Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные структурные элементы культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Массовая и элитарная культура. Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре. Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей. Концепцию элитарной культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям. Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию. Формируемое массой культурой сознание многообразно в своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез, в сочетании с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам. Существует ряд сфер или элементов культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство и др. 2.Религия в системе культуры. Религия – это стремление человека к жизни в единстве со сверхчувственным абсолютом (Богом или богами), который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Религия основана на вере и выражается, прежде всего, в мировоззрении, мироощущении (в том числе мистическом и аскетическом), культе (обрядах поклонения божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.). Религиозная культура – это особая сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов постижение метафизических проблем человеческого существования, общества и мира на основе иррациональных догм. На основе этой практики вырабатывается мировоззрение, главной частью которого являются сакрализированные нормы и ценности, изложенные в священных текстах. Важной частью религиозной культуры является отправление обрядов культа. Функции религии в системе культуры: Важнейшей функцией религии в культуре является мировоззренческая – религия выступает как способ познания и осмысления мира. В религии осуществляется рационализация мира (данный аспект религиозной культуры подробно рассмотрел Макс Вебер в работе «Этика мировых религий»). В религии осуществляется выработка определенной картины мира. Второй важнейшей функцией религии является смыслополагающая – религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, так же базирующееся на определенной картине мира. Религия позволяет осмыслить такие явления как смерть и страдания и достойно перенести их. Регулятивная функция религии – религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов определяющих отношение человека к миру. Они выступают в качестве ориентиров и регуляторов поведения человека. Одновременно религия осуществляет узаконивание, закрепление самого нормативно-ценностного порядка. Она придает им абсолютный (независящий от ситуации) и императивный (повелительный) характер. 3.Мораль в системе культуры. Сферу морали образуют отношения между людьми построенные по законам самой человеческой жизни. Мораль представляет собой систему ценностей регуляторов человеческого поведения возникших на основе представлений о добре и зле. Существуют различные системы морали связанные с различными культурами. В основе морали как явления культуры могут лежать различные начала. Религиозная санкция (то есть в нравственные нормы – веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести). Эгоистическая система морали (цель жизни личное счастье, счастье заключается в жизни согласно собственной природе и отсутствии страданий). Любовь к Богу и ближнему (на этом построена христианская мораль, такая мораль становится выражением ценностей коллективизма и универсализма, как например в русской культуре, в западной Европе на основе этих нравственных ценностей сформировалась культура стремящаяся к активному преобразованию мира). Всеобщий мировой закон, определяющий уникальное место каждой души и каждого явления во Вселенной и обеспечивающий воздаяние за добродетельные и греховные поступки (такой подход к нравственным ценностям предопределили особенности восточной культуры. Классовые интересы (в марксизме). Категорический императив – абсолютно самоценное веление совести, имеет различные формулировки. В европейской культуре Нового в форме утверждения «относись к человеку в своем лице и в лице другого всегда как к цели и никогда как к средству стал основой ценностей прав и интересов человека. 4.Искусство в системе культуры. Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. И призвано удовлетворить универсальную потребность человека – воссоздать окружающую действительность в различных формах человеческой чувственности. Выделяются различные значения термина искусство тесно связанные между собой. В самом широком смысле понятие искусства отождествляется с мастерством, умением искусными навыками людей. Древние греки обозначали это термином техне, Хайдеггер отмечал в связи с этим глубокую внутреннюю связь техники и искусства. По мере изменения характера техники под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл отличающиеся оригинальностью и новизной. Искусство представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах жанрах направлениях стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику. 5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания. Наука в этом смысле появилась впервые в Европе в Новое время. Ее формирование связано с открытиями Галилея, Ньютона, формированием первых научных сообществ (например, Королевского Общества в Великобритании). Развитая наука имеет три взаимосвязанных стороны: знание (высшей формой которого является научная теория и научная картина мира как система теорий); деятельность (система теоретических и эмпирических методов); социальная организация (наука является социальным институтом). Все науки делятся на гуманитарные и естественные. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что: первое основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя умучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения. в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации. Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней чем естественно научное знание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.01 с.) |