Антрополог-й принцип познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антрополог-й принцип познания.



Антрополог-й принцип позн-я исходит из того, что стройную систему представл-й о природе, обществе, мышлении можно разработать лишь поставив в центр концептуал-х построений человека.

Антрополог-й подход в философии – чел-к, будучи природным существом, яв. высшей ступенью развития природы.

Общее у них: 1. признание чел-ка высшим результатом развития природы; 2. необходимость введения в частные науки принципа человеческого измерения.

Человек универсален, т.к способен любой элемент вселенной сделать частью своего опыта; способен схват-ть и удерж-ть в сознании бесконечность мира; способен развёртывать из-за себя сущее, создвать 2ой предметный мир, вторую природу, пронизанную творческим началом.

 

Русская психолого-педагогич-я антропол-я:

Ушинский - деятельность педагога должна иметь главными ориентирами идеал человека, его личностные качества.

Толстой Л. Н. (19 век)-школа хороша, когда она осознает законы, которыми живет народ, необходимо учитывать законы исторического процесса. Чернышевский - подход к педагогике, как к науке, опирающейся на дастижения др. наук.

Писарев - идеалом обществ-го образования должна стать свободная, саморазвивающаяся, мыслящая личность.

 

Личность как совокупность психолого-педагогических особенностей.

Способ-ти – это такие индивид-но-психол-ие особен-ти чел-ка, кот. отвечают требов-м данной деятель-ти и яв-ся условием ее успеш-го выпол-я.

Чел-к не рожд-ся, имея способ-ти к той или иной деятель-ти. Врожден-ми могут быть только задатки.

Задатки – это собенности строения мозга и нервной системы, органов чувст и движений, данные каждому от рождения.

Способ-ти являются рез-ом развития. Развитие способ-ей соверш-ся по спирали: реализация возмож-й одного уровня откр-ет новые возмож-ти для дальней-го развития.

Выдел-т 2 уровня развития способ-ей: репродуктивный и творческий.

Чел-к, наход-ся на 1-ом уровне имеет высокую способ-ть овладев-ть умением, усваив-ть знания по предлож-му образцу. На 2-ом уровне развития способ-ей чел-к создает новое, оригин-е.

Своеобразное сочетание способ-ей, кот. обеспеч-т чел-ку успешное выпол-е к.-л. деят-ти наз. одаренностью.

Высокая ступень развития способ-ей наз. талантом.

Гениаль-ть – наивысшая степень проявления творч-х сил чел-ка.

Различ-т способ-ти общие, кот. проявл-ся везде или во мн-х областях знания и деят-ти, и специальные, кот. проявл-ся в какой-то одной области.

 

Личность,как совокупность индивидуально-психологических особенностей.

Темперамент-индивидуальные особенности чела,определяющие динамику его психич. деятельности и поведения.

2 показателя динамики псих. процессов:активность и эмоц-ть

Активность-темп,ритм деятельности,степень подвижности

Эмоц-ть-переживания, впечатлительность.

4 типа нервной системы по Павлову:

1.Сангвиник-сильный, уравновешенный, подвижный

2.Флегматик-сильный, уравновешенный,инертный.

3.Холерик-сильный, неуравновешенный

4.Меланхолик-слабые процессы возбуждения и торможения.

Характер-индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношения чела к действительности и проявляющихся в его поведении.

Черты характера-индивидуальные, привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях.

 

Личность и культура.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя.

Ед. культуры общества яв. народ как совокупность людей.

Мы связываем определение нашей личности с расой и культурой.

Культурная идентичность

Сегодня в межкуль-й коммуник-и особую актуальность имеет проблема куль-ой идентичности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.

В самом общем понимании идентичность- означает осознание чел-ом своей принадлежности к какой-либо группе.

Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии чел-ом соответств-х культ-х норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, в самоотождест-и себя с культ-и образцами именно этого общ-ва.

Защитные механизмы культуры. Они делятся на специфические и неспецифические:

Специфические:

Через литературу, искусство. Схема действия: 1 создается общая ситуация 2 механизм снятия страха 3 конструируется алгоритм действия

Неспецифические:

1 Традиционное сознание – система мировоззрения основанная на картине мира человека. Т.е. связано с формированием мифологии, худ, традиций, социальных институтов и других подобных категорий. Но есть люди, обладающие личностным сознанием и в отличие от традиционного (социально обусловленного) сознания, носители личностного сознания могут сознательно выйти из своего традиционного общества (чтобы изменить) или так же сознательно в нем остаться. Они могут жить в полном соответствии и традиционной культурой, но в критических ситуациях для них характерна реакция на личностном уровне. Личностным сознанием может обладать каждый человек, но в действительности им обладает незначительно количество людей, поскольку оно предполагает изменение всей психики и всех ее структурных элементов. Этот процесс требует напряжения и активности и является очень болезненным. Суть этой перестройки: в сознание человека допускается бессознательный опыт, где меняются система доминант «я» и «сверх я»

2 Картина мира – представление человека о мире, отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. Картина мира формируется на основании культурных констант и ценностных доминант.

3 Культурные константы – это бессознательные компоненты культуры. Образцы культуры, сферы бытия, которые имеют сами по формальные характеристики и лишь в ходе смены культурно-ценностных доминант получают различное наполнение (ценности остаются, содержание меняется)

Наполнение культурных констант конкретным содержанием представляет собой перенос бессознательного комплекса на реальный объект. На основании реальности формируются адаптационно -деятельностные модели человеческого поведения

Культура в педагогической антропологии определяется как совокупность убеждений, ценностей, аттитьюдов (установок) и ожиданий в отношении желаемых способов проведения разделяемых членами определенной социальной группы. Этот термин играет важную роль и в психологии, особенно в той ее части, где не подвергаются сомнению исходные представления о мире, об условиях человеческого существования и о том, что надлежит считать правильным, не правильным и нормативным. Важный культурный фактор – национальность. У каждой нации своя доминирующая культура, в социальном и политическом смысле. И каждая нация также включает одну или несколько субкультур. Любой человек прожив какое ВТО время в стране социализируется в рамках национальной культуры в процессе инкультурации.

Если мы оказались в другой стране и необходимо адаптироваться к новой культуре нам нужно пройти процесс аккультурации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.009 с.)