Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет социологии. Место социологии в системе наук.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин «социология» происходит от лат. socitas - общество и греч. logos- учение. Социология - наука, изучающая общество, интересы и потребности социальных групп, которые его составляют. В научный оборот термин «социология» был введен французским философом Огюстом Контом в 30-х гг. XIX Предмет социологии - социальный организм, состоящий из социальных общностей, институтов, коллективов, групп, а также процессов взаимодействия этих комплексов друг с другом. Общности - исходный элемент общества и предмет социологии. Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в общности характеризует статус и роль. Статус- статическая, роль-динамическая характеристика. Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе. Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример: преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер. Роль- модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс передачи культуры- социализация личности. Выполнение норм достигается через механизм социального контроля. Статусы возникают в соответствии с социальными функциями. Социальная функция - относительно однородные виды деятельности людей: направленные на удовлетворение общественных потребностей. Социальные функции проявляются через социальные отношения. Совокупность статусов и социальных отношений - социальная структура общества. Социальные группы- общности людей, занимающих сходные социальные статусы. Совокупность всех социальных групп -социальный состав населения. Социальный институт- совокупность людей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности. Примеры: семья, экономика, культура, армия. Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп, расположенных по признаку неравенства, называемых стратами. Каждую страту характеризуют доходы, образование, ко-во подчиненных, престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность. Социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, как модусов существования последних, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. Социология - наука по изучению закономерностей развития общества в виде целостной общественной системы. Она тесно связана с такими научными дисциплинами, как математика, астрономия, физика, химия и др. Применяет их к изучению общественных явлений родоначальник социологии Огюст Конт (1798-1857)признавал только естественные науки и считал их методы единственно научными. Взаимодействие социологии и естественных наук не ограничивается только выработкой единых методов. Для изучения общества очень важен междисциплинарный подход. Используя его, можно выявить, какие физико-химические и биологические процессы могут влиять на социальные изменения и, следовательно, прогнозировать поведение общественных групп. Социология связана о всеми гуманитарными науками объектом исследования, но в системе общественных наук есть дисциплина, с которой взаимосвязь наиболее необходима, -история, Эта взаимосвязь привела к возникновения новых отраслей знания: социальной антропологии, исторической социологии, социологии истории. Экономика тесно связана с социологией. К.Маркс ставил в основу всего общественного развития производственные отношения, экономический строй общества. Влияние экономических наук на социологию очень велико. В своих исследованиях социологи опираются на данные экономических наук, используют методы и учитывают тенденции развития последних. А социология влияет на развитие экономических наук и экономики в целом. В социологии есть области знаний, занимающиеся исследованиями труда (социология труда), экономики (экономическая социология) и т.д., без данных которых трудно прогнозировать экономику, составлять стратегию экономического развития государства. Существует несколько мнений о предметной области социологии. 1. О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм стремились социологию истолковать как интегральную, универсальную науку об обществе. Такие «имперские», «захватнические» амбиции молодой науки были, с одной стороны, понятны (так как ее главной миссией, по мнению первых социологов, был анализ глубинных основ всей соц жизни), а с другой стороны. Беспочвенны и чрезмерны. Неоправданное расширение предметной области науки попросту означало бы утрату самого предмета исследования. Ни одна наука не в состоянии охватить объект целиком и полностью, во всех его проявлениях. 2. Другие исследователи(Г.Зиммель) придерживались мнения о том, что соц-я изучает соц общности, группы, классы, нации, соц сферу и т.д. Забытая сегодня на Западе, у нас в стране эта точка зрения достаточно широко распространена. К перечисленным объектам добавляются часто образование, материальное благосостояние и т.д. Соц-ию трактуют не предметно, а объктно, как науку о соц среде, это сужает область исследования соц-ии. 3. М. Вебер(немного Ф.Теннис, Г.Зиммель) формирует, с одной стороны, более скромное, а с другой стороны, более фундаментальное представление о предметной области социологии. Оно было развито затем Т.Парсонсом и сегодня, по сути, является решающим и общепризнанным. 4. Сторонники этого взгляда утверждают, что соц-ия не имеет специально отведенной сферы соц явлений в отличие от полит, юрид, эк науки. Но она все же не является всеохватывающей наукой об обществе. Для соц-ии нет специально отведенной области, она же изучает какие-либо специфические, хар-ые лишь для конкретной сферы общественной жизни явления. Социология изучает общие принципы воспроизводства(функционирования) и изменения основных(простых и сложных) форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему соц взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.007 с.) |