Типы неслучайных выборок. Целевой отбор. Преимущества и недостатки. Целевая выборка доступных случаев. Отбор типичных случаев. Отбор критических случаев. Метод снежного кома. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы неслучайных выборок. Целевой отбор. Преимущества и недостатки. Целевая выборка доступных случаев. Отбор типичных случаев. Отбор критических случаев. Метод снежного кома.



Квотная выборка.

 

& Литература

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М., 2004.

Здравомыслов А. Г. Методологияи процедуры социологических исследований. М., 1969.

Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

Рабочая книга социолога. М., 1983.

Шляпентох В. Э. Проблемы репрезентативности социологической информации М., 1976.

Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы, М., 1987 (Самара, 1995).

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.,2001.

 

Методические рекомендации студентам:

 

Для эффективной работы на семинарском занятии необходимо:

1. обязательно прочитать:

  • Выборочный метод в социологическом исследовании // Рабочая книга социолога. М., 1983. Гл. 6
  • Ядов В. А. Программные требования к выборке // Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.,2001. Гл.2. §7. с. 111-122.

 

2. заполнить таблицу:

 

Тип выборки Процедура построения Преимущества (в каких случаях применять) Ограничения
       

 

3. Составить схему, отражающую типологию выборок.

 

4. Определить, какой тип выборки целесообразно использовать в каждом из следующих случаев:

  • Цель исследования - оценить удовлетворенность студентов ОмГУ качеством образования;
  • Цель исследования – выяснить мнения топ-менеджеров омских предприятий о факторах успеха в построении профессиональной карьеры;
  • Цель – исследовать структуру политических предпочтений омичей;
  • Цель – сравнить степень удовлетворенности трудом сотрудников управленческого и производственного секторов предприятия.

 

  1. Подготовить ответы на вопросы:
  • Привести примеры кластера, страты, оснований для построения квот.
  • Какие сходства и различия имеются между стратой (стратифицированный отбор) и кластерами (кластерная выборка), между стратами (стратифицированный отбор) и квотами (квотная выборка).
  • Дать понятие систематических и несистематичеких ошибок в реализации выборочной процедуры. Привести примеры систематических и несистематических ошибок

 

 

Семинар 7. Шкалы в социологии

Вопросы:

1. Понятия «шкала», «измерение». Типы шкал: номинальная, порядковая, метрическая.

2. Использование шкал для построения инструментария. Ошибки шкал.

3. Шкала как инструмент измерения и анализа данных. Классические примеры шкалирования: шкалы Лайкерта, Гуттмана, Богардуса, Тёрстоуна

 

& Литература:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М., 2004.

Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

Рабочая книга социолога. М., 1983.

Типология и классификация в социологическом исследовании/ Отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. М., 1982.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.,2001.

Методические рекомендации студентам:

 

Для эффективной работы на семинарском занятии необходимо:

1. обязательно прочитать:

1. Ядов В. А. Первичное измерение (квантификация) социальных характеристик // Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.,2001. Гл.III. с. 131-193.

2. Девятко И. Ф. Конструирование индексов и шкал // Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М., 2002. Гл. 6, § 3. с. 181 – 199.

2. по вопросу 3 заполнить таблицу:

 

Способ шкалирования Процедура построения (кратко) Что измеряется с помощью такого способа шкалирования (для каких задач используется) Какой тип шкалы получается в результате (порядковая, метрическая)
шкала Лайкерта      
шкала Богардуса      
шкала Гуттмана      
шкала Тёрстоуна      

Задания

Определить тип шкалы

Вопрос: Интересна ли Вам информация о событиях из разных районов Омской области?

1. да
2. скорее, да
3. скорее, нет
4. нет
5. затрудняюсь ответить

Вопрос: Оцените свою школьную успеваемость: Выберите только один вариант ответа

1. отличник (учусь на одни пятерки);

2. пятерок у меня больше, чем четверок;

3. хорошист (у меня в основном четверки);

4. учусь средне, четверок больше, чем троек;

5. троечник (в основном учусь на тройки).

Вопрос: Сможет ли Ваша семья платить за обучение, если Вы не поступите на бюджет:

1. да;

2. нет;

3. не знаю.

Вопрос: Как Вы считаете, по каким предметам у вас наибольшие способности?

1. _____________________________________________________________(впишите);

2. нет таких предметов.

Вопрос: Работа на кафедре:

1. основное место Вашей работы

2. Вы являетесь внутренним совместителем

3. Вы являетесь внешним совместителем

2. Приведите пример метрической шкалы для измерения успешности трудоустройства выпускника-политолога



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.01 с.)