ТОП 10:

Румянцев С.С., Н.Г.Павлова, В.Г.Соловьева



Информатика

 

Учебно-методическое пособие

по дисциплине «Информатика» для студентов очной и заочной форм обучения экономических специальностей

 

Нижний Новгород

Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ»

УДК 681.5

Р12

 

 

Румянцев С.С., Н.Г.Павлова, В.Г.Соловьева

Информатика: учебно-методическое пособие / С.С.Румянцев. – Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2011. – 120 с.

 

Цель данного издания – привить студентам экономических специальностей очного и заочного обучения практические навыки работы с компьютерными системами и использования языка программирования Visual Basic for Application (VBA) для решения финансово-экономических задач.

Содержание тем, включенных в данное пособие, определяется требованиями Государственных общеобразовательных стандартов по экономическим специальностям.

Пособие содержит описание лабораторных работ, выполняемых студентами. Описание каждой работы включает в себя справочную информацию, обучающее и самостоятельное задания, а также контрольные вопросы по изучаемой теме.

После выполнения комплекса лабораторных работы студент должен знать основы и практические приемы работы на ЭВМ и уметьсоздавать программы, отлаживать и использовать их для решения финансово-экономических задач при изучении профессиональных дисциплин, а также применять полученные знания при создании пользовательских приложений.

Для закрепления изученного материала и успешного выполнения контрольных работ после выполнения лабораторной работы следует ответить на контрольные вопросы. Вопросы повышенной сложности помечены *.

Работа рекомендована к изданию кафедрой учета, анализа и аудита (протокол №9 от 27.05.2011)

 

© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2011

Устройство и характеристики ПЭВМ

Цель работы –знакомство с устройством персональной ЭВМ и изучение ее пользовательских характеристик.

После выполнения работы студент должен знать общее устройство ПЭВМ и уметьопределять его основные пользовательские характеристики.

 

Справочная информация

Основными пользовательскими характеристиками компьютера являются:

- тип микропроцессора;

- быстродействие микропроцессора (в ГГц);

- размер оперативной памяти в Гб;

- размер жесткого диска в Гб;

- комплектация периферийными устройствами и их характеристики;

- тип операционной системы.

 

Обучающее задание

 

1. Изучите с преподавателем основные компоненты компьютера, комплектующие элементы, принципы их подключения и управления устройствами.

2. Запишите основные пользовательские характеристики учебной ПЭВМ.

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

 

1. Загрузите приложение «Мой компьютер». Выделите объект «жесткий диск» и через меню Файл® Свойства определите и запишите объемы логических дисков, общий объем винчестера, а также размеры занятого и свободного дискового пространства.

2. Через кнопку Пуск®Настройка®Панель управления®Система определите и запишите пользовательские характеристики Вашей ПЭВМ, а также тип и версию используемой операционной системы.

3. Сравните характеристики учебной и домашней ПЭВМ.

 

Типы пользовательских интерфейсов

Цель работы –знакомство с основными типами пользовательского интерфейса и приобретение практических навыков их использования.

После выполнения работы студент должен знать типы пользовательских интерфейсов и уметьими пользоваться.

 

Справочная информация

Основными пользовательскими интерфейсами являются:

- командный интерфейс, построенный на перечне команд, вводимых с клавиатуры;

- функциональный интерфейс, построенный на использовании функциональных клавиш клавиатуры;

- WIMP (Windows Image Menu Pointer) - или графический интерфейс;

- SILK (Speech Image Language Knowledge) – или голосовой интерфейс.

 

Обучающее задание

 

1. Загрузите режим командной строки (Пуск à Программы à Стандартные à Командная строка) и реализуйте в командном интерфейсе некоторые команды операционной системы, например: HELP, DATE, TIME, CLS, DIR, CD, MD, COPY, TYPE, позволяющие познакомиться с перечнем команд, создавать и просматривать папки и файлы и запускать программы.

2. Загрузите файловый менеджер (Norton Commander, Windows Commander, FAR Manager или аналогичный) и с использованием функционального интерфейса повторите выполненное в пункте 1 задание.

