Особенностей усвоения учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенностей усвоения учебного материала



1. С какой учебной информацией предпочитает работать:

- наглядные изображения (картинки, рисунки, схемы)

- числа, условно-знаковые выражения

- словесные тексты (устные, письменные)

- практические модели

2. При усвоении заданного учебного материала:

- запоминает и воспроизводит его целостно (в общих чертах)

- пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты)

- не передает основной мысли (идеи)

- путает причину и следствие событий (действий), их временную пос­ледовательность.

3. При выполнении учебного задания:

- точно следует образцу, заданному учителем

- предлагает и реализовывает свои способы работы

- охотно работает с разными заданиями (в том числе с новыми)

- предпочитает выполнять уже освоенные задания

- активно включается в выполнение творческих заданий.

4. При работе в классе (на уроке):

- предпочитает отвечать у доски

- охотнее отвечает с места

- любит отвечать вместе с классом

- склонен давать развернутый ответ

- ограничивается отдельными репликами, замечаниями на ответы одноклассников.

5. Работая с учебным материалом, предпочитает:

- читать (учебник, книгу)

- слушать устный рассказ учителя (ученика)

- следовать сюжету, заданному для пересказа, выполнения рисунка, поделки

- предлагать свои виды и формы работы с учебным материалом.

 

Приложение 16

Опросник «Оценка школьной мотивации»

1. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4-х классов: Руководство / Сост. Д.В. Лубовский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 80 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). с. 7-12.

2. Источник: Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изуче­ния личности: Учеб. пособие/Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта.— М.: МПСИ; Флинта, 1998.

 

Данный опросник может быть использован при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 варианта предъявления:

 

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать номера тех, ответы которые им подходят.

2. Диагностические тетради с текстом опросника раздаются всем ученикам, и психолог просит отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше вероятность получения социально желательных ответов, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получать более достоверные ответы на вопросы анкеты, и он предпочтителен в работе со школьниками 3—4-х классов.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а в 4-м классе - признаком возможных трудностей адаптации при переходе в среднюю школу. Повышение уровня мотивации может быть ситуативным и достигнуто за счет успехов в учебе в данный момент, но в целом свидетельствует о положительной динамике в обучении и развитии.

При обработке результатов для получения более полной картины отношения ребенка к школе полезно сочетать подсчет суммарного балла с анализом ответов школьника на отдельные вопросы. Это позволит, например, выяснить, какая сфера школьной жизни вызывает у ребенка больший, а какая — меньший интерес.

Обработка результатов

Дим возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

- ответ ребенка, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т. п.) оценивается в 1 балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25—30 баллов (максимально высоким уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.

2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой.

3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сфор­мированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации.

4. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа неред­ко воспринимается ими как враждебная среда, пре­бывание в которой невыносимо. Среди школьников 3—4-х классов это прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учебе. Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, по ному для упрощения оценки может быть использован специальный ключ:

№ вопроса Оценка за 1-й ответ Оценка зa 2 и ответ Оценка за 3-й ответ
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Для удобства обработки приводим текст опросника.

Вопросы к опроснику «Оценка школьной мотивации»

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы;

- не хотел бы;

- не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;

- не хотел бы;

- хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто:

- редко;

- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;

- хотел бы;

- не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

- мало;

- много друзей;

- нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;

- не очень;

- не нравятся.

Приложение 17

Примерный план характеристики учащегося

1. Ф.И.О. учащегося

2. Возраст (дата рождения)

3. Класс: Школа № ________ Год обучения

4. Продолжительность обучения у данного учителя

5. Учился в других школах

6. Дублировал классы

7. Состав семьи (полный, неполный) краткие сведения о взрослых членах семьи (образование, род занятий, профессия, сведения о несовершеннолетних членах семьи)

8. Моральная сфера в семье

9. Наличие в семье условий для занятий и отношение родителей к неуспеваемости ребенка

10. Не успевает (по всем предметам, по нескольким, по одному; указать по каким)

11. Характер затруднений (постоянные, временные)

12. Как усвоена программа, предметы

13. Как относится учащийся к своим неудачам в обучении (безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и т.п.)

14. Реакция учащегося на оценку его работы

15. Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей (усиление контроля и помощи при выполнении классных заданий, облегчение и индивидуализация заданий прифронтальной работе класса, дополнительные занятия после уроков, дополнительные задания на дом, указания родителей, как помочь ребенку при выполнении домашних заданий и пр.)

16. Нуждается в занятиях у логопеда (занимался, не занимался)

17. Понимает ли ребенок требования учителя

18. Как работает ребенок в классе (может ли он активно, целенаправленно работать, отвечать на вопросы и задавать вопросы в случае непонимания и т.п.)

19. Работоспособность (если плохая, то как проявляется: отвлекаемость, рассеянность, плохая концентрация внимания, увеличение количества ошибок к концу урока, занятий: сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.)

20. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и речь ребенка.

Общая характеристика личности учащегося (положительные и отрицательные стороны его личности, характера).

Наличие пропусков занятий и их причина.

Основные трудности и причины отставания (по мнению учителя).

Поведение в классе

Поведение на переменах

Взаимоотношения со сверстниками

Имеет друзей (одного с ним возраста, старше, младше)

Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников и старших учащихся?

Наличие вредных привычек

Имеются ли странности в поведении, в чем выражаются?

 

Приложение 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.021 с.)