ТОП 10:

Скифы, сарматы, аланы в истории осетинского народа



Получить сведения о скифах, мы можем только из трудов Геродота, его «Истории» и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а так же производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и является предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях. [11]

Далее, начиная с раннего Средневековья, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для обозначения всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III–IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян – русь, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан.

Среди «скифов» можно выделить три основные ветви:

Европейские скифы

Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV–III века до н. э. Значительные данные по европейским скифам содержатся в древнегреческих источниках, в особенности у Геродота. Зачастую под именем скифов понимаются именно европейские скифы. Сами себя скифы, по свидетельствам Геродота, называют сколотами, а персы называли их саками.

Саки

Саки – скифские племена, населявшие территорию современной Средней Азии. Азиатские народы, в особенности персы называли их «саки». Древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами». Примечательно, что персы, наоборот, называли «заморскими саками» европейских скифов.

Сарматы

Родственные скифам племена сарматов или савроматов первоначально населяли Поволжье и приуральские степи. По версии Геродота, сарматы происходили от союза скифских юношей и амазонок. Геродот же сообщает, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном» С IV в. до н. э. между сарматами и собственно скифами происходит несколько войн, в результате которых сарматы заняли главенствующее положение в Европейской Скифии, которая позднее в античных источниках называлась Сарматией.

От языка сарматов происходит единственная сохранившаяся форма скифо–сарматского языка –осетинский язык.

Другие народы Скифии

Считается, что некоторые упоминаемые в античных источниках европейские скифские племена не были ираноязычными.

Так, невры считаются балтами, а не иранцами.

Тавры (древнейшее население Крыма) считаются родственными абхазо-адыгским народам Кавказа

Еще в XIX в. шли горячие споры о том, на каком языке говорили скифы. Высказывались самые различные мнения. Полагали, например, что скифы принадлежали к тюркским или монгольским народам. Прошло немало времени, прежде чем стало ясно, что язык скифов относился к индоевропейской семье языков, к ее индоиранской ветви. Первоначально такой вывод был сделан на основании анализа некоторых имен скифов, упоминаемых в сочинениях античных авторов. Ученые установили, что имена эти иранские, т.к. они образованы от слов, уже известных исследователям по памятникам древнеиранской письменности («Авеста» и др.). Важным этапом в изучении языка древнего населения причерноморских степей – скифов и родственных им сарматов – явился лингвистический анализ личных имен, содержащихся в греческих надписях из эллинских городов Северного Причерноморья. Эти надписи, детально исследованные русскими учеными (академиком В.В.Латышевым и др.), дали богатейший ономастический материал. Наряду с греческими в них упоминается большое число личных имен иного происхождения, принадлежавших местному, неэллинскому населению. Среди них уже в конце XIX в. были выявлены многие бесспорно иранские имена. Большая заслуга в установлении этого факта принадлежит русскому ученому В.Ф.Миллеру (1848–1913).

Ему удалось также доказать особую близость языка скифо-сарматских племен к одному из современных иранских языков – осетинскому. В.Ф.Миллер внес большой вклад в исследование языка, культуры, фольклора и эпоса осетинского народа. [9]

Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифами и азиатскими саками.

Геродот пишет, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном», – заключает историк.

Регионом формирования сарматов считаются поволжско-приуральские степи. По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: еще в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». Действительно, савроматы не доходили в отличие от соседних скифов в общественном развитии, у них еще не было государства. В VII–V веках до н. э. савроматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племен стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.

Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот рассказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками – легендарным племенем женщин–воительниц. Эта легенда должна была стать объяснением того, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли.

В V–IV веках до н. э. савроматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через савроматские земли. В войне с персами савроматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы савроматов–сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства, и отпадение от Скифии части завоеванных прежде земель и племен.

В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дандамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжелых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, – рассказывает скиф Токсарис, – а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. … Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился».

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию – в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ.

После завоевания Европейской Скифии, сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив свое господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племен заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи. [1]

Начиная со II века до н. э. сарматы все чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен – языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томи в 8 году н. э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом – «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии – «суровые и вечно воинственные аланы».

Согласно научным данным, с появлением скифов в степях Северного Причерноморья и Кавказа в VII веке до н.э. здесь началось длительное господство племен северо-иранского этноязыкового круга. В руки скифов перешел так называемый «великий пояс степей», протянувшийся от Алтая до Дуная. Уцелевшие после бурных потрясений эпохи «великого переселения народов» остатки скифов и сарматов в письменных источниках раннего средневековья получили название «аланы». Местом распространения, обитания алан с первых веков нашей эры были – равнины и предгорья Северного Кавказа, преимущественно в его центральной части, между верховьями Кубани и Терека. Эта территория в греко–византийских и иных источниках получила название «Алания», здесь и формировался современный осетинский народ.

