Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность управления проектом

Поиск

Традиционно под управлением проектами понимается область менеджмента, охватывающая те сферы деятельности организации, в которых создание продукта (услуги) реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требованиях (ограничениях), касающихся сроков, бюджета и характеристик ожидаемого результата.

Управление проектом (англ. project management) - область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются определённые цели, а также оптимизируется использование ресурсов (таких как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.) в рамках некоторого проекта (определяющего конечный результат и ограничение по времени и/или другим ресурсам).

Управление проектом представляет собой целенаправленный процесс достижения целей проекта при ограничениях на финансовые, материальные, человеческие, временные и прочие ресурсы. В соответствии с классификацией PMI, рассматривая управление проектом как процесс достижения определенной цели, выделяют следующие этапы проекта:

1. Инициация проекта.

2. Планирование (планирование целей, декомпозиция целей, планирование операций, планирование сроков, планирование ресурсов, планирование стоимости, планирование качества, планирование организации, назначение персонала, планирование взаимодействия, планирование рисков, планирование контрактов, разработка плана проекта, определение критериев успеха).

3. Исполнение (исполнение плана проекта, учет исполнения, распределение информации, подтверждение качества, подготовка предложений, выбор поставщиков, контроль контрактов, развитие команды проекта).

4. Анализ (оценка исполнения, анализ сроков, анализ стоимости, подтверждение целей, анализ качества, анализ ресурсов).

5. Управление изменениями (общее управление изменениями, управление ресурсами, управление целями, управление качеством, управление контрактами, управление рисками).

6. Завершение (закрытие контрактов, административное завершение).

На успех проекта влияют две группы факторов:

- Внешние факторы (плохо управляемые) - наличие финансирования на доведение разработки, налоги, законодательство, объем рынка.

- Внутренние (хорошо управляемые) - способ представления, степень доведенности проекта, организация работ.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «проект»?

2. Охарактеризуйте этапы проекта в соответствии с классификацией PMI.

3. Дайте определение управлению проектами.

4. Дайте определение понятию «программа».

5. Назовите основные элементы проекта.

Лекция 2.Проектное управление

Модель управления проектом

Проект функционирует в определенном окружении, которое включает внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные и др. факторы.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта (проектным циклом). Обычно факт начала работ над проектом и факт его ликвидации оформляются официальными документами. Состояния, через которые проходит проект, называются этапами (фазами, стадиями).

Жизненный цикл проекта укрупнено делят на три основные фазы: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную. Дальнейшее разделение зависит от специфики проекта. Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Так, жизненный цикл может делиться на пять фаз (рис. 3):

1. Концептуальная фаза - формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое) и планирование проекта.

2. Фаза разработки проекта - определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработка проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками.

3. Фаза выполнения проекта - работы по его реализации (строительство, маркетинг, обучение персонала).

4. Фаза завершения проекта - приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию.

5. Эксплуатационная фаза - приемка и запуск, замена оборудования, расширение, модернизация, инновация.

Фазы
концептуальная разработки проекта выполнения проекта завершения проекта эксплуатационная

Рис. 3. Фазы жизненного цикла проекта

Для успешного управления проектами система должны быть структурирована. Суть структуризации (декомпозиции) сводится к разбивке проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять. Процесс структуризации является неотъемлемой частью общего процесса планирования проекта и определения его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей. Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работы, которые необходимо выполнить - как между собой, так и с конечной целью проекта.

Подсистемы управления проектом формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. В общем виде подсистемы управления проектом включают:

- управление содержанием и объемами работ,

- управление временем,

- управление стоимостью,

- управление качеством,

- управление закупками и поставками,

- управление распределением ресурсов,

- управление человеческими ресурсами,

- управление рисками,

- интеграционное управление,

- управление информацией и коммуникациями.

В конкретных проектах могут добавляться специфические подсистемы.

Функции управления проектом включают базовые, основные виды деятельности, которые необходимо осуществлять менеджерам на всех этапах и во всех предметных областях по проекту. Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет и администрирование.

Отличие подсистем управления проектом от функций заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции направлены на специфические процедуры, процессы и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций.

Методы управления проектами

Методология управления проектами - это набор методов и процедур управления проектами. Использование методологии управления проектами в качестве инструмента планирования, контроля и координации осуществления проектов позволяет:

- экономить значительные средства,

- реализовывать цели проекта в меньшие сроки

- самое главное, реализовывать успешное управление.

Методология управления проектами позволяет превратить процедуру создания продукта в хорошо организованный и управляемый процесс.

Методы управления проектами включают: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование на ЭВМ и др.

Освоение методов управления проектами дает возможность менеджеру к любому проекту подходить с единых позиций. Согласно разработкам американской Ассоциации руководителей проектов - Project Manager Institute (PMI) менеджер проекта управляет:

1. Предметной областью проекта - наиболее знакомая российским разработчикам функция. Ее составляющие - разработка концепции, определение предметной области проекта, распределение работ, установление отчетности, введение системы контроля, завершение проекта - частично в той или иной степени входят в состав российских ГОСТов, определяющих порядок проведения проектных и иных работ.

2. Качеством. Управление им содержит управленческие (обеспечение качества) и технические аспекты (контроль качества).

3. Временем (планирование времени в проекте, оценка продолжительностей, календарное планирование, контроль времени в проекте).

4. Стоимостью (оценка и прогнозирование стоимости, сметы и бюджет, контроль стоимости, использование стоимостных показателей).

5. Рисками.

6. Персоналом.

7. Контрактами и обеспечением ресурсами.

Управление каждой из перечисленных функций предполагает учет десятков, а в крупных проектах и сотен различных факторов. Методика управления проектами придает этим процедурам системность и целостность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.007 с.)