Понятие политики её виды уровни и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие политики её виды уровни и функции



Понятие политики её виды уровни и функции

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

— определение целей развития общества;

— выражение интересов социальных групп и общества в целом;

— выявление и разрешение конфликтов по поводу общественных интересов;

— руководство и управление обществом, в том числе распределение в нем общественных благ и ценностей;

— интеграция общества, поддержание и укрепление его целостности;

— обеспечение порядка и стабильности в обществе, определение соотношения между преемственностью и инновациями в общественном развитии.

Участники политических отношений в политологии называются субъектами, или акторами (от англ. глагола toact, действовать). Субъект — это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию.

можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.

Внутренняя политика распространяется на различные стороны жизни человеческого сообщества, находящегося внутри данного государства.

Внешняя политика охватывает взаимоотношения данного государства с другими государствами и субъектами политики, на которые не распространяется его суверенная власть.

Мировая или международная политика — это более или менее упорядоченные взаимодействия с участием двух и более государств.

В соответствии с масштабами можно выделить три уровня политики.

1. Мегаполитика — это международная и мировая политика.

2. Макрополитика осуществляется в масштабах государств, это сфера деятельности высших или центральных органов государственной власти, а также политических и общественных организации национального масштаба.

3. Мезополитика осуществляется на уровне организаций, учреждений, а также партийных и общественных структур областного, районного или локального масштаба.

4. Микрополитика — это политическое общение людей внутри малых групп, на уровне межличностных отношений.

Субъекты политики

Участники политических отношений в политологии называются субъектами, или акторами (от англ. глагола toact, действовать). Субъект — это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию. В социально-политических отношениях в качестве субъектов могут выступать отдельные люди, группы, организации, различного рода общности, классы и т.д.

Субъектом политики является социальная единица, которая: а) имеет интерес, б) стремится его реализовать путем использования политической власти и в) способна действовать самостоятельно (для индивида это условие означает наличие соответствующих знаний, умений, мотивации и возможностей, а для групп и общностей — наличие соответствующей программы действий и организационных структур).

Субъекты политики делятся на первичные и вторичные.

- Первичные субъекты политики (образовавшиеся по объективным причинам) - это, в первую очередь, индивиды, социальные классы, общности (социальные, территориальные, конфессиональные и др.).

- Вторичные субъекты политики (образованные целенаправленно, по воле людей) — организации, учреждения, государства и их структуры, политические партии, общественные организации и движения и т.д. Все вторичные субъекты в той или иной мере представляют первичные субъекты политики.

Особенности, структура и виды политической власти

Политическая власть — это способность и возможность субъекта осуществлять свою волю в сфере политики, т.е. в сфере принятия и осуществления решений, носящих общеобязательный характер.

Специфическими чертами политической власти являются:

1. Публичность (всеобщность, безличность). Политическая власть осуществляется от имени всего общества или больших социальных групп.

2. Широта и неопределенность круга объектов. Политическая власть распространяется на большие социальные группы или все общество.

3. Многообразие используемых ресурсов. При всем разнообразии ресурсов для политической власти важнейшими из них является авторитет, поскольку он минимизирует издержки властвования.

В политической власти можно выделить три элемента.

1) директивный - наличие приказа и соответствующих действий;

2) функциональный - обеспечение определенной потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется;

3) коммуникативный — обмен информацией, налаживание взаимопонимания и эффективного общения между участниками властных отношений.

Виды политической власти выделяются по различным основаниям.

A. По сферам проявления власть бывает экономической, информационной, профсоюзной, партийной и др.

Б. По объему власть может быть коллективной, районной, областной, общенациональной, надгосударственной, мировой.

B. По функциям органов власти выделяют исполнительную, законодательную и судебную власть.

Г. По средствам и методам осуществления власти в обществе можно выделить власть тоталитарную, авторитарную и демократическую.

Д. По характеру институционализации власть может быть формальной и неформальной, официальной и неофициальной, легальной и нелегальной.

Власть и политика обладают круговой причинно-следственной зависимостью: власть выступает причиной политики и наоборот.

Государственная власть — это разновидность политической власти, обладающая суверенитетом, наличием воли, авторитетом и способностью к принуждению.

Суверенитет (от фр. souverainete) — это независимое полновластие субъекта права при принятии решений в пределах предоставленных ему полномочий. Суверенитет означает не зависящее ни от каких сил и обстоятельств верховенство субъекта. Государственный суверенитет — это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах.

Воля означает для государства наличие цели (программы действий) и готовности реализовать ее, несмотря на объективные препятствия или сопротивление каких-либо субъектов.

Легитимность и легальность власти

легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Президентская республика.

В президентской республике члены правительства назначаются президентом и подотчетны только ему (т.е. правительство формируется президентом).

Президент:а) является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;б) избирается народом;

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

существование одноуровневой системы законодательства;

подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик) Федерация облагает такими признаками:союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;наличие двухуровневой системы государственных органов;двухканальная система налогообложения.Федерации можно классифицировать:по принципу формирования субъектов: административно-территориальные;национально-государственные;смешанные.по юридическойоснове: договорные;конституционные;по равенству статусов: симметричные;ассиметричные Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Партийные системы

Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:однопартийные; двухпартийные; многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

«блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

 

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Виды избирательных систем

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

Виды избирательных систем

Структура идеологии

Знания, идеи, взгляды. К ним относятся политические теории, учения, концепции, доктрины, благодаря которым происходит процесс формирования мировоззренческих и социально- политических ориентации людей.

Ценности, нормы, идеалы, позволяющие не только идентифицировать социально-политическую действительность, но и оценить ее, выработать к ней определенное отношение. Ценность - это стандарт, на основе которого осуществляется деятельность. Норма - предписание, служащее общим указанием для социального действия. Идеалы выступают как образы желаемой действительности. Сюда входят также элементы политической утопии как совокупность самоценных идеалов, способных влиять на мотивацию деятельности человека в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, «американская мечта» в американском либерализме).

Цели, убеждения, выраженные в проектах и программах политических действий, которые служат сплочению групп вокруг планов воплощения политических идеалов на практике. Помимо рациональных соображений, поведением людей могут управлять психологические, чувственные стимулы, определенные стереотипы, верования. Поэтому в структуре идеологии присутствует мифологическое начало.

Функции идеологии:

Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации.

Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений.

Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.

Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития.

Мобилизационная. Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.

Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.

Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.

Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть.

Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

Понятие политики её виды уровни и функции

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

— определение целей развития общества;

— выражение интересов социальных групп и общества в целом;

— выявление и разрешение конфликтов по поводу общественных интересов;

— руководство и управление обществом, в том числе распределение в нем общественных благ и ценностей;

— интеграция общества, поддержание и укрепление его целостности;

— обеспечение порядка и стабильности в обществе, определение соотношения между преемственностью и инновациями в общественном развитии.

Участники политических отношений в политологии называются субъектами, или акторами (от англ. глагола toact, действовать). Субъект — это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию.

можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.

Внутренняя политика распространяется на различные стороны жизни человеческого сообщества, находящегося внутри данного государства.

Внешняя политика охватывает взаимоотношения данного государства с другими государствами и субъектами политики, на которые не распространяется его суверенная власть.

Мировая или международная политика — это более или менее упорядоченные взаимодействия с участием двух и более государств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.05 с.)