Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт 4. Влияние катализаторов на скорость реакцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
а) Гетерогенный катализ. В три пробирки налить по 1 мл раствора перекиси водорода и прибавить одновременно: в одну – щепотку двуокиси марганца, в другую – такое же количество окиси железа, в третью – двуокиси кремния. Наблюдать разложение перекиси водорода с выделением кислорода (проба тлеющей лучиной). Одинаково ли быстро протекает процесс? Напишите уравнения реакций. б) Гомогенный катализ. Раствор роданида железа, оставшийся после опыта 3, разбавить двойным объемом воды и разлить поровну в три пробирки. Отмерить цилиндром 5 мл раствора тиосульфата натрия, влить в первую пробирку, включив в момент вливания секундомер. Отметить время от момента вливания до обесцвечивания раствора. Реакция протекает согласно уравнению 2Fe(CNS)3 + 2Na2S2O3 = 2Fe(CNS)2 + 2 NaCNS + Na2S4O6. Все вещества, образующиеся в результате реакции, бесцветны. Во вторую пробирку добавить 5 капель раствора сульфата меди и влить 5 мл раствора тиосульфата натрия. Определить по секундомеру время от момента сливания растворов до обесцвечивания. Какую роль играют ионы Сu2+? В третью пробирку влить 15 капель сульфата меди и проделать аналогичный опыт. Как влияет количество катализаторов на скорость катализируемой гомогенной реакции?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Что называется скоростью химической реакции? В каких единицах она измеряется? 2 В чем различие реакций, происходящих в гомогенных системах и гетерогенных системах? 3 Почему при повышении концентрации реагирующих веществ и температуры скорость реакции увеличивается? 4 Какое состояние реакционной химической системы называется химическим равновесием? Почему химическое равновесие называют подвижным (динамическим)? 5 Какие методы ускорения течения реакций существуют? Что называется катализом? 6 Какова роль катализатора в химической реакции? Влияет ли катализатор на состояние химического равновесия? ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ Обменная реакция веществ с водой, при которой происходит изменение концентрации водородных ионов, т.е. рН раствора, называется гидролизом. Взаимодействие с водой протекает часто ступенчато, с различной глубиной, с образованием комплексов в зависимости от условий и природы реагирующих веществ. Гидролизу подвергаются разные вещества: соли, галогенангидриды, карбиды, углеводы, белки, жиры и т.д. Осахаривание крахмала, гидролиз древесины, получение мыла и другие важные производства основаны на гидролизе. Весьма важное значение имеет гидролиз солей. Он протекает только в тех случаях, когда из ионов соли и ионов воды может образовываться хотя бы одно слабодиссоциирующее или очень мало растворимое вещество. Образование такого вещества сопровождается связыванием одного из ионов воды, смещением равновесия диссоциации воды и изменением рН раствора. В зависимости от характера солей различают три основных вида их гидролиза: 1) гидролиз солей; образованных слабым основание и сильной кислотой: NH4, CuCI2, AI2(SO4)3, SnCI2 и др. гидролиз таких солей идет по катиону (рН<7): NH4NO3 + H2O NH4OH + HNO3 NH4+ + NO3- + H-OH NH4OH + H+ + NO3- NH4+ + H-OH NH4OH + H+ Если катион многозарядный, то в результате гидролиза образуется чаще всего не слабое основание, а основная соль. Гидролиз идет ступенчато: AICI3 + H-OH AIOHCI2 + HCI AI3+ + H-OH AIOH2+ + H+ (I ступень) AIOH2+ + H-OH AI(OH)2+ + H+ (II ступень) AI(OH)2+ + H2O AI(OH)3 + H+ (III ступень) В растворе накапливаются ионы H+ , которые препятствуют прохождению гидролиза по II и тем более по III ступени; 2) гидролиз солей, образованных слабой кислотой и сильным основанием: Na2CO3, KCN, Na2SO3, KNO2 и др. (рН>7): KCN + H-OH HCN + KOH K+ + CN- + H-OH HCN + K+ + OH- CN- + H-OH HCN + OH- Соли, образованные сильным основанием и слабой многоосновной кислотой, гидролизуется ступенчато с образованием кислых солей. Na2CO3 + H-OH NaHCO3 + NaOH CO32- + H-OH HCO3- + OH- (I ступень) HCO3- + H-OH H2CO3 + OH- (II ступень) Гидролиз идет, в основном, только по I ступени, т.к. появившиеся гидроксид-ионы препятствуют прохождению гидролиза по II ступени, т.е. смещают равновесие второй реакции влево; 3) гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. Соли этого типа легче других подвергается гидролизу, т.к. одновременно связываются ионы Н+ и ОН-. В зависимости от зарядности катиона и аниона при гидролизе таких солей могут образовываться слабое основание и слабая кислота, слабая кислота и основная соль, слабое основание и кислая соль. (NH4)2S + H2O NH4OH + NH4HS 2NH4+ + S2- + H-OH NH4OH + NH4+ + HS- При гидролизе солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой, рН раствора может быть равен 7, если образуется кислота и основание одинаковые по силе. Некоторые из солей, образованные очень слабым основанием и очень сильной кислотой, подвергаются необратимому гидролизу. Например, полному гидролизу подвергаются сульфиды и карбонаты трехзарядных катионов (AI3+, Fe3+, Cr3+). Поскольку гидролиз принадлежит к числу обратимых процессов, то положение его равновесия может быть смещено в ту или иную сторону изменением концентрации веществ, участвующих в реакции, а также температуры раствора. Так, разбавляя раствор, т.е. увеличивая в нем относительную концентрацию воды, на основании принципа Ле Шателье можно увеличить степень гидролиза. Наоборот, приливая кислоту в растворы, имеющие кислую реакцию, или щелочь в растворы с щелочной реакцией, можно получить степень гидролиза. С повышением температуры раствора степень гидролиза соли увеличивается. Таким образом, для того, чтобы соли не повергались гидролизу, их необходимо хранить при более низкой температуре и в более высокой концентрации. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.006 с.) |