Мини – исследование «как азбука появилась. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мини – исследование «как азбука появилась. »



Цели: узнать о появлении славянской азбуки и значении этого открытия для просвещения России; различать старинную и современную азбуку, сравнивать их.

Мы уже говорили о том, как трудно было сохранять и передавать информацию, ведь древние славяне не знали азбуки. Информацию передавали с помощью рисунков или в устной речи. И всё же настало то время, когда на Руси появилась своя азбука.

В гости к ребятам пришли две буквы АЗ и БУКИ. Они будут помогать ребятам на уроке.

Текст для работы в группах.

Жили в греческой земле два брата: один монах, другой – воин. Звали их Кирилл и Мефодий. Отправились братья в Русскую землю для просвещения христиан. Они создали первую славянскую азбуку. В честь старшего брата её назвали кириллицей. Скоро на Руси появились первые книги. 24 мая – день памяти святых учителей Кирилла и Мефодия.

 

 

 

Ребята в группах читают материал о создании азбуки, готовятся отвечать на вопросы.

Вопросы:

1. Кто является родоначальником славянской письменности?

2. Где жили и чем занимались солунские братья до создания азбуки?

3. Для чего славянам нужна была азбука?

4. Как называлась первая славянская азбука и почему?

5. Как изменилась жизнь славян с открытием азбуки?

6. Почему Кирилла и Мефодия называют славянскими просветителями?

7. Когда славяне отмечают праздник славянской письменности и где он проходит?

 

После обсуждения вопросов группы переходят ко второму заданию: сравнить древнюю азбуку и современную по плану:

1. Количество букв.

2. Название букв.

3. Начертание букв.

4. Какие буквы исчезли?

5. Какие буквы появились?

На основе исследования группы делают вывод, который обсуждают в конце занятия.

Практикум «Берегите книгу – источник знаний!»

Цели: раскрыть историю возникновения книги, показать её роль в жизни каждого человека; воспитывать ценностное отношение к книге.

Открытие азбуки послужило началом просвещения России. Но грамотность распространялась очень медленно, ведь не было книг, по которым люди могли бы учиться. Самые грамотные люди на Руси были монахи и церковные люди, они вели богослужение по книгам, которые переписывали от руки. Такие книги назывались рукописными, для их создания требовалось много времени.

 

Рассмотрите иллюстрацию, на которой монах пишет книгу в душной келье. Вопросы для обсуждения:

1. Где происходит событие?

2. Когда монах сел за свой труд?

3. Рассмотрите письменные принадлежности монаха. Похожи ли они на современные предметы для письма?

4. Как ты оцениваешь труд монаха-летописца?

После обсуждения вопросов группы приступают к мини-исследованию «Как писали первые книги?» Прочитав небольшой текст, группа ребят заполняет таблицы.

На изготовление рукописной книги уходили годы человеческой жизни, поэтому книг было очень мало, стоили они очень дорого. Иметь такие книги могли позволить только состоятельные (богатые и знатные) люди. Книги ценили дороже золота, берегли как зеницу ока. Такие книги и по сей день являются великой ценностью, реликвией. Древние книги богато и искусно украшали. Но книги ценили ещё за то, что они содержали ценнейшие научные сведения.

На Руси издревле велись летописи, в которых описывались самые важные события в жизни страны. Летописцы записали события из года в год аккуратно, красивым почерком, монах писал такую книгу с любовью к родной стране, её героям. Он понимал, что оставляет бесценный материал для своих потомков, которые сами рассудят и расставят всё по местам в истории страны. Летописи рассказывали о войнах, пожарах, о жизни царей и простых людей. К сожалению, таких книг очень мало дошло до наших дней. Много их было уничтожено во время многочисленных пожаров и войн. Русский царь Иван Грозный очень ценил книгу как источник знаний, он привозил книги из других стран, некоторые ему были преподнесены в дар правителями других стран. За свою жизнь он собрал целую библиотеку, в которой хранились самые старинные и ценнейшие книги того времени. В суровые времена он принял решение спрятать книги в тайном месте, чтобы они не попали в руки жестоких варваров на растерзание. Книги могли стать лёгкой добычей людей нецивилизованных, которые сжигали их на кострах. С тех пор историки тщетно пытаются отыскать следы исчезнувшей бесследно библиотеки. Чем для нас является книга? Какое значение она имеет для современного общества?

Моя первая учебная книга.

Цели: показать роль книги в образовании человека; воспитывать бережное отношение к учебной книге.

Детям в группах предлагается из фрагментов составить пословицы о книге, об азбуке. Каждая команда зачитывает получившиеся пословицы. На обратной стороне надписи половицы находится карта для поиска клада. Настоящие кладоискатели должны умет ориентироваться по такой карте. Каждая группа совещается и старается определить местонахождение клада. С помощью учителя дети расшифровывают карту и по сигналу отправляются на поиски клада. Команды имеют примерно одинаковые карты, только отправная точка должна быть разной.

 
8 шагов X

5 шагов

 

 

5 шагов 6 шагов 7 шагов 6 шагов

 

5 шагов

4 шага

 

 

Дети находят клад и с радостью получают в руки первую учебную книгу – Азбуку. Далее они внимательно рассматривают новую книгу. Находят составные части книги: обложка, форзац, переплёт, титульный лист, содержание, листы. Потом самостоятельно находят эти части по заданию учителя.

Загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Рта нет, а разговаривает. (книга)

Рассмотрите обложку учебника. Что на ней изображено? Какая информация на форзаце учебника? Что расскажет нам титульный лист? Найди содержание учебника. Как с ним работать? Что помещено на листах учебника? (учебная информация в виде текстов, рисунков, схем). Макет учебника создан группой авторов и художников в издательстве «Просвещение». Для кого предназначена эта книга? Что сделали авторы учебника для того, чтобы книгу интересно было взять в руки? Сравните свой учебник с учебником товарища. Как удалось получить так много одинаковых книг? Где распечатан этот учебник? Благодаря мастерам печатного дела учебник выглядит так красиво: строки учебника ровные, рисунки яркие, а листы гладкие, белые. Это новый учебник и ты первый взял его в руки. Береги его как ценный подарок! Давайте вместе сформулируем правила бережного обращения с книгой.

Правила обращения с книгой.

1. Не перегибай обложку книги, не ломай переплёт.

2. Не загибай листы, сделай закладку.

3. Бери книгу только чистыми руками.

4. Не рисуй в книге картинки, не пачкай её листы.

5. Не рви листы, оберни книгу.

Книга – произведение искусства, выполненное с любовью для тебя. Храни книжку на книжной полке так, чтобы младшие дети или домашние животные её не испортили. В умелых добрых руках книга превращается в умного помощника, будет служить тебе и помогать выполнять домашние задания. Что обозначает каждый знак учебника? Найди эти значки на страницах учебника.

Азбука – это основа, фундамент, на котором строится прочная система знаний. Слово «азбука» имеет несколько значений. Найди в толковом словаре значение этого слова. Сколько значений оно имеет? Объясни, как ты понимаешь каждое значение. В каком значении мы будем употреблять это слово? Теперь ты понимаешь, что держишь в руках бесценный клад – это те знания, благодаря которым ты станешь успешным, умным, станешь самим собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.007 с.)