Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изображения древних европейцевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нордическая раса могла возникнуть только в Европе... Больше нигде! Данные генетики подтверждаются и данными археологии. Ведь древние европейцы потрудились оставить нам свои довольно точные изображения. Причем в настенных росписях пещер почти никогда не изображали людей. Сегодня нам известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями, бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции — 150, в Испании — 125, в Португалии — 3, в Италии — 21, в Югославии — 1, в Румынии — 1, в Германии — 2, в России — 2. Во Франции, Италии и Испании особенно богаты пещерами с искусством провинции, прилегающие к Пиренеям: Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе даже установилось обобщенное название этих про- винций «Франко-Кантабрия», а о палеолитическом искусстве пещер этого региона говорят обобщенно: «франко-кантабрийское искусство». Центр этого района: французские склоны Пиренеев, долина р. Везер. Во «Франко-Кантабрии» находятся такие знаменитые пещеры с сотнями изображений, как Альтамира в Испании, западнее Сантандера, пещеры «Трех братьев» и Нио (южнее Тулузы), Ляско у Монтиньяка, Фон-де-Гом и Камбарель (юго-западнее Лиможа). Чуть менее «густо» расположены пещерные памятники с палеолитическим искусством на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия. Почему именно в этих местах так много пещер с искусством палеолита? Случайность? Маловероятно... Потому что пещеры в других регионах мира, например на Кавказе и в Сибири, изучены очень неплохо. А ничего похожего на живопись такого возраста нигде не нашли. А вот во Франции и в Италии на самой небольшой площади постоянно открывают новые и новые пещеры, стены которых покрыты изображениями. Открытия приносит и Дордонь, казалось бы, исхоженная вдоль и поперек. Но в 1956 году в пещере Руфиньяк в Д орд они открыто свыше 100 изображений мамонтов, носорогов и других животных. С 1984 по 1994 год на юге Франции открыта 21 неизвестная ранее пещера с живописью. Среди них — такие, как Коске и Шове, которые по древности, богатству и разнообразию не уступают всемирно известным росписям Альтамиры, Ляско и др., а Шове, пожалуй, и вовсе занимает теперь первое место среди них. Ученые не без оснований полагают, что в любой момент могут быть открыты новые пещерные живописные галереи, которые затмят все известное доныне. Открывают и новые области распространения пещерной живописи в Европе, например в Италии — около Ти-воли (близ Рима), в районе Отранто и Палермо и на ма- леньком островке Леванцо (близ северного побережья Сицилии). В общем, в Европе изображения эпохи палеолита есть практически везде, где есть пещеры. Общее число изображений в исследованных пещерах превышает 20 тысяч. Но среди них крайне редки человеческие изображения. Если в наскальных росписях и попадаются отдельные рисунки человека, то они схематичны, неточны, сделаны намного менее искусно, чем изображения животных. Эти рисунки выполнены настолько примитивно... словно древний художник рисовал человека нехотя, без интереса. Таковы и бегущие фигурки из пещеры Валь-дель-Чарко-дель-Агва-Амарга (Теруэль, Испания), и гравировка высотой 22 сантиметра в пещере Габийю (Дордонь, Франция), и падающий перед бизоном человечек в пещере Ляско. Исключения есть — это случаи, когда изображаемое существо сочетает в себе черты человека и животного. Великолепен «колдун» из пещеры «Трех братьев», «люди в масках» из пещеры Комбарель. Но это изображены, строго говоря, не люди, а какие-то человекоподобные существа. Духи? Звероподобные предки? Участники ритуальной пляски? Полет фантазии — личной или коллективной? Кто знает.... Одни ученые считают, что человек древнекаменного века просто еще не научился изображать сам себя. Не был он себе достаточно интересен, не считал человека достойным объектом рисунков. Вот к зверю — огромное внимание, зверь интересен и важен. А человек — не пища и не источник опасности. Первобытный художник не видел смысла изучать и изображать человека. Другие ученые полагают, что дело не в искусстве живописцев. Они считают: человек сам для себя был частью живописного произведения. Вот маленький ребенок рисует волка или собачку и считает их живыми существами, играет с ними, как с реальными животными. Так и че- ловек древнекаменного века рисовал мамонта и носорога—и эти животные становились для него как бы живыми существами из плоти и крови. Сам художник делался частью единого ансамбля, одним из участников неведомого ритуала вместе с изображенными им же самим существами. Так это или нет — спорить трудно... Да и не нужно. Важно то, что изображений человека на стенах