Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь политики с экономикой и идеологией.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1 Как отмечалось выше, предметом политологии является политическая жизнь. Казалось бы, оба термина – «политическая жизнь» и «политика» – схожи по своему смыслу и потому идентичны по содержанию. Часто они именно так и используются. Однако тождественность их кажущаяся. При всей их близости они разные. И понять это можно лишь выяснив, что такое политика[1]. Политическая жизнь в своей эволюции проходит как минимум два этапа. Первый – догосударственный, без качественно сложившейся политики и второй этап, когда возникает государство, сутью которого является осуществление политики. Исторически государству предшествовала власть старейшин, вождей, военачальников, которые с появлением имущественных различий в общине стали выражать и защищать интересы не всех, а только обогатившихся ее членов. Их действия состояли в том, чтобы держать в повиновении и при необходимости подавлять силой одних в интересах других, тех, кому они служили. Это стало главной задачей их властных действий. Появление политики происходит тогда, когда управление – организация труда и всякой другой совместной деятельности (без чего они не могут существовать) стало осуществляться в интересах определенных групп людей, отличающихся прежде всего своим экономическим положением. Главное свойство, делающее управление политическим – это осуществление его в интересах части общества (класса, сословия, социальной группы). Поэтому переход к самоуправлению или к управлению в интересах всего общества приводит к утрате им политического смысла. Политика генетически, по своему историческому происхождению, есть порождение политической жизни, а не напротив, как часто утверждается. Она возникает, точнее, вызревает из таких своих форм, в которых социальные группы участвуют еще недостаточно осознанно, преимущественно стихийно. Но с тех пор, как в обществе возникает государство с осуществляемой им политикой, начинается новая полоса в развитии политической жизни. Указанные особенности первоначальных форм участия людей в политике вытекают из специфики политической жизни, суть которой объясняется смыслом обоих обозначающих ее слов. При этом второе слово («жизнь») указывает не только на полноту, всеохватность политических жизнепроявлений какого-то субъекта, но и на их, так сказать, естественность, на то, что этим его проявлениям политического свойственна определенная стихийность. Последняя характерна и для тех современных форм политической жизни, в которых сознание уступает место настроениям. Итак, политика возникает из первичных форм политической жизни. Её появление знаменует новое состояние политической жизни. То состояние, в котором ее специфика проявляется с наибольшей силой. В этом заключается разница между политикой и политической жизнью. Вместе с тем, появление политической власти в немалой степени было вызвано необходимостью согласования интересов разных социальных групп, регулирования их взаимоотношений. Политическая власть изначально стремилась к тому, чтобы предотвратить центробежные или, говоря по современному, сепаратистские устремления в обществе и тем самым обеспечить его целостность. Такая политика власти распространялась на все группы населения. Благодаря ей общество предохранялось от хаоса и распада. И потому политика в той или иной мере отвечала интересам всех его членов. Следует подчеркнуть, что одним из назначений политики является её холизматичность – обеспечение целостности общества, которая в условиях современности в связи с возрастанием экологической угрозы принимает особое значение. Значение политики, в поле которой оказываются все слои населения, усиливается по мере роста цивилизованности общества и совершенствования его политического устройства. Таким образом, политика издавна существует в двух видах: во-первых, как подчинение одной части общества другой, той, чьи интересы она выражает; во-вторых, как управление всем обществом (см. схемы №№ 2,3). Эти разновидности политики различаются и тем, что первая имеет классовое содержание, а вторая – является по своему смыслу технологической (надклассовой), так как осуществляется в интересах не столько определенных социальных групп, сколько всего общества. Если первая приводит к разобщению общества, к закреплению существующих в нем социально-экономических различий, то вторая – к его интеграции, к размыванию имеющихся в нем этих барьеров. Как правило обе политики осуществляются одновременно и представляют единое целое. В этом состоит внутренняя противоречивость политики, которая имеет значение для ее саморазвития. С учетом особенностей обоих видов политики определяется и ее сущность: это действия владеющих властью социальных сил с целью подчинения экономических и идейных оппонентов и управления всем обществом. В сущности политики находит выражение ее общественное назначение: она служит созданию условий для эффективного функционирования связанных с властью социальных групп и обеспечению целостности всего общества. Здесь политика, и это важно подчеркнуть, рассматривается как властная, как исходящая от власти и осуществляемая ею и ее сторонниками. В реальной жизни в политике участвуют и те социальные силы, которым власть не принадлежит. Целью их политических действий является завоевание власти, присутствие в ней. Это говорит о том, что политика формируется не только властью и её сторонниками, но и её политическими противниками, Поэтому взятая в целом политика предстает взаимонаправленной. Это не снижает значения указанных направлений политики. Уже из определения политической жизни как всего, что относится к политике, следует, что она шире политики и отличается от неё качеством политического, включает в себя наряду с политикой еще и то, в чём она слабо выражается. Политическая жизнь – структурированное образование и состоит из политики и её силового поля, представляющих собой её сердцевинную и периферийную части (см. схему №4). Силовое поле политики характеризуется влиянием за её пределами, когда она применяется, например, для решения социальных, экономических проблем. Такое их различие позволяет говорить о разнице в их содержании, которая заключается в разной степени зрелости политики и её силового поля, о разной концентрации в них политического. По мере своей зрелости политика становится ядром политической жизни, выражающим её качественное отличие. Тем самым, она превращается в главную часть политической жизни, определяющую её качественные особенности и в значительной степени влияющую на происходящие в ней изменения. Исторически возникшая из политической жизни политика является наиболее развитым ее состоянием.
