Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническая оценка расписания

Поиск

Расписание уроков является одним из основных элементов учебного режима. Правильно составленное расписание отодвигает умственное утомление на конец рабочего дня и учебной недели, предупреждает появление переутомления.

К расписанию уроков предъявляется ряд гигиенических требо­ваний. Одним из основных является строгое регламентирование количества уроков в течение учебного дня и учебной недели в зависимости от возраста учащихся. В течение учебного дня у млад­ших школьников должно быть не больше 4 ч занятий, у школьни­ков 5-7 классов не больше 5 ч, у старших школьников - не более 6 ч занятий.

Другим основным гигиеническим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работо­способности школьников в течение учебного дня и учебной недели. В течение учебного дня умственная работоспособность школьников увеличивается от первого ко второму-третьему уроку (пе­риод врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников и с четвертого у старших работоспособность начинает снижаться. Если вводится пятый урок у младших школьников, а шестой у старших, то на них работоспособность снижается на 50% по сравнению с первым уроком.

Исследования показали, что наиболее высокая рабо­тоспособность отмечается у учащихся младших классов на первых — вторых уроках, а у учащихся средних и старших классов — на вторых — третьих уроках. Именно эти уроки следует отводить для проведения контроль­ных работ и занятий теми предметами, которые требуют от учащихся напряженного внимания. Выполнение конт­рольных работ на последних уроках приводит к значи­тельному снижению их качества (большое количества описок, пропусков букв, недописанные слова, ошибки в вычислениях), ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеяно.

В связи с этим учебный день уча­щихся строго регламентируют исходя из действующей недельной учебной нагрузки. Предельная учебная на­грузка учащихся установлена: в 1-3-х классах 24 ч, в 4-м классе 27 ч, в 5-7-х классах 29 ч, в 8-м классе 30 ч, в 9-10-х (11-м) классах 32 ч. Учебные занятия детей в возрасте б лет (учащихся подготовительных или 1-х классов) не должны превышать 40 мин. После трех укороченных уроков необходима часовая динамическая пауза (подвижные игры на воздухе, занятия хореогра­фией или физкультурой), после которой может быть еще один урок — дидактические игры, ручной труд, ри­сование.

Исследованиями установлено, что возбуждение кле­ток коры головного мозга, обусловленное длительным действием определенного раздражителя или комплекса раздражителей, сменяется последующим торможением, что выражается в угасании условных рефлексов. Отсю­да нерационально вести подряд два урока с одним и тем же содержанием занятий. Такое сдваивание уроков при­водит к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Благоприятное влияние на функ­циональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки ручного труда и физи­ческой культуры. После этих уроков повышается рабо­тоспособность учащихся, увеличивается количество и улучшается качество выполняемой работы. Вот почему гигиенически правильнее этим предметам отводить тре­тьи часы занятий в 1—4-х классах и третьи — четвер­тые часы занятий в 5—8-х классах.

Чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение уча­щихся с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления функцио­нальной работоспособности клеток коры головного мозга.

Показано, что к наименьшему снижению работоспо­собности первоклассников приводит чередование уроков по схеме: русский язык, чтение, математика или мате­матика, чтение, русский язык. Письмо и чтение — основ­ные виды работы учащихся. Они требуют большого на­пряжения центральной нервной системы, особенно зри­тельного и двигательного анализаторов. Длительное выполнение упражнений по письму, когда, например, следуют друг за другом уроки русского языка и мате­матики, приводит к существенному утомлению детей на третьем и четвертом уроке. Ухудшение работоспособно­сти становится еще более резким, если учитель не учи­тывает наиболее эффективную продолжительность не­прерывного письма и чтения детей 7-9 лет.