пещер мало, и судить о его расовых признаках трудно. К счастью, существуют еще и образцы так называемого «мобильного искусства», или «мелкой пластики». Это мелкие произведения искусства из камня, кости, рога. Таких изображений тоже известно очень много: десятки тысяч. Это и костяные пластинки с изображениями оленей, лошадей, рыб, тигрольвов. Это костяные фигурки лошадей, мамонтов, бизонов, оленей, резные костяные жезлы и кости с самыми различными гравировками. Особое место среди произведений палеолитических художников занимают женские фигурки, которых археологи назвали «Венерами» из-за пышности их форм. Фигурки разной величины, но чаще всего небольшие: 12—22 сантиметра в высоту. Около трехсот таких фигурок было найдено на территории Европы — от Франции до Сибири. В Западной Европе наиболее известны женские фигурки из Брассемпуи и Леспюга (Франция), Гримальди и Савиньяно (Италия). Итальянские фигурки изготовлены из камня, «Венера» из Виллендорфа (Австрия) сделана из известняка, статуэтка из Тро-Магритт (Бельгия) — из слоновой кости. Статуэтка из брассемпуи натуралистична, из других мест — несколько стилизованы. В Дольних Вестоницах наряду с женскими статуэтками из мергеля и слоновой кости многочисленны фигурки животных из обожженной глины1. В России особенно много «венер» на верхнепалеолитических стоянках в Костенках, Гагарино (верхний Дон) и Авдеево (р. Сейм). Последние «венеры» в России найдены на Зарайской стоянке в Подмосковье1.
1 Котова Г.А. Доисторические Венеры // Природа. 1979. № 6. С.113-114.
В ходе раскопок, проводившихся в 2005 году на расположенной в Подмосковье и уже ставшей известной Зарайской палеолитической стоянке, впервые за 25 лет после открытия этого уникального памятника — остатков поселения охотников на мамонта, были найдены наряду со многими другими интересными предметами две женские статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. Одна из них — завершенное произведение, вторая осталась незаконченной. Статуэтка, представляющая собой завершенное изделие, обнаружена в одной из ям-хранилищ, которая относится к поселению, датируемому временем около 22 тысяч лет от наших дней. Эта яма первоначально была перекрыта лопаткой мамонта. Есть основания предполагать, что статуэтка намеренно была уложена в яму на том этапе ее существования, когда она примерно на одну треть заполнилась оплывшим грунтом. Судя по всему, именно в этот момент яма и была накрыта (скорее всего, в последний раз) лопаткой мамонта. Не ради ли этой статуэтки она была закрыта? Ведь к тому времени яма уже утратила свою изначальную функцию — служить достаточно вместительной кладовой для хранения утвари, материалов и припасов. Сохранность фигурки плохая. Но не настолько, чтобы не распознать в ней характерное изображение палеолитической «венеры». Большинство палеолитических «венер» были изготовлены от 25 до 20 тысяч лет назад и почти все изображают женщин с преувеличенно большими грудями, ягодицами и животом. Нередко женщины изображаются беременными или в позе роженицы.
1 АмирхановХЛ., Лев СЮ. Зарайская палеолитическая стоянка — памятник исключительной значимости // Природа. 2003. № 10. С.44—47.
Назначение «венер» еще служит предметом споров; большинство специалистов видит в них символ плодородия, изображение богини-матери, которую люди эпохи палеолита почитали как мать, хранительницу очага, покровительницу охоты и, возможно, даже как прародительницу рода людского. Во всех областях Европы палеолитические «венеры» очень похожи... Видимо, они играли в культуре сходную роль. Есть и более экзотические предположения: некоторые ученые считают, что «венер» изготовляли озабоченные люди. По каким-то причинам они не могли вступать в интимные отношения с женщинами и вот так «отдыхали»... В этом случае палеолитические «венеры» — это аналог рисунков, которыми «украшают» стены общественных уборных неполноценные люди. Вот эти многочисленные, до 300 изображений, «венеры» и могут послужить для очень интересных выводов. Один из ведущих специалистов в области палеолита, Зоя Александровна Абрамова, сравнила пропорции тел, изображенных в виде «венер». Она сравнила практически все известные к концу 1970-х годов палеолитические изображения женщин и сделала такие выводы... Раз «ничто не мешает предположить, что особенности статуэток в палеолите Сибири... являются отражением исторической реальности», Зоя Александровна указывает на различия в расовом типе изображаемых людей... В Сибири они совсем иные, чем в Европе. Если «при взгляде на европейские палеолитические фигурки возникают ассоциации с пышнотелыми женщинами Рубенса», то «сибирские скорее напоминают укутанных в плотно прилегающие одежды с капюшонами жительниц Гренландии Рокуэла Кента»1.
