Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические бредни и реальность

Поиск

 

Входит Пушкин в Летний сад...

Там скинхеды. Он назад...

Неуютно смуглолицым

В нашей северной столице.

Шухееич

 

От науки к идеологии

Людям свойственно приукрашивать и возвеличивать самих себя. Европейцы вряд ли хуже всех остальных, но возможностей у них было больше. В XVIII веке молодая европейская наука охотно объясняла, почему европейцы даже и биологически превосходят всех остальных.

Знаменитый основатель палеонтологии Кювье писал про чернокожую расу: «ее характерная морда и огромные губы сближают ее с обезьянами»; о «желтой расе» писал, что ее общества не способны к развитию и только «белая раса» — хорошая. Благодаря «красоте овала, образующего ее голову».

Для создателя позитивистской философии Огюста Конта тоже само собой разумелось, что авангард и элиту человечества составляют народы Европы. Он всерьез считал осмысленным изучение предков только белой ра- сы. Исследовать же историю азиатов и негров, по мнению Конта, бессмысленно и даже вредно.

Философы немецкой классической школы, особенно романтики (Гердер, Фихте), полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением или духом, запечатленным в глубоком прошлом.

Ведущий философ этой школы, Гегель, учил об «абсолютном духе», который в разные эпохи пребывает в разных странах. Был он в Древнем Египте, переселился в Древнюю Грецию, потом в Древний Рим, во Францию и, наконец, обрел себе новую родину в Пруссии. Прусская монархия соответственно — воплощение абсолютного духа.

Но Фихте и Гердер считали: каждый народ обладает не абсолютным духом, а своим собственным. Этот дух народа должен выразить себя в национальном духе (Volksgeist). Национальный дух, согласно их философии, является сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в национальной культуре.

А тут идея происхождения человека от животных предков, идея развития самого человека!

На стыке иррационалистических учений и науки в 1850-е годы в самых развитых странах Европы сложилась расово-антропологическая школа. Лицо школы определяют французы Ж.А. Гобино и Ж. Лапуж, британцы Ф. Гальстон, К. Пирсон, X. Чемберлен.

Жозеф Артюр де Гобино происходил из знатной французской семьи и родился в частном доме родителей близ Парижа в 1816 году. Социолог, антрополог, писатель и публицист, он четверть века, с 1849 по 1877 год, находился на дипломатической работе. Жозеф Артюр де Гобино написал несколько исследований по истории и этнографии Востока, которые принесли ему известность и ученые степени, а также несколько художественных и публицистических книг. Пока было можно, на русский язык перевели «Век возрождения» (1913), «Кандагарские любовники» (1923) и «Великий чародей» (1926). Кое-что напечатано в журнале «Земля и люди» за 1905—1906 годы. Между прочим, книги очень неплохие, а что их колорит устарел — так это касается и Киплинга.

В своем главном труде «О неравенстве человеческих рас» (1853—1855) де Гобино отстаивал идею, согласно которой три основные расы имеют разные способности и разный творческий потенциал. Белая раса — самая способная к творчеству. Она постоянно развивается и стремится расширить свое влияние. Это вызывает напряжение у других рас, и борьба рас становится движущей силой развития народов. Плохо то, что белая раса при распространении по земному шару и в ходе борьбы смешивается с более низкими расами, а это ведет к снижению ее способностей и культуры.

По его мнению, белая раса «миновала эпоху богов, когда ее расовый тип был абсолютно чист. Эпоху героев, когда смешения были умеренны по количеству. Эпоху дворянства, когда еще великие способности не освежались из иссякших источников, он пришел более-менее быстро к окончательному смешению всех своих начал. <...>Отныне белый вид исчез с лица земли»1.

С точки зрения Гобино, самой творческой частью белой расы является ее германская ветвь, которую он упорно называл слишком знакомым термином: «арийская»; по его мнению, этой-то ветви предстоит создать культурную элиту человечества. Как?! А путем евгеники, отбора самых творческих и в то же время расово «правильных» людей.

Так Жозеф Гобино совместил идею евгеники с общими расовыми наблюдениями и применением их к истории. Он создал такую форму расовой теории и идеи ра сового неравенства, которые сделались очень удобны для понимания и использования.

 

1 Гобино Ж.А. де. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 2001.

 

Жорж Ваше Лапуж — человек несравненно более скромного происхождения и положения в обществе, чем де Гобино. Так, провинциальный профессор, один из многих. Родился в городке Нёвилль, в департаменте Вьенна, в 1854 году и окончил свой жизненный путь уже в годы торжества своих замечательных идей — в 1936 году в Пуатье. Но в своих теориях пошел он куда дальше учителя. По его мнению, длинноголовая раса долихокефалов, нордическая раса, постоянно борется с короткоголовыми, брахикефалами. Развитие всякой цивилизации начинается с того, что во главе ее становятся арийцы, раса господ, и составляют высший класс этого общества. По мере того как длинноголовые смешиваются с короткоголовыми, цивилизация приходит в упадок. И получается, что раса — это основной движущий фактор истории.

Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855—1927) родился в Англии, где фамилия эта куда как известная: семья Чем-берленов-политиков, папа и два сына, приходятся ему дальними родственниками. Изучал естественные науки в Женеве, эстетику и философию в Дрездене. Стал ревностным поклонником Рихарда Вагнера. Р. Вагнер полагал, что героический германский дух был занесен вместе с нордической кровью. Чемберлен объяснял, как хорошо быть нордическим типом и писать музыку.