3. Загрузите ОС Windows и с помощью приложения «Мой компьютер» повторите выполненное в пункте 1 задание.

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Используя все три типа интерфейса, создайте в папке F:\Студент собственную папку, например, У-121.

2. В созданной папке средствами стандартных приложений создайте и сохраните текстовый файл Example1.txt.

3. Раскройте понятия «командный интерфейс», «функциональный интерфейс», «графический (WIMP) интерфейс», «языковый (SILK) интерфейс».

4. Сравните достоинства и недостатки каждого из пользовательских интерфейсов.

 

Справочная информация

 

Основными объектами Windows являются рабочий стол, панель задач, курсор (указатель), окна, меню и его команды, панель инструментов, файлы, папки, ярлыки, программы, приложения, документы.

Рабочий стол – видимая область экрана, отображающая выводимую компьютером информацию.

Панель задач– нижняя (чаще всего) область экрана, содержащая кнопку Пуск и отображающая перечень выполняемых компьютером программ, системные дату и время, состояние раскладки клавиатуры.

Курсор (указатель) – графический объект, «привязанный» к манипуляторам типа Мышь, Сенсорная панель, Световое перо и др.

Окно – прямоугольная область на экране, предназначенная для отображения информации того или иного приложения, программы и реализующая пользовательский интерфейс.

Меню – перечень доступных пользователю команд управления. Различают верхнее меню, вложенное и контекстное меню.

Панель инструментов – графический образ команд пользовательского интерфейса.

Файл – организованная по определенным принципам совокупность информации, имеющая собственное имя, относящаяся к конкретному типу (расширению) и хранящаяся на машинных носителях.

Папка -средство для иерархической организации файлов (или другое определение: папка – это файл небольшого размера, хранящий ссылки на другие файлы).

Ярлык – ссылка на объект операционной системы (файл, папку, команду, приложение, документ) или ссылка на внешнее устройство компьютера.

Программа – исполняемый файл, имеющий расширение exe или com.

Приложение - совокупность программ и вспомогательных файлов, предназначенных для решения прикладных задач пользователя.

Документы – файлы, являющиеся результатом работы приложения.

Обучающее задание

 

1. Включите компьютер и загрузите Windows – подобную операционную систему (ОС).

2. Изучите объекты операционной системы.

3. Запустите приложение «Мой компьютер». Ознакомьтесь с функциями данного приложения. Изучите структуру окна приложения. Настройте окно приложения в соответствии с Вашими требованиями.

4. Сверните, разверните и восстановите окно приложения. Измените размеры окна с использованием курсора и управляющего меню.

5. Запустите приложение «Проводник». Ознакомьтесь с функциями данного приложения. Изучите структуру окна приложения. Настройте окно приложения в соответствии с Вашими требованиями.

6. Запустите приложение «Мои документы». Ознакомьтесь с функциями данного приложения. Изучите структуру окна приложения. Настройте окно приложения в соответствии с Вашими требованиями.

7. Расположите все открытые окна каскадом, сверху вниз, слева направо. Научитесь переключаться между окнами и выгружать приложения.

8. В любом файловом менеджере откройте папку Студент и создайте в ней вложенную личную папку, например: У-121.

9. Через кнопку Пуск®Найти®Файлы и папки или меню Сервис®Поиск®Файлы и папки найти папку «Проба» с вложенными папками «Проба1», «Проба2», «Проба3».

10. Скопировать папку «Проба» в личную папку.

11. Открыть личную папку.

12. Внимание! Два последующих действия следует выполнять только в личной папке!

13. Выделите в папке «Проба1» несколько несмежных файлов и скопируйте их в папку Проба2. Оставшиеся файлы переименуйте и перенесите в папку Проба3.

14. Удалите в корзину все файлы из папки Проба2. Восстановите удаленные файлы.

15. Скопируйте все файлы из личной папки на личный носитель (дискету, карту памяти или флэш карту). Объясните результат копирования.

16. Выполните поиск файла Еxample1.txt по имени, типу, дате создания, по контексту и размеру.

17. Изучите использование групповых имен (*, ?) при поиске файлов.

18. Создайте ярлык для данного файла.

