Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гигиеническая оценка расписанияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Расписание уроков является одним из основных элементов учебного режима. Правильно составленное расписание отодвигает умственное утомление на конец рабочего дня и учебной недели, предупреждает появление переутомления. К расписанию уроков предъявляется ряд гигиенических требований. Одним из основных является строгое регламентирование количества уроков в течение учебного дня и учебной недели в зависимости от возраста учащихся. В течение учебного дня у младших школьников должно быть не больше 4 ч занятий, у школьников 5-7 классов не больше 5 ч, у старших школьников - не более 6 ч занятий. Другим основным гигиеническим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели. В течение учебного дня умственная работоспособность школьников увеличивается от первого ко второму-третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников и с четвертого у старших работоспособность начинает снижаться. Если вводится пятый урок у младших школьников, а шестой у старших, то на них работоспособность снижается на 50% по сравнению с первым уроком. Исследования показали, что наиболее высокая работоспособность отмечается у учащихся младших классов на первых — вторых уроках, а у учащихся средних и старших классов — на вторых — третьих уроках. Именно эти уроки следует отводить для проведения контрольных работ и занятий теми предметами, которые требуют от учащихся напряженного внимания. Выполнение контрольных работ на последних уроках приводит к значительному снижению их качества (большое количества описок, пропусков букв, недописанные слова, ошибки в вычислениях), ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеяно. В связи с этим учебный день учащихся строго регламентируют исходя из действующей недельной учебной нагрузки. Предельная учебная нагрузка учащихся установлена: в 1-3-х классах 24 ч, в 4-м классе 27 ч, в 5-7-х классах 29 ч, в 8-м классе 30 ч, в 9-10-х (11-м) классах 32 ч. Учебные занятия детей в возрасте б лет (учащихся подготовительных или 1-х классов) не должны превышать 40 мин. После трех укороченных уроков необходима часовая динамическая пауза (подвижные игры на воздухе, занятия хореографией или физкультурой), после которой может быть еще один урок — дидактические игры, ручной труд, рисование. Исследованиями установлено, что возбуждение клеток коры головного мозга, обусловленное длительным действием определенного раздражителя или комплекса раздражителей, сменяется последующим торможением, что выражается в угасании условных рефлексов. Отсюда нерационально вести подряд два урока с одним и тем же содержанием занятий. Такое сдваивание уроков приводит к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки ручного труда и физической культуры. После этих уроков повышается работоспособность учащихся, увеличивается количество и улучшается качество выполняемой работы. Вот почему гигиенически правильнее этим предметам отводить третьи часы занятий в 1—4-х классах и третьи — четвертые часы занятий в 5—8-х классах. Чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга. Показано, что к наименьшему снижению работоспособности первоклассников приводит чередование уроков по схеме: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык. Письмо и чтение — основные виды работы учащихся. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, особенно зрительного и двигательного анализаторов. Длительное выполнение упражнений по письму, когда, например, следуют друг за другом уроки русского языка и математики, приводит к существенному утомлению детей на третьем и четвертом уроке. Ухудшение работоспособности становится еще более резким, если учитель не учитывает наиболее эффективную продолжительность непрерывного письма и чтения детей 7-9 лет. В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки (математика, физика, иностранный язык, русский язык) ставить вторым или третьим уроком. Уроки труда, физической культуры, начальной военной подготовки, музыки, изобразительного искусства надо ставить у младших школьников третьим уроком, а у старших школьников четвертым. В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. Как исключение разрешено проводить сдвоенные уроки труда. Однако и их полезнее проводить два раза в неделю по 1 ч. Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скопились уроки, требующие много времени для выполнения домашних заданий. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, по литературе для написания сочинений, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100%, то в понедельник она будет равняться 98%, во вторник (105%) и в среду (109%) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работоспособность начинает снижаться (96%), в пятницу она еще меньше (95%) и в субботу самая низкая (94%). Таким образом, суббота и понедельник являются днями сравнительно низкой работоспособности учащихся. В эти дни у них наблюдается замедление темпа работы и увеличение количества ошибок и описок. Снижение работоспособности в субботу объясняется значительным утомлением учащихся в конце учебной недели. Относительно же низкая работоспособность учащихся в понедельник находится в прямой связи с так называемой врабатываемостью — постепенным включением организма в работу после более или менее продолжительного перерыва в ней. Из сказанного можно сделать вывод, что в режиме занятий на субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов и преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем. Рационально составленное на всю учебную неделю расписание дает возможность избежать концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным наукам. Гигиеническую оценку расписания уроков проводят в следующем порядке: 1. Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов. Шкала учебных предметов по степени трудности (Сивков И.Г., 1975 г.) (СанПиН 2.4.2.2821-10) Таблица 1 Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10-11 классах
При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг (два пика), в то время как среда была бы несколько облегченным днем, или на среду (1 пик). Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. 2. Дают оценку каждому дню недели и всему недельному расписанию уроков в баллах на основании ранговой шкалы трудности предметов. 3. Строят графики дневной и недельной кривой расписания занятий. 4. На основе анализа составляют новое расписание с учетом исправления недостатков, которые были в исходном расписании. Пример выполнения: Анализируем расписание 5-го класса
При этом подсчитывается сумма балов по дням недели в отдельных классах.
Рис. 1. Динамика недельной учебной нагрузки На рисунке видно, что образуется кривая, в которой подъемы чередуются со спусками, т.е. нагрузка то увеличивается, то уменьшается. Кроме того, в расписании присутствуют сдвоенные уроки (русский язык). Динамика учебной нагрузи в течение учебного дня также нерациональная. Это можно увидеть на графиках по дням: В понедельник, в принципе, динамика соблюдается – третьим уроком стоит самый трудный, физкультура – во второй половине учебного дня. Аналогично строятся графики по остальным дням. Вывод: данное расписание является нерациональным.
Чтобы сделать расписание рациональным, нужно внести в него изменения.
Рис. 2. Динамика учебной нагрузки в составленном расписании При составлении расписания учтены требования: нагрузка в начале недели и ее конце меньше, чем в середине; кривая учебной нагрузки имеет один пик, приходящийся на среду; из расписания убраны сдвоенные уроки; первые и последние уроки в течение дня – более легкие, чем 2-3-и. В расписании не удалось избежать ситуации, когда один и тот же предмет присутствует в расписании дня дважды (русский язык). Однако это связано с тем, что дней в учебной неделе 6, а уроков русского языка – 7. Приложение 6
Ознакомление с системой воспитательной работы данной образовательной организации. Отразить цели, задачи воспитательной работы в данном ОУ, приоритетные направления в воспитательной работе в данном учреждении. Наличие детской организации в ОУ, её структура. Дать х арактеристику внеурочной воспитательной работы школы: какие художественные, спортивные, музыкальные школы, студии, клубы и секции действуют на базе школы. Приложение 7 Ознакомление с функциональными обязанностями классного руководителя и с планом воспитательной работы класса. Отразить цели и задачи воспитательной работы классного руководителя на год, направления деятельности. Дать п сихолого-педагогическую характеристику класса с анализом уровня образованности школьников и состояния воспитательной работы за предыдущий период. План воспитательной работы класса на четверть (в соответствии с отчетным периодом по практике).
Приложение 8 Работа по плану классного руководителя. Решение всех вопросов учебно-воспитательной работы. Участие (оказание помощи классному руководителю) в проведении внеклассных мероприятий. Посещение и анализ воспитательного мероприятия классного руководителя в количестве: посещение - не менее 1 занятия, анализ – не менее 1. Отразить список мероприятий, дел в соответствии с планом классного руководителя, проведенных студентом-практикантом с отметкой классного руководителя или учителя (конкретно выполненная работа), анализ посещенного мероприятия.
Приложение 9
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 17674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.008 с.) |