Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антивирусные программы и работа с ними

Поиск

Цель работы – знакомство с антивирусными программами и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать способы защиты от компьютерных вирусов, в том числе с использованием антивирусных программ и уметь работать с антивирусными программами.

 

Справочная информация

 

К компьютерным вирусам относят программы, способные выполнять на компьютере несанкционированные действия. Точного определения понятия «компьютерный вирус» в настоящее время не существует. Вирусологи чаще применяют термин MalWare – вредоносное программное обеспечение.

Одним из универсальных способов защиты информации от вирусных атак является использование антивирусных программ.

Пакет антивирусных программ обычно содержит т.н. антивирусный сканер, антивирусный монитор и базу сигнатур.

Антивирусный монитор по умолчанию запускается после загрузки операционной системы и постоянно активирован, отслеживает все обращения к внешним устройствам и все программные прерывания, проверяя их на предмет наличия вирусов и вирусной атаки.

Антивирусный сканер запускается пользователем в режиме сканирования оперативной памяти и внешних накопителей, проверяя их на предмет наличия вирусов.

База сигнатур содержит характерные признаки вирусов, по которым монитор и сканер могут обнаружить наличие вирусов в компьютере.

В антивирусных программах используются следующие принципы поиска вирусов в компьютере:

- на базе сканирования сигнатур;

- поведенческие блокираторы;

- эвристические анализаторы.

 

Обучающее задание

 

1. По указанию преподавателя запустите программу, демонстрирующую возможные внешние проявления вирусов.

2. Загрузите антивирусные программы и с участием преподавателя изучите их интерфейс.

3. Отключите антивирусный монитор, если он загружен.

4. Откройте приложение Блокнот, наберите следующий текст:

 

X50!P%@AP[4\PZX54(P^)7CC)7}$EICAR-STANDARD-ANTIVIRUS-TEST-FILE!$H+H*

 

и сохраните полученный файл под именем trigger.com в личной папке и/или на своем носителе. Полученный Вами файл по методу воздействия на компьютер является учебным вирусом, предназначенным для проверки работоспособности антивирусных программ или аварийного комплекта дискет. Заметим здесь, что некоторые антивирусные программы не реагируют на этот учебный вирус.

5. Снова включите антивирусный монитор и с помощью Проводника обратитесь к файлу trigger.com.

6. Проанализируйте полученные результаты.

7. Последовательно запустите антивирусные сканеры и проверьте подключенные диски, в том числе диск, содержащий файл trigger.com, на наличие вирусов.

8. Проанализируйте полученные результаты.

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

 

1. Проверьте личные носители на наличие вирусов.

2. Назовите основные способы защиты от вирусов.

3. Какие антивирусные программы и какой версии установлены на Вашем компьютере? Каковы достоинства и недостатки этих антивирусных программ?

4. Когда было произведено последнее обновление базы сигнатур?

5. Объясните понятия сканер, монитор, база сигнатур.

6. Назовите причины, из-за которых не существует четкого определения понятия «компьютерный вирус».

7. Каким образом классифицируются вирусы?

8. Назовите способы обнаружения вирусов.

 

Архиваторы и работа с ними

Цель работы – знакомство с программами – архиваторами и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать наиболее распространенные программы – архиваторы Windows и уметь работать с ними.

 

Справочная информация

 

Архиваторами называются системные программы, предназначенные для работы с архивами информации с целью защиты информации от несанкционированного доступа, экономии внешней памяти или сетевого трафика.

Исходный файл – файл, подвергающийся сжатию программой – архиватором.

Архивный файл – результирующий файл, полученный в результате сжатия исходного файла.

Архив файлов (архив) – файл, содержащий архивные файлы, объединенные пользователем по какому-либо признаку.

Степень сжатия – показатель уменьшения объема исходного файла в результате сжатия.

Саморазархивирующийся (самораспаковывающийся) архив (файл) – это архив (архивный файл), к которому добавлен небольшой программный блок, позволяющий выполнить распаковку без применения архиватора.

 

Обучающее задание

 

1. Загрузите программы – архиваторы и с участием преподавателя изучите их интерфейс.

2. Их исходных файлов, содержащихся в личной папке, с использованием архиваторов (WinZIP, WinRAR, ZipMagic, 7Zip или других) создайте архивы с аналогичной степенью сжатия и сравните результаты.

3. Извлеките исходные файлы их архива.

4. С использованием разных архиваторов создайте саморазархивирующиеся файлы и проверьте их работоспособность.

5. Сравните интерфейсы программ – архиваторов с точки зрения удобства пользователя и перечня выполняемых функций.

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Для каких целей создаются архивы информации?

2. Какие программы – архиваторы Вы знаете? Каковы их преимущества и недостатки?

