых изменений обнаружено не будет, то понадобится либо конкретизация целей, либо коррекция плана психотерапевтических мероприятий.

На заключительном этапе тренинга мы обычно возвращаемся к карточкам, которые заполняли клиенты, выполняя упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл...» и проводим повторное обсуждение, чтобы оценить достигнутый каждым успех.

Полученные результаты сравнения позволяют нам совершенствовать программу и дорабатывать отдельные ее блоки.


Оценка эффективности тренинга

165

Для общей оценки достигнутого группой прогресса на начальных этапах я использую разработанный мною тест уверенности в себе, который вы найдете в приложении.

И, конечно, очень много полезной информации может дать обратная связь от участников группы. Для получения этой обратной связи я также часто использую упражнения, прекрасно описанные в тренинговои литературе, выпускаемой издательством «Речь».


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1.

СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК

ДЛЯ ЗАПИСИ СИТУАЦИЙ ЮЛЕВЫХ ИГР

Время, место:    
Партнер:    
Действия партнера:    
Ваше типичное поведение в этой ситуации:    
Возможные альтернативы, новое поведение:    
Последствия типичного поведения Для себя самого Для семьи Для отношений с партнером Для общества
Кратковременные        
Долговременные        

Приложение 2. СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ СЛОЖНОСТИ СИТУАЦИЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

КОМПОНЕНТЫ СИТУАЦИИ СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ СИТУАЦИИ
  1 низкая 2 3 средняя   5 высокая
Партнер/ партнеры Хороший приятель, которому доверяют Знакомый человек Незнакомый человек Группа людей Должностное лицо, начальник, милиционер
Время/ место Знакомая обстановка, привычное, дружественное окружение Незнакомая обстановка, дружественное окружение Незнакомая обстановка, недружелюбное окружение
Социальный контроль От исхода ситуации практически ничего не зависит. Внешние оценки отсутствуют. От исхода ситуации зависит собственный успех и благополучие. Присутствующие так или иначе будут оценивать успехи. От исхода ситуации зависит успех и благополучие других людей. Присутствующие активно и явно оценивают поведение и успехи.
               

Приложение 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОГО, НЕУВЕРЕННОГО И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

  'Агрессивное поведение Уверенное поведение Неуверенное поведение
Контакт глаз Пристальный взгляд прямо в глаза собеседнику Устойчивый контакт глаз: в глаза партнеру смотрят в момент предъявления требований, отводят взгляд, когда слушают возражения. Отсутствие контакта глаз: смотрят себе под ноги, на потолок, в свои бумаги, но не в глаза собеседнику
Дистанция общения Минимальная. На партнера все время «наступают*, вторгаются на его территорию. Оптимальная. Соответствует принятым в данной среде стандартам дистанции официального общения. Стремится к увеличению: от партнера «отступают», начинают говорить с очень большого расстояния.
Жестикуляция Бурная. Размахивают руками, совершают шумные и хаотичные движения, стучат дверями и бьют посторонние предметы. Соответствует смыслу сказанного. Напряженная. Дрожь и хаотичные движения. Судорожно перебирают бумаги, не знают, куда деть руки.
Тон, громкость голоса Крики, вопли, угрожающие интонации. Собеседника совсем не слушают, не дают договорить. Говорят короткими рублеными фразами. Говорят достаточно громко, чтобы быть услышанным собеседником. Уверенные интонации. Собеседника внимательно выслушивают. Говорят тихо, сбивчиво, стремятся сократить паузы в разговоре. Фразы неоправданно затянуты.
Чувства Злость, ярость Спокойствие, уверенность Страх, тревога, вина
Содержание речи Упреки, угрозы, приказы, оскорбления. Информирование о своих правах, желаниях, намерениях, действиях Оправдания, извинения, объяснения
Местоимение: Я, мне В фразах, содержащих угрозы и приказы Указывает на тот факт, что именно я сам стою за данным требованием Используется неопределенная форма глагола, речь от третьего лица
Содержание требования Угрозы,приказы Краткое и четкое Понять, что именно хочет человек, невозможно — об этом не говорят
Обоснование Не дается Краткое и четкое Обоснование излишне длинное и путаное, насыщено извинениями и ненужными объяснениями

