Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уход за новорожденным и грудным ребенком.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Для студентов.
УЧЕБНЫЕ АЛГОРИТМЫ практических навыков в педиатрии.
Составила преподаватель дисциплины «Сестринское дело в педиатрии»: Томленова Е.Н. Г. Балаково Г. ВВЕДЕНИЕ. В современных условиях реформирования страны повышаются требования к уровню подготовки средних медицинских работников. Сестринский процесс рассматривается как равнозначный врачебному элементу лечебно-диагностической деятельности. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и проблем пациента. С переходом здравоохранения к бюджетно-страховой системе финансирования повышается значимость умений и знаний в работе медсестры как самостоятельного специалиста. В руководстве описана техника медицинских манипуляций которые выполняют медицинские сестры детских учреждений. Медсестра должна хорошо владеть всеми приемами, чтобы при необходимости обучить мать ребенка технике той или иной манипуляции и быть готовой в нужный момент сделать ребенку необходимую процедуру, оказать высококвалифицированную и своевременную помощь. Для облегчения восприятия и запоминания рабочих алгоритмов манипуляции представлены в виде практических ситуаций. Методическое пособие для студентов отображает требования, предъявляемые в настоящее время к практическому обучению медицинских сестер по программе ФГОСк предмету «Здоровый ребенок», «Сестринское дело в педиатрии» и является помощником для студентов, как в процессе обучения, так и в дальнейшей практической деятельности
ОГЛАВЛЕНИЕ. Сестринское обследование. 1.1 Измерение температуры тела в подмышечной области...........4 1.2 исследование пульса. …………………………………….................................4 1.3 исследование артериального давления………………………………5 1.4 Определение типа и частоты дыхания…………………………………6 Антропометрия. 2.1 Измерение массы тела………………………………………………………….6 2.2 Измерение длины тела. …………………………………………………………8 2.3 Измерение окружности головы……………………………………………9 2.4 Измерение окружности грудной клетки……………………...………10 Уход за новорожденным и грудным ребенком. 3.1 обработка пупочной ранки…………………………………………………11 3.2 утренний туалет новорожденного……………………………………...12 3.3 пеленание новорожденного……………………………………………….13 3.4 обработка опрелостей ………………………………………………….……..16 3.5 обработка волосистой части головы при гнейсе……………..16 3.6 профилактика гонобленореи………………………………………………17 Кормление здорового и больного ребенка. 4.1 контрольное кормление…………………………………………………...…18 4.2 кормление ребенка из рожка……………………………………………….19 4.3 кормление ребенка через зонд…………………………………………….20 Простейшие физиотерапевтические процедуры. 5.1 оксигенотерапия…………………………………………………………...……21 5.2 применение грелок для согревания новорожденного……….23 5.3 применение пузыря со льдом при родовой травме……………..23 5.4 физическое охлаждение с помощью спирта………………….…..24 5.5 уксусное обертывание при гипертермии……………………………25 5.6 постановка горчичников детям раннего возраста…………….26 5.7 согревающий компресс на ухо…………………………………………..27 Лечебно-диагностические процедуры. 6.1 капли в нос…………………………………………………………………………..28 6.2 капли в глаза………………………………………………………………………..28 6.3 обработка глаз при гнойном конъюнктивите…………………….29 6.4 обработка пупочной ранки при гнойном омфалите………….30 6.5 санация носовой полости………………………………………………….31 6.6 закапывание капель в уши………………………………………………….32 6.7 постановка очистительной клизмы………………..…………………32 6.8 лекарственная клизма……………………………………………...…………33 6.9 сифонная клизма………………………………………………………………...35 6.10 постановка газоотводной трубки………………………………………36 6.11 промывание желудка………………………………………………………….37 6.12 разведение антибиотиков и введение необходимой дозы ребенку………………………………………………………………………………..38 Внутримышечное введение препаратов необходимой дозы43 Лабораторная диагностика. 7.1 мазок из зева и носа……………………………………………………………46 7.2 взятие материала на патогенную кишечную флору………….48 Неотложные состояния 8.1 неотложная помощь при носовом кровотечении…………...…49 8.2 неотложная помощь при обмороке……………………………………50 Сестринское обследование. Измерение температуры тела в подмышечной области.
Измерить температуру тела в подмышечной области ребенку 12 лет, находящегося в стационаре 3-е сутки. При поступлении t = 400 С; 1-й день утро = 37,50 вечер = 380С; 2-й день утро = 37,00С, вечер = 37,50С. Зарегистрировать полученные данные в температурном листе. Оснащение: § Медицинский термометр. § Часы. § Марлевые салфетки – (2 шт.). § Лоток с дезраствором. § Температурный лист, ручка. Подготовка к процедуре. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки. Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 350С. Осмотреть подмышечную область.
