Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создатели погребального обряда

Поиск

Некоторые ученые считают, что уже в поведении животных можно обнаружить определенные действия, характерные для преднамеренного захоронения: забрасывание останков сородича землей, ветками, на которых могли быть и цветы, и прочее.

Германский антрополог Ульрих упорно утверждает; что уже эректусы знали погребальные обряды. Они не закапывали своих покойников в землю, но совершали над ними сложные ритуалы, прощались с ними, провожали в другой мир.

Ульрих судит по следам работы каменными орудиями по костям и черепам эректусов. Во всех случаях он находит на них насечки и нарезки, свидетельствующие о совершении обряда.

Но до сих пор неизвестно ни одно погребение, сделанное до неандертальца. Все известные науке останки питекантропов, синантропов и других эректусов — это разрозненные останки людей, найденные вне какого-либо погребения. Чаще всего это останки людей, съеденных точно так же, как и все остальные животные, найденные в той же самой кухонной куче.

По поводу синантропов в пещере Чжоу-коу-Дянь под Пекином даже делались предположения: а может быть, синантроп вовсе не обитатель пещеры и не создатель культуры, а охотничья добыча людей другого физического типа? Поблизости от Чжоу-коу-Дянь обитали люди современного физического типа... Может, они охотились на синантропов, как на огромных обезьян, и ели их (напомню: для Ульриха, наоборот, синантропы — невероятно развитые и интеллектуальные существа, совершавшие сложные ритуалы)?

Вообще-то хорошо известна датировка скелетов людей современного физического типа из так называемого «Верхнего грота» Чжоу-коу-Дянь: порядка 20 тысяч лет. Так что предположения о синантропах — добыче сапи-енсов, мягко говоря, натянуты. Но тут важен сам факт: останки синантропов таковы, что предположить нечто подобное возможно!

А с неандертальцем такого рода предположения не пройдут. Неандерталец исходно обнаружен как существо похороненное. Есть веские основания думать, что даже находка Фульрота из долины Неандерталь была уложена в могилу... Просто условия находки таковы, что не зафиксировать погребение не было ни малейшей возможности. Погребения не нашли, потому что не искали и даже не допускали возможности, что оно существует.

Классические находки неандертальцев в Шапелль-о-Сен и в гроте Мустье в 1908 году — это погребения.

В нижнем гроте Ле-Мустье в неглубокой могиле был обнаружен скелет юноши: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность. В Шапелль-о-Сен были найдены остатки погребения с почти целым неандертальским скелетом.

В 1909—1921 годах в Ла-Ферраси было найдено два скелета взрослых (мужчины и женщины) и четыре скелета детей.

В 1910—1927 годах в местонахождении Ла-Кина (в 25 км к югу от Ангулема, Франция) во время раскопок мустьерской стоянки были найдены многочисленные остатки захоронений, принадлежавших не менее чем 20 особям разного пола и возраста.

В 1924 году археолог ГА. Бонч-Осмоловский вел раскопки в гроте Киик-Коба (Дикая пещера). Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник.

На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем — три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки.

Здесь было найдено более 500 кремневых орудий труда (остроконечники, рубильца, пластины), применявшихся около 100 тысяч лет назад, много костных остатков вымершей фауны Крыма. Среди животных, обитавших в то время в окрестностях Киик-Кобы и служивших предметом охоты, были мамонт, шерстистый носорог, зубр, пещерная гиена, дикая лошадь, болыперогий и благородный олени, пещерный медведь, кабан, дикий осел (джигетай).

Всего по найденным в гроте костям определено более ПО видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.

В этом гроте Бонч-Осмоловский обнаружил погребение неандертальского человека (взрослой женщины) в специальной яме, выбитой в полу в скальном грунте. Скелет лежал в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме.

Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении.

Раскопки в Монте-Чирчео (100 км к югу от Рима) показывают еще более сложную картину отношения неандертальцев к умершим. Там была найдена пещера, в углу которой лежал глазницами вниз череп старой женщины. Теменное отверстие расширено, возле черепа в днище пещеры видно отверстие, в которое вставлялась палка.