169

Приложение 4. ТЕСТ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ИНСТРУКЦИЯ

Ответьте, пожалуйста, на каждый из следующих далее вопросов так, чтобы это выражало Ваше личное мнение, Ваши собственные представления. Для этого просто перечеркните квадрат рядом с нужным ответом. В каждом ряду должен быть перечеркнут лишь один квадрат. Например, квадрат, перечеркнутый справа в следующем примере, будет означать, что Вы согласны с правым утверждением:

Я хорошо понял инструкцию.

П(Нет) 0(Трудно сказать) ШЗ(Да)

Если Вы передумали и хотите исправить уже сделанную оценку, пожалуйста, обведите кружком неправильно перечеркнутую цифру и перечеркните новую, как это сделано в следующем примере:

Я часто ошибаюсь, заполняя тесты

Ш{Нет) П(Трудно сказать) Щ(Да)

Постарайтесь, пожалуйста, как можно реже использовать средний, неопределенный ответ (не чаще, чем один раз на каждые 3-4 вопроса).

Заранее благодарим за Вашу работу.

ТЕСТ ________________________________________________________

Даже если я отвратительно себя чувствую, я слежу за тем, чтобы не испортить настроение другим.

П(Верно) П(Трудно сказать) П(Неверно) [1]

В присутствии авторитетной персоны (начальства) я всегда смущаюсь. П(Верно) D(Трудно сказать) П(Неверно) [2]

Я — довольно независимый человек.

О(Верно) П(Трудно сказать) О(Неберно) [3]

В спорах с близкими мне людьми я склонен к тому, чтобы поддаваться и не вступать в пререкания.

П(Часто) П(Иногда) П(Очень редко) [4]


170

 

Если вблизи моего рабочего места появляется мой начальник, то я чувствую себя неловко. О(Неверно) П(Иногда) П(Почти всегда) [5]
Я легко выбираю ту линию поведения, которая дает мне наибольшие шансы достичь своих целей. О(Верно) П(Трудно сказать) П(Неверно) [6]
Мне приходится отказываться от многого, поскольку обстоятельства сильнее меня. О(Часто) П(Иногда) П (Очень редко) [7]
Я чувствую себя неловко, если другие предлагают мне свою помощь. О(Верно) 0(Трудно сказать) О(Неверно) [8]
Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу. П(Да) П'(Трудно сказать) П(Нет) [9]
Мне трудно открыто говорить о своих чувствах. П(Да) О(Иногда) О(Нет) [10]
Я вынужден бороться со своей робостью. П(Постоянно) О(Иногда) D'(Очень редко) [11]
Есть много вещей, которыми я могу гордиться. П(Да) 0(Трудно сказать) П(Нет) [12]
Мне приходится скрывать свои чувства. П(Часто) О(Иногда) О (Очень редко) [13]
Если пауза в разговоре затянулась, то я... 0(...чувствую себя очень неловко) 0(Нечто среднее) П(...всегда нахожу, что сказать). [14]
Я принимаю решения быстро, без долгих сомнений. О(Верно) 0(Нечто среднее) П(Неверно) [15]
Мне легко удается потребовать чего-либо. О(Нет) 0(Трудно сказать) П(Да) [16]
Я стесняюсь обращаться с моими служебными проблемами к начальству или сведущему человеку. О(Верно) П(Трудно сказать) П(Неверно) [17] Я уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах. О(Да) D (Трудно сказать) О (Нет) [18]
Если мне срочно нужен мой друг, то я звоню ему даже поздно ночью. 0(Верно) П(Иногда) П(Неверно) [19]
Часто я не решаюсь звонить в официальные учреждения. О(Верно) П(Трудно сказать) П(Неверно) [20]

171

 