Выполнение процедуры. Протереть насухо салфеткой область, используемую для термометрии. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельем. Фиксировать руку ребенка (плечо прижать к грудной клетке). Засечь время через 10 минут извлечь термометр и определить его показания. Завершение процедуры. Сообщить маме / ребенку результат термометрии. Зафиксировать температуру в температурном листе. Примечание: а. каждая клеточка температурного листа соответствует 0,20С; б. точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки. Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар. Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора). Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой. Поместить термометр в футляр.
Исследование пульса.
Подготовка к процедуре. Вымыть и осушить руки. Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу».
Выполнение процедуры. Слегка прижать 2, 3, 4 – м пальцами лучевую артерию (1 – й палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии. Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту. Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса.
Завершение процедуры. Записать результаты исследования в температурный лист. Вымыть и осушить руки.
Подготовка к процедуре. Усадить или уложить ребенка. Правильно уложить руку ребенка – в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы должны быть расслабленны. На обнаженное плечо на 2 – 3 см. выше локтевого сгиба наложить манжетку, одежда выше манжетки не должна сдавливать плечо. Закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом проходил один палец. Соединить манометр с манжеткой, проверить, находится ли стрелка на нулевой отметке шкалы. Выполнение процедуры. Нащупать пульсацию артерии в области локтевой ямки и установить на это место фонендоскоп. Закрыть вентиль на груше и накачать в манжетку воздух, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови, после этого сделать еще 2 – 3 нагнетательных движений. Открыть вентиль и медленно, со скоростью не более 2 мм.рт.ст./сек., выпустить воздух из манжетки. Запоминает показания манометра в момент исчезновения звуковых ударов, соответствующих величине систолического давления. Продолжать снижать давление в манжетке. Запомнить показания манометра в момент исчезновения звуковых ударов, соответствующих диастолическому давлению. Завершение процедуры. Снять манжетку с руки ребенка. Спустить полностью воздух из манжетки. Уложить тонометр в футляр. Зафиксировать результаты измерений в температурном листе. Сообщить результаты измерения ребенку или маме.
Подготовка к процедуре. Вымыть и осушить руки. Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот. Выполнение процедуры. Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки. Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту. Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту. Завершение процедуры. Записать результаты исследования в температурный лист. Вымыть и осушить руки.
Антропометрия. Подготовительный этап 1. Установить весы на неподвижной поверхности 2. Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом табло засветится рамка. Через 35-40сек на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин. 3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центре лотка – на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу – на индикаторе появятся нули 4. Обработать поверхность весов дез.раствором с помощью ветоши. 5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки 6. Постелить на платформу весов пеленку – на индикаторе высветится её вес 7. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» - на индикаторе появятся нули.
Выполнение процедуры 1. Раздеть ребенка 2. Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками 3. На индикаторе высветится значение массы ребенка 4. Снять с весов ребенка и пеленку
Завершение процедуры 1. Протереть весы дез.раствором 2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Измерение длины тела.
Подготовка к процедуре. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Подготовить необходимое оснащение. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки). Выполнение процедуры. Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке. Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера. По шкале определить длину тела ребенка. Убрать ребенка с ростомера. Завершение процедуры. Записать результат. Сообщить результат маме. Убрать пеленку с ростомера. Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. Подготовка к процедуре. Подготовить необходимое оснащение. Откинуть «скамеечку» ростомера. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения. Выполнение процедуры. Поднять подвижную планку ростомера. Предварительно сняв обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера: а. Установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок. б. Расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии. Опустить подвижную ланку ростомера (без надавливания) к голове ребенка. Определить длину тела по нижнему краю ланки (по правой шкале делений). Помочь ребенку сойти с ростомера. Завершение процедуры. Записать результат. Сообщить результат ребенку/маме. Убрать салфетку с ростомера. Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Подготовка к процедуре. Вымыть и осушить руки. Подготовить необходимое оснащение. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки. Уложить ребенка. Выполнение процедуры. Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: · Сзади – затылочный бугор; · Спереди – надбровные дуги. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка. Определить показатели окружности головы. Завершение процедуры. Записать результаты. Сообщить результаты маме.
Подготовка к процедуре. Вымыть и осушить руки. Подготовить необходимое оснащение. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки Уложить ребенка. Выполнение процедуры. Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: · Сзади – нижние углы лопаток; · Спереди – нижний край околососковых кружков. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка. Определить показатели окружности грудной клетки. Завершение процедуры. Записать результаты. Сообщить результаты маме. Обработка пупочной ранки.