Многие ученые считают — череп старушки насадили на палку с той же самой целью, с которой мы можем повесить в доме портрет или фотографию бабушки. Памятование и поклонение, сложный ритуал, хотя и никак не погребение. Впрочем, что сделали с остатками трупа бабушки? Вполне вероятно, что съели...

В 1938 году открыли погребение в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Это погребение в той же степени интересно само по себе, что и скверно раскопано.

И найден там не мальчик, а девочка, и какое-то дикое объяснение смерти придумали, и вообще все было не так, как говорил А.П. Окладников.

По Окладникову, скелет мальчика лежал в мелком углублении, а вокруг черепа были воткнуты в землю рога горного козла, которые образовывали вокруг черепа мальчика что-то наподобие ограды.

Если же верить известному немецкому антропологу Ульриху, кости девочки и горного козла выложили в сложный узор. А до этого каменными орудиями счистили с них все мясо.

Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению.

В 1960 году известный американский антрополог и археолог Р. Солецки в пещере Шанидар (в Ираке) обнаружил окаменелости девяти неандертальцев. Здесь и был обнаружен неандерталец — сорокалетний калека, потерявший руку и правый глаз.

В его погребении обнаружено такое количество пыльцы растений, «которое превосходило всякое вероятие». Кое-где эта пыльца была в комочках, а рядом с некоторыми из них сохранились даже остатки частей цветка. Из этого был сделан вывод, что могилу забросали охапками цветов, собранных на склоне горы, представители той группы, к которой принадлежал умерший охотник1.

Цветы в основном лекарственных растений... Трудно сказать, что именно породило культ цветов: лекарственные функции или их символика. Возможно, уже для неандертальца цветы на могиле символизировали сам процесс жизни и смерти. Свежие, они радуют глаз, вызывают сложную гамму эстетических чувств; потом их краски постепенно блекнут, лепестки начинают увядать и опадают; наконец соки, питающие жизнь цветка, улетучиваются, цветы умирают. Весь этот процесс — словно модель человеческого бытия, красивый и мудрый процесс. И это началось с неандертальцев...

Интересно и важно, что найдены погребения именно поздних, классических неандертальцев. Прогрессивные, «атипичные» неандертальцы еще не хоронили покойников. Некоторые из уважаемых коллег предполагают, что просто их погребения пока не найдены... ведь возраст классических неандертальцев эпохи мустье — не более 70 тысяч лет. Тогда как возраст прогрессивных неандертальцев Рисс-Вюрма вдвое больше — не менее 100—130 тысяч лет.

Но, во-первых, если мы находим жилища прогрессивных неандертальцев и даже эректусов, то почему не сохраняются погребения? Какая-то мистика.

 

1 Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И. В. Антропология. М., 1999.

 

Во-вторых, прогрессивные неандертальцы изучены не так уж плохо. Если у них чего-нибудь нет, вряд ли это случайность.

В-третьих, если нет погребения в земле, это еще не значит, что нет погребального ритуала и обряда поминовения покойника. В Монте-Чирчео вон что сделали... И Ульрих считает, что погребальному обряду столько же, сколько человечеству.

В-четвертых, классических неандертальцев в погребениях найдено больше, чем вне погребений. Для них быть погребенными стало так же или почти так же типично, как для нас с вами.

Большинство мустьерских погребений находится в пределах поселений, в основном в пещерах. Могильные ямы — неглубокие, неправильных очертаний, но часто вырыты или выдолблены специально для погребения. Это очень важная деталь — яму копали специально, чтобы положить в нее покойного.

Основной погребальный обряд — трупоположение на боку, со слегка подогнутыми в коленях ногами. Сверху погребение засыпалось землей или камнями. Там, где можно установить, погребенный обращен головой на запад или восток. В могилах находят минеральную краску охру, орудия и кости животных. В одних случаях считается, что все это могло попасть туда и случайно, из культурного слоя, а не в качестве жертвоприношений покойному (погребального инвентаря). Чаще всего так думают о погребениях, которые копались давно и небрежно, не на уровне современной методики.

В других случаях погребальный инвентарь в погребение явно положен намеренно — как видно в Шанидаре и Киик-Кобе.