1 Абрамова ЗА. О некоторых особенностях палеолитических женских статуэток Сибири // Антропоморфные изображения. Новосибирск, 1987.С. 35. Вот так. Европейские статуэтки изображают людей, очень похожих на жителей Северной Европы: крупных, пышных, с жировыми валиками и жировыми складками на теле, с большими задами, на которых откладывается жир. Нам могут нравиться такие женщины или не нравиться, дело вкуса, но расовый тип виден четко. К сказанному Зоей Александровной добавлю одно: единственное реалистическое наскальное изваяние-барельеф в гроте Лоссель (Франция) тоже изображает крупную массивную женщину «североевропейского» типа с большим животом, крупной грудью, сильными, массивными руками и ногами. Дамы палеолита Фрагменты женских тел среди росписей в пещере Перш-Мерль, гравировки в пещере Ла-Марш показывают тот же самый расовый тип. Сделать серьезные выводы на основании немногочисленных рисунков трудно... Но они полностью подтверждают наблюдения, сделанные на основании материалов многочисленных и представительных. Вот так. В Европе жили люди нордической расы. Причем и на юге Европы, и на востоке. Именно они рисовали на стенах пещер, резали из кости палеолитических «ве-нер». А если эти «венеры» — плод фантазий сексуально озабоченных?! Даже в этом случае вывод верен. Ведь получается — озабоченным виделись женщины именно этого типа, а не длинноногие, тощие и горбоносые. А жители древней Сибири принадлежали к другому расовому типу... К типу, больше похожему на монголоидных обитателей современной Арктики — эскимосов, чукчей, коряков, алеутов. Может быть, это очень неприличный факт. Может быть, он очень раздражает «прогрессивную» общественность, и «демократически» настроенные люди не должны его ни в коем случае приводить... Но это — факт! Глава 2 САПИЕНСЫ В ЕВРОПЕ
Многообразие должно находиться в единстве. Юлий Цезарь о Римской империи
Конечно, любая раса — лишь часть единого биологического вида Homo sapiens. Более того — нордическая раса появилась далеко не первой из многих форм человека современного вида, неоантропа. Дело в том, что человек современного физического облика, неоантроп (от греческого неос — новый и антро-пос — человек), появился в Европе не так уж давно, порядка 32—36 тысяч лет назад. Первые находки людей — современников мамонта делали еще в ХГХ веке. Одна из первых находок сделана еще в 1868 году в гроте Кро-Маньон (Франция). Древность находок несомненна: слой, в котором найдены скелеты, перекрывала многометровая толща более поздних отложений. Незадолго до этого открытия Лартэ узнал, что по приказу властей департамента Верхняя Гаронна на приходском кладбище похоронено 17 скелетов, обнаруженных при ведении хозяйственных работ в пещере Ориньяк. Лартэ без труда доказал, что погребенные — вовсе не французы и не христиане, а древние люди, современни- ки мамонта. Власти позволили ему выкопать обратно и изучить костяки... Такие же, как у современных людей! Каменные орудия, останки зверей из пещеры Ориньяк позволили назвать целый период каменного века оринья-ком. И получалось — люди такие же, как мы с вами, а жили в эпоху мамонта, шерстистого носорога и тигрольва1. Теперь в гроте Кро-Маньон Лартэ обнаружил еще пять скелетов, практически тождественных скелетам из пещеры Ориньяк. Людей этого типа он назвал кроманьонцами. Вскоре последовали десятки открытий кроманьонских скелетов и стоянок по всей Западной Европе. К 1900 году известны уже более 600 скелетов людей этого типа. Кроманьонцы — ярко выраженные европеоиды очень высокого роста (мужчины от 174 до 194 сантиметров, а в среднем 187 сантиметров) и очень крупной головой: от 1600 до 1900 см3. У современного человека объем мозга в среднем — 1450 см3. Кроманьонцы почти ничем не отличались от нас. Отдельные мелкие отличия есть — скажем, более крупная, чем у современного человека, голова. Антропологи говорят и 9 других малозначащих отличиях по массивности костей скелета и черепа, форме отдельных костей. Но это был человек современного физического типа! У кроманьонцев был прямой вертикальный лоб, высокий черепной свод, резко выступающий подбородок. Облик кроманьонца таков, что нет сомнений — получи он образование, кроманьонец мог бы писать и читать книги, освоить медицину, математику, все разделы науки и культуры современного мира. Нуда... Нуда... Среди всего прочего кроманьонец мог бы сделаться и убежденным коммунистом, и нацистом, и исламским фундаменталистом... Много кем.