Подготовка к процедуре. Подготовить необходимое оснащение. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором. Вымыть и осушить руки, надеть стерильные перчатки. Постелить пеленку на пеленальный столик. Уложить ребенка на пеленальном столе. Выполнение процедуры. Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. Капнуть из пипетки в ранку 1 – 2 капли 3% раствором перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток). Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать ее стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток). Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток). Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5% раствором перманганата калия с помощью ватной палочки (сбросив палочку в лоток). Завершение процедуры. Запеленать ребенка и положить в кроватку. Убрать пеленку с пеленального столика и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Подготовка к процедуре. Вымыть и осушить руки. Подготовить необходимое оснащение. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Постелить на пеленальный столик пеленку. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик. Сбросить одежду в мешок для грязного белья. Выполнение процедуры. Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон). Отработанные тампоны поместить в лоток для отработанного материала. Аналогично обработке просушить глаза сухим ватным тампонами. Отработанные тампоны поместить в лоток для отработанного материала. Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик). Отработанные жгутики поместить в лоток для отработанного материала. Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого носового хода использовать отдельные жгутики). Отработанные жгутики поместить в лоток для отработанного материала. Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта. Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обработать в строгой последовательности: 1) заушные; 2) шейные; 3) подмышечные; 4) локтевые; 5) лучезапястные; 6) подколенные; 7) голеностопные; 8) паховые; 9) ягодичные.
Сбросить отработанный материал в лоток. Завершение процедуры. Одеть ребенка и уложить в кроватку. Убрать пеленку с пеленального столика и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Подготовка к процедуре. Вымыть и осушить руки. Подготовить необходимое оснащение. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором. Постелить на пеленальный столик пеленку. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Ребенка положить на пеленальный столик, снять шапочку. Сбросить шапочку в мешок для грязного белья. Выполнение процедуры. Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик). Отработанные жгутики поместить в лоток для отработанного материала. Завершение процедуры. Одеть ребенку шапочку и уложить в кроватку. Убрать пеленку с пеленального столика и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального столика дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Пеленание новорожденного
Подготовка к процедуре. Подготовить необходимое оснащение. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка ® тонкая пеленка ® подгузник или выложить памперс). Приготовить распашонки и шапочки, вывернув швы наружу. Выполнение процедуры. Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить полотенцем), положить на пеленальный столик. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед, так чтобы полы распашонки полностью закрывали спинку/грудку ребенка. Подвернуть нижние края распашонок наружу. Надеть подгузник. Для этого: а. уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы; б. провести нижний угол подгузника между ножками малыша; в. обернуть боковые концы подгузника вокруг тела. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»: а. расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»; б. один край пеленки провести между ножек; в. другим – обернуть малыша; г. подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка; д. зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди. Надеть шапочки на ребенка вначале тонкую, затем фланелевую. Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками»: а. расположив ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка; б. одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, среднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны; в. другим концом пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо; г. подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка; д. зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди. Завершение процедуры. Уложить ребенка в кроватку на бок. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Подготовка к процедуре. Подготовить необходимое оснащение. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка ® тонкая пеленка ® подгузник или выложить памперс). Приготовить распашонки, вывернув швы наружу. Выполнение процедуры. Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить полотенцем), положить на пеленальный столик. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед, так чтобы полы распашонки полностью закрывали спинку/грудку ребенка. Подвернуть нижние края распашонок наружу. Надеть подгузник. Для этого: г. уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы; д. провести нижний угол подгузника между ножками малыша; е. обернуть боковые концы подгузника вокруг тела. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»: е. расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»; ж. один край пеленки провести между ножек; з. другим – обернуть малыша; и. подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка; к. зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди. Запеленать ребенка в теплую пеленку: е. расположив ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне «подмышек»; ж. одним краем пеленки накрыть среднюю часть туловища и подмышечную область; з. другим концом пеленки накрыть среднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны; и. подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка; к. зафиксировать пеленку на уровне груди, «замочек» расположить спереди. Завершение процедуры. Уложить ребенка в кроватку на бок. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Обработка опрелостей
Подготовка к процедуре. Подготовить необходимое оснащение. Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья. Выполнение процедуры. Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки: а. если это мальчик – животом вниз; б. если это девочка – спинкой, обязательно придерживая левой рукой за ножку. Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки. Помнить! Девочек подмывать только движениями спереди назад. Сбросить салфетки в лоток для использованного материала. Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями хорошо осушить кожу. Смазать при помощи ватных шариков паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или детским кремом. Помнить! Припудривать присыпкой можно только чистую сухую кожу без повреждений! При опрелостях пользоваться присыпкой нельзя! Сбросить шарики в лоток для грязного белья. Завершение процедуры. Запеленать (одеть ребенка). Уложить ребенка в кроватку на бок. Убрать пеленку (полотенце) с пеленального столика и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Подготовка к процедуре. Подготовить необходимое оснащение. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Уложить (или усадить) ребенка на пеленальном столике. Выполнение процедуры. Ватным тампоном, обильно смоченным стерильным растительным маслом, обработать волосистую часть головы промокательными движениями в местах локализации гнейса. Положить на обработанную поверхность марлевые салфетки и надеть шапочку (минимум на 2 часа). Завершение процедуры. Передать ребенку маме или положить в кроватку. Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.015 с.) |