Сам факт ставших системой погребений с инвентарем и строгой традицией трупоположения говорит сразу о многом. О том, что связь умерших с родовой общиной сохранялась и после смерти.

О том, что «своего» любили, что он и после смерти требовал заботы и почитания.

О том, что неандерталец отлично понимал свое отличие от других животных.

О том, что в сознании неандертальца существовали какие-то представления о «жизни после смерти».

О том, что была уже вера во «что-то».

О том, что неандерталец считал необходимым совершать сложные иррациональные действия.

Наверняка за десятки тысяч лет и на огромном пространстве применялись совсем разные ритуалы. Говорились разные слова и на разных языках, совершались разные действия. Но вот что поразительно: все найденные в погребениях неандертальские костяки положены в одной и той же позе. Поза спящего... Поза ребенка в утробе матери... Ее уж точно придавали трупу сознательно и преднамеренно. Не с тех ли пор в сознании человека отождествляются сон и смерть, смерть и брачная постель?

И еще одно: все покойники и во всех погребениях расположены головой на восток или на запад. Нет ни одного случая расположения трупа головой на север или на юг. Так везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине, в Средней Азии.

Почему?! А.П. Окладников считал, что это показывает: у неандертальцев существовал некий «солнечный культ».

«Существенно одно, — писал АП. Окладников, — неандерталец уже убедился, что мертвец не просто «спящий», что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем по отношению к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении — головой на вос- ток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т.е. первые идеи о «жизни за гробом»1.

Интересно, а у самого Окладникова были «какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти»? Если человек в молодости состоял членом «Союза воинствующих безбожников», а в старости частенько ставил свечку перед иконой, это свидетельствует о многом:

Культурная преемственность

Каким бы грубым и «обезьяноподобным» ни считать неандертальца, именно он, а вовсе не сапиенс был лидером мирового развития 130—35 тысяч лет тому назад. Не было на земле людей цивилизованнее, активнее, прогрессивнее, совершеннее. Неандерталец обладал самой высокой культурой на тогдашней Земле. Неандерталец жил в такой же степени сложнее и совершеннее остального человечества, в какой обитатели Европы превосходили остальное человечество в ХШ или в ХГХ веках.

Бессмысленно и сравнивать культуру неандертальца с жившим тогда же человеком современного физического типа. Сапиенс уже был, но десятки тысячелетий сравнение всегда было бы в пользу неандертальца.

Неандерталец знал плотную меховую одежду и строительство домов, погребальный обряд и начатки искусства. Он совершал сложные ритуалы, создавал непонятные до конца культы медведя, в том числе медвежьей головы и медвежьей лапы. Он раскрашивал охрой и испещрял насечками кость и каменные плитки. Его каменные орудия были совершеннее и сложнее каменных орудий всех остальных людей на Земле.

 

1 Окладников А.П. О значении погребений неандертальцев для истории первобытной культуры // Советская этнография. 1952. № 3.

 

Ничего подобного не было у сапиенсадо того, как сам сапиенс заселил Европу и начал учиться у неандертальца. Учение могло принимать разные формы. Уже узнать, что нечто возможно: что можно построить теплое жилище и сшить меховой комбинезон, — тоже форма научения.

Интересно, что и у людей современного физического типа есть культ медведя: такой культ существует везде, где человек живет рядом с этим могучим, опасным и вкусным зверем. И что характерно, во всех местах прослеживается культ медвежьей головы и медвежьей лапы.

Точно так же в горах Средней Азии в местном язычестве горный козел — совершенно особое животное. Как не вспомнить рога горных козлов вокруг погребения в Тешик-Таш!

Сапиенсы пришли к этому самостоятельно? Все люди создавали культы особенных животных независимо друг от друга? Вполне возможно. Но именно неандертальцы первыми вошли в эту дверь. Они опередили остальное человечество, и они — лидеры.

Есть много признаков явного научения неандертальцев от сапиенсов: заимствование ими элементов культуры верхнего палеолита. Например, украшения. В мустье Европы украшений нет. Но сразу же после прихода в Европу сапиенсов неандертальцы вдруг начинают пользоваться ожерельями из звериных зубов, подвесками, гравированными предметами. В точности такими же, какими пользовались люди современного физического типа. Самое разумное и естественное объяснение этого — заимствование.