В соответствии с динамикой умственной работоспособности не­обходимо трудные уроки (математика, физика, иностранный язык, русский язык) ставить вторым или третьим уроком. Уроки труда, физической культуры, начальной военной подготовки, музыки, изо­бразительного искусства надо ставить у младших школьников третьим уроком, а у старших школьников четвертым. В понедель­ник и субботу расписание должно быть облегчено за счет умень­шения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. Как исключение разрешено проводить сдвоенные уроки труда. Однако и их полезнее проводить два раза в неделю по 1 ч. Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скопились уроки, требующие много времени для выполнения до­машних заданий.

Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, по литературе для написания сочинений, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Аналогичная динамика умственной работоспособности наблю­дается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100%, то в понедельник она будет равняться 98%, во вторник (105%) и в среду (109%) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работоспособность начинает снижаться (96%), в пятни­цу она еще меньше (95%) и в субботу самая низкая (94%). Таким образом, суббота и понедельник являются днями сравнительно низкой работоспособности учащихся. В эти дни у них наблюда­ется замедление темпа работы и увеличение количества ошибок и описок. Снижение работоспособности в суб­боту объясняется значительным утомлением учащихся в конце учебной недели. Относительно же низкая работо­способность учащихся в понедельник находится в пря­мой связи с так называемой врабатываемостью — посте­пенным включением организма в работу после более или менее продолжительного перерыва в ней.

Из сказанного можно сделать вывод, что в режиме занятий на субботу и понедельник следует предусматри­вать меньшее количество учебных часов и преимущест­венно отводить их предметам, не требующим от уча­щихся особого умственного напряжения.

При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

Распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.

Рационально составленное на всю учебную неделю расписание дает возможность избежать концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным наукам.

Гигиеническую оценку расписания уроков проводят в следующем порядке:

1. Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов.

Шкала учебных предметов по степени трудности

(Сивков И.Г., 1975 г.) (СанПиН 2.4.2.2821-10)

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные школы Количество баллов (ранг трудности)
Математика  
Русский (национальный, иностранный язык)  
Природоведение, информатика  
Русская (национальная) литература  
История (4 классов)  
Рисование и музыка  
Труд  
Физическая культура  

 

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия - -      
Геометрия - -      
Физика - -      
Алгебра - -      
Экономика - - - -  
Черчение - - -    
Мировая художественная культура (МХК) - -      
Биология          
Математика     - - -
Иностранный язык     - - -
Русский язык          
Краеведение         -
Природоведение     - - -
География -        
Граждановедение         -
История          
Ритмика     - - -
Труд          
Литература          
ИЗО         -
Физическая культура          
Экология          
Музыка         -
Информатика          
ОБЖ          

 

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Физика   Информатика, Экономика  
Геометрия, Химия   История, Обществознание, МХК  
Алгебра   Астрономия  
Русский язык   География, Экология  
Литература, Иностранный язык   ОБЖ, Краеведение  
Биология   Физическая культура  

 

При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг (два пика), в то время как среда была бы несколько облегченным днем, или на среду (1 пик). Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

2. Дают оценку каждому дню недели и всему недельному расписанию уроков в баллах на основании ранговой шкалы трудности предметов.

3. Строят графики дневной и недельной кривой расписания занятий.

4. На основе анализа составляют новое расписание с учетом исправления недостатков, которые были в исходном расписании.

Пример выполнения:

Анализируем расписание 5-го класса

 

Понедельник Среда Пятница
Русский язык Иностранный язык Русский язык
Русский язык Математика Иностранный язык
Математика Русский язык ИЗО
Физкультура Технология Музыка
Литература Технология Литература
    Русский язык
Вторник Четверг Суббота
История Природоведение Математика
Математика Физкультура Русский язык
Природоведение История Русский язык
Иностранный язык Математика Физкультура
Математика Информатика Литература

 

При этом подсчитывается сумма балов по дням неде­ли в отдельных классах.

