Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя политика государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Взаимосвязь внутренней и внешней политики, основания последней. Центральные проблемы внешней политики России. Основные направления внешней политики России. 1 Важной частью политики, осуществляемой государством, являются действия его в отношении других стран. В своей совокупности они составляют его внешнюю – зарубежную политику. Внешней она называется в отличие от той политики, которую государство проводит внутри страны. Зарубежная политика служит решению определённых задач, которые получили закрепление во внешнеполитических функциях государства. К ним относятся: охрана границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля и другие. Каждая из функций наполняется тем или иным содержанием, исходя из тех проблем, которые существуют (или возникают) у данного государства с другими странами. Внутренняя и внешняя политика являются двумя сторонами общей политики государства. Они тесно связаны между собой, оказывают взаимной влияние и потому находятся в зависимости друг от друга. Достижения внешней политики обеспечиваются успехами внутренней. А те, напротив, во многом зависят от достижений внешней политики. И всё же роли они играют разные. Доминирующую, первостепенную роль играет внутренняя политика. Это не значит, что внешняя политика не бывает приоритетной по отношению к внутренней, не играет ведущей роли. Такое нередко случается и объясняется ориентацией государства (зачастую вынужденной) на использование внешних ресурсов. Но главенствующее положение внешней политики не может оставаться долго. Наконец, нельзя упускать и того, что задачи внутренней и внешней политики при определённых обстоятельствах могут не совпадать. Такое противоречие серьёзно осложняет их взаимодействия. Однако и в этом случае государственная политика разрабатывается, в конечном счете, из приоритетности в ней задач внутренней политики. Ярким примером этого является современное Российское государево, внешняя политика которого в 90-ые гг. вступила в острое противоречие с его внутренней политикой и поэтому в последние годы стала меняться в сторону того, чтобы больше отвечать национальным интересам. Проводимые в стране преобразования в большой мере зависели от внешней политики, в частности, от обеспечения их финансовой поддержкой со стороны Запада. В результате Россия оказалась в зависимости от него. Трансформация втянула страну в глубочайший кризис. Стремление выбраться из него путём активизации внутренней политики, направленной на создание условий для преимущественно самостоятельного, самодостаточного развития, но при сохранении хороших отношений с Западом, привело к серьёзной коррекции внешней политики. В основе внешней политики России лежат национальный интерес и заинтересованность в обеспечении государственной безопасности. Особенность первого в том, что он является важнейшим для любой государственной власти. Особенность второй в том, что создание благоприятной международной обстановки для нормального существования государства дело чрезвычайно многогранное. Поэтому при разработке и осуществлении внешней политики России учитываются: её территориальные споры с сопредельными странами; этнические, конфессиональные разногласия с зарубежными государствами, географическое положение страны на евразийском континенте; место её среди славянских народов; идеологические ориентации политических сил в стране; цивилизационные особенности России. Они находят отражение в отношениях нашего государства с разными странами, в его краткосрочной и ориентированной на длительную перспективу внешней политике. Внешняя политика направлена на разрешение проблем, вызванных притязанием ряда стран на российскую территорию (Южные Курилы и др.); дискриминацией русского населения в бывших советских республиках (особенно прибалтийских); притеснением православной церкви (например, на Украине); недоброжелательным отношением определённых стран к России (надуманные проблемы их оккупации СССР). Это проблемы очевидные. Но существуют и латентные (скрытые от глаз) проблемы. Многие из них имеют первостепенное значение для нашего государства. Среди них следует выделить те, которые обусловлены евразийским положением страны, её давним статусом великой державы. Россия – евразийская держава, протянувшаяся от Балтики до Тихого Океана. Её история и современная жизнь протекают в контактах с очень различающимися между собой странами Запада и Востока, которые относятся к разным типам цивилизации. Внешняя политика России строится с учётом этих обстоятельств. Статус великого государства Россия получила давно, в связи с её большим вкладом в мироустройство. Роль эта особенно возросла в XX веке, когда Советский Союз внёс решающий вклад в победу народов над фашизмом, оказывал громадное влияние на ход всемирной истории. В современных условиях России объективно трудно играть такую роль. Но и отказываться от неё она не может, т.