19. Разместите ярлык на рабочем столе и удалите его в корзину.

20. Через кнопку Пуск®Справка и поддержка запустите Справочную систему Windows.

21. Найдите тему «копирование данных в другой документ» и изучите ее.

22. С помощью клавиши PrintScreen (Alt+ PrintScreen) занесите образ экрана (или содержимое активного окна) в буфер обмена.

23. Запустите приложение MS Word.

24. Выполните вставку образа экрана из буфера обмена.

25. Закройте все приложения.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Сравните возможности приложений «Мой компьютер», «Мои документы», «Проводник», «Сетевое окружение».

2. Назовите области их применения.

3. Перечислите все известные Вам способы копирования файлов. Сравните их.

4. Что означают маски поиска файлов *.*, *.???, а*.doc?

5. Опишите, в чем заключается отличие использования клавиш PrintScreen и Alt+ PrintScreen.

6. Как можно копировать, связывать и внедрять данные из одного приложения в другое? В чем заключается разница между этими способами экспорта данных?

 

 

Справочная информация

 

Состав стандартных приложений, поставляемых с ОС Windows, определяется версией и модификацией ОС, а также требованиями, предъявляемыми пользователем к ОС в момент ее инсталляции или последующих сеансах работы.

Данная лабораторная работа предполагает знакомство с калькулятором, графическим редактором Paint, текстовыми редакторами Блокнот, WordPad и средствами их интеграции.

 

Обучающее задание

 

1. Через кнопку Пуск®Программы ®Стандартные запустите Калькулятор.

2. Используя справочную систему, изучите работу инженерного и обычного калькулятора.

3. Через кнопку Пуск®Программы ®Стандартные запустите Блокнот.

4. Используя справочную систему и буфер обмена, кратко опишите предназначение Блокнота и его основные возможности. Сохраните созданный в Блокноте файл в личной папке под именем Текст.txt.

5. Через кнопку Пуск®Программы ®Стандартные запустите графический редактор Paint.

6. Создайте рисунок и сохраните созданный в Paint файл в личной папке под именем Рисунок.bmp.

7. Через кнопку Пуск®Программы ®Стандартные запустите текстовый редактор WordPad.

8. Используя справочную систему и буфер обмена, кратко опишите предназначение WordPad и его основные возможности. При наборе текста используйте доступные режимы форматирования.

9. Сохраните созданный в WordPad файл в личной папке под именем Текст.doc.

10. Выделите созданный в Paint рисунок, скопируйте его в буфер обмена и вставьте в текст файла Текст.doc в режиме вставки и специальной вставки.

11. Распечатайте созданные файлы.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Сравните возможности текстовых редакторов Блокнот (Notepad) и WordPad .

2. Опишите, чем отличается копирование информации из одного приложения в другое в режимах вставки, связывания и внедрения.

 

 

5. Пакеты прикладных программ на примере MS Word и работа с ними

Цель работы –знакомство с пакетами прикладных программ на примере Word и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать текстовый редактор Word и уметьработать с ним.

 

 

Справочная информация

 

Пакетами прикладных программ называются универсальные программы, с помощью которых решаются заранее определенные задачи, например, создаются и обрабатываются текстовые документы.

Наиболее популярным пакетом прикладных программ для работы с текстовыми документами является Microsoft Word.

 

Обучающее задание

 

1. Через кнопку Пуск®Программы ®Microsoft OfficeàMicrosoft Word или с помощью ярлыка MS Word запустите текстовый редактор MS Word и изучите с преподавателем его интерфейс.

2. Через меню ФайлàСоздатьоткройте окно Создание документа и просмотрите варианты создания стандартного документа на основе существующих шаблонов. Если вид будущего документа Вас устраивает, выберите его и заполните пустые поля стандартного бланка для ввода авторского текста.

Если существующие шаблоны не удовлетворяют пользователя, выберите на вкладке ОбщиеàНовый документ, для которого будет применен стандартный шаблон NORMAL.DOT.

3. Настройте панель инструментов, масштаб и режимы отображения создаваемого документа.

4. Установите размеры бумаги и полей.

