Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 6. Пути из одиночества

Поиск
Материалы Время Инструкция Обсуждение • Карточки, на которых написаны следующие ключевые фразы: Когда мне было одиноко, я вел себя следующим образом... На обороте карточки написано следующее: так я поступаю почти всегда так я поступаю иногда такое поведение для меня совершенно необычно • Красные и черные фишки. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 10-15 мин. на каждого участника. «Вспомните случай, когда вам было особенно одиноко (здесь вам может помочь предыдущее упражнение). Запишите, пожалуйста, вкратце, как вы себя вели в этой ситуации, что вы предприняли, чтобы справиться с одиночеством». Затем: «Переверните, пожалуйста, карточку, и отметьте, насколько такое поведение типично для вас». 1) Каждый участник говорит о своем поведении в ситуации одиночества и о том, насколько это типично для него. Карточки всех участников выкладываются на пол в центре круга.

 

  2) Тренер предлагает группе попытаться классифицировать, разбить на группы по степени сходства модели поведения в ситуации одиночества. В итоге в центре круга должны оказаться группы схожих карточек. Возможно, некоторые карточки будут лежать особняком. 3) После того как карточки классифицированы, полученные варианты обсуждаются группой с точки зрения их эффективности для каждого. Группа после непродолжительного (за чем следит тренер) обсуждения присваивает каждому варианту красную (хороший вариант) или черную (плохой вариант) фишку. При оценке вариантов участников спрашивают о том, чем именно хорош или плох каждый из вариантов, почему этот вариант хорош или плох для них лично. После процедуры оценивания, предоставляется слово участникам, чьи варианты получили большое количество негативных оценок.

Комментарии

Обычно участники легко справляются с задачей классификации моделей поведения в ситуации одиночества и их оценкой.

Если мнения участников относительно какого-либо варианта поведения разделяются, то тренер признает такую возможность и говорит, что для разных ситуаций и разных людей подходят разные модели. Ни одна из них не может быть названа универсальной. Именно поэтому легче справиться с одиночеством, если мы одинаково хорошо владеем разными моделями.

Обычно в результате классификации называются следующие категории:

• Вернуться, повстречаться, объединиться с близким человеком.


61

 

• Забыть и не вспоминать о близком человеке.

• Уничтожить пути к близким людям.

• Помнить и переживать.

• Найти новых знакомых.

• Заняться отвлекающей деятельностью.

Страховка

В результате обсуждения, если такой выход не найден самой группой, тренер может сам предложить самую общую классификацию:

• Восстановить прежние отношения.

• Создать новые отношения.

• Переключиться на замещающую деятельность.

На стенде или стене помещения может быть вывешен транспарант:

Пути прочь от одиночества различны.

Можно использовать любой из них.

Множество путей означает свободу и возможность выбора.

Упражнение 7. ИНВЕНТАРЬ ОТНОШЕНИЙ

Материалы Время Инструкция По 10 пустых маленьких карточек на каждого участника. Некоторое количество карточек нужно иметь в запасе. На оборотной стороне карточки оставлено место для рангов по следующим пунктам: Частота встреч Степень влияния на меня Степень близости Возможность говорить откровенно Упражнение — 20 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. Каждому участнику выдается 10 маленьких карточек. «На имеющихся у вас карточках напишите, пожалуйста, имена и/или фамилии близ-

 

Обсуждение ких вам людей — безразлично, будут ли это люди из прошлого или те, с кем вы сейчас встречаетесь. Пожалуйста, заполните все карточки». «Теперь, пожалуйста, расположите перед собой карточки таким образом, чтобы слева от вас оказались люди, с которыми вы встречаетесь реже, а справа — те, с кем вы встречаетесь чаще всего... Занесите, пожалуйста, ранги — места в полученном ряду — на оборот карточки». Подобным образом происходит ранжирование по другим категориям. «Давайте теперь перевернем карточки и отберем те из них, на которых ранги по четырем категориям сильно различаются. Что вы можете сказать о ваших отношениях с этими людьми?» «Возможно, вам приходит в голову, каким образом отношения с ними можно было бы изменить». «Нет ли у вас каких-нибудь особых желаний в отношении этих людей?»

Комментарии

Если на карточке оказывается имя уже умершего человека или человека, общение с которым прекратилось, то при ранжировании учитывается степень его влияния или частота общения с ним в прошлом. Если такой подход не устраивает участника группы, то ему предлагают заменить этого человека на другого и предлагают новую (чистую) карточку.

Если забыт кто-то важный из близких людей, то для него также выдается новая карточка. Таким образом, количество карточек может быть как больше, так и меньше десяти.

Карточки с именами близких людей потребуются в дальнейшем тренинге. Лучше, если они будут сохранены в специальной


63

 

папке участника, которую участники будут оставлять в помещении для тренинга.

