Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторские технологии обучения

Поиск

Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагоги­ческих технологий обучения, существует большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной ав­торской идеи. Проиллюстрируем это на примере авторской технологии обучения В. Ф. Шаталова.

Технологии обучения В. Ф. Шаталова:

• изложение теоретического материала осуществляется в быстром тем­пе и крупными блоками;

• использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

• подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;

• письменное, фронтальное повторение материала по опорным конс­пектам;

• быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;

• общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;

• проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, про­веряет учитель, а у каждого следующего — предыдущий ученик);

• релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести ре­шения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);

• активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, зани­мается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

• урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое со­общение, доклад, связанный с изучаемой темой);

• парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои отве­ты «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое технология обучения?

2. В чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обуче­ния»?

3. Чем характеризуется технология модульного обучения?

4. Раскройте суть технологии проблемного обучения.

5. Какие авторские технологии обучения вы знаете?

Основная литература

1. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии обучения в высшей школе: Учеб. пособие. М., 2001.

2. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Ляу-дис. М., 1994.

3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Беспалько В. Л. Слагаемые педагогической технологии. М: Педаго­гика, 1989.

2. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.

3. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы раз­вития: Доклады и материалы к научно-практической конференции. М., 1997.

4. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М. 2001.

5. Михайлычев Е. А. Дидактическая технология: Научно-методическое пособие. М., 2001.

 

 

РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Глава 20. Основы общей теории

СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Знание некоторых принципов лег­ко возмещает незнание некоторых фак­торов.

Гельвеций Клод-Адриан

Основные понятия и принципы общей теории социального управления.

Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.

3. Основные принципы, методы и формы управления педагогическими сис­темами.

Базовые понятия: управление, менеджмент, педагогический менедж­мент, менеджер образования, принципы управления, методы управления, формы управления.

Основные понятия и принципы общей теории социального управления

Управление — это воздействие на систему с целью ее упорядочения, со­хранения качественной специфики, совершенствования и развития1.

Развитие теории социального управления началось на рубеже XIX—XX вв., чему в огромной мере способствовали достижения науки и техники, при­ведшие к существенным изменениям в отношениях к материальному про­изводству и бизнесу. Основоположниками теории научного управления яв­ляются всемирно известные теоретики и практики научного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, А. Файоль, Э. Мэйо и др. Анри Файоль считал, что управлять — значит предвидеть, изучать будущее и устанавли­вать программу действий; организовывать — строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия; согласовывать — связывать, объединять и сочетать действия и усилия; контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.

В российской педагогике проблемам управления уделяли пристальное внимание К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др. Общая теория управления в России начала развиваться достаточно бурно сразу после смены в 1917 г. общественного строя. Новые социально-экономические задачи обуслови­ли поиск новых методов управления, нашедших свое отражение в трудах А. А. Богданова, А. К. Гастева, П. М. Керженцева и др. Ими были обосно­ваны принципы управления, разработаны структуры и технологии процесса управления производством. Приложение теории социального управле­ния к управлению школой в 20—30 гг. рассматривалось П. П. Блонским, И. О. Веселовым, Н. К. Крупской и др. В их трудах освещались вопросы организации учебного процесса в школе, хозяйственной деятельности ее руководителя, внедрения научной организации труда в практику школьно­го работника. В основу руководства советской школой легли принципы управления, близкие по своей сути к административным и получившие на­звание ленинских.

Интерес к теории и практике управления школой усилился после окон­чания Великой Отечественной войны: увеличилось число исследований, по­священных анализу и обобщению опыта работы руководителей школы по организации учебно-воспитательного процесса (А. А. Волковский, П. В. Зи­мин, Н. А. Сорокин, Н. И. Соцердотов и др.).

В 60-х гг. прошлого века произошло осмысление школоведения как важной отрасли педагогической науки, возобновился интерес к научной организации труда учителя, директора школы.

Целая плеяда блестящих исследователей школоведческих проблем про­явила себя в 70-х гг. XX в. В трудах Н. В. Горбунова, М. Г. Захарова, В. И. Зверевой, Т. А. Ильиной, М. И. Кондакова, И. С. Марьенко, А. А. Ор­лова, И. П. Раченко, В. А. Сухомлинского, Р. К. Шакурова, Т. И. Щукиной и др. был заложен фундамент научных основ теории внутришкольного управления.

В последние десятилетия XX вв. произошло резкое возрастание роли общего и специального научного знания, профессиональных и личностных качеств человека в общественной и экономической жизни. Это обстоятель­ство выдвинуло сферу образования в число приоритетных областей челове­ческой деятельности и обусловило ее бурное развитие по всем направлени­ям. Произошла смена образовательной парадигмы, интенсивно разрабаты­вается новое содержание образования, технологии обучения и воспитания. Информационная революция дала начало развитию принципиально новым средствам, методам, формам управления. Наблюдается взрывообразное усиление роли общественных наук и человеческого фактора в управлении социальными системами, в том числе и образовательными. Существенным стимулирующим фактором развития теории управления школой в совре­менной России стало интенсивное внедрение рыночных отношений в сис­тему образования.

Если до 80-х гг. прошлого века управление понималось как процесс вы­работки, принятия и реализации управленческих решений, как деятельность руководителя, то в 80-е гг. управление характеризуется как целенаправлен­ное и планомерное воздействие на всех участников управляемого процесса.

Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и плано­мерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

Опыт мирового развития ставит перед нашей страной, вышедшей на путь кардинального обновления всех сфер человеческой деятельности, проблему создания эффективной системы социального управления, спо­собной обеспечить динамичное развитие всех отраслей, и в первую оче­редь — социальной сферы.