5. Установите другие параметры документа.

6. Создайте документ, например, отчет по самостоятельной работе на тему «Работа с текстовым редактором MS Word». Структура Вашего документа должна содержать титульный лист (см. прилож.1), оглавление, главы, разделы (подразделы), список литературы, примечания.

В составе разделов (подразделов) и/или приложений должны присутствовать списки, таблицы с формулами, рисунки, формулы, специальные символы, диаграммы.

7. При создании документа с помощью команд меню Формат, Вставка, Сервис, Таблица используйте элементы логического форматирования заглавий, абзацев, списков, оглавления, ссылок, сносок и др.

8. При копировании информации из других приложений с помощью команд меню Правка иВставка воспользуйтесь средствами интеграции Dynamic Data Exchange и Object Linking and Embedding.

9. При форматировании документа следует придерживаться следующих единых требований, характерных для студенческих отчетов, рефератов, курсовых и дипломных работ [9]:

Формат бумаги – А4, ориентация - книжная. Обычно задаются следующие границы полей: слева – 3 см; сверху и снизу – 2 см; справа – 1,5 см.

Оглавление (содержание) в студенческих работах, как правило, располагается на второй странице. Оно может быть оформлено как средствами MS Word, так и в виде трехколонной таблицы. В первой колонке отображается номер главы (раздела, подраздела) с выравниванием по центру; во второй колонке – заголовок с выравниванием по левому краю и заполнением точками до конца колонки; в третьей колонке проставляется номер страницы с выравниванием по центру. Текст набирается шрифтом Times New Roman Cyr, размер – 14, междустрочный интервал – одинарный.

Заголовки набираются полужирным шрифтом, с выравниванием по центру. Обычно устанавливается размер заголовков глав (заголовков первого уровня) – 18; разделов, оглавления и приложений (заголовков второго уровня) – 16; подразделов, рисунков и таблиц (заголовков третьего уровня) – 14. Точки в конце заголовков не ставятся. Каждая глава начинается с новой страницы, нумерация глав – сквозная в пределах всего документа. Разделы нумеруются в пределах одной главы с указанием номера главы. Заголовки разделов (подразделов) отделяются от основного текста: сверху – два интервала, снизу – один интервал.

Авторский текст набирается шрифтом Times New Roman Cyr, размер - 14, с выравниванием по ширине. Межстрочный и межабзацный интервал – полуторный, абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см. В конце текста (обычно перед списком литературы) автор визирует его собственноручной подписью с указанием даты.

Таблицы располагаются как можно ближе к ссылке в тексте. Нумерованный заголовок таблицы: размер - 14, разреженным интервалом, с выравниванием по правому краю. Нумерация таблиц – сквозная или в пределах каждой главы. Если таблица в единственном экземпляре, то ее номер не ставится. Тематический заголовок располагается под нумерованным заголовком, размер – 14 полужирный с выравниванием по центру. Головка таблицы набирается 12 полужирным с выравниванием по центру граф. Все слова в заголовках граф даются без сокращения; при необходимости их набирают по вертикали. Нумерацию граф, если на эти номера нет ссылок в тексте, следует убирать. При переносе части таблицы на следующую страницу вверху по правому краю указывается нумерованный заголовок, например: Продолжение табл. 5, и повторяется головка таблицы.

Рисунки (чертежи, графики, диаграммы, схемы, фотографии) должны быть наглядными, графически выразительными и ясными. Они располагаются как можно ближе к ссылке. Их рекомендуется вставлять в однострочную таблицу. Подрисуночная надпись содержит слово Рис. (обязательно в сокращенном виде с точкой в конце), порядковый номер (арабскими цифрами с точкой) и подпись по теме изображения (точка в конце не ставится); размер шрифта – 12 полужирный с выравниванием по центру рисунка. Нумерация рисунков – сквозная или в пределах каждой главы. Единичный рисунок не нумеруется. Рамки рисунков следует убирать.