3. С какими форматами упаковки данных Вы работали?

4. Какое расширение имеет саморазархивирующийся файл? Почему размер саморазархивирующегося файла больше архивного файла?

5. Назовите принципы отбора «ценной» для пользователя информации при создании архивов – копий.

6. На каких носителях информации разумнее хранить архивы – копии и почему?

7. Какие способы защиты информации от несанкционированного доступа Вы знаете и какой способ считается самым надежным?

 

 

Утилиты и работа с ними

Цель работы – знакомство с утилитами, поставляемыми в комплекте с ОС Windows, и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать стандартные утилиты, поставляемые в комплекте с ОС Windows, и уметь работать с ними.

 

Справочная информация

 

Утилитами называются системные программы специального назначения.

В состав стандартных утилит, поставляемых с ОС Windows, входят программа проверки диска, программа очистки диска и программа дефрагментации диска.

 

Обучающее задание

 

3. Используя справочную систему (см. лабораторную работу №3), изучите предназначение и особенности работы служебных программ.

4. Средствами файлового менеджера («Мои документы», «Мой компьютер», «Проводник») выделите логический несистемный диск (D:, EJ, через контекстное меню запустите команду «Свойства», выделите вкладку «Сервис», запустите утилиту сканирования (проверки) диска.

5. Прокомментируйте результаты сканирования диска.

6. Через кнопку Пуск ® Программы ® Стандартные ® Служебные запустите утилиту очистки несистемного диска.

7. Прокомментируйте результаты очистки диска.

8. Через кнопку Пуск ® Программы ® Стандартные ® Служебные запустите утилиту дефрагментации несистемного диска.

9. Прокомментируйте результаты дефрагментации диска.

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Назовите возможные дисковые ошибки, устраняемые в процессе работы утилиты сканирования диска.

2. Объясните, какие этапы включает процедура очистки диска.

3. Объясните смысл дефрагментации диска.

4. Дайте определение понятиям сектор, дорожка, кластер, системная область диска, область данных, загрузочная запись, главная загрузочная запись, корневой каталог, таблица размещения файлов, FAT-32, NTFS.

 

Электронные таблицы

на примере MS Excel и работа с ними

 

Цель работы – дальнейшеезнакомство с пакетами прикладных программ на примере MS Excel, изучение средств и возможностей данного приложения, приобретение и закрепление практических навыков по их использованию.

После выполнения задания студент должен обладать навыками и умениями работы с основными объектами приложения MS Excel.

 

Справочная информация

 

Microsoft Excel (MS Excel) – наиболее популярное приложение, специализация которого лежит в области реализации вычислений различной степени сложности, и поставляемое в составе пакета прикладных программ Microsoft Office.

Рабочая книга – совокупность рабочих листов, сохраняемая на диске в едином файле.

Диапазон ячеек ‑ две или более ячейки, расположенные на одном листе.

Список (база данных) – связанная друг с другом информация, записываемая в MS Excel по строкам (записям) и столбцам (полям), названия которых располагаются в первой строке таблицы).

 

Обучающее задание

 

1. Откройте рабочую книгу MS Excel.

Возможные приемы:

- ярлык MS Excel на рабочем столе Window;

- пункт «Программы» главного меню Window;

- контекстное меню рабочего стола Window, команда «Создать»;

- другие приемы, которые пользователь считает удобным.

2. Присвойте активному листу электронной таблицы имя «Ведомость».

Возможные приемы:

- контекстное меню ярлычков листов, команда «Переименовать»;

- двойной щелчок по имени листа в его ярлычке и ввод нового имени.

3. Разместите в ячейке A1 заголовок таблицы «Расчетно-платежная ведомость».

4. В диапазоне ячеек A2:R4 сформируйте шапку таблицы в соответствии с прилож. 2.

5. В диапазоне ячеек A5:R5 введите нумерацию столбцов таблицы с использованием средства «Автозаполнение».

Возможные приемы.

1) Ввести в ячейки A5 и B5 цифры 1 и 2 соответственно. Далее выделить обе ячейки, подвести указатель мыши в правый нижний угол выделенного диапазона и, нажав левую кнопку мыши, растянуть до ячейки R5.

Примечание – можно использовать правую кнопку мыши с выбором в появляющемся контекстном меню команды «Заполнить».

2) Использование диалогового окна «Прогрессия», доступ к которому можно получить путем нажатия на кнопку вкладки «Главная».

6. Заполните диапазон ячеек A6:F15 данными для 10 сотрудников подразделения. Данные могут быть аналогичны примеру или сформированы самостоятельно. Для ввода сведений о профессии (должности) могут быть использованы такие средства MS Excel как «Автозаполнение» и команда «Выбрать из раскрывающегося списка» контекстного меню ячейки.

