Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг 3: Пауза для выслушивания партнера.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вы делаете паузу (то есть молчите), спокойно выслушиваете партнера, пока он не договорит. Шаги 4-6: Повторы. Повторите свою мысль, но обязательно — с учетом слов партнера и только в том случае, если ваше решение отказать не изменилось. Ролевая игра 13. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
163
Комментарии Умение сказать «нет» прекрасно подходит для тренировки настойчивости. Если участник очень легко поддается на провокации партнера, то я ему просто пишу текст на карточке и предлагаю повторять этот текст до тех пор, пока партнер не устанет. Поверьте, многим это очень и очень помогает приобрести уверенность, хоть со стороны и выглядит довольно смешно. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА
В поведенческой терапии принята очень специфическая модель оценки эффективности тренинга — так называемая модель «А-В-А». Эта экспериментальная модель крайне проста и ограничена изучением одного испытуемого (А) до и после какого-либо терапевтического вмешательства (В). Точнее, речь идет о выборке различных действий испытуемого А до момента вмешательства, в процессе вмешательства и спустя некоторое время после него. Вместо того чтобы сравнивать поведение клиента с эталонным поведением, его сравнивают с ним самим — но таким, какой был раньше. То есть в самой схеме А-В-А заложен дополнительный источник подкрепления. Ведь сравнение с эталоном всегда дает возможность убедиться, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле всегда так или иначе означает либо подкрепление, либо возможность получить помощь в дальнейшем самосовершенствовании. Если выборка поведения испытуемого (клиента) после терапии приблизится к заранее определенным целям терапии, то терапию считают успешной. Если требуемых изменений обнаружено не будет, то понадобится либо конкретизация целей, либо коррекция плана психотерапевтических мероприятий. На заключительном этапе тренинга мы обычно возвращаемся к карточкам, которые заполняли клиенты, выполняя упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл...» и проводим повторное обсуждение, чтобы оценить достигнутый каждым успех. Полученные результаты сравнения позволяют нам совершенствовать программу и дорабатывать отдельные ее блоки. Оценка эффективности тренинга 165 Для общей оценки достигнутого группой прогресса на начальных этапах я использую разработанный мною тест уверенности в себе, который вы найдете в приложении. И, конечно, очень много полезной информации может дать обратная связь от участников группы. Для получения этой обратной связи я также часто использую упражнения, прекрасно описанные в тренинговои литературе, выпускаемой издательством «Речь». ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК ДЛЯ ЗАПИСИ СИТУАЦИЙ ЮЛЕВЫХ ИГР
Приложение 2. СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ СЛОЖНОСТИ СИТУАЦИЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Приложение 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОГО, НЕУВЕРЕННОГО И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
169 Приложение 4. ТЕСТ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ИНСТРУКЦИЯ Ответьте, пожалуйста, на каждый из следующих далее вопросов так, чтобы это выражало Ваше личное мнение, Ваши собственные представления. Для этого просто перечеркните квадрат рядом с нужным ответом. В каждом ряду должен быть перечеркнут лишь один квадрат. Например, квадрат, перечеркнутый справа в следующем примере, будет означать, что Вы согласны с правым утверждением: Я хорошо понял инструкцию. П(Нет) 0(Трудно сказать) ШЗ(Да) Если Вы передумали и хотите исправить уже сделанную оценку, пожалуйста, обведите кружком неправильно перечеркнутую цифру и перечеркните новую, как это сделано в следующем примере: Я часто ошибаюсь, заполняя тесты Ш{Нет) П(Трудно сказать) Щ(Да) Постарайтесь, пожалуйста, как можно реже использовать средний, неопределенный ответ (не чаще, чем один раз на каждые 3-4 вопроса). Заранее благодарим за Вашу работу. ТЕСТ ________________________________________________________ Даже если я отвратительно себя чувствую, я слежу за тем, чтобы не испортить настроение другим. П(Верно) П(Трудно сказать) П(Неверно) [1] В присутствии авторитетной персоны (начальства) я всегда смущаюсь. П(Верно) D(Трудно сказать) П(Неверно) [2] Я — довольно независимый человек. О(Верно) П(Трудно сказать) О(Неберно) [3] В спорах с близкими мне людьми я склонен к тому, чтобы поддаваться и не вступать в пререкания. П(Часто) П(Иногда) П(Очень редко) [4] 170
171
172
Значения по шкалам получаются простым суммированием баллов по всем вопросам шкалы. Суммируются значения, получаемые следующим образом:
Полученные суммы служат для сравнения с показателями других тестов или с нормами, приведенными в таблице. На основании норм можно также пересчитать сырые значения в стандартные. Таблица Нормативные таблицы теста уверенности в себе