Формулы набираются в однострочной двухколонной таблице. В первой колонке – формула (по центру), во второй – порядковый номер формулы (по правому краю, арабскими цифрами в круглых скобках). Нумерация формул – сквозная или в пределах каждой главы. Одиночная формула не нумеруется. Размер шрифта – 14. Если формула не входит в строку, а переносить ее нельзя, эта формула может быть набрана шрифтом меньшего размера. Цифры и математические термины (sin, cos, min и т.д.) в формулах набираются прямым шрифтом, символы – курсивом. Подстрочные и надстрочные индексы и показатели степени должны быть заметно меньше букв и цифр основной строки. Пояснения к формулам набираются в виде четырехколонной таблицы. В первой ячейке первой колонки ставится слово где: (или здесь); во второй колонке отображаются буквенные обозначения формулы с выравниванием по центру; в третьей колонке с выравниванием по центру ставится пробел, тире, пробел; в четвертой колонке с выравниванием по левому краю набирают расшифровку буквенного обозначения и точку с запятой (в последнем обозначении ставят точку).

Список литературы (список использованных источников) располагается после основного текста документа (отчета, реферата, курсовой или дипломной работы, проекта). Как правило, список классифицируется по типам источников. Сначала располагаются нормативно-правовые документы (кодексы, федеральные законы, указы, постановления правительства, приказы, инструкции и т.д.), затем отражаются книги, учебные, учебно-методические и справочные издания, статьи, журналы, электронные ресурсы и прочее. Список литературы оформляется в двухколонной таблице. В первой колонке указывается порядковый номер источника с выравниванием по центру, в правой – описание источника с выравниванием по левому краю. Размер шрифта – 14. Нумерация источников может быть либо по типам источников и алфавиту, либо по порядковому номеру ссылки на источник. Ссылка на источник в тексте документа оформляется в квадратных скобках с указанием номера источника из списка литературы. В отдельных случаях может быть указана страница, например: «Правила составления библиографического списка приведены в [2.8, с.32]». Примеры оформления списка источников представлены в разделе «Основная и дополнительная литература» данного издания.

Приложения к документу располагаются после списка литературы. В виде приложений оформляются таблицы, рисунки, инструкции, типовые формы документов и другие объекты, если их размещение в основном тексте громоздко или не целесообразно. Заголовок приложения содержит слово Приложение с указанием его порядкового номера (размещается с выравниванием по правому краю, размер – 16 полужирный) и собственно заголовка (располагается под словом Приложение с выравниванием по центру, размер – 16 полужирный).

Номер страниц ставится справа вверху, первая страница (титульный лист) имеет номер 1, который не отображается.

10. Сохраните созданный документ с расширениями «Документ Word», «Шаблон документа» и «Текст в формате RTF».

 

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Представьте созданный документ преподавателю для контроля.

2. Назовите известные Вам пакеты прикладных программ и укажите их предназначение.

3. Какие текстовые редакторы Вы знаете? Каковы отличия между ними?

4. Назовите версии текстового редактора Word и укажите их отличия.

5. Объясните разницу между файлом с расширениями .doc, .dot и .rtf.

6. В чем заключается разница использования технологий Динамического обмена данными и Связи и внедрения объектов?

 

 

Справочная информация

 

Ккомпьютерным вирусам относят программы, способные выполнять на компьютере несанкционированные действия. Точного определения понятия «компьютерный вирус» в настоящее время не существует. Вирусологи чаще применяют термин MalWare – вредоносное программное обеспечение.

Одним из универсальных способов защиты информации от вирусных атак является использование антивирусных программ.

Пакет антивирусных программ обычно содержит т.н. антивирусный сканер, антивирусный мониторибазу сигнатур.

Антивирусный монитор по умолчанию запускается после загрузки операционной системы и постоянно активирован, отслеживает все обращения к внешним устройствам и все программные прерывания, проверяя их на предмет наличия вирусов и вирусной атаки.

Антивирусный сканер запускается пользователем в режиме сканирования оперативной памяти и внешних накопителей, проверяя их на предмет наличия вирусов.

База сигнатур содержит характерные признаки вирусов, по которым монитор и сканер могут обнаружить наличие вирусов в компьютере.