1 Это животное вечно называют «пещерным львом»... Но он никогда не водилсявпещерахинебьгл львом. Это тигролев—громадный хищник, сочетавший в себе признаки и льва итигра. Некоторые ученые считают его предковой формой и для тигров, и для львов.
Кроманьонцами стали называть всех людей, живших в Европе, и даже во всем мире в эпоху Великого Оледенения. Это очень странные названия. В мире тогда жили люди разных рас, а может быть, и разных биологических видов. Человек эпохи Великого Оледенения жил в Африке (находки в Кейп-Флетс, Фиш Хук (около 35 тыс. лет), НазлетХатер (33 тыс. лет), в Восточной Азии (Дуньдянь-янь (30—10 тыс. лет), Аитапе (19 тыс. лет), Чжоуко-удянь (10 тыс. лет), в Америке (Лос-Анжелес (23,6 тыс. лет), Лагуна Бич (17 тыс. лет), Монте-Верде (13 тыс. лет), Лагоа-Санта (11,5 тыс. лет), Тепекспан (11 тыс. лет), в Австралии (Мунго (19—14 тыс. лет), Кохуна, Кей-лор и Талгай (все около 12 тыс. лет), Коу Свэмп (около 10 тыс. лет). Все это — люди современного физического типа. Все они не съедены и не брошены, как падаль, а похоронены по сложному и везде различному обряду. Все находки скелетов сопровождают находки разнообразных каменных и костяных орудий. С эволюционной точки зрения, по морфологическому строению и сложности поведения эти люди мало отличаются от современного человечества. Но это не европеоиды. Они не имели с кроманьонцами ничего общего, и называть их так было бы глубоко неправильно. Даже в самой Европе не все люди подобны кроманьонцам. Стоило найти побольше скелетов сапиенсов в разных уголках Европы, как выяснилось: одновременно с кроманьонцами в Европе жили люди, вовсе на них не похожие. В гроте Ментона (Южная Франция), на стоянке Мла-деч (в бывшей Чехословакии) и в других местах жили кроманьонцы. А вот в Комб-Каппель в той же Франции жили люди современного типа, но ростом порядка 165 см, и сильно отличавшиеся от кроманьонцев пропорциями тела: в частности, у них были очень длинные руки. От кроманьонцев отличаются и люди типа Шансе -лад — все в той же Франции. Обитателей плато Перигор некоторые ученые всерьез считают продуктом смешения кроманьонцев с более древними типами человека. От кроманьонцев отличаются и люди из Гримальди. Гримальди (Grimaldi) — группа пещер близ итальянского города Вентимилья на берегу Средиземного моря, около франко-итальянской границы. В одной из пещер («Грот детей») в 1901 году на глубине 8,7 метра было открыто двойное погребение. Мальчик шестнадцати лет и женщина были похоронены в скорченном положении, женщина была, вероятно, крепко связана и положена слева от подростка. Оба были снабжены украшениями из раковин, скелет мальчика окрашен охрой, между головами погребенных лежали две гальки, еще одна — у головы женщины. Головы покрывала плоская каменная плита. В слое выше находится погребение мужчины в вытянутом положении. Рядом обнаружено несколько каменных орудий. Еще выше, над мужчиной, погребены двое детей, снабженные богатыми украшениями из раковин. Наконец, у поверхности находится погребение еще одной женщины. По поводу людей этого «многослойного погребения» археологи сочли, что они принадлежат к «протонегритян-ской» расе. Говорили даже об особой «расе Гримальди». Позже «гримальдийцев» стали относить к особой группе кроманьонцев... Но если это и кроманьонцы, то какие-то необычные. Это в самой Франции такое разнообразие! Рони-Старший в своем романе «Борьба за огонь» довольно точно описал жизнь в одной стране людей разного облика и даже разных размеров1. Рони-Старший опирался на данные современной ему науки и дружил с известным археологом того времени, с Капитаном. Люди с востока Европы — скелеты со стоянок Брно, Пшедмости, Дольни Вестоницы — тоже не подобны кроманьонцам. Они меньше ростом, массивнее, у них немного иные пропорции тела. Так и говорят: «люди типа Пшедмости». В России, в третьем слое Маркиной горы (Костенки, XTV в.), в знаменитых Костенках под Воронежем, в 1954 году А.