Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самореферентные системы Н. Лумана.

Поиск

Западногерманский социолог Николас Луман является одним из крупнейших социальных теоретиков современности. Наиболее адекватно отражает сущность понятия «общество», по мнению Н. Лумана, системный подход. Общество понимается как самовоспроизводящаяся и самореферентная система. Эта система является самовоспроизводящей в том смысле, что акт воспроизводства не предполагает воссоздава-емости и воспроизводимости причин и условий производства. Система имеет как внешние, так и внутренние причины воспроизводить себя. Общество выступает еще и как самореферентная система, что означает не только его способность воспроизводить себя, но и способность описывать себя.

Луман представил 3 вида социальных систем:
системы взаимодействия, системы организации и социетальные системы. Системы взаимодействия возникают, когда присутствующие индивиды воспринимают друг друга (а также воспринимают взаимное восприятие). Личное присутствие является принципом отбора и принципом формирования границ этих систем. Тот, кто не присутствует, не принадлежит к ним. Примерами могут служить семейный ужин (в отличие от самой семьи), встреча в одном кабинете, очередь в кассу, игра в покер, массовая демонстрация, поездка на такси.

Второй вид социальных систем представляют организации, во множестве областей социальной жизни находящиеся между социетальной системой и системами непосредственного взаимодействия. Организации предполагают новые принципы границетворчества и самоселекции, несводимые ни к непосредственному взаимодействию, ни к обществу. «Организованными» являются те системы, которые связывают членство в них со специфическими условиями. Предпосылкой организаций является взаимная независимость изменений в поведенческих требованиях организации и мотивах ее членов. Безличные правила членства (например, подчинение руководству в обмен на заработную плату, несмотря на возможность собственного изменения и добровольность выбора, способствуют длительной стабилизации в значительной мере искусственных (в том числе в ценностно-нормативном аспекте) способов поведения. Благодаря этому становится возможным достижение общего равновесия между системой и требованиями к индивидуальному поведению, способствующее независимости организации от спонтанных личных мотивов, ценностей, моральных обязательств и нормативного консенсуса.

Система социетального типа всеохватывающа и независима. На современном этапе существует только одна социеталь-ная система — мировое общество, являющееся не просто совокупностью личностных взаимодействий, но системой более высокого порядка (в тем числе координирующей возможные взаимодействия с теми, кто в данный момент отсутствует). Ее регулятивные принципы автономны по отношению к принципам формирования границ и самоселекции, характерным для систем непосредственного взаимодействия. Элементами социальных систем, с точки зрения Лумана, являются коммуникации. Коммуникации конструируют социальную реальность. Процесс коммуникации замкнут на себя (самореферентен). Он предполагает отличие действительно существующего от того, что лишь возможно. Это отличие постоянно воспроизводится:
избирается нечто новое, а избранное ранее уходит в область возможного. Каждая следующая коммуникация связана с предшествующей. Восприятия людей не являются жестко определенными, они могли бы быть и другими (контингентны). Каждый из коммуницирующих знает о своем партнере, что его восприятия также могли бы быть другими (механизм «двойной контингенции»). Получатель сообщения может принять или отклонить его. Отклонение также является актом коммуникации. Постольку одно и то же может иметь разный смысл для разных людей, в коммуникации заключена возможность разногласия.

Увеличение шансов коммуникации возможно благодаря «средствам коммуникации» — языку, письменности, печати, радио - облегчающим достижение адресата и увеличивающим вероятность понимания. Принятию коммуникации способствуют так называемые «символически обобщенные» (генерализованные) средства коммуникации. Эти специальные средства (истина, право, собственность и деньги;
власть, любовь) работают как бинарный код предпочитаемого/непредпочита-емого, облегчая обработку громадных объемов информации. Они подталкивают принятие отборов других людей и, как правило, делают его предметом ожиданий. Символически генерализованные средства коммуникации как повышают шансы ее успеха, так и увеличивают возможность конфликта — отказа, отклонения коммуникации. Принятие, основанное на правде, любви, нормах права или морали, или на власти вышестоящего лица, может быть заменено отвержением выборов, которые, как ожидалось, должны были быть приняты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.008 с.)