День недели Баллы за уроки Сумма баллов за день
понедельник
  Русский язык    
  Русский язык  
  Математика  
  Физкультура  
  Литература  
вторник
  История    
  Математика  
  Природоведение  
  Иностранный язык  
  Математика  
среда
  Иностранный язык    
  Математика  
  Русский язык  
  Технология  
  Технология  
четверг
  Природоведение    
  Физкультура  
  История  
  Математика  
  Информатика  
пятница
  Русский язык    
  Иностранный язык  
  ИЗО  
  Музыка  
  Литература  
  Русский язык  
суббота
  Математика    
  Русский язык  
  Русский язык  
  Физкультура  
  Литература  
         

 

Рис. 1. Динамика недельной учебной нагрузки

На рисунке видно, что образуется кривая, в которой подъемы чередуются со спусками, т.е. нагрузка то увеличивается, то уменьшается. Кроме того, в расписании присутствуют сдвоенные уроки (русский язык).

Динамика учебной нагрузи в течение учебного дня также нерациональная. Это можно увидеть на графиках по дням:

В понедельник, в принципе, динамика соблюдается – третьим уроком стоит самый трудный, физкультура – во второй половине учебного дня.

Аналогично строятся графики по остальным дням.

Вывод: данное расписание является нерациональным.

 

Чтобы сделать расписание рациональным, нужно внести в него изменения.

День недели Баллы за уроки Сумма баллов за день
понедельник
  Природоведение    
  Русский язык  
  Математика  
  Физкультура  
  Литература  
вторник
  Русский язык    
  Иностранный язык  
  Математика  
  История  
  Музыка  
среда
  Русский язык    
  Математика  
  Иностранный язык  
  История  
  Русский язык  
  ИЗО  
четверг
  Литература    
  Математика  
  Информатика  
  Русский язык  
  Физкультура  
пятница
  Русский язык    
  Иностранный язык  
  Математика  
  Физкультура  
  Природоведение  
суббота
  Русский язык    
  Математика  
  Литература  
  Технология  
  Технология  
         

 

Рис. 2. Динамика учебной нагрузки в составленном расписании

При составлении расписания учтены требования: нагрузка в начале недели и ее конце меньше, чем в середине; кривая учебной нагрузки имеет один пик, приходящийся на среду; из расписания убраны сдвоенные уроки; первые и последние уроки в течение дня – более легкие, чем 2-3-и.

В расписании не удалось избежать ситуации, когда один и тот же предмет присутствует в расписании дня дважды (русский язык). Однако это связано с тем, что дней в учебной неделе 6, а уроков русского языка – 7.

Приложение 6

 

Ознакомление с системой воспитательной работы данной образовательной организации.

Отразить цели, задачи воспитательной работы в данном ОУ, приоритетные направления в воспитательной работе в данном учреждении. Наличие детской организации в ОУ, её структура.

Дать х арактеристику внеурочной воспитательной работы школы: какие художественные, спортивные, музыкальные школы, студии, клубы и секции действуют на базе школы.

Приложение 7

Ознакомление с функциональными обязанностями классного руководителя и с планом воспитательной работы класса.

Отразить цели и задачи воспитательной работы классного руководителя на год, направления деятельности. Дать п сихолого-педагогическую характеристику класса с анализом уровня образованности школьников и состояния воспитательной работы за предыдущий период. План воспитательной работы класса на четверть (в соответствии с отчетным периодом по практике).

 

Приложение 8

Работа по плану классного руководителя.

Решение всех вопросов учебно-воспитательной работы. Участие (оказание помощи классному руководителю) в проведении внеклассных мероприятий. Посещение и анализ воспитательного мероприятия классного руководителя в количестве: посещение - не менее 1 занятия, анализ – не менее 1.

Отразить список мероприятий, дел в соответствии с планом классного руководителя, проведенных студентом-практикантом с отметкой классного руководителя или учителя (конкретно выполненная работа), анализ посещенного мероприятия.

Список мероприятий, дел Отметка деятельности студента классным руководителем
   

Приложение 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 17674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.007 с.)