Н. Рогачев открыл погребение, содержавшее почти полный скелет мужчины 20—25 лет. Человек из Маркиной горы имел рост 160 сантиметров, объем мозговой полости 1165 см3. И имел ярко выраженный негроидный облик... Больше всего этот человек напоминал современных дравидов, жителей Южной Индии. Во Владимирской области, там, где ручей Сунгирь впадает в реку Клязьму, в 1955 году нашли первые погребения. В наше время известно 9 скелетов из Сунгиря. Это были крупные люди, по размерам похожие на кроманьонцев. Рост взрослого сунгирца составлял около 180 сантиметров. Сотрудник Института археология РАН М.Б. Медников предполагает, что большие размеры тела кроманьонцев, к которым относятся и сунгирцы, свидетельствуют о процессах, сходных с акселерацией XX—XXI веков. Но сунгирцы — кроманьонцы своеобразные. Расовый тип одного из погребенных чаще всего определяют как тип «восточных кроманьонцев» с отдельными чертами, напоминающими то ли северных монголоидов, то ли предков американских индейцев. Другие погребенные тоже европеоиды, но своеобразные. У них присутствуют то ли негроидные черты, то ли неандерталоидные. Можно спорить, в чем тут дело: смешались ли кроманьонцы на востоке с местными негроидными народами, стали ли скрещиваться с неандертальцами или у этой популяции почему-то «задержались» черты предков человека современного вида.
Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев. Красноярск, 1978.
Получается — в пределах только одной Европы в верхнем палеолите выделяются до 7 «рас». Конечно, с современными расами они не имеют ничего общего. Современные европейцы принадлежат к 9 или даже 10 разным малым расам... Может быть, в те времена тоже были малые расы, только другие? Но как бы ни были разнообразны жители Европы времен Великого Оледенения, можно говорить уверенно: у них преобладал «светлый» расовый тип. Потому что пропорции тела у них типичны для северян. Для людей того светлоглазого, светловолосого и светлокожего типа, который сегодня характерен для Северной Европы. А в те времена был характерен для всей Европы, в том числе для самого ее юга. В литературе утвердилось совершенно противоположное представление: европейцы упорно изображают своих предков брюнетами. И Нао у Рони-Старшего встряхивает своими «жесткими, черными волосами до плеч»1. И у братьев Стругацких родившиеся в наши дни происками космических Странников кроманьонцы тоже имеют иссиня-черные жесткие волосы2. Объяснить это можно только одним способом: в нашем сознании (а еще больше в подсознании) черные волосы и темная кожа ассоциируются с какими-то древними, архаичными признаками. Но наши непосредственные предки, жившие в Европе в эпоху Великого Оледенения, определенно не были брюнетами.
Рони-Старший Ж Борьба за огонь. Красноярск, 1978. Стругацкий А., Стругацкий Б. Волны гасят ветер. М, 1994.
Все находки костей и скелетов человека современного типа сопровождали находки каменных и костяных орудий, произведений искусства, украшений, расколотых костей съеденных животных. Большая часть кроманьонцев были погребены, и порой по очень сложному обряду. Всем погребениям сапиенсов соответствовали находки орудий так называемого верхнего палеолита... О том, что это такое, придется рассказать особо.
