Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь промышленной и кластерной политики

Поиск

Промышленная политика подразумевает выбор приоритетных отраслей для государственной поддержки. Кластерная политика, констатирует, что наиболее приоритетны группы производителей и фирм, сконцентрированные по географическому признаку. В любом регионе существует пространство для множества различных успешных кластеров, где каждый из них может играть свою уникальную роль. Тем самым кластерная политика способствует более полному раскрытию потенциала региона.

Узкоотраслевой подход промышленной политики несет в себе ряд существенных недостатков, прежде всего:

· лоббирование интересов отдельной отрасли или конкретной компании,

· «перетекание» выгод в одну из отраслей,

· деформация конкуренции.

Традиционное отраслевое мышление либо затрудняет сотрудничество, противопоставляя фирмы друг другу, либо стимулирует их взаимодействие по линии отраслевого лоббирования. Кластерная политика смещает акцент с отдельных отраслей на группы взаимосвязанных отраслей, на широкое взаимодействие бизнеса, государства и науки. Расширение пространства взаимодействия позволяет акцентировать внимание участников на новых возможностях, а не на прямой конкуренции. Вместе с тем, отраслевое лоббирование пресекается самими участниками кластера (со стороны поддерживающих и родственных отраслей).

Можно выделить следующие признаки кластерной политики, на практике отличающие ее от промышленной политики:

· Видимость местных компаний (не просто планирование инвестиций, а состыковка планов фирм и власти). Должна быть предложена хотя бы приблизительная схема взаимодействия ключевых субъектов.

· Должны быть указаны направления подключения к кластеру новых участников, прежде всего малого и среднего бизнеса, научных и образовательных учреждений.

· Должен быть сделан акцент на создание инновационной инфраструктуры: центров коллективного пользования оборудования, технопарков и пр.

· Акцент на развитие «мягкой» инфраструктуры, прежде всего, совместных научных и маркетинговых проектов. Тогда как промышленная политика, как правило, ориентируется на развитие физической инфраструктуры.

Однако, грамотная промышленная политика может способствовать появлению кластера в регионе. Рассмотрение промышленной и кластерной политик как дополняющих друг друга характерно, когда кластеры создаются целенаправленно за относительно короткий промежуток времени. Таким образом был создан промышленный автомобильный кластер в городе Гуанчжоу (Китай) [5]. В рамках этого кластера открыли свое производство такие компании как Toyota, Nissan и Honda.

Рисунок 4 Промышленная и кластерная политика как этапы в экономическом развитии региона

Первоначально были основаны промышленные зоны, под которые формировались условия, необходимые для промышленного производства, прежде всего, физическая инфраструктура, институты, человеческие ресурсы. В Гуанчжоу были решены проблемы, связанные с бесперебойным снабжением электроэнергией и водой. Также к промышленным зонам были подведены автострады и построена ветка метро.

Благоприятные условия в промышленных зонах привлекают ключевые компании.

Ключевые фирмы – это фирмы, стимулирующие появление других фирм и целых отраслей. В городе Гуанчжоу такими фирмами стали компании Toyota, Honda и Nissan. Появление ключевых компаний привело к тому, что через несколько лет в провинции Гуандун разместились их японские поставщики. Формирующиеся хозяйственные группы привлекли банки, логистические компании, отечественных поставщиков оборудования и деталей.

Когда хозяйственная агломерация (группа) сформировалась, наступает черед кластерной политики, задача которой сделать локализованные организации инновационно активными.

В случае с автомобильной промышленностью провинции Гуандун, формирование кластера требует создания профильных вузов и НИИ, формирования инновационной инфраструктуры, увеличения количества местных фирм, предоставляющие наукоемкие услуги.

Одной из важных задач промышленной политики является привлечение передового производства, а кластерная политика нацелена на привлечение высококвалифицированных кадров, которые смогли бы наладить полный цикл развития продукта: от его разработки до производства. В конечном счете, формируются собственные научная и образовательная базы и появляются сильные национальные компании в данной отрасли (или в связанных отраслях).

Муниципалитет Гуанджоу в этой связи предпринимает следующие меры:

· Увеличение численности переводчиков с японского языка на китайский. Доступность переводчиков является важным фактором привлечения в Китай японских фирм, связанных с автомобильным бизнесом.

· Китайские инженеры проходят стажировки в Японии, изучая схожие производственные процессы.

· Китайские фирмы нанимают квалифицированных японских инженеров, работающих в японских фирмах в провинции Гуандун, после того, как они достигают пенсионного возраста (60 лет).

· Муниципалитет создал Промышленную Группу автомобилестроения Гуанчжоу (Guanzhou Automobile Industry Group), которая является одной из сторон в совместных предприятиях с японскими фирмами.

В рассмотренном примере задача повышения инновационной активности становилась все более актуальной пропорционально развитию хозяйственных агломераций, так как до этого в регионе не существовали каких-либо важных отраслей. Также развитие кластеров затрудняет отсутствие базовых объектов инфраструктуры (дороги, дома, коммуникации). Эта проблема особенно характерна для России, так как в стране много регионов с плохо развитой инфраструктурой. По отношению к неразвитым регионам со слабыми хозяйственными агломерациями разумная промышленная политика может быть гораздо практичнее, чем попытки применения инновационной экономики и кластеризации.