Основная и очень скандальная книга «Основы ХГХ века» («Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts») принесла Чемберлену шумную международную славу. В этой книге, вышедшей в 1899 году, Чемберлен развивает две основные темы: арийцев — как творцов и носителей цивилизации и евреев — как негативной расовой силы, разрушительного и вырождающегося фактора истории.

Эта расовая вражда арийцев и семитов стала основой исторического процесса! Все, чем гордится коллектив, сделали, конечно же, светлокожие, светловолосые арий- цы, высокие и с длинными черепами. Невыразимо отвратительные семиты с круглыми головами и курчавыми волосами низко гадили арийцам и паразитировали на их достижениях.

Позже Чемберлен женился на дочери Вагнера, Еве Вагнер, и в 1908 году поселился в Германии: поближе к арийцам.

Тут его ждало, с одной стороны, разочарование — далеко не все немцы так уж торопились в арийцы, а некоторые так просто крутили пальцем у виска.

Чемберлен показал себя куда большим фанатиком всего немецкого, нежели сами немцы. Во время Первой мировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив за это на родине прозвище «английский перевертыш».

С другой же стороны, идеями Чемберлена некоторые все-таки проникались, в том числе люди весьма влиятельные. Книга Чемберлена стала необычайно популярна в Германии после того, как император Вильгельм II назвал его работу монографией величайшей важности. Критики взахлеб восхваляли книгу за блестящее высочайшее красноречие, огромную эрудицию и необычайную проницательность автора.

Х.С. Чемберлен даже сделался вхож к канцлеру Вильгельму II и вел с ним долгие беседы о черепах и культурах.

В Англии книга Чемберлена подверглась яростным нападкам: ее либо высмеивали, либо поносили резкой бранью. О ней говорили даже, что это «похмельная отрыжка пьяного сапожника».

В Америке Теодор Рузвельт считал, что теория Чемберлена исходит из глупой ненависти и что его исторические пассажи «выглядят отражением ненормальной психики».

В чем тут правда: как и многие идеологи, Чемберлен слишком уж старался разделить всех на «хороших нордических» и «плохих ненордических» типов. Микеланджело, Данте и Леонардо да Винчи Чемберлен объявил арийцами... Наполеон же был для него «истинный представитель безрасового хаоса». Вкусовщина побеждала строгое исследование.

В последние закатные годы к Чемберлену захаживал некий новый политический деятель, не имевший, впрочем, особых шансов, — Адольф Гитлер. Чемберлену очень нравилась политическая программа Гитлера, но решительно не нравился его череп и другие расовые признаки.

От идеологии к политике

У Чемберлена окончательно сформировалась основная ошибка, так сказать, «практического расизма»: Чемберлен последовательно путал расу и культуру. Вопрос: почему его бредни так хорошо приняло такое количество людей? В конце концов, ну мало ли что пишут интеллектуалы? Фактором политики становится только то, что востребовано народными массами.

Во второй половине ХГХ века Германия была на подъеме. На волне экономического подъема и образования Германской империи немцы чувствовали себя эдаким центром Европы и чуть ли не мира. А одновременно испытывали комплекс неполноценности из-за того, что в странах романских языков их считали недостаточно цивилизованными и культурными.

Расовая теория позволяла чувствовать себя людьми, имевшими великое происхождение. Сейчас трудно даже перечислить все направления в науке и в общественной мысли, все книги и статьи, в которых поднималась на щит нордическая, то есть северная, раса.

Арийцев стали объявлять этими самыми... нордическими. И, конечно же, вовсю сближать с нордической расой. Мол, немцы и есть потомки ариев и носители ис- конно арийских расовых черт. С красивым овалом головы, само собой.

Не раз серьезные ученые выступали против такого смешения понятий. Вот такая знаменитость, как М. Мюллер, получает кафедру в Эльзасском университете и произносит вступительную речь 23 мая 1872 года. «Надо держать строго разграниченными понятия расы и языка, — говорил Мюллер. — Говорить об арийском черепе так же абсурдно, как о долихоцефальном языке... Существуют арийские и семитские языки, но антинаучно говорить... об арийской расе, арийской крови или об арийском черепе».

Но эти осторожные мудрые слова вовсе не были замечены публикой. Тем более сам Мюллер много раз смешивал понятия расы, народа и языка. Он и стал знаменит потому, что говорил вещи, приятные и интересные для большинства.

Арийцы, арии, делаются носителями «правильных» расовых черт и предками германцев. Еще в 1818 году Ф. Шлегель сопоставил корень «арии» с немецким «эре» — то есть «честь». Такая вот очень благородная раса.

Термин «индоевропейцы» ввел еще в 1816 году англичанин Томас Юнг. Этот термин категорически не устраивал некоторых германцев. В 1823 году Юлиус фон Кла-прот ввел термин «индогерманцы». Это понравилось. Не зря же даже ведущие журналы в области индоевропеистики назывались «Журнал сравнительного языкознания в области индогерманских языков» и «Индогерманские исследования». Словно единственной или основной была связь именно Индии и Германии.

Многие профессора всерьез писали о таких «наших индогерманских предках», как Шлегель, Гердер или Фихте. Тот, кто знаком с историей философии, оценит: все три имени принадлежат выдающимся философам, отцам-основателям философских и научных школ, существующих до сих пор. Великий филолог, собиратель германского фольклора и автор народных сказок Якоб Гримм в своей «Истории немецкого языка» всерьез и подробно писал, как «индо-арии» переселялись в Германию.

В России слово «арийцы» употреблялось Ф. Достоевским, М. Меньшиковым, А. Белым, Тэффи и другими как собирательное название славян и народов Западной Европы. Тоже ведь идеология, между прочим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.173 (0.014 с.)