Сапиенсы и палеолит Стадии развития культуры в каменном веке устанавливались по уровню обработки каменных и костяных орудий. Эти стадии просты и понятны, а разделение разных «веков» доистории сделано было в музеях. Директор Национального музея в городе Копенгагене, К. Томсен, обратил внимание — в некоторых коллекциях присутствуют изделия из железа, бронзы и камня. В других — только из бронзы и камня. А в третьих — только из камня. Так в 1836 году родилось разделение всех археологических коллекций на каменный век, бронзовый век и железный век. Сначала — именно самих коллекций! Но вскоре музейную классификацию стали использовать как культурно-историческую. Сначала, мол, не было никаких металлов, потом появилось плавление бронзы... потом железа... Разделение понравилось, было принято большинством ученых, вошло в учебники и стало классическим. Вскоре швед Монтелиус (1843—1921) и другие археологи усовершенствовали систему трех веков, разделив каменный век на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Границы между этими «веками» тоже просты и понятны. Неолит — новокаменный век наступает с появлением глиняной посуды, примерно 6—8 тысяч лет назад. Мезолит — средний каменный век наступает с появлением маленьких каменных пластинок — микролитов. Он начинается после отступления Великого Ледника и вымирания мамонта и других животных эпохи Великого Оледенения. Палеолит — древнекаменный век — современник Великого Оледенения. Человек палеолита был современником мамонта и других вымерших животных. В палеолите не было глиняной посуды, не делались вкладыши-микролиты. В этом разделении объединялись геологические классификации, культурно-исторические и технологические: до конца Великого Оледенения был палеолит, древнекаменный век. В этот век жили мамонты и другие вымершие животные и господствовала определенная техника выработки каменных орудий. Орудия и природная обстановка каким-то образом связаны между собой. В 1880-е годы О. Монтелиус разделил палеолит на три этапа: нижний, средний и верхний. Разделить эти три этапа палеолита очень легко, по крайней мере во Франции. В нижнем палеолите было много каменных рубил. Исчезают каменные рубила — конец нижнего палеолита. В среднем палеолите много грубых каменных скребел. Появляются скребла — начинается средний палеолит. Исчезают скребла — конец среднего палеолита. Верхний палеолит — эпоха множества разнообразных каменных орудий. Абсолютные даты границ этих периодов менялись много раз, и всегда в сторону удревнения. Открыватель первых каменных рубил возле предместья города Амьен, Сент-Ашеля, Буше де Петр полагал, что этим орудиям «несколько десятков тысяч лет». За это его сурово осуждали: Господь создал мир 6 тысяч лет назад! Не кощунствуй! В 1860-е годы вал возмущения несколько спал, а ученые уточнили: «до ста тысяч лет». В 1885 году де Мортилье предположил, что возраст каменных рубил может достигать и 200 тысяч лет. Автор этой книги в 1960-е годы учился по учебникам, которые определяли возраст эпохи каменных рубил, «до-шелля-шелля-ашеля», как 150—300 тысяч лет назад. Сегодня считается, что самые первые каменные рубила изготовили примерно миллион триста тысяч лет назад. Последние — 300 тысяч лет назад. Систематизируя находки верхнего палеолита в Европе, уже к 1880-м годам археологи выработали простую и ясную схему появления и смены периодов этого раздела каменного века. По понятным причинам нас интересует больше всего именно он. На долгие десятилетия установилась четкая схема. Отдельные детали в ней «плавают»: ученые никак не могут договориться о точных сроках начала периода или его смены другим. Поэтому я привожу всякий раз несколько возможных дат. Ни на одной из них я не настаиваю — не в них дело. Ориньяк (40-36-32—21-19 тысяч лет назад) Соллютре (21-19—18-17-15 тысяч лет назад) Мадлен (17-15—13-11 тысяч лет назад) Каждый этап развития верхнего палеолита — это одновременно и тип культуры. Эпоха, когда изготавливались именно такие каменные и костяные орудия. Что иногда поражает, так это стандартизация! Есть такое понятие, как «мадленский гарпун». Костяной гарпун, применявшийся, скорее всего, в охоте на северного оленя и лошадь. Еще в 1912 году эпоху мадлен разделили на 6 этапов...
1'Вернее, этаповчетыре, но два из них разделены на два подэтапа каждый... А я все ломаю голову, нужно ли забивать голову читателя этими деталями?
Так вот, гарпуны каждого этапа отличаются от гарпунов других этапов очень просто: расстояние между зубцами гарпунов каждого из шести этапов строго стандартизировано. Если между вторым и третьим зубцами расстояние в 3 миллиметра — это четвертый этап. Если 4 миллиметра — то это второй этап. И так далее. Так что датировать мадленские памятники просто: нашел гарпун или хотя бы обломок гарпуна, и хватай штангенциркуль, измеряй расстояния между зубцами. Теперь вдумайтесь: мадленская эпоха длилась несколько тысячелетий. Вся история цивилизации — от строительства пирамид до настоящего момента — по протяженности не дольше мадлена. Памятники мадлен-ской эпохи разделены сотнями, иногда и тысячами километров, и это километры пути при полном отсутствии дорог, кроме звериных тропинок. А сотни мадленских гарпунов в каждый из шести этапов стандартизированы до миллиметра. На уровне чуть ли не современной стандартизации деталей для автомобиля или посуды, изготавливаемых на заводе. Только не надо думать, что мы все знаем и понимаем. Вовсе нет... Порой в коллекциях и даже на витринах музеев лежат изделия, которые вызывают у нас чувство полного бессилия. Мы просто не можем понять, что это такое.