А кроме того, очень часто видна самая непосредственная преемственность сапиенса от неандертальца.

В двух случаях четко прослеживается культурная преемственность между вариантами мустьерской культуры неандертальца и культурами верхнего палеолита Homo sapiens.

На Ближнем Востоке непрерывное развитие одной традиции может быть прослежено с конца среднего до середины верхнего палеолита, то есть от финального левантийского мустье через переходные традиции к верхнему палеолиту: эмиран и ахмар.

Начало эмирана, а вместе с ним и перехода к верхнему палеолиту на Ближнем Востоке обычно относят ко времени от 43 до 47 тысяч лет назад.

Ахмар уже практически лишен среднепалеолитиче-ских черт как в технологии, так и в типологии. Возраст этой культуры — 36—38 тысяч лет. На севере Израиля и в Ливане ахмар прекращает свое существование после появления там первой стадии верхнего палеолита — ориньяка. Но в некоторых «периферийных» районах Ближнего Востока эта традиция доживает по крайней мере до начала Вюрма П.

Индустрии, находящиеся в самой нижней и самой верхней частях описанной последовательности, настолько несхожи между собой, что, не будь промежуточных звеньев, в них трудно было бы увидеть проявления одной традиции. Ранний эмиран и тем более позднее левантийское мустье очень мало похожи на ахмар.

Но благодаря наличию материалов средней и поздней фаз эмирана можно с большой степенью вероятности предполагать, что своими корнями ахмар связан как минимум с самыми ранними переходными индустриями Ближнего Востока, а скорее всего, и с индустриями конца среднего палеолита.

Кем же были носители эмиро-ахмарских традиций обработки камня? Судя по морфологии черепа и нижней челюсти из 17-го (ахмарского) слоя Кзар-Акила, их обладатель был человеком вполне современного анатоми- ческого типа. Это позволяет довольно уверенно связывать ахмар с Homo sapiens.

С эмираном вопрос намного сложнее. Тем не менее имеющиеся косвенные данные свидетельствуют все же скорее в пользу связи эмирана с неандертальцами, нежели с Homo sapiens. Во-первых, очень похоже, что в период формирования этой индустрии на Ближнем Востоке неандертальцы вообще были единственными его обитателями. Во всяком случае, все те человеческие кости, которые могут быть уверенно или с оговорками отнесены к интервалу от 40 до 70 тысяч лет назад, принадлежат именно им (Кебара, Дедерьех, Табун С1), тогда как останки Homo sapiens имеют или намного более ранний (Кафзех, Схул), или же более поздний (Кзар-Акил, слой 17-й) возраст.

Таким образом, имеются достаточно веские основания предполагать, что последовательность финальное левантийское мустье — ранний эмиран — поздний эми-ран — ахмар представляет собой не только результат развития одной традиции. Это еще и пример культурной преемственности между неандертальцами и людьми современного анатомического типа.

С не меньшими основаниями, чем для эмирана, можно предполагать «двойное авторство» и для стрелецкой культуры. Она выделяется, прежде всего, благодаря наличию во всех относимых к ней комплексах двусторонне обработанных треугольных наконечников с вогнутым или прямым основанием1.

Стрелецкая культура начала свое существование не позже 37 тысяч лет назад и, вероятно, даже несколько раньше, 40 тысяч лет назад. Самые поздние ее памятники в Костенках имеют радиоуглеродный возраст порядка 28—32 тысяч лет. В это время стрелецкие комплексы известны уже и далеко к югу (низовья Северского Донца), и далеко к северу (верховья Камы). Заключительный этап развития стрелецких традиций, представленный материалами Сунгиря и Русанихи, приходится на период примерно от 28 до 25 тысяч лет назад.

 

1 РогачееА.Н., АниковичМ.В. Поздний палеолит Русской равнины и Крыма//Палеолит СССР. М, 1984. С. 162-271.

 

Истоки стрелецкой культуры большинство ученых связывают с микокскими комплексами Крыма (Заскаль-ная 5, Чокурча, Пролом). Аналогии, выявленные и систематизированные М.В. Аниковичем1, слишком специфичны и многочисленны, чтобы можно было списать их на счет параллельного развития или простой случайности.