Примечание: Рассчитаны на выборке в 19876 человек (11634 женщины, 8242 мужчины) ЛИТЕРАТУРА Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази! СПб.: Академический проект, 1998. Аннекен Р. и др. Тренинг коммуникации в парах. Руководство для психологов. Материалы DGVT № 2. URL: http://www. openweb. ru/ romek/dgvt[0]. htm. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 1999. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер, 1997. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития. М.: Прогресс, 2000. Жинот X. Учитель и ребенок: Книга для родителей и учителей. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. ЗелигманМ. Как научиться оптимизму. М.: а. о. «Вече», 1997. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Поведенческий фактор риска ише-мической болезни сердца. Ленинград: Наука, 1990. Ромек В. Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопросы ментальной медицины и экологии. Т. 6. № 2. 2000. С. 83-84. Ромек В. Г. Уверенность в себе. Этический аспект // Журнал практического психолога. №9. 1999. С. 3-14. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999. Хрящева Н. Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2001. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб.: Питер, 1999. Эллис А., Аандж А. Не давите мне на психику! Искусство психологической самозащиты. СПб.: Питер, 1997. Feldhege F., Kraut ban G. Verhaltenstrainingsprogramm zum Aufbau sozialer Kompetenz. Berlin: Springer, 1979. Fiedler P. Zur Theorie und Praxis verhaltenstherapeutischer Gruppen. Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 5, Miinchen, 1976. Fliegel S., Groeger W. M., Kiinzel R., Schulte D., Sorgatz H. (Hrsg.) Verhaltenstherapeutiscke Standardmethoden. Miinchen: U&S, 1981. 174 Grave К., DziewasH., BrutscherH., SchaperP., Steffani К. Assertiveness-Training-Programm vs. Interaktionelle Problemlosungsgruppen. Ein empirischer Vergleich// Fortschritte der Verhaltenstherapie. DGVT: Tubingen, 1978. Krappmann L. Soziologische Demensionen der Identitat. Stuttgart, 1971. Lange A., Jakubowski P. Responsible assertive behavior. Champaign: Reseach, 1976. Petermann U. Training mit sozial unsicheren Kindern. Munchen: U&S, 1983. Salter A. Conditioned reflex therapy. New York: Capricorn. 1949. Ullrich De Muynk R., Ullrich R. Standardisierung des Selbstsicherheitstraining fii r Gruppen // Behavior Therapy — Verhaltenstherapy // Brengelmann J., Tun-ner W. (Ed.). Munchen: Urban und Schwarzenberg, 1973. Wolpe J. Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford, 1958. Wolpe ]. The practice of behavior therapy. N. Y., 1969. СОДЕРЖАНИЕ Введение.................................................. 3 ТЕОРИЯ Что такое межличностные отношения?........................ 5 Источники неуверенности в межличностных отношениях....... 8 Как становятся неуверенными и как делают неуверенными других?....................... 8 В чем и как проявляется неуверенность в себе в межличностных отношениях....................... 9 Андре Сальтер и преодоление депрессии развитием межличностных отношений..................... 14 Что такое уверенное поведение в межличностных отношениях?.. 17 Уверенность в межличностных отношениях.................... 19 МЕТОД Поведенческий тренинг: теория и практика.................... 26 Тренинг и модификация поведения........................... 27 Классификация программ тренинга поведения................. 29 Тренинг уверенности в себе и самоутверждения................ 37 Тренинг социальной компетентности......................... 38 Тренинг медиаторов: педагогический тренинг.................. 40 Принципы тренировки новых навыков........................ 41 САМОАНАЛИЗ Чего я боюсь?.............................................. 53 Достаточно ли у меня близких людей?........................ 57 ТРЕНИНГ Учимся уверенности........................................ 64 Умение вызвать симпатию................................... 87 Открытое выражение желаний и чувств....................... 101 Тренинг открытости и откровенности......................... 126 Уверенность в конфликтных ситуациях....................... 155 Умение сказать «нет»....................................... 159 Оценка эффективности тренинга................... 164 Приложения............................................... 166 Литература................................................ 173 Владимир Георгиевич РОМЕК
Главный редактор И. Ю. Авидон Зав. редакцией Т. В. Тулупъева Художественный редактор П. В. Борозенец Директор JI. В. Янковский ООО Издательство «Речь» т. (812) 323-76-70, 323-90-63, (095) 502-67-07 E-mail: rech@mail.lanck.net www.rech.spb.ru 199004, Санкт-Петербург, 3 линия, 6 (лит. «А») Лицензия ЛП № 000364 от 29.12.99 Подписано в печать 25.12.2002. Формат 60x88 '/16. Печ. л. 11,25. Тираж ЪООО экз. Заказ № А5. Я. *. Отпечатано в ООО «СЗПД». 188350, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Солодухина, 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.01 с.) |