Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенностей усвоения учебного материала↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. С какой учебной информацией предпочитает работать: - наглядные изображения (картинки, рисунки, схемы) - числа, условно-знаковые выражения - словесные тексты (устные, письменные) - практические модели 2. При усвоении заданного учебного материала: - запоминает и воспроизводит его целостно (в общих чертах) - пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты) - не передает основной мысли (идеи) - путает причину и следствие событий (действий), их временную последовательность. 3. При выполнении учебного задания: - точно следует образцу, заданному учителем - предлагает и реализовывает свои способы работы - охотно работает с разными заданиями (в том числе с новыми) - предпочитает выполнять уже освоенные задания - активно включается в выполнение творческих заданий. 4. При работе в классе (на уроке): - предпочитает отвечать у доски - охотнее отвечает с места - любит отвечать вместе с классом - склонен давать развернутый ответ - ограничивается отдельными репликами, замечаниями на ответы одноклассников. 5. Работая с учебным материалом, предпочитает: - читать (учебник, книгу) - слушать устный рассказ учителя (ученика) - следовать сюжету, заданному для пересказа, выполнения рисунка, поделки - предлагать свои виды и формы работы с учебным материалом.
Приложение 16 Опросник «Оценка школьной мотивации» 1. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4-х классов: Руководство / Сост. Д.В. Лубовский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 80 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). с. 7-12. 2. Источник: Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие/Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта.— М.: МПСИ; Флинта, 1998.
Данный опросник может быть использован при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 варианта предъявления:
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать номера тех, ответы которые им подходят. 2. Диагностические тетради с текстом опросника раздаются всем ученикам, и психолог просит отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше вероятность получения социально желательных ответов, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получать более достоверные ответы на вопросы анкеты, и он предпочтителен в работе со школьниками 3—4-х классов. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а в 4-м классе - признаком возможных трудностей адаптации при переходе в среднюю школу. Повышение уровня мотивации может быть ситуативным и достигнуто за счет успехов в учебе в данный момент, но в целом свидетельствует о положительной динамике в обучении и развитии. При обработке результатов для получения более полной картины отношения ребенка к школе полезно сочетать подсчет суммарного балла с анализом ответов школьника на отдельные вопросы. Это позволит, например, выяснить, какая сфера школьной жизни вызывает у ребенка больший, а какая — меньший интерес. Обработка результатов Дим возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: - ответ ребенка, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; - нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т. п.) оценивается в 1 балл; - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации: 1. 25—30 баллов (максимально высоким уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.
2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой. 3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации. 4. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе. 5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3—4-х классов это прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учебе. Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, по ному для упрощения оценки может быть использован специальный ключ:
Для удобства обработки приводим текст опросника. Вопросы к опроснику «Оценка школьной мотивации» 1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень; - нравится; - не нравится. 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с радостью. 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? - не знаю; - остался бы дома; - пошел бы в школу. 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? - не нравится; - бывает по-разному; - нравится. 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы; - не хотел бы; - не знаю. 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю; - не хотел бы; - хотел бы. 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто: - редко; - не рассказываю. 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? - точно не знаю; - хотел бы; - не хотел бы. 9. У тебя в классе много друзей? - мало; - много друзей; - нет друзей. 10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся;
- не очень; - не нравятся. Приложение 17 Примерный план характеристики учащегося 1. Ф.И.О. учащегося 2. Возраст (дата рождения) 3. Класс: Школа № ________ Год обучения 4. Продолжительность обучения у данного учителя 5. Учился в других школах 6. Дублировал классы 7. Состав семьи (полный, неполный) краткие сведения о взрослых членах семьи (образование, род занятий, профессия, сведения о несовершеннолетних членах семьи) 8. Моральная сфера в семье 9. Наличие в семье условий для занятий и отношение родителей к неуспеваемости ребенка 10. Не успевает (по всем предметам, по нескольким, по одному; указать по каким) 11. Характер затруднений (постоянные, временные) 12. Как усвоена программа, предметы 13. Как относится учащийся к своим неудачам в обучении (безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и т.п.) 14. Реакция учащегося на оценку его работы 15. Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей (усиление контроля и помощи при выполнении классных заданий, облегчение и индивидуализация заданий прифронтальной работе класса, дополнительные занятия после уроков, дополнительные задания на дом, указания родителей, как помочь ребенку при выполнении домашних заданий и пр.) 16. Нуждается в занятиях у логопеда (занимался, не занимался) 17. Понимает ли ребенок требования учителя 18. Как работает ребенок в классе (может ли он активно, целенаправленно работать, отвечать на вопросы и задавать вопросы в случае непонимания и т.п.) 19. Работоспособность (если плохая, то как проявляется: отвлекаемость, рассеянность, плохая концентрация внимания, увеличение количества ошибок к концу урока, занятий: сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.) 20. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и речь ребенка. Общая характеристика личности учащегося (положительные и отрицательные стороны его личности, характера). Наличие пропусков занятий и их причина. Основные трудности и причины отставания (по мнению учителя). Поведение в классе Поведение на переменах Взаимоотношения со сверстниками Имеет друзей (одного с ним возраста, старше, младше) Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников и старших учащихся? Наличие вредных привычек Имеются ли странности в поведении, в чем выражаются?
Приложение 18
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.011 с.) |