Намного проще объяснить эти аналогии преемственностью между традициями мустье Крыма и юга Русской равнины (микоком) и стрелецкими традициями обработки камня (верхним палеолитом).

Есть ли основания и в данном случае предполагать существование культурной преемственности между людьми разного физического типа? Безусловно, есть. Средний палеолит Крыма в его микокской разновидности определенно был «делом рук» неандертальцев (Заскальная VHVI, Киик-Коба).

Скелеты из сунгирских погребений, связанные, скорее всего, со стрелецкой культурой, несомненно, принадлежат Homo sapiens. При этом, однако, для них отмечается и наличие ряда архаичных, «неандерталоидных»' черт2.

Получается, что у истоков традиции, представленной последовательностью «восточный микок — стрелецкая культура», стояли неандертальцы. Но настал момент, когда носителями этой традиции стали люди современного анатомического типа.

 

"Аникоеич М.В. Сунгирь в культурно-историческом контексте и проблема становления современного человечества // АЭАЕ. 2005. № 2. С. 37-47.

'Козинцев А.Г. От среднего палеолита к верхнему: адаптация и ассимиляция (сунгирская проблема на новом этапе изучения) // АЭАЕ. 2003. № 1.С. 58-64.

 

Впрочем, и мустьер-ская культура не обязательно только неандертальская. В 1953 году А.А. Формозовым раскопано погребение в пещере на восточной окраине Бахчисарая, в поселке Староселье. Здесь был Ребенок из Староселья обнаружен костяк младенца (немного моложе двух лет), лежавший под 40-сантиметровым слоем с находками мустьерского времени.

Но младенец из Староселья — ребенок современного физического типа!

В очередной раз приходится вспоминать, что все не так просто...

Еще одно место, где заметна преемственность, — долина Днестра. Раскопки на многослойном поселении Мо-лодова показали полное отсутствие зависимости между материальной культурой и физическим обликом ископаемого человека. До слоя V на поселении обитали неандертальцы. Позже — сапиенсы. А материальная культура развивается так, словно и не было смены физического типа человека. В том числе неандертальцы строили точно такие же жилища, тип которых сохраняется и в «кроманьонских» слоях1.

Видимо, люди современного физического типа пере-

1 Молодова I. Уникальное мустьерское поселение на Среднем Днестре. М, 1982. С. 239; Кетросы. Мустьерская стоянка на Среднем Днестре. М, 1981. С. 166.

нимают у неандертальцев их традиции монументального домостроительства...

Я привожу несколько случаев, когда даже уважаемые коллеги согласны: преемственность между неандертальцами и нами все же есть. А ведь наверняка преемственность была гораздо шире... В смысле, бывала в гораздо большем числе случаев.

Если я назову неандертальцев нашими учителями, кто-то еще, чего доброго, обидится. А ведь оно так и есть...

Загадочный неандерталец

Все же он очень загадочное существо, наш рыжий нордический неандерталец! Среди представлений о нем — прямо противоположные. В 1966 году американский антрополог Б. Кэмпбелл отнес неандертальского человека к виду Homo sapiens и стал его рассматривать в качестве подвида. Мы — Homo sapiens sapiens, а неандерталец — Homo sapiens neanderthalensis.

По мнению Кэмпбелла, огромна «размытость» границ между палеоантропами и человеком современного типа Homo sapiens.

Почти одновременно с Кэмпбеллом известный российский историк профессор Борис Поршнев определял неандертальцев как «высокоспециализированных обезьянолюдей». «Наши ископаемые предки до человека разумного были не людьми, а животными, существами, с нашей точки зрения, отталкивающими, до жути антипатичными, но изумительно приспособившимися к лихорадочному кризису земной природы в ледниковую эпоху»1.

Это мнение тоже разделяет часть ученых... Хотя сторонников Кэмпбелла больше.

 

Поршнев Б.Н. Современное состояние вопроса о реликтовых го-миноидах. М, 1963.

 

Насколько далек неандерталец от нас с вами?

Согласно результатам недавних исследований группы ученых Цюрихского университета (Швейцария), неандертальцы были не одной из ступеней эволюции вида Homo sapiens, а отдельным видом, существовавшим параллельно с предками современного человека.