2 С учетом вышесказанного, к основным частям политики относятся: 1) те, кто ее осуществляет; 2) те, на кого она направлена; 3) ее идейные основания; 4) ее назначение и главные направления. 1) Их называют субъектами политики. Они разнородны по своему составу и включают в себя: политические институты (государство, партии, элиты) и принимающие участие в политике социальные субъекты (классы, этносы, группы людей), и те и другие (исключая государство) могут быть властными (защищающими власть, ее политику) или безвластными (борющимися с ней, стремящиеся к ее завоеванию). 2) Их называют объектами политики. Для государственной власти таким объектом является общество, а для социальных сил, противостоящих власти, объектом является эта государственная власть. 3) Субъекты политики действуют, руководствуясь своими политическими интересами, установками, взглядами, идеалами. Основу их составляют либеральные, социалистические и другие идеи. Связь субъекта с определенной идеологией находит отражение в целях и характере его политических действий. 4) Осуществляемая государством политика имеет разное назначение. Так, при демократической власти она направлена, в частности, на: - обеспечение стабильности общества; - согласование интересов разных социальных групп, предотвращение и разрешение между ними конфликтов; - управление общественными процессами; - гарантирование прав и свобод личности. Политика, проводимая государственной властью, касается разных сторон жизни общества и соответственно им обозначается как экономическая, социальная, демографическая, аграрная, военная и т.д.
3 Роль политики в обществе тесно связана, переплетается с ролью в нем экономики и идеологии – двух других важнейших составляющих общественной жизни. Первая находится в зависимости от утвердившихся в нём отношений по поводу собственности на средства производства и оказывает решающее влияние на все изменения в нём, включая политические. В действиях субъектов политики находят выражение их коренные экономические интересы. Политика государства является концентрированным выражением экономики, экономических интересов господствующих в обществе классов и социальных групп. Тем самым экономика является определяющим политику фактором. Однако влияние ее не абсолютно. В определенных исторических условиях, при стечении обстоятельств роль политики оказывается решающей для всей жизни общества. Большое влияние на политику оказывает и идеология. Философские, правовые, моральные представления имеют важное значение для разработки и обоснования политики, оказывают влияние на мотивацию и целеполагание политических действий людей. В сильной зависимости находится политика, в частности, от морали. Моралью, существующими в обществе нравственными нормами поверяются (оцениваются) поступки политических деятелей, мероприятия государственной власти. «Сила» общественной морали в том, что ее нормы и ценности разделяются подавляющей частью населения. В нравственном сознании многих людей сложилось мнение, что политика – «дело грязное», так как служит чаще всего неправедным целям, осуществляется людьми «с нечистыми руками». И история дает немало фактов этого. К сожалению, много их и в современной политической жизни России. Большие претензии к политике в отношении того, что задачи, даже благородные, ею часто решаются безнравственно. При этом многие мыслители-политологи положительно оценивают такую политику. В политике, заявляли они, «цель оправдывает применение всех средств», «осуществление властью политики неизбежно связано с использованием силы». Вместе с тем, нельзя не отметить того, что политики, руководствуясь высокими моральными ценностями, больше думают о последствиях принимаемых ими решений. Следование морали предостерегает их от грубых ошибок. Но зависит не только политика от идеологии, но и идейные представления от политики: в них, в свою очередь, находят выражение политические интересы разных социальных групп. В угоду им, зачастую, формулируются конституционные принципы и правовые нормы, политической интерпретации и цензуре подвергаются взгляды их идейных оппонентов. Следует отметить и то, что взаимное влияние политики, экономики и идеологии является, как правило, опосредованным, так как занятие людей ими, участие в данных формах общественной жизни происходит на почве социальной (этнической, профессионально-трудовой, семейной) жизни. Она-то и служит связью политики, экономики, идеологии, опосредует их воздействие друг на друга. К тому же, возникающие в самой социальной жизни проблемы для своего разрешения часто нуждаются в применении экономических и политических средств. Схема № 1. политика
Место исторически доля политики политической постоянно возрастает жизни В эволюции Человечества
политическая жизнь Схема № 2.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.006 с.) |