Первым шагом в реализации кластерной политики должно стать выявление существующих хозяйственных агломераций и анализ потенциала их кластеризации.

Общей целью, как промышленной, так и кластерной политики является формирование и развитие кластеров. В этой связи при возникновении противоречивых моментов, именно кластерная политика должна быть приоритетной. В противном случае, сформированные хозяйственные агломерации рискуют никогда не стать полноценными кластерами (как, например АвтоВАЗ).

Анализ примеров

В этом разделе остановимся подробнее на рассмотрении конкретных примеров кластеров различных стран. Выделим модели, характерные для разных стран и проанализируем их. Также, рассматривая данные примеры, можно сделать вывод о национальных особенностях кластерной политики, о которой говорится в работе Яшевой Г. А. [8]. По мнению Яшевой Г. А., кластерные политики государств различают по степени вмешательства правительства в процесс кластерзации, также, наблюдается многообразие методов обеспечения кластерной политики, которые определяются национальными особенностями и принятой концепцией кластерного подхода.

Выделение моделей кластеров

Можно выделить 6 ключевых характеристик кластера [3]:

· Степень рыночных связей и конкуренции

· Наличие фирм-лидеров

· Развитие малого бизнеса

· Инновации

· Интернационализация

· Присутствие прямых зарубежных инвестиций

Рассмотрим особенности организации промышленных кластеров в различных странах мира. Можно выделить 5 моделей, каждая из которых представляет собой сочетание 6ти ключевых характеристик кластера.

Итальянская модель

Промышленный кластер состоит из большого числа малых фирм, которые объединяются в различные ассоциации для повышения своей конкурентоспособности.

 

В Италии кластер называется «промышленным округом». Значительное развитие промышленные округа получили после Второй мировой войны.

Промышленные округа, как правило, размещаются в небольших городах, причем, значительную роль в развитии кластера играют местные муниципалитеты.

Итальянские кластеры состоят из большого количества мелких ремесленных фирм, которые обладают высокой конкурентоспособностью.

Высокая конкурентоспособность достигается за счет следующих факторов:

· Активная кооперация мелких производителей. Создание коллективных институтов, оказывающих поддержку фирмам округа.

· Максимальное использование дифференциации продукта

· Высокая инновационная активность фирм, гибкость и быстрая реакция на потребительские запросы

Основные коллективные институты:

· Национальные конференции ремесленников (НКР)

НКР объединяют в себе малые предприятия и имеют широкую сеть представительств для оказания административных услуг (ведение бухгалтерского учета, финансовые услуги, информационные услуги и т.д.)

· Промышленные парки

· Финансовые консорциумы – ассоциации производителей, облегчающие малым фирмам получение предпринимательского кредита в банке. Осуществляет объективную внутреннюю оценку предпринимательской идеи, следит за выполнением обязательств по кредиту.

· Маркетинговые консорциумы – объединения фирм в сфере маркетинга, которое способствует увеличению международных маркетинговых возможностей.

· Технологические институты

Вывод: «итальянская модель» применима для продукции невысокого технического уровня, но с высокой степенью дифференциации. При этом спрос на продукцию может быть подвержен частым изменениям, что позволяет малым фирмам использовать преимущества своей гибкости.

Японская модель

В кластере существует фирма-лидер, которая обладает высоким масштабом производства и интегрирует большое количество поставщиков на различных стадиях технологической цепочки.

Рассмотрим на примере компании «Toyota Motor Co».

Предпосылки создания автомобильного кластера в Японии:

· Наличие предпринимательской идеи

· Наличие технологий в текстильной промышленности, средства от продажи которых сформировали начальный капитал

· Спрос на более дешевую продукцию (со стороны США) и, как следствие, поток инвестиций

· Активная государственная поддержка

Структура взаимодействия в кластере

Компания-лидер производит конечный продукт и создает спрос на компоненты, что дает жизни множеству фирм-поставщиков.

Поставщики организованы по принципу «пирамиды». Выделяется несколько уровней: поставщики 1-го уровня (около 300 компаний), поставщики 2-го уровня (до 5000 компаний), поставщики 3-го уровня (до 20000 компаний). Фирма-лидер контактирует только с поставщиками 1-го уровня.

Поставщики 1-го уровня компании Toyota образуют специальные неформальные объединения «Kyoryokukai» (ассоциации содействия), в которых происходит координация действий при разработке новой продукции. Также ассоциации отстаивают интересы поставщиков перед головной компанией.

Вывод: «японская модель» в наибольшей степени применима для производства технологически сложной продукции. Разработка продукта требует высоких постоянных издержек, которые могут окупиться только при высоком объеме продаж. Процесс производства характеризуется большим количеством связей в рамках технологической цепочки. Фирма-лидер замыкает цепочку и осуществляет «интеграцию» всех отдельных производителей.

Японская модель применима в Южной Корее (кластер по производству электроники в Куми, Южная Корея, ссылка)

Финская модель

Кластер обладает высоким уровнем интернационализации бизнеса и инноваций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.209 (0.01 с.)