Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 19. Проверка генерализации

Поиск
Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуется. Обсуждение — 5-15 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, расскажите о том, чем закончилась ваша попытка познакомиться». «Что, по-вашему, позволило (или не позволило) вам познакомиться? В каком из пунктов схемы у вас возникли трудности? На что следует обратить внимание при следующем знакомстве?»

Комментарии

В случае, если при знакомстве в реальной жизни возникли особые трудности, на этапе проверки генерализации иногда нужно еще раз повторить те или иные упражнения или ролевые игры. Успешной генерализацию считают тогда, когда клиенту удается пройти все этапы знакомства с тремя разными людьми.

Пример применения схемы в индивидуальной терапии

С жалобой на одиночество, скуку и однообразие жизни ко мне обратился молодой человек (назовем его Слава). Слава показался мне довольно симпатичным, эрудированным и интересным человеком, у которого не должно было быть проблем с друзьями и подругами. Сам же он сказал, что друзей у него почти нет, а последняя подруга ушла от него лет пять назад. Работа ему уже порядком надоела (он ремонтирует холодильники на дому у заказчика).

Мы решили, что наша цель будет заключаться в знакомстве с тремя симпатичными девушками. На вопрос о том, встречает ли он таких девушек на работе, Слава сказал, что это бывает, но редко, и он очень стесняется и не знает, как с ними заговорить, и о чем с ними, кроме холодильника, разговаривать. Немного подумав, Слава вспомнил одну очень симпатичную девушку, у которой он ремонтировал телевизор. Она запала ему в душу, и он даже пару раз крутился у дома, где она живет, чтобы ее там встретить, но не встретил.


 

Мы решаем, что разговор с этой девушкой - дело ответственное, и лучше сначала научиться знакомиться где-либо в непринужденной и ни к чему не обязывающей обстановке. Слава называет адрес дискотеки, где не очень шумно и приятная музыка (он и там чинил холодильник). Составив список контактных фраз, Слава сначала тренируется там уверенно их произносить, затем мы с ним тренируем несколько «домашних заготовок» на разные темы (музыка, системы охлаждения воздуха и устранения табачного дыма, классические гавайские коктейли), и он тренируется их произносить в диалоге с девушками. Однажды ему даже удается договориться о дегустации гавайских коктейлей.

Наконец, Слава идет к объекту своих симпатий якобы затем, чтобы узнать, как работает отремонтированный им холодильник. Он рассказывает о системах охлаждения воздуха и об охлажденных гавайских коктейлях, пока роется в холодильнике. Девушка сама его угощает холодным вермутом, а он обещает ей занести специальный жесткий фильтр для устранения запаха табачного дыма.

Славе уже не так скучно, и работа не кажется ему совсем уж бессмысленной.

Сферы применения

Помимо совершенно очевидного тренинга знакомств с противоположным полом для застенчивых юношей и девушек, тренинг контакта находит широкое применение среди лиц, сфера личных контактов которых разрушена в результате переселения на новое место жительства, среди эмигрантов в целях облегчения их адаптации как на этапе подготовки к эмиграции, так и при затрудненной адаптации к новой среде в чужой стране.

В сфере бизнеса тренинг контактов находит широкое применение для людей, по роду своей деятельности вынужденных устанавливать новые контакты и в короткое время добиваться расположения к себе (например, торговые и страховые агенты). Иногда тренинг контакта используют в подготовке сотрудников правоохранительных органов и специалистов по общественным связям.


УМЕНИЕ ВЫЗВАТЬ СИМПАТИЮ

Конечно, знакомство — лишь начало межличностных отношений. Контакт может легко завершиться после первой или второй встречи, если партнер покажется нам неинтересен или несимпатичен, если мы сами не вызовем у него симпатию.

Умение вызвать симпатию принадлежит к числу очень важных умений, от которых зависит количество и интенсивность наших межличностных контактов. Симпатичные люди привлекают внимание, с ними хочется встречаться вновь и вновь. Взаимная симпатия — это то, что укрепляет межличностные отношения, делает их более насыщенными. Удовлетворенность своими межличностными отношениями тоже не в последнюю очередь зависит от уровня симпатии.

Безусловно, оптимистичные и уверенные в себе (не самоуверенные) люди притягивают к себе других людей, их, как показал в своих исследованиях Мартин Селигман, выбирают на ответственные должности, им легче добиться от других выполнения собственных желаний.

В содружестве с молодым аспирантом Гарольдом Зулловым Селигман (Zullow et al., 1988) заинтересовался проблемой, близкой к сфере интересов политологов. Он предположил, что при явном соперничестве двух кандидатов (какое, например, имеет место в ходе президентских выборов) более оптимистичный кандидат должен побеждать.

Основание к этому Селигман видел в следующем. Во-первых, оптимистичный кандидат будет более активным и деятельным, успеет встретиться с большим количеством людей и т. д. Во-вторых, в ходе этих встреч он больше понравится избирателям. В-третьих, он будет более убедителен (в хорошее охотнее верят) и вызовет у избирателей большие надежды, связанные с ним персонально. В итоге, при сильной разнице в уровне оптимизма при прочих приблизительно равных условиях, победить должен депутат оптимистичный.

Селигман решил проверить это предположение на материале президентских выборов. В качестве стандартных выступлений


88

 

были выбраны речи с согласием баллотироваться претендентов на президентский пост в Америке с 1948 (с этого года выступления достигали широкой аудитории благодаря телевидению) по 1984 годы. Уровень оптимизма оценивали независимые эксперты по специально разработанной схеме.

В итоге было обнаружено, что в девяти случаях из десяти победил более оптимистичный кандидат. Причем кандидаты, существенно опережавшие соперника по уровню оптимизма, выигрывали с огромным перевесом. У кандидатов же с небольшим преимуществом по показателям оптимизма и перевес на выборах был небольшим. Так было установлено, что знание разницы в уровне оптимизма позволяет предсказать исход выборов значительно точнее, чем любые другие технологии. Более того, влияние телевизионной трансляции также не было решающим фактором. Анализ речей кандидатов, начиная с 1900 года, показал, что из двадцати случаев в восемнадцати американцы отдавали предпочтение более оптимистичному кандидату.

Тренируясь видеть хорошее в других людях и говорить об этом, участники группы научатся также хорошо говорить и о своих достоинствах. А эти умения, как мы видели раньше — один из существенных компонентов уверенности в себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.006 с.)