7. Введите расчетные формулы для совокупностей реквизитов «Начислено», «Удержано и зачтено» и «Сумма» в соответствии с прилож.2.

Замечания:

1. Ввод всех формул начинается со знака равенства;

2 При формировании однотипных формул следует пользоваться приемом копирования, т.е. выделять ячейку с формулой, подводить курсор в правый нижний угол ячейки и, нажав левую клавишу мыши, растягивать до нужной ячейки;

3. Для формирования итоговых данных целесообразным представляется использование функции «Автосумма», доступ к которой может быть получен на вкладках «Главная» и «Формулы»[1];

4. Требования к форматированию таблицы:

- наличие границ для всех ячеек таблицы;

- числовой формат с двумя десятичными знаками для данных, измеряемых в рублях;

- выравнивание текста по центру по вертикали и по центру по горизонтали в шапке таблицы.

8. Построите диаграмму по значениям показателя «К выплате», как это показано на рис. 1.

Технология построения.

1) Выделить диапазон ячеек R6:R15.

2) Выполнить команду Вставка/Гистограмма и выбрать тип гистограммы «Гистограмма с группировкой».

3) Для полученного макета диаграммы выполнить следующие действия по форматированию.

а) Используя команду «Выбрать данные» контекстного меню, изменить имя ряда данных с «Ряд 1» на «к выплате», а также сформировать подписи горизонтальной оси по диапазону C6:C15. Для выполнения этих действий следует использовать кнопку «Изменить» диалогового окна команды «Выбрать данные».

б) Выделив диаграмму, с помощью инструментов вкладки «Макет» добавить название диаграммы, подписи ее осей и подписи данных.

Рис. 1. Диаграмма, построенная по значениям показателя «К выплате»

9. С использованием команды «Переместить диаграмму» контекстного меню диаграммы, разместите созданную диаграмму на отдельном листе диаграмм с именем «К выплате».

10. Сделайте активным лист «Ведомость».

11. Реализуйте отбор данных из таблицы «Расчетно-платежная ведомость» с использованием следующих инструментов MS Excel.

11.1. Кнопка «Автофильтр» вкладки «Данные».

1) Выделив диапазон ячеек A5:G5, включите кнопу «Автофильтр».

2) Откройте список к полю «Профессия (должность)» и выберите профессию «механик». Произведите аналогичные действия для поля, содержащего данные по количеству отработанных выходных и праздничных дней, выбрав в качестве значения «8».

3) Результатом должна стать одна запись с табельным номером «189».

11.2. Команда «Дополнительно» вкладки «Данные», которая позволяет выполнить более развернутый поиск информации.

Технология использования возможностей расширенного поиска.

1) В диапазоне ячеек $C$18:$F$20 сформируйте критерий, который бы предполагал поиск записей по значениям полей согласно табл. 1.

Таблица 1

Поля для реализации поиска

Имя поля Номер поля (столбца) в таблице Значение поля Примечание
Фамилия, инициалы   И* Фамилия начинается в буквы «И»
Профессия (должность)   механик -
Стоимость распределенных социальных и материальных благ   <>0 Отлично от нуля
Профсоюзный сбор   >150 -

Вид критерия поиска представлен на рис. 2.

Рис. 2. Вид диапазона условий

Данный диапазон условий состоит из 3-х строк, первая из которых содержит номера полей, по которым осуществляется отбор записей, а вторая и третья – конкретные условия к этим полям.

Внимание. Условия в рамках одной строки критерия поиска находятся в соотношении «И» друг относительно друга, т.е. выполняются одновременно (логическое «И»), а между собой строки критерия поиска находятся в соотношении «ИЛИ» (логическое «ИЛИ»). Другими словами, согласно данному диапазону условий (см. рис. 2) будут найдены механики, которые имеют какие-либо суммы распределенных социальных и материальных благ, или все сотрудники, фамилия которых начинается на букву «И», а сумма профсоюзного сбора - превышает 150 руб.

2) Выберите команду «Дополнительно» вкладки «Данные» и в открывшемся диалоговом окне заполните поля ввода «Исходный диапазон» ($A$5:$G$16), «Диапазон условий» ($C$18:$F$20) и «Поместить результат в диапазон» ($A$22:$R$28).

12. Оценить итоги поиска. Результатом должны стать извлеченные записи с табельными номерами «181» и «186».

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

 

1. Произвести изменение форматирования диаграммы (изменить цвет ряда данных, тип диаграммы, добавить таблицу данных и др.).

2. Поясните назначение и содержание формулы, расположенной в ячейке R6.

 

 

10. Системы управления базой данных на примере MS Access и работа с ней

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.009 с.)