Тайна каменных наконечников Есть такое понятие, как «соллютрейский наконечник». Каменный наконечник, изготовленный в эпоху соллютре... По форме они представляют собой листовидные (в виде лаврового листа, реже иволистные с выемкой) предметы. Размеры этих «наконечников» колеблются от 10—12 до 15—22 ^сантиметров при очень маленькой толщине: 0,8—0,2 сантиметра. Чаще всего предметы выполнялись из качественного мелового кремня или тонкозернистой яшмы. Поверхность «наконечников соллютре» обработана с двух сторон множеством мелких сколов — так называемой ретуши. Число таких сколов на один наконечник — до 300—400. То есть выбирали сырье самого высокого качества и долго, старательно работали. Огромный труд, результатом которого становилось совершенное, даже прекрасное изделие. В более поздние этапы палеолита «соллютрейские наконечники» исчезают бесследно. А в эпоху соллютре, кроме «соллютрейских наконечников», вместе с этими листовидными наконечниками находят и специальные наконечники для охоты. Более грубые, но и более функциональные. Такие, которые и охотиться позволяют, и на которые не надо тратить столько времени и сил. Итак, в арсенале соллютрейцев было достаточно охотничьих наконечников, чтобы не использовать «лавролистные формы». «Наконечники соллютре» по праву традиционно считаются символом технических достижений в палеолите, вершиной искусства обработки камня, недостижимой на последующих этапах развития каменного века. В последующее время не встречаются крупные инструменты со столь тщательной обработкой поверхности, такой же совершенной формой и просто художественным изяществом. «Соллютрейские наконечники» известны давно, с 1850-х годов. Они тщательно изучены, а некоторые современные ученые научились делать точно такие же. Французский ученый Франсуа Борд производил сильное впечатление и на коллег, и на дам, надевая кожаный передник и изготовляя на глазах публики различные каменные орудия... В том числе и «соллютрейские наконечники». Но вопрос остается... зачем?! Действительно ли перед нами — наконечники охотничьего оружия: копи/i и дро- тиков? Есть версия, что это ножи... Есть версия, что это инструменты комбинированного характера (нож-скребок, скребок-резец, резчик-скребок), то есть такие орудия, которые сочетали в себе несколько функций в зависимости от задач. Но если это так, то зачем на них тратили столько времени и сил? Ведь изготовление «соллютрийских наконечников» требовало высоких навыков, то есть было доступно лишь ограниченному количеству мастеров, плюс ко всему значительного времени (по крайней мере, несколько часов). Это ставит под сомнение их использование как обычных инструментов. Ведь каменное орудие всегда недолговечно, оно легко ломается, его рабочий край постоянно крошится в ходе самой простой работы. Тогда, может быть, «наконечники соллютре» являются предметами «неутилитарного назначения»... Никакие это, попросту говоря, не наконечники, а некие символы власти и влияния, атрибуты вождей или шаманов, вроде жезла или короны. Некоторые ученые всерьез пишут о «соллютрейских наконечниках» как о «образцах палеолитического искусства» и свидетельствах «культа камня» в палеолите. А если честно — черт знает, что это такое. Все датировки этих периодов тоже пересматривались — и тоже в сторону удревнения. Лартэ давал пещере Ориньяк «десять или пятнадцать тысяч лет назад». Капитан в 1915 году — уже «не менее тридцати». Сейчас ориньяк считают эпохой, начавшейся то ли 36, то ли 40 тысяч лет назад. Сначала ученые честно считали: все человечество проходило одни и те же стадии развития каменного века. Накапливался материал... И оказалось — эти представления неверны. Мало того, что в других частях света культура развивалась совсем не так, как в Европе... Об этом еще придется говорить потом, потому что ведь развитие культуры очень зависит от людей. Но и в самой Европе разные группы людей современного физического типа создавали разные культуры. Уже в XX веке «оказалось», что ориньяк типичен не для всей Европы. Одновременно с ориньяком существовала другая каменная традиция на плато Перигор. Большинство ученых считают ее более примитивной, чем ориньяк. Есть даже мнение, что «перигорцы» — потомки «оринь-якцев» и более ранних обитателей Европы, неандертальцев. Другие считают их «просто другой расой»... От