Возраст как категория психолого-педагогич-й антроп-ии. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возраст как категория психолого-педагогич-й антроп-ии.



 

Феномен самости. Я-концепция.

1 из главн сущностных характ-тик Ч – конечность его земного бытия. Неизбежная смерть задает вполне опред ракурс оценки земного индивид-го сущест-ния. С этой позиции, как отмечает А. А. Алексеев, разв-е Ч рассматр-ся в перспективе жизн-го пути и поним-ся как динам-кая сис-ма, образ-ная взаимодействием созревания и научения, переплетением пр-сов физич, психич и соц эволюции.

Определ возраст следует рассмат-ть как самостоят-ный период жизни, какфазу перехода в непрерывном движении Ч по жизненному пути

Кажд возраст означает определ Ур-нь разв-я существенности индивида.

 

В целом возраст можно дефинировать как уровень развития, самореал-и личности определенного соц-го и истор-го типа, в большинстве случаев завис-й от кол-ва прожитых лет. Для нормал, психически здоров Л – это конкретный этап становления самости. По своей главн ф-ции самость направлена на раскрытие смысла и цели жизни. Р.Бенс, Г.Олпорт, К.Роджерс,Э.Эриксон и др испол-т это пон-е и Я-концепцию как взаимозаменяемые

Периодиз-я жизни чел-ка Э.Эриксона. Кризисы возрас-ых периодов.

Эриксон выводит микропериоды развития внутр-й жизни чел-ка:

1 стадия (1 год жизни). В этот период развивается соц-е взаимод-е, положит-м полюсом которого служит доверие, а отриц-м – недоверие. Ст-нь доверия ребенка зав-т от проявляемой к нему заботы.(нет должной заботы—форм-ся подозрительность.(кризис обусл-ный недостаточным материн уходом и отвержением ребенка).

2 стадия (2 и 3 годы жизни). У ребенка возникает самостоят-ть на основе развития его моторных и психич-х способностей. Если предоставлять реб возм-ть делать то, на что он способен, у него вырабат-ся самостоятельность, появл-ся ощущение, что он владеет самим собой. Но если проявлять в его восп-нии нетерпение, это порождает стыдливость и нерешительность.

3 стадия (4-5 лет). У ребенка развивается изобретат-ть, он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто подражать другим. Соц пар-тр этой стадии разв-ся м-ду предприимчивостью с 1 ст-ны и чув-вом вины с др. От того, как реагируют родители на затеи ребенка, зав-т какое именно из кач-в б\формир-ся в больш ст-ни.

4 стадия (6-11 лет). Развив-ся способ-ть к дедукции (метод мышления), к организац-м играм.): (Кризис этого возраста сопров-ся появлением ч-ва неполноц-ти или некомпетентности, связ успеваемостью реб). Стадия характ-ся умелостью с 1 ст-ны и чув-вом неполноценности с др. Обостр-ся интерес к тому, как устроены вещи, как их м\освоить и приспособить. Пребывание в школе и отношения, кот там склад-ся, оказ-т огромное вл-ние на психику.

5 стадия (12-18 лет).)=(кризис идентичности)У подростка развив-ся новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес подростка к мыслям др, к тому, что они сами о себе думают. Если из-за неудачного детства ему не удается опред-ть свое Я, то нач-ся путаница ролей, кот нередко набл-ся у малолетних преступников. В некот случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», т.е. отождест-ет себя с образом, противополож тому, кот бы хотели видеть родители и друзья. Тот, кто в этом возр-те не опред-л свое Я, еще не обречен, а тот, кто добился в этом успехов подростком, обязательно столкнется с противоречиями.

6 стадия (от конца юности до начала сред. возраста) – это уже сложив-ся этап псих-х образов-й, включения чел-ка в семейную и трудовую деятельность. Полюса – близость – одиночество

7 стадия (зрелый возраст) – период, когда ваши собст-е дети становятся подростками, а вы прочно связали себя с определ-м родом занятий. На этой стадии проявл-ся новый параметр личности: общечеловечность с 1 стороны и самопоглощенность с др. Общечеловечность – способность интер-ся судьбами людей за пределами твоего семейн круга, задум-ся об устр-тве буд мира. Тот, у кого ч-во сопричастности не выработалось, сосредотач-ся на самом себе, главн его заботой стан-ся удовлетворение личных потреб-тей и собст комфорт

8 стадия (старость) – время размыш-й, воспом-й, забав с внуками. Полюса – цельность – безнадежность. Ощущение осмысленности жизни возн-т у того, кто оглядывается назад и чувст-т удовлетворение. Если прош – это цепь упущенных возм-тей, Ч охватывает отчаяние

Осн. аспекты рассмот-я детства в антрополог-м плане:

1. Исторический анализ проблем развития ребенка и феномена детства

2. Развитие принципа природосообразного воспитания ребенка, показ его многозначности.

3. Развитие принципа культуросообр-ти воспит-я детей

4. Учет и исполь-е достижений «антрополог-х» наук в исследовании детства и организации учебно-воспитат-го процесса.

Ребёнок как предмет антропологии явл предметом изучения ряда науч дисц-н. В псих-пед А он изуч-ся с точки зрения того, как в разв-и Л проявл-ся закон-ти эволюции челов рода,как в пр-сесоцоилизации осущ-ся ед-во родового и личност-го.Воз-т – лишь общ фон разв-я Ч и его сознания, а выделение стадии – этапы становления и перестройки Я-концепции. Наиболее важн с этой точки зрения самости является период детства. Именно в это время форм-ся базов личностные характер-ки, опред-щие пути разв-я индивидуал-ти в дальнейшем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.005 с.)