В период перехода современной российской экономики и социальной сфе­ры на рыночные основы использование законов и принципов общей теории управления (менеджмента) в сфере образования стало особенно актуальным.

Как считают многие исследователи, в семантическом плане между по­нятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет. Термин «менеджер» (manager) идентичен словам «управленец», «руководитель». Что же подразумевается под такими понятиями, как «менеджмент», «менед­жер», «менеджер образования», «педагогический менеджмент»?

Первоначально под словом «management» понималось «искусство объез­жать лошадей» (XVIII—XIX вв., Англия). Позднее в определение термина «менеджмент» стали вкладывать следующий смысл: вид деятельности; ап­парат управления; наука и искусство управления; учебная дисциплина (ее преподавание начал в 1881 г. Джозеф Вартон в колледже США); система планирования, прогнозирования и организации производства; целенаправ­ленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; деятель­ность по реализации управленческих задач и т. д.

В настоящее время большинство ученых придерживаются точки зрения, что менеджмент представляет собой теорию и практику управления в со­циальных организациях.

Существуют общепризнанные школы менеджмента — американская, японская, французская. Конечно, неэффективно идти путем простого ко­пирования чужого опыта, но знать, что ценного из этого опыта можно взять для себя, необходимо.

Например, наиболее привлекательными представляются:

в американском менеджменте — инициативность, высокий профес­сионализм, решительность, организованность и деловитость;

в японском — неподдельная забота о каждом работнике, сплочен-нрсть, настойчивость, желание достичь совершенства, внутренней гармо­нии, социально безопасного характера производства;

во французском — гуманность организационной культуры, достаточ­но высокая культура взаимосвязи; поиск, распознавание элементов нацио­нальной истории, культуры, традиций для формирования современной системы управления.

При наличии особенностей национальной специфики школы менедж­мента объединяет общий подход, а именно:

• формирование условий для раскрытия личностного потенциала;

• выявление интересов человека, его потребностей и ожиданий;

• создание соответствующих условий, чтобы у человека была возмож­ность благодаря старательному труду удовлетворить свои потребности;

• стремление к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления.

К основным принципам менеджмента относят:

• целенаправленность и последовательность;

состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в при­нятие решений;

• научность в сочетании с элементами искусства;

• функциональную специализацию в сочетании с универсальной дея­тельностью;

 

• оптимальное сочетание централизованного регулирования и само­управления;

• учет индивидуальных особенностей работников;

• обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене;

• последовательность и непрерывность;

• контроль, координация действий;

• учет закономерностей как межличностных отношений, так и груп­пового поведения.

В зависимости от направления деятельности разновидностями менедж­мента принято считать:

управление производством (производственный менеджмент) — определе­ние оптимального объема и структуры выпуска продукции, расстановка людей, организация подачи материалов и ремонта оборудования, устране­ние сбоев в поставке продукции, контроль качества, текущее руководство персоналом, стимулирование труда;

управление материально-техническим снабжением и сбытом заключе­ние договоров, формирование каналов сбыта, доставки и хранения сырья, отправки продукции;

управление инновациями (инновационный менеджмент) — процесс науч­ных исследований, прикладных разработок, внедрение новинок в произ­водство;

управление персоналом (персонал-менеджмент) — управление кадрами и повышение квалификации, улучшение условий труда и быта персонала, разрешение конфликтов;

финансовое управление (финансовый менеджмент) — составление бюд­жета, формирование и распределение денежных ресурсов, оценка текущего и перспективного финансового состояния;

управление маркетингом (маркетинг-менеджмент) — изучение рынка спроса на продукцию, выработка ценовой и рекламной политики;

управление эккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент) — процесс сбора, обработки и анализа данных о функционировании организации, сопостав­ление с планируемыми данными, выявление проблем, вскрытие резервов имеющегося потенциала1.

В любой социальной системе центральным, системообразующим фак­тором является человек (менеджер), выполняющий управленческую дея­тельность на основе соответствующих научных принципов с применением специальных приемов, методов, форм и средств. Менеджер — это профес­сионал, задачей которого является организация конкретной производи­тельной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.

Администрация образовательного учреждения, с одной стороны, может выступать в качестве совокупного субъекта управления по отношению к учительскому коллективу, с другой стороны, она является объектом управ­ления (точнее, управляемой подсистемой) со стороны органов управления образовательным учреждением. В то же время администрация образовательного учреждения состоит из менеджеров определенных направлений деятельности школы, каждый из которых управляет своей совокупностью подчиненных ему работников, образующих управляемую подсистему.

Современного учителя, работающего в условиях активного вхождения школы в рыночные отношения, можно считать менеджером учебно-позна­вательного процесса, так как он является не только субъектом управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся, но и оказывает об­разовательные услуги в условиях зарождающейся конкуренции.

Педагогический менеджмент это: а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагоги­ческими системами, направленный на повышение эффективности их функ­ционирования и развития; б) научно-организованное управление со свое­образной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педаго­гического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.

Специфика педагогического менеджмента заключена в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образования.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является дея­тельность людей, которыми он руководит.

Продуктом труда — информация об учебно-воспитательном процессе.

Орудием труда — слово, речь.

Результатом труда менеджера образовательного процесса является уро­вень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — уча­щихся.

Менеджмент не дает унифицированных рецептов, он учит тому, как, зная приемы, способы и пути разрешения тех или других управленческих задач, добиваться успеха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.209.164 (0.012 с.)