Упражнение 8. БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуется. Упражнение — 45 мин. Упражнение проводится в парах. Группа разбивается на пары, при нечетном количестве участников формируется одна тройка или участвует ко-тренер. «Пожалуйста, расспросите друг друга о том, устраивает ли каждого количество близких друзей и качество общения с ними. Постарайтесь узнать о партнере, не хотелось бы ему расширить или наоборот — сузить круг близких людей, с которыми он общается. Возможно, отношения с некоторыми людьми нуждаются в углублении, или же отношения с кем-то начали тяготить. На эту работу отводится 6 минут — по 3 минуты на каждого в паре. Я буду сам следить за временем». «Теперь, пожалуйста, расскажите всем о том, что вы узнали о вашем партнере». (Следует обсуждение на пленуме.) Группе разрешается задавать вопросы, а участник, о котором рассказывает его партнер по упражнению, может вносить коррективы.

Комментарии

Упражнение готовит участников к тренировке расширения или сужения круга близких знакомых. Поэтому тренер или ко-тренер тщательно фиксируют желания отдельных участников группы с тем, чтобы включить их впоследствии в программу тренировки.


ТРЕНИНГ

УЧИМСЯ УВЕРЕННОСТИ

РАСШИРЕНИЕ КРУГА БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ. НАВЫКИ ЗНАКОМСТВА

Необходимость расширения круга близких людей может возникнуть по целому ряду обстоятельств. Возможно, жизнь заставила переехать в другой город или страну; может быть, наши друзья или родственники переехали сами так далеко, что регулярные встречи с ними стали невозможны. Или, может быть, прежние друзья стали неинтересны, отстали от нас в своем личностном развитии или наоборот — ушли слишком далеко вперед, сменили сферу своих жизненных интересов или завели новых знакомых и стали реже встречаться с нами.

Конечно, ключевой проблемой, которая решается новыми знакомствами, является проблема одиночества. Здесь мы абсолютно убеждены, что проблема одиночества представляет собой одну из разновидностей проблем «замкнутого круга», когда мысли об одиночестве мешают новым знакомствам и отнимают инициативу, в результате чего одиночество только усиливается. Трудно чувствовать себя одиноким среди людей, трудно испытать одиночество, постоянно устраивая какие-либо мероприятия для других.

Далее, создание семьи или налаживание сексуальных отношений также едва ли возможно без новых знакомств.

И наконец, часто новые знакомства помогают отвлечься от мрачных мыслей, найти новые интересные занятия, что бывает очень полезно в терапии депрессии.

Некоторый поведенческий дефицит в сфере социальных контактов легко устраняется контакт-тренингом, развитие отношений предполагает умение открыто говорить о желаниях и чувствах, интересно рассказывать о себе, делать комплименты. Упражнения


 

этого раздела тренинга направлены на формирование навыков установления социальных контактов (знакомства). Содержательно этот навык можно подразделить на простые (когнитивные и поведенческие) сегменты.

1. Решить, нужны ли мне новые знакомства. Определить, с какого рода людьми я хотел бы познакомиться.

2. Найти места, в которых нужные мне люди собираются большими или малыми группами.

3. Чаще появляться в местах, где бывают интересные мне люди.

4. Чаще обращаться к интересным людям с просьбами, простыми вопросами и т. д.

5. Говорить о себе интересные вещи некоторое время.

6. Вовремя замолчать и слушать партнера.

7. Подчеркивать общее, а не различное.

8. Найти повод и договориться о новой встрече.

В нашем тренинге мы обычно следуем этой схеме и лишь в заключении на этапе генерализации навыка предлагаем участникам поэкспериментировать в ситуациях, приближенных к их реальным условиям жизни.

КОНТАКТ-ТРЕНИНГ

Каждый из нас чувствует себя немного неуверенно, когда ему предстоит говорить с незнакомым человеком. Этому есть несколько причин. Во-первых, в отношении незнакомых людей всегда есть определенная доля неопределенности, их поведение и реакции трудно предвидеть, и возникает некоторая опасность быть отвергнутым или наткнуться на критику или иронию. Такого рода неуверенность часто не осознается и проявляется в защитных нерациональных убеждениях, таких, как «Мне это совсем не нужно...», «Я и так хорошо себя чувствую...», «В одиночку я сделаю все намного лучше...», «Здесь нет интересных людей...» и т. п.

Но навыки контакта все же нужны нам по целому ряду причин. Именно контактное поведение позволяет нам самостоятельно определять свой круг друзей и знакомых, находить людей, с которыми мы можем строить тесные межличностные отноше-


 

ния, людей, на которых мы можем положиться в трудную минуту, на чью помощь и поддержку мы можем рассчитывать.

Далее, контакты с другими людьми просто необходимы для полноценного личного (и личностного) развития, интересные люди создают новые стимулы к развитию, ставят перед нами новые вопросы и помогают находить на них ответы.

Хороший контакт нужен нам и с людьми, с которыми мы не собираемся устанавливать близкие отношения. Такого рода контакты позволяют нам спокойнее и увереннее чувствовать себя на работе, шутить и веселиться на вечеринке, получать больше пользы от конференций и обсуждений — ведь таким образом мы сможем получить больше полезной нам информации.

Иными словами, с контакта начинаются как деловые, так и межличностные отношения. В этом тренинге мы концентрируемся, прежде всего, на расширении круга друзей и близких знакомых, предполагая, что те же самые навыки помогают нам и в деловых отношениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.006 с.)