Аланы – союз кочевых восточно–сарматских ираноязычных племен, оказавшийся в поле зрения античных авторов в середине I века н. э. Термин «алан» происходит от древнеиранского слова «ариана», популярного в этнонимике скифо–сарматского населения.

Аланы особенно отличались воинственностью среди восточных сарматских союзов, возглавляемых аорсами. Упоминаниями о «неукротимых», «храбрых», «вечно воинственных» аланах повествуют источники того времени. Античная традиция упоминает их и в низовьях Дуная, и в Северном Причерноморье, и в степях Предкавказья.

Во II веке н.э. упоминается «Алания» как территория, заселенная аланами. Тогда же река Терек получила название «Алонта». Не позднее середины III века в китайских летописях прежние владения аорсов, локализуемые в аралокаспийских степях, переименовались в «Аланья». Вместе с тем, со страниц источников исчезли названия других сарматских племен. Все это вехи процесса, суть которого заключалась в том, что аланы, по словам автора IV века Аммиана Марцеллина, «мало–помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них свое имя».

Аланы совершали походы через Кавказ, пользуясь как Дарьяльским («Аланские ворота»), так и Дербентским проходами, разоряя Армению, Атропатену и доходя до Каппадокии, как это было в 134 году. Установив контакт с некоторыми северокавказскими горскими племенами, они стали подлинным бичом Закавказья. Отголоски этих событий сохранились (кроме античных) в армянских и грузинских хрониках. Правитель Каппадокии Флавий Арриан счел важным создать труд «Аланская история».

Аланы принимали активное участие в делах Боспорского царства. В Фанагории существовала группа аланских переводчиков. Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи создали специальное военное пособие – руководство для борьбы с ними, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы.

В эпоху Великого переселения народов территория расселения алан на Северном Кавказе подверглась нападению гуннов. В третьей четверти IV века гунны разгромили алан Волго–Донского междуречья и степного Предкавказья, обессилив их, по словам Иордана, «частыми стычками». Последним этапом этой борьбы явилось подчинение алан–танаитов и включение их состав гуннских орд.

Однако не все аланы стали политическим придатком гуннов. Немало их отступило в горы Центрального Кавказа. А в степях Восточной Европы часть алан вместе с остготами предпочла искать спасения в уходе на запад. В дальнейшем эти аланы, обосновавшиеся вместе с вандалами в Паннонии, прошли по всей Западной Европе и оказались на территории Северо–Западной Африки, где образовали королевство вандалов и алан, просуществовавшее до 534 года. Часть алан осталась на территории Галлии и приняла участие в борьбе готов с империей. Однако в конце V века галльские аланы растворились среди других племен и народов. Подвластные гуннам аланы после распада державы Аттилы переселились в Нижнюю Мезию, где вскоре были поглощены местным романизированным населением.

Аланы, оставшиеся на Кавказе, смогли создать свою государственность.

В 916 году Алания приняла христианство. Из византийских и арабских источников мы знаем, что Алания поддерживала тесные связи с Византией и была ключевым христианским государством в регионе, зажатая между иудаистским Хазарским Каганатом с севера и исламским Арабским Халифатом с Юга.

В IX – начале X века арабы были окончательно изгнаны из Закавказья, а во второй половине X века Хазарский каганат пал под ударами Древнерусского государства. С этого момента начался расцвет Алании.

Алания имела династические связи с Грузией, Русью, Сариром (государством лакцев).

Около 1239 года несколько аланских племен переселились на территорию Венгрии. Их потомками являются современные ясы. К сожалению, язык они утратили.

В средние века, название «аланы» использовалось только византийцами. В арабских источниках использовалось происходящее от византийского название Al–lan. В русских летописях аланы назывались словом «ясы», в армянских источниках – «осы», в грузинских – «овсы».

В XIII веке Алания подверглась нашествию монголов, что губительно на них сказалось. По сведениям источников того времени, страна была опустошена, но запертые в горах аланы продолжали вооруженную борьбу с монголами. В XV веке завоевавший ослабленную Золотую Орду Тамерлан обрушился на Аланию. Нашествие Тамерлана обернулось крупномасштабным геноцидом: большинство алан было уничтожено, лишь небольшой части удалось выжить бежав в горы.

Позднее в русских источниках алан называли осетинами, по грузинскому названию алан – «овсы» и Алании – «Овсети».







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.3.228.47 (0.012 с.)