В антивирусных программах используются следующие принципы поиска вирусов в компьютере:

- на базе сканирования сигнатур;

- поведенческие блокираторы;

- эвристические анализаторы.

 

Обучающее задание

 

1. По указанию преподавателя запустите программу, демонстрирующую возможные внешние проявления вирусов.

2. Загрузите антивирусные программы и с участием преподавателя изучите их интерфейс.

3. Отключите антивирусный монитор, если он загружен.

4. Откройте приложение Блокнот, наберите следующий текст:

 

X50!P%@AP[4\PZX54(P^)7CC)7}$EICAR-STANDARD-ANTIVIRUS-TEST-FILE!$H+H*

 

и сохраните полученный файл под именем trigger.com в личной папке и/или на своем носителе. Полученный Вами файл по методу воздействия на компьютер является учебным вирусом, предназначенным для проверки работоспособности антивирусных программ или аварийного комплекта дискет. Заметим здесь, что некоторые антивирусные программы не реагируют на этот учебный вирус.

5. Снова включите антивирусный монитор и с помощью Проводника обратитесь к файлу trigger.com.

6. Проанализируйте полученные результаты.

7. Последовательно запустите антивирусные сканеры и проверьте подключенные диски, в том числе диск, содержащий файл trigger.com, на наличие вирусов.

8. Проанализируйте полученные результаты.

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

 

1. Проверьте личные носители на наличие вирусов.

2. Назовите основные способы защиты от вирусов.

3. Какие антивирусные программы и какой версии установлены на Вашем компьютере? Каковы достоинства и недостатки этих антивирусных программ?

4. Когда было произведено последнее обновление базы сигнатур?

5. Объясните понятия сканер, монитор, база сигнатур.

6. Назовите причины, из-за которых не существует четкого определения понятия «компьютерный вирус».

7. Каким образом классифицируются вирусы?

8. Назовите способы обнаружения вирусов.

 

Архиваторы и работа с ними

Цель работы –знакомство с программами – архиваторами и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать наиболее распространенные программы – архиваторы Windows и уметьработать с ними.

 

Справочная информация

 

Архиваторами называются системные программы, предназначенные для работы с архивами информации с целью защиты информации от несанкционированного доступа, экономии внешней памяти или сетевого трафика.

Исходный файл – файл, подвергающийся сжатию программой – архиватором.

Архивный файл – результирующий файл, полученный в результате сжатия исходного файла.

Архив файлов (архив) – файл, содержащий архивные файлы, объединенные пользователем по какому-либо признаку.

Степень сжатия – показатель уменьшения объема исходного файла в результате сжатия.

Саморазархивирующийся (самораспаковывающийся) архив (файл) – это архив (архивный файл), к которому добавлен небольшой программный блок, позволяющий выполнить распаковку без применения архиватора.

 

Обучающее задание

 

1. Загрузите программы – архиваторы и с участием преподавателя изучите их интерфейс.

2. Их исходных файлов, содержащихся в личной папке, с использованием архиваторов (WinZIP, WinRAR, ZipMagic, 7Zip или других) создайте архивы с аналогичной степенью сжатия и сравните результаты.

3. Извлеките исходные файлы их архива.

4. С использованием разных архиваторов создайте саморазархивирующиеся файлы и проверьте их работоспособность.

5. Сравните интерфейсы программ – архиваторов с точки зрения удобства пользователя и перечня выполняемых функций.

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Для каких целей создаются архивы информации?

2. Какие программы – архиваторы Вы знаете? Каковы их преимущества и недостатки?

3. С какими форматами упаковки данных Вы работали?

4. Какое расширение имеет саморазархивирующийся файл? Почему размер саморазархивирующегося файла больше архивного файла?

5. Назовите принципы отбора «ценной» для пользователя информации при создании архивов – копий.

6. На каких носителях информации разумнее хранить архивы – копии и почему?

7. Какие способы защиты информации от несанкционированного доступа Вы знаете и какой способ считается самым надежным?

 

 

Утилиты и работа с ними

Цель работы –знакомство с утилитами, поставляемыми в комплекте с ОС Windows, и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать стандартные утилиты, поставляемые в комплекте с ОС Windows, и уметьработать с ними.