Обычно я добиваюсь того, что мне нужно. О(Нет) П(Трудно сказать) О(Да) [21]
Если близкий и уважаемый мною родственник чем-то разозлит меня, то я.... О (...предпочитаю скрыть свою злость и не говорить ему об этом) 0(Нечто среднее) 0(...тотчас же говорю ему об этом) [22]
Мне очень трудно начать разговор с незнакомым человеком. П(Верно) П(Трудно сказать) П(Неверно) [23]
У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное. П(Верно) О (Тру дно сказать) П(Неверно) [24]
Я избегаю говорить что-либо, что может обидеть других. П(Ъерно) П(Трудно сказать) П(Неверно) [25]
Если кто-либо смотрит, как я работаю, то... О(...это мне очень мешает) 0(Нечто среднее) О(...это мне совершенно безразлично). [26]
Бывает, что мне приходят в голову мысли о моей неполноценности. П(Часто) ЕЛ (Очень редко) П(Никогда) [27]
Я стараюсь не обременять друзей своими проблемами. П(Верно) П(Трудно сказать) П(Неверно) [28]
Я смущаюсь, если мне говорят комплимент. П(Часто) О(Иногда) D (Очень редко) [29]
Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя. П(Верно) П(В основном — верно) П(Неверно) [30] Таблица пересчета в значения по шкалам к тесту уверенности в себе
Шкалы Вопросы теста  
Уверенность в себе Зг; 6г; 9г; 12г; 15г; 18г; 21; 24г; 27; ЗОг  
Социальная смелость 2; 5г; 8; 11; 14; 17; 20; 23; 26; 29  
Инициатива в социальных контактах 1; 4; 7; 10; 13; 16; 19г; 22; 25; 28  

172

 

Значения по шкалам получаются простым суммированием баллов по всем вопросам шкалы. Суммируются значения, получаемые следующим образом:

  По прямым вопросам: По «обратным» вопросам: (отмечены буквой «г» в таблице)
левый (или верхний) ответ в бланке «1» «3»
средний ответ в бланке ♦2» «2»
правый (или нижний) ответ в бланке ♦3» «1»

Полученные суммы служат для сравнения с показателями других тестов или с нормами, приведенными в таблице. На основании норм можно также пересчитать сырые значения в стандартные.

Таблица Нормативные таблицы теста уверенности в себе

Шкалы Группы населения Стэны
                       
Уверенность в себе Мужчины и женщины моложе 35 лет 10-12 13-14 15-16 17-18 20-21   23-24 25-26 27-28 29-30
  Мужчины старше 35 лет 10-13 14-16 17-18 19- 21- 23-24 25-26   28-29  
  Женщины старше 35 лет 10- 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29  
Социальная смелость Все   11-12 13-14 15-17 18-20 21-22 23-24 25-27 28-29  
Инициатива в контактах Мужчины и женщины моложе 35 лет 10-13 14-15 16- 18-19   21-22 23-24 25-26 27-28 29-
  Мужчины и женщины старше 35 лет 10- 13-14 15-16 17-18   20-21 22-23 24-25 26- 28-30

Примечание:

Рассчитаны на выборке в 19876 человек (11634 женщины, 8242 мужчины)


ЛИТЕРАТУРА

Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази! СПб.: Академический проект, 1998.

Аннекен Р. и др. Тренинг коммуникации в парах. Руководство для психологов. Материалы DGVT № 2. URL: http://www. openweb. ru/ romek/dgvt[0]. htm.

Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991.

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 1999.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер, 1997.

Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития. М.: Прогресс, 2000.

Жинот X. Учитель и ребенок: Книга для родителей и учителей. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

ЗелигманМ. Как научиться оптимизму. М.: а. о. «Вече», 1997.

Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Поведенческий фактор риска ише-мической болезни сердца. Ленинград: Наука, 1990.

Ромек В. Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопросы ментальной медицины и экологии. Т. 6. № 2. 2000. С. 83-84.

Ромек В. Г. Уверенность в себе. Этический аспект // Журнал практического психолога. №9. 1999. С. 3-14.

Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000.

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999.

Хрящева Н. Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2001.

Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб.: Питер, 1999.

Эллис А., Аандж А. Не давите мне на психику! Искусство психологической самозащиты. СПб.: Питер, 1997.

Feldhege F., Kraut ban G. Verhaltenstrainingsprogramm zum Aufbau sozialer Kompetenz. Berlin: Springer, 1979.

Fiedler P. Zur Theorie und Praxis verhaltenstherapeutischer Gruppen. Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 5, Miinchen, 1976.

Fliegel S., Groeger W. M., Kiinzel R., Schulte D., Sorgatz H. (Hrsg.) Verhaltenstherapeutiscke Standardmethoden. Miinchen: U&S, 1981.


174

Grave К., DziewasH., BrutscherH., SchaperP., Steffani К. Assertiveness-Training-Programm vs. Interaktionelle Problemlosungsgruppen. Ein empirischer Vergleich// Fortschritte der Verhaltenstherapie. DGVT: Tubingen, 1978.

Krappmann L. Soziologische Demensionen der Identitat. Stuttgart, 1971.

Lange A., Jakubowski P. Responsible assertive behavior. Champaign: Reseach, 1976.

Petermann U. Training mit sozial unsicheren Kindern. Munchen: U&S, 1983.

Salter A. Conditioned reflex therapy. New York: Capricorn. 1949.

Ullrich De Muynk R., Ullrich R. Standardisierung des Selbstsicherheitstraining fii r Gruppen // Behavior TherapyVerhaltenstherapy // Brengelmann J., Tun-ner W. (Ed.). Munchen: Urban und Schwarzenberg, 1973.

Wolpe J. Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford, 1958.

Wolpe ]. The practice of behavior therapy. N. Y., 1969.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................. 3

ТЕОРИЯ

Что такое межличностные отношения?........................ 5

Источники неуверенности в межличностных отношениях....... 8

Как становятся неуверенными

и как делают неуверенными других?....................... 8

В чем и как проявляется неуверенность

в себе в межличностных отношениях....................... 9

Андре Сальтер и преодоление депрессии

развитием межличностных отношений..................... 14

Что такое уверенное поведение в межличностных отношениях?.. 17

Уверенность в межличностных отношениях.................... 19

МЕТОД

Поведенческий тренинг: теория и практика.................... 26

Тренинг и модификация поведения........................... 27

Классификация программ тренинга поведения................. 29

Тренинг уверенности в себе и самоутверждения................ 37

Тренинг социальной компетентности......................... 38

Тренинг медиаторов: педагогический тренинг.................. 40

Принципы тренировки новых навыков........................ 41

САМОАНАЛИЗ

Чего я боюсь?.............................................. 53

Достаточно ли у меня близких людей?........................ 57

ТРЕНИНГ

Учимся уверенности........................................ 64

Умение вызвать симпатию................................... 87

Открытое выражение желаний и чувств....................... 101

Тренинг открытости и откровенности......................... 126

Уверенность в конфликтных ситуациях....................... 155

Умение сказать «нет»....................................... 159

Оценка эффективности тренинга................... 164

Приложения............................................... 166

Литература................................................ 173


Владимир Георгиевич РОМЕК

 

Главный редактор И. Ю. Авидон

Зав. редакцией Т. В. Тулупъева

Художественный редактор П. В. Борозенец

Директор JI. В. Янковский

ООО Издательство «Речь»

т. (812) 323-76-70, 323-90-63, (095) 502-67-07

E-mail: rech@mail.lanck.net

www.rech.spb.ru

199004, Санкт-Петербург, 3 линия, 6 (лит. «А»)

Лицензия ЛП № 000364 от 29.12.99

Подписано в печать 25.12.2002. Формат 60x88 '/16. Печ. л. 11,25. Тираж ЪООО экз. Заказ № А5. Я. *.

Отпечатано в ООО «СЗПД». 188350, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Солодухина, 2

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.01 с.)