к. только выполняя её она может рассчитывать на достойное место в мире, на свой путь в нём. Россия, можно сказать, обречена быть великой державой. Нынче у России нет договорных обязательств по оказанию помощи этнически близким странам (за исключением Белоруссии). Но давно став великим, могущественным славянским государством, она сыграла выдающуюся роль в освобождении многих славянских народов от чужеземного ига. При этом она не стремилась к панславизму – к объединению славянских народов и вовлечению их в российское государство. Её патронаж (покровительство) были продиктованы мотивами славянской солидарности. Оказание помощи славянским народам стало высочайшим нравственным долгом России. Ему она старается быть верной. Об этом свидетельствует, например, её роль в Косовском кризисе. На внешнюю политику России оказывают влияние и геополитические интересы, определяемые её географическим (пространственным, ресурсным, демографическим) положением. Они определяют позицию России в отношении определённых территорий и целых государств, например, Японии, от которой зависит выход российских кораблей из прибрежных морей в мировой океан, США и других стран по научному исследованию Антарктиды. В этой связи важную роль играют международные организации, от которых зависит укрепление безопасности России (ООН, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества и др.). 2 Внешняя полтика России всё больше разрабатывается с учётом намечающихся тенденций в развитии международных отношений, исходя из появившихся проблем планетарного значения, т.е. принимая во внимание особенности складывающейся в мире и Природе обстановки. А она в последнее время осложнилась в связи с проводимой США демократизацией других стран, распространением в них устройства политической жизни по-американски. Это обернулось войной против Югославии, Афганистана, Ирака, в которых США добивались по существу своих целей – установления угодного им режима и установления контроля над природными богатствами. Претензии в недостатке демократии предъявляются Америкой многим странам (в том числе, Китаю, России). При этом она побуждают их копировать свою модель демократии. США осуществляют не только политическую, но и экономическую экспансию. Они используют своё мировое военное лидерство для осуществления политики глобализации – интеграции под их эгидой рыночно-финансовых отношений в мире (ВТО). В глобализации преуспевают прежде всего индустриально развитые государства. Это страны т.н. «золотого миллиарда». Остальным уготовлена судьба быть их сырьевым придатком с постоянно догоняющей модернизацией своей экономики, т.е. второсортной жизни. Это неизбежно обостряет отношения между отстающими и убегающими странами и является одной из причин мирового терроризма, проявлению капиталистических странах антиглобалистского движения. Глобальными, затрагивающими всё человечество, стали экологические проблемы. Среди них наиболее актуальны – ухудшение климата на планете в связи с потеплением на ней и появлением озоновых дыр. Причины этих явлений до сих пор окончательно не познаны, но то, что человеческий (антропогенный) фактор имеет к ним отношение весьма вероятно. Ведь парниковый эффект от выделения в атмосферу диоксида углерода, метана и других лёгких газов и истощение озонового слоя от поступления в атмосферу фреона по существу зависит от людей. Всё больше обнаруживается падающих на планету космических тел, подвижек плит земной коры, сопровождающихся землетрясениями и цунами. Всё это обязывает, прежде всего индустриально развитые страны, солидарно использовать свой научно-технический потенциал для возможного противостояния силам природы. Первостепенная роль в подготовке совместных мероприятий принадлежит их внешней политике. 