Выводы швейцарских исследователей подтверждают и совсем уж недавние исследования специалистов из Стэнфордского университета. Их мнение категорично: «Неандертальцы и предки современных людей не смешивались. Неандертальцы вымерли, не оставив своих генов в наследство человечеству».

Вымерли или нет — дело темное, но что факт: ареал Homo neanderthalensis по мере распространения Homo sapiens все более и более сокращался. В конце концов он распался на ряд небольших изолированных областей. Последние представители этой формы людей продолжали обитать на крайнем западе Европы и, вероятно, еще в каких-то районах (на Балканах, возможно, в Крыму), сосуществуя с людьми современного физического типа.

Иногда особо выделяют «пережиточных» неандертальцев Европы, живших после расселения сапиенсов (Шипка, Виндижа, Сен-Сезер, Мустье I).

Известный испанский ученый Хуан Луис Арсуага основывается на своих исследованиях в горах Атапуэрка, недалеко от города Бургос. Он приходит к выводу, что представители этих двух ветвей человеческого рода сосуществовали на Иберийском полуострове на протяжении 10 тысяч лет. Общее число их было около 8 тысяч. А затем, после очередного наступления ледника, между ними началась борьба. По мнению Арсуаги, лучше организованные и «технологически» более продвинутые кроманьонцы постепенно оттесняли неандертальцев на худшие территории, где те оказывались обреченными на вымирание.

Могли ли уцелеть, сохраниться до исторической со- временности неандертальцы? Почему бы и нет... Ведь и бушмены, и австралийцы, и тасманийцы, и некоторые африканские и южноамериканские племена — реликтовые типы людей, которые сильно отличаются от нас даже на уровне анатомии. Жили бы в труднодоступных горнолесных районах земного шара и продолжали бы жить без каких-либо существенных изменений...

Жаль только, что реальных свидетельств сохранений неандертальцев мы не наблюдаем. Есть, конечно, находки скелетов неандерталоидного типа то в погребениях новокаменного века, то в скифских курганах... Но все это — вне всякой системы. Ни одного поселения, похожего на Шапелль-о-Сен! Ни одного погребения типа Ша-нидар, но возрастом... скажем... ну, 5 или 6 тысячелетий.

Иногда с неандертальцами связывают так называемого «снежного человека» — он же реликтовый гоминоид, он же йети, он же чучуна, он же алмасты... Много названий у этого существа... или у разных, хотя и похожих существ.

Сам я абсолютно убежден в том, что эти существа — вовсе не плод фантазии, а совершеннейшая реальность.

- Пока я не буду доказывать своих слов и рассуждать о том, насколько и почему возможно их существование на Земле.

Важно отметить два обстоятельства.

1. Мохнатые и дикие полулюди, обнаруживаемые в разных областях земного шара, это явно вовсе не один биологический вид. Существа эти разные даже по размерам. От агогве — «мохнатых человечков» Африки, размером с подростка, до великанов ростом в 2,3—3 метра в Тибете.

Поведение и экология таких существ тоже очень различны — от скрещивающихся с людьми гоминоидов Кавказа до людоедов — сасквачей в Канаде и на севере США

2. Все эти существа несравненно примитивнее неан- дертальца. Они не одеваются, не владеют речью, не знают огня, жилищ, искусства и орудий труда.

Неандерталец возник в холодном климате как существо, изначально способное построить «вторую природу». Неандерталец заведомо владел культурой в той же степени, что и сапиенс. Как и сапиенс, он не мог существовать вне культуры. Можно, конечно, предположить, что какие-то группы неандертальцев одичали и утратили культуру... Но такое же предположение можно сделать и по поводу сапиенса.

Было бы приятно думать, что где-то в горах и лесах нас еще ждет встреча с приземистым рыжим человеком, издающим ограниченное число гласных звуков. Живет такой, охотясь на крупных животных, а может быть, выращивая на укрытых в лесу делянках картошку...

Но места, где мог жить неандерталец, хорошо известны. Все они густо заселены современными людьми. Там, где мог жить неандерталец, для него места больше нет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.117 (0.011 с.)