Влияние наличия кластеров на усиление конкурентного преимущества страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние наличия кластеров на усиление конкурентного преимущества страны



Конкурентоспособность отдельной страны зависит от склонности ее промышленности к инновациям и модернизации. Компании выигрывают от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных местных поставщиков и требовательных потребителей.

Так как мировая конкуренция возрастает, роль государства возрастает по мере смещения конкурентной основы в сторону приобретения и усвоения новых знаний. Конкурентное преимущество возникает и поддерживается вследствие существенной локализации проходящих процессов. Отличие национальных ценностей, культуры, структуры экономики, существующих организаций и исторического развития – все это вносит свой вклад в достижение успешной конкурентоспособности. Существуют большие различия в моделях конкурентоспособности каждой страны. В конечном итоге некоторые страны достигают успеха в определенных отраслях, поскольку их внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Конкурентоспособность народов и государств рассматривается с точки зрения экономики в целом, основное влияние на которую оказывает политика государства. Конкуренция, так же как и конкурентоспособность, почти не зависит от местоположения. Во всяком случае, наблюдается тенденция преуменьшать значение местоположения. Глобализация позволяет компаниям откуда угодно получать капитал, товары, технологии и организовать свою деятельность там, где это наиболее эффективно в плане затрат. Правительства утрачивают свое влияние на конкуренцию по сравнению с силами, действующими в мировых масштабах.

Такое видение не соответствует реалиям внутри конкурентных процессов. В статье «Национальное конкурентное преимущество» [10], Майкл Портер выдвинул теорию национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики. В этой теории кластерам отводится ведущая роль.

Кластеры — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу.

Кластеры обеспечивают основу конкурентного успеха в отдельных областях бизнеса и являются особенностью национальной, региональной или столичной экономики.

Наличие кластеров наводит на мысль, что основной выигрыш конкуренции достигается вне данной компании и даже вне данной отрасли, а скорее в местах расположения дочерних предприятий. Например, преимущество построения компании мирового класса по взаимным фондам (расчетам) оказывается намного больше в Бостоне, чем в большинстве других мест. Аналогичное утверждение справедливо и в отношении текстильных компаний в Северной и Южной Каролине, автомобильных компаний высокого класса в южной Германии или компаний по производству модельной обуви в Италии.

Своей важностью кластеры формируют новые программы менеджмента. Компании играют заметную роль в формировании бизнес-климата в местах их расположения. Эта роль, выходящая за рамки проблем налогообложения, стоимости электроэнергии и уровня заработной платы, влияет на здоровье кластера, от чего, в свою очередь, зависит здоровье отдельных компаний. Компания может извлекать реальную выгоду благодаря наличию местных конкурентов.

Также кластеры формируют новую роль правительства. Правильная макроэкономическая политика, благоприятствующая конкурентоспособности важна, однако решающее воздействие правительства ощущается на уровне микроэкономики. Приоритетным направлением должно стать устранение препятствий для роста и совершенствования существующих и возникающих кластеров. Кластеры представляют собой движущую силу в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций. Они образуют площадку, на которой может (и даже должен) проходить диалог нового типа между фирмами, правительственными структурами и другими организациями (школы, университеты, организации по сотрудничеству).

Остановимся подробнее на определении кластера.

Кластер, или промышленная группа, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Территориально кластер может охватывать от одного города или региона до целой страны или нескольких соседствующих стран.

Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включают в себя: компании "готового продукта" или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. В кластеры часто входят также фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера.

Определим составные части кластера. Для этого рассмотрим несколько конкретных примеров. Начнем рассмотрение с крупной фирмы или концентрации сходных фирм, а затем определим цепочку связанных с ними ниже- и вышестоящих фирм.

Рисунок 2 Кластер итальянских производителей и дизайнеров обуви

На рисунке 2 видно несколько цепочек связанных (родственных) отраслей промышленности, вовлеченных в кластер итальянских производителей и дизайнеров обуви. Сюда, в частности, входят отрасли, связанные с производством различных видов кожаных изделий (побочные продукты, общие факторы производства, схожие технологии), обуви (дублирование каналов, подобные факторы производства и технологии), а также различных видов модных товаров (побочные продукты). Кроме того, эти отрасли задействованы в общем рыночном пространстве и конкурируют внутри тех же потребительских сегментов, используя схожий имидж торговой марки.

Необычайную силу итальянского кластера отчасти можно связать с множественными поперечными связями между фирмами и общностью процессов развития.

Подробнее различные кластеры будут рассмотрены в главе 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.006 с.)