перигорской культуры пошла культура, которую называют граветтской (граветтом, Ла-граветтом, лагра-веттской, граветтянской...). Названа она по пещере Ла Граве в департаменте Дордонь во Франции и датируется обычно 28—21 тысячелетиями назад. В Центральной и Восточной Европе выделяют особый «восточный гра-ветт». В ориньяке выделяют разные стадии, и ученые далеко не всегда согласны друг с другом, какие стадии надо выделить и по каким признакам. Картина изменений культуры, столкновения, взаимного превращения культур намного сложнее, чем я пытался описывать. Но как бы сложны ни были приключения культуры, тем больше это подчеркивает главный вывод: на протяжении всего верхнего палеолита изменялась культура, а не человек... Человек, носитель всех и разных культур, принципиально не изменялся. От ориньяка, который начался порядка 30 тысяч лет, до конца мадлена 11 тысяч лет назад в Европе жил все тот же самый человек современного физического типа. Все группы европейцев верхнего палеолита — люди современного физического типа, и даже все они — люди нордической расы. Пусть очень разные. У ученых сразу же возник вопрос: от кого они произошли? Глава 3 ДОЛИНА РЕКИ НЕАНДЕР
Обычно если я что-то нахожу, то обычно зерно или червя... Вопрос, что же именно нашел епископ? Л. Кэрролл Находка ВХГХ веке не было необходимости спорить о том, произошел ли человек от обезьяноподобных предков'. Дарвин и его последователи считали, что человек постепенно выделялся из животного мира. Сначала появился обезьяночеловек — питекантроп. Был он очень дикий, говорить не умел, пользовался только дубинками, не знал семьи, частной собственности, государства и не читал сочинений Дарвина, бедняга. Питекантроп медленно и постепенно менялся под влиянием внешних условий и превращался в человека. Значит, у современного человека должны быть предки, которые ближе его к обезьянам. Так и получилось! До кроманьонцев в Европе жили люди другого физического типа — неандертальцы. А до первой культуры верхнего палеолита, ориньяка, в Европе господствовала культура мустье. Так называемый средний палеолит, эпоха грубых каменных скребел.
' Не будем повторять глупости: «человек произошел от обезьяны». Разумеется, ни от какой такой «обезьяны» мы не произошли. Человек и современные обезьяны имеют обших предков... И эти предки были ближе кобезьянам, чемклюдям. Человек прошел более длинный эволюционный путь и сильнее изменился, чем обезьяны. Так намного точнее.
В пещере Ориньяк орудия ориньякского человека лежат в чуть более высоком, то есть позднем, слое, чем орудия эпохи мустье. Верхний палеолит перекрывает средний — это очень наглядно. В 1868 году каменные индустрии мустье только начинали связывать с человеком другого физического типа... потому, что их только что нашли. Нужно было еще соотнести мустье и неандертальца. Первой находкой людей этого типа надо считать, наверное, находку на северных слонах Гибралтара. В 1848 году английский натуралист с «пиратской» фамилией Флинт находит в каменоломнях хорошо сохранившийся и ни на что не похожий череп. Флинт публикует сообщение о находке, ее изучают... Но в целом открытие проходит незамеченным. Похоже, его просто не готовы понять и o6-v суждать. В конце августа 1856 года рабочие резали глину в живописной долине реки Дюссель, в пещере Фельдгофер, для местного кирпичного завода. Они знали, что за находки интересных древних костей им могут заплатить: школьный учитель Иоганн Фульрот любит естественную историю, древности, долгие прогулки вдоль реки Неан-дер и охотно платит за находки. Дюссельдорф вообще очень интеллигентный город. Само название Неандерталь обязано своим происхождением пастору Иоахиму Неандеру, ректору Дюссельдорфской латинской школы. Иоахим Неандер прославился сочинением церковных гимнов, долина названа в его честь. На этот раз рабочие извлекли из земли череп и отдельные кости человека... С одной стороны, за человека, наверное, заплатят больше. С другой стороны, кто его знает, что это за покойник... Того и жди неприятностей с полицией, да и церковь не одобряет, когда тревожат покойных... В общем, темное дело... Скелет три дня пролежал в сарае и только потом оказался в руках у Фульрота. Иоганн Фульрот был совершенно уверен: ему попался в руки с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.48 (0.018 с.) |