 

Справочная информация

 

Утилитами называются системные программы специального назначения.

В состав стандартных утилит, поставляемых с ОС Windows, входят программа проверки диска, программа очистки диска и программа дефрагментации диска.

 

Обучающее задание

 

3. Используя справочную систему (см. лабораторную работу №3), изучите предназначение и особенности работы служебных программ.

4. Средствами файлового менеджера («Мои документы», «Мой компьютер», «Проводник») выделите логический несистемный диск (D:, EJ, через контекстное меню запустите команду «Свойства», выделите вкладку «Сервис», запустите утилиту сканирования (проверки) диска.

5. Прокомментируйте результаты сканирования диска.

6. Через кнопку Пуск ® Программы ® Стандартные ® Служебные запустите утилиту очистки несистемного диска.

7. Прокомментируйте результаты очистки диска.

8. Через кнопку Пуск ® Программы ® Стандартные ® Служебные запустите утилиту дефрагментации несистемного диска.

9. Прокомментируйте результаты дефрагментации диска.

 

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Назовите возможные дисковые ошибки, устраняемые в процессе работы утилиты сканирования диска.

2. Объясните, какие этапы включает процедура очистки диска.

3. Объясните смысл дефрагментации диска.

4. Дайте определение понятиям сектор, дорожка, кластер, системная область диска, область данных, загрузочная запись, главная загрузочная запись, корневой каталог, таблица размещения файлов, FAT-32, NTFS.

 

Электронные таблицы

на примере MS Excel и работа с ними

 

Цель работы –дальнейшеезнакомство с пакетами прикладных программ на примере MS Excel, изучение средств и возможностей данного приложения, приобретение и закрепление практических навыков по их использованию.

После выполнения задания студент должен обладать навыками и умениями работы с основными объектами приложения MS Excel.

 

Справочная информация

 

Microsoft Excel (MS Excel) –наиболее популярное приложение, специализация которого лежит в области реализации вычислений различной степени сложности, и поставляемое в составе пакета прикладных программ Microsoft Office.

Рабочая книга – совокупность рабочих листов, сохраняемая на диске в едином файле.

Диапазон ячеек ‑две или более ячейки, расположенные на одном листе.

Список (база данных) – связанная друг с другом информация, записываемая в MS Excel по строкам (записям) и столбцам (полям), названия которых располагаются в первой строке таблицы).

 

Обучающее задание

 

1. Откройте рабочую книгу MS Excel.

Возможные приемы:

- ярлык MS Excel на рабочем столе Window;

- пункт «Программы» главного меню Window;

- контекстное меню рабочего стола Window, команда «Создать»;

- другие приемы, которые пользователь считает удобным.

2. Присвойте активному листу электронной таблицы имя «Ведомость».

Возможные приемы:

- контекстное меню ярлычков листов, команда «Переименовать»;

- двойной щелчок по имени листа в его ярлычке и ввод нового имени.

3. Разместите в ячейке A1 заголовок таблицы «Расчетно-платежная ведомость».

4. В диапазоне ячеек A2:R4 сформируйте шапку таблицы в соответствии с прилож. 2.

5. В диапазоне ячеек A5:R5 введите нумерацию столбцов таблицы с использованием средства «Автозаполнение».

Возможные приемы.

1) Ввести в ячейки A5 и B5 цифры 1 и 2 соответственно. Далее выделить обе ячейки, подвести указатель мыши в правый нижний угол выделенного диапазона и, нажав левую кнопку мыши, растянуть до ячейки R5.

Примечание – можно использовать правую кнопку мыши с выбором в появляющемся контекстном меню команды «Заполнить».

2) Использование диалогового окна «Прогрессия», доступ к которому можно получить путем нажатия на кнопку вкладки «Главная».

6. Заполните диапазон ячеек A6:F15 данными для 10 сотрудников подразделения. Данные могут быть аналогичны примеру или сформированы самостоятельно. Для ввода сведений о профессии (должности) могут быть использованы такие средства MS Excel как «Автозаполнение» и команда «Выбрать из раскрывающегося списка» контекстного меню ячейки.

7. Введите расчетные формулы для совокупностей реквизитов «Начислено», «Удержано и зачтено» и «Сумма» в соответствии с прилож.2.

Замечания:

1. Ввод всех формул начинается со знака равенства;

2 При формировании однотипных формул следует пользоваться приемом копирования, т.е. выделять ячейку с формулой, подводить курсор в правый нижний угол ячейки и, нажав левую клавишу мыши, растягивать до нужной ячейки;

3. Для формирования итоговых данных целесообразным представляется использование функции «Автосумма», доступ к которой может быть получен на вкладках «Главная» и «Формулы»[1];

4. Требования к форматированию таблицы:

- наличие границ для всех ячеек таблицы;

- числовой формат с двумя десятичными знаками для данных, измеряемых в рублях;

- выравнивание текста по центру по вертикали и по центру по горизонтали в шапке таблицы.

8. Построите диаграмму по значениям показателя «К выплате», как это показано на рис. 1.

Технология построения.

1) Выделить диапазон ячеек R6:R15.

2) Выполнить команду Вставка/Гистограмма и выбрать тип гистограммы «Гистограмма с группировкой».

3) Для полученного макета диаграммы выполнить следующие действия по форматированию.

а) Используя команду «Выбрать данные» контекстного меню, изменить имя ряда данных с «Ряд 1» на «к выплате», а также сформировать подписи горизонтальной оси по диапазону C6:C15. Для выполнения этих действий следует использовать кнопку «Изменить» диалогового окна команды «Выбрать данные».

б) Выделив диаграмму, с помощью инструментов вкладки «Макет» добавить название диаграммы, подписи ее осей и подписи данных.

Рис. 1. Диаграмма, построенная по значениям показателя «К выплате»

9. С использованием команды «Переместить диаграмму» контекстного меню диаграммы, разместите созданную диаграмму на отдельном листе диаграмм с именем «К выплате».

10. Сделайте активным лист «Ведомость».

11. Реализуйте отбор данных из таблицы «Расчетно-платежная ведомость» с использованием следующих инструментов MS Excel.

11.1. Кнопка «Автофильтр» вкладки «Данные».

1) Выделив диапазон ячеек A5:G5, включите кнопу «Автофильтр».

2) Откройте список к полю «Профессия (должность)» и выберите профессию «механик». Произведите аналогичные действия для поля, содержащего данные по количеству отработанных выходных и праздничных дней, выбрав в качестве значения «8».

3) Результатом должна стать одна запись с табельным номером «189».

11.2. Команда «Дополнительно» вкладки «Данные», которая позволяет выполнить более развернутый поиск информации.

Технология использования возможностей расширенного поиска.

1) В диапазоне ячеек $C$18:$F$20 сформируйте критерий, который бы предполагал поиск записей по значениям полей согласно табл. 1.

Таблица 1

Поля для реализации поиска

Имя поля Номер поля (столбца) в таблице Значение поля Примечание
Фамилия, инициалы И* Фамилия начинается в буквы «И»
Профессия (должность) механик -
Стоимость распределенных социальных и материальных благ <>0 Отлично от нуля
Профсоюзный сбор >150 -

Вид критерия поиска представлен на рис. 2.

Рис. 2. Вид диапазона условий

Данный диапазон условий состоит из 3-х строк, первая из которых содержит номера полей, по которым осуществляется отбор записей, а вторая и третья – конкретные условия к этим полям.

Внимание. Условия в рамках одной строки критерия поиска находятся в соотношении «И» друг относительно друга, т.е. выполняются одновременно (логическое «И»), а между собой строки критерия поиска находятся в соотношении «ИЛИ» (логическое «ИЛИ»). Другими словами, согласно данному диапазону условий (см. рис. 2) будут найдены механики, которые имеют какие-либо суммы распределенных социальных и материальных благ, или все сотрудники, фамилия которых начинается на букву «И», а сумма профсоюзного сбора - превышает 150 руб.

2) Выберите команду «Дополнительно» вкладки «Данные» и в открывшемся диалоговом о







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.042 с.)