3 Осуществляемая нынче Россией внешняя политика строится в зависимости от места, которое отводится ею зарубежным странам в своей жизни, от их отношения к ней. Первейшее значение в этой политике занимают США, которые вследствие распада СССР и серьёзного ослабления России оказались в положении единственной сверхдержавы и стали играть ведущую роль в мире, в том числе в военной области. Это проявляется, в частности, в постоянной модернизации американской армии, в оснащении её всё новыми видами оружия и в возросшем использовании её в разрешении конфликтов Америки с другими странами. В отношении России планы США (как это следует из выступления Б. Клинтона) состоят в том, чтобы покончить с вековыми претензиями нашей страны быть великой державой и превратить её в сырьевой придаток Америки. США не будут добиваться полного распада России, но и не допустят возрождения её былого могущества. Для этого ими проводится политика по ослаблению военного и экономического потенциалов нашей страны. О серьёзности её свидетельствуют размеры военного бюджета Америки, наращивание сил НАТО, возросшая агрессивность этой организации (смена оборонной стратегии на наступательную), несанкционированная ООН агрессия против Югославии, развёртывание ПРО над Японией и Аляской, в странах Европы, отказ американского Конгресса ратифицировать договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Тем самым США отходят от установленного после Второй мировой войны миропорядка, они открыто ведут политику на устройство мира в своих интересах, открыто демонстрируют свою империалистическую сущность. Положение осложнилось в результате взятого США курса на борьбу с мировым терроризмом (после событий 11 сентября 2000 г.). Осуществление Америкой агрессии в Афганистан, а затем в Ирак, серьёзно подорвали сложившиеся после Второй мировой войны международные отношения. Но от взаимоотношений с этой страной, от того, как они будут складываться, во многом зависит будущее России, т.к. выбор оптимального варианта выхода из кризиса и продолжения преобразований предстоит делать с поправками на то, чтобы он отвечал и задачам сохранения национальной безопасности страны. В орбиту американской политики вовлечены европейские страны НАТО. Это осложняет отношения России с ними. Нельзя не отметить, что воинственность большинства европейских стран подрывает престиж западной демократии в глазах россиян, ставит под сомнение искренность глашатаев либеральных и социал-демократических идей, дает пищу для размышлений об их подлинной ценности. Большое место во внешней политике России занимают страны Востока, прежде всего Китай и Индия, самые большие в мире по численности населения. Китай переживает бурное развитие и по валовым показателям производства основных видов продукции в ближайшие годы выходит на первое место в мире. В стране получили широкое распространение контролируемые государством рыночные отношения. В этом одна из особенностей китайской модели социализма. Вырос экономический потенциал и Индии, также стремящейся, исходя из своих интересов строить своё будущее. Обе азиатские страны проводят миролюбивую, добрососедскую по отношению к России политику, являются приверженцами концепции многополярного мира, которую разделяет и наша страна. От совместных внешнеполитических усилий России и этих стран во многом будет зависеть мироустройство и характер международных отношений в XXI веке. Предметом особого внимания России являются бывшие советские республики. Они стали странами ближнего зарубежья. С ними наше государство связывает веками складывавшаяся общая хозяйственная и духовная жизнь, совместная борьба за национальную независимость. В советский период их истории в развитии народного хозяйства республик широко использовались взаимовыгодные специализация и кооперация. Теперь хозяйственные связи порваны, но выход этих государств из кризисного состояния во многом связан с восстановлением ими хороших отношений с Россией. Немаловажным является и наличие в этих странах многомиллионной русской диаспоры, чьи интересы Россия должна защищать. По этим и другим причинам бывшие республики находятся в приоритетной сфере российской внешней политики. Однако отношения со странами СНГ осложняются в связи с возрастанием их зависимости от других стран, созданием в ряде их американских военных баз (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия). Сегодня очевидно, что жизнь России будет зависеть и от того, как сложатся отношения с зарубежными странами, насколько заставит она считаться их со своими интересами. А они состоят в том, чтобы обеспечить нашему народу условия для строительства новой России без иностранного вмешательства, добиться признания ими права нашей страны на достойное место в мире, на свой путь в нём. Схема №1. Внутренняя и внешняя политика государства.
Зарубежные Внутренняя Государство Внешняя политика политика страны
Своя страна
Основные понятия: Внешняя политика государства. Внешнеполитические функции государства: охрана границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля. Геополитика государства. Гегемонизм. Протекционизм. Экспансионизм. Панславизм. Глобалистика. Вопросы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.01 с.) |