Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема 7. Неуверенность и агрессивность в выражении желаний и чувствСодержание книги
Поиск на нашем сайте
129 Альтернативу неуверенности и агрессивности в выражении чувств составляет уверенное, открытое, истинное и спонтанное выражение (отражение) чувств. Именно этот навык поведения тренируется в последующих упражнениях и ролевых играх. Содержательно мы различаем позитивные и негативные чувства, ситуационно — выражение и отражение чувств. Деление чувств на позитивные и негативные очень условно, однако оно помогает лучше структурировать программу тренинга и учит участников ценить и поддерживать именно позитивные чувства. Под позитивными (приятными, положительными чувствами) мы понимаем чувства, которые в данный момент времени и в данной ситуации человеку хочется продолжать испытывать. Под негативными (неприятными, отрицательными) мы понимаем чувства, которые в данной ситуации и в данный момент времени хочется как можно быстрее прекратить испытывать. В работе со многими группами я замечал, что неуверенные в себе клиенты очень хорошо умеют замечать чувства негативные, зато с большим трудом замечают и формулируют чувства позитивные. Именно поэтому тренировку открытого выражения чувств мы начинаем с выражения чувств позитивных. Далее, в разговоре можно говорить о чувствах своих собственных (выражение чувств), а можно говорить о чувствах партнера (отражение чувств). И то и другое — формы проявления одного и того же навыка. Однако имеются некоторые существенные различия в индивидуальной степени легкости каждого из этих навыков для каждого участника группы. Рисунок 1. Формы открытого выражения (отражения) чувств 130
Чтобы определить уровень сложности отдельных навыков для группы в целом, мы обычно проводим следующее упражнение. Упражнение 34. ЧТО СЛОЖНЕЕ? '
Комментарии При выполнении этого упражнения обычно не возникает никаких затруднений, а получившаяся картина обычно очень хорошо иллюстрирует тот факт, что позитивные чувства находят меньшее выражение в речи и поведении. 131
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Для того чтобы научиться открытости желаний и чувств, необходимо обладать несколькими простыми элементарными навыками. Выражение чувств предполагает, что человек умеет чувствовать, что у него бывают разнообразные чувства, а не одна большая злость или тоска, например. Далее, он должен уметь эти чувства в себе замечать, знать, как они называются, уметь подбирать подходящие слова для их выражения. Наконец, человек должен уметь выражать чувства в диалоге с партнером и добиваться конгруэнтности (соответствия) вербальных и невербальных средств выражения чувств. Все это в полной мере касается и желаний — как личных, так и желаний партнера. Прежде чем перейти к ролевым играм, мы выполняем несколько упражнений на тренировку этих элементарных навыков. Следующие упражнения позволят участникам прислушаться к своим чувствам и найти им наименование. Упражнение 35. ЧУВСТВА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
132
Нужно ли произвести какие-либо изменения или дополнения? Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?» Комментарии Обычно группа придумывает 40-50 наименований. Тренер вертикальной чертой делит лист пополам, слева пишет большой знак плюс, справа знак минус. Положительные чувства записываются слева, отрицательные — справа. Чувства, характер которых меняется в зависимости от ситуации, записываются ближе к черте. Если у участника возникает вопрос, является ли чувством то, что он назвал (например, агрессия или застенчивость), то вопрос адресуется группе. Страховка Получается примерно следующая картина:
133
Домашнее задание Дома поработайте, пожалуйста, со словарем и художественной литературой и дополните наш список новыми словами. Упражнение 36. ОТГАДАЙ ЧУВСТВО _________________________
134
Комментарии Тренер следит за порядком, ко-тренер записывает на лист ватмана наименования чувств, которых еще нет в списке. В такой форме участники часто вспоминают значительно больше названий чувств. На карточках лучше записать чувства, которые в предыдущем упражнении назвали сами участники. Это помогает избежать возражения, что такого чувства вообще нет в природе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.01 с.) |