Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 3. Групповые цели тренинга уверенности в межличностных отношениях

Поиск

Мы повысим свой уровень уверенности в себе, если:

• Научимся открыто и искренне говорить своему партнеру о своих чувствах и желаниях.

• Научимся конструктивно преодолевать конфликты в межличностных отношениях.

• Научимся говорить «нет» не устраивающим нас предложениям.

• Научимся сами определять круг близких нам людей.

• Научимся конструктивно выражать критику по отношению к близким людям.

По поводу групповых целей обычно возникает много вопросов. Для того чтобы уточнить цели, тренер предлагает выполнить несколько упражнений.


52

Упражнение 1. ЭТОТ ТРЕНИНГ БУДЕТ ИМЕТЬ ДЛЯ МЕНЯ СМЫСЛ...

Материалы Время Инструкция Обсуждение Карточки по числу участников, на которых с одной стороны написано: Этот тренинг будет иметь для меня смысл, если... А на обороте: Тренинг будет для меня бессмысленным, если... Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. «Дополните, пожалуйста, предложения, записанные на карточках. Постарайтесь быть максимально откровенны. Можете использовать пункты групповых целей». Каждый читает и комментирует написанное им на карточках, группа и тренеры задают уточняющие вопросы. «От кого зависит выполнение этого желания? Что нам может помешать достичь этой цели?»

Комментарии

Иногда приходится более или менее подробно останавливаться на методике поведенческого тренинга, чтобы не создавать нереалистичных ожиданий. Особенно нужно подчеркнуть необходимость активного участия в ролевых играх и выполнения домашних заданий.

На этом этапе мы также обычно раздаем и обсуждаем правила участия в группе, которые мало чем отличаются от правил, используемых в других формах психологического тренинга. Обычно это хорошо разогревает и дисциплинирует группу.

Карточки, заполненные клиентами, следует сохранить до конца тренинга — они нам еще понадобятся.


ЧЕГО Я БОЮСЬ?

Упражнения этого блока помогают лучше разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов, часто тесно связанных с проблемами в отношениях.

Упражнение 2. Я ТАК БОЮСЬ, А МНОГИЕ ЭТОГО НЕ БОЯТСЯ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуются. Упражнение — 20 мин. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны страха" и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я боюсь чего-то, хотя этого не боятся". Задача каждого — найти в себе минимум 3 страха». «Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают и страхи менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?»

Комментарии

Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться» и т. п. Ко-тренер фиксирует все названные страхи, отмечая их авторство.


54

Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у участников особых трудностей. Если возникают слишком большие паузы, то можно предложить участникам самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано «мой страх».

Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва.

Упражнение 3. Я НЕ БОЮСЬ, А МНОГИЕ БОЯТСЯ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуются. Упражнение — 20 мин. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны смелости" и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся и (или) не могут многие люди". -. Задача каждого — произнести 3 подобные фразы». «Возможно, кто-то из вас заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Скажите, пожалуйста, им об этом».

Комментарии

Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает сам такой, например, фразой: «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди». В случае, если группа надолго замолкает, тренер или ко-тренер могут произносить страховочные фразы:

«Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди».

«Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди»


 

Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, замечательно, хорошо, здорово» и т. п.

Ко-тренер фиксирует в протоколе названные «зоны смелости» отдельно для социальных и биологических страхов. Эти данные могут пригодиться для тренировки самоподкрепления и поощрения других людей.

Если возникают слишком большие паузы, то участникам предлагается самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано: «зона смелости».

Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва.

После выполнения этих двух упражнений часто можно обнаружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно использовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»

Упражнение 4. КАК ЖЕ ТЫ НАУЧИЛСЯ ЭТОГО НЕ БОЯТЬСЯ?

Материалы Время Инструкция Ко-тренер проверяет свои записи и составляет пары участников, в которых один боится того (или примерно того), чего не боится другой. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5— 7 мин. на каждого участника. «Наша задача будет состоять в том, чтобы выяснить, каким образом другой участник группы научился не бояться того, чего боимся мы. Для этого нам потребуется сформировать пары, и это мы сделаем следующим образом. Сначала просто найдите того, кто в предыдущих упражнениях говорил, что он боится чего-либо, чего вы сами не боитесь. Те, для кого не нашлось пары, просто поговорите друг с другом, чтобы найти такие вещи».

Обсуждение «Теперь, пожалуйста, постарайтесь выяснить у партнера, что ему помогло или помогает не бояться». «Какие способы формирования смелости мы узнали из наших диалогов?» Результатом должен стать перечень разных способов борьбы со страхом.

Комментарии

Часто такие разговоры наталкиваются на то, что один из участников заявляет, что он никогда этого не боялся. В этом случае ему дается задание убедить партнера (лучше — на конкретных примерах), что бояться данного объекта или действия нет смысла.

Обычно проведение этого упражнения приводит к тому, что «смелому» участнику удается достаточно четко и емко сформулировать те фразы, которые помогли ему справиться со страшной ситуацией.

Так, например, на одном из наших тренингов друг с другом беседовали две женщины, одна из которых бесстрашно водит автомобиль, другая же панически этого боится (особенно — пересекать оживленные перекрестки). В самом начале своей водительской практики автомобиль первой заглох на оживленном перекрестке, и она никак не могла его завести. Сзади раздавались звуковые сигналы, водители обгонявших ее автомобилей не стеснялись в выражениях. Справиться с волнением девушке помогла простая мысль: «Меня не интересуют те, кто позади меня, пусть сами думают о себе. Меня не интересуют те, кто меня обгоняет, они уже нашли решение своих проблем. Мне нужно ехать вперед, двинусь вперед, как только заведу машину, и буду смотреть только на тех, кто впереди меня». Страх помешать кому-либо или показать себя неумелым водителем